Великая Хартия Вольностей 1215 г. и возникновение английского парламента

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 13:45, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является теоретическое исследование появления и значения Великой Хартии Вольностей для английского государства. В соответствии с обозначенной целью автор в контрольной работе ставит следующие задачи:
сжато осветить социально – экономическое положение Англии в период с нормандского завоевания и до начала 13 века;
представить политические и социально – экономические предпосылки подписания королем Иоанном Безземельным Великой Хартии Вольностей;
провести исследование текста Хартии;
обозначить значение данного документа в развитии английского права и возникновения английского парламента;

Содержание

Введение ....................................................................................................................................3
Основная часть
Нормандское завоевание и его значение в английской истории………………..5
Судопроизводство и политический кризис начала XIII века в
преддверии подписания Великой Хартии Вольностей………………………………7
1.3. Содержание и сущность Великой Хартии Вольностей………………………….11
1.4. Возникновение английского парламента………………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………………………...19
Список использованной литературы………………………………………………………..21

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа. ИГиПЗС Кругляков Е.В..doc

— 158.50 Кб (Скачать)

     Разнообразные привилегии — экономические и  политические, которые короли и особенно наследник Генриха II Ричард Львиное  Сердце охотно продавали, способствовали росту английских городов. Тем не менее, бароны Англии, действуя в союзе с церковью, опасавшейся за свои исключительные привилегии, не отказались от попыток поставить короля и его аппарат под свой контроль.

     Отношения между феодальной знатью Англии и королем обострились при Иоанне Безземельном, неудачными войнами и еще более тяжелыми поборами, доведшим страну до разорения, а подданных до бунта. Весьма возможно, что баронам не удалось бы поднять против становившегося невыносимым политического режима восстание, если бы им не помогло одно чрезвычайно важное по тем временам обстоятельство. Столкновение короля с церковью и вызов, который он не побоялся бросить главе католического мира, решили его участь, развеяв последние остатки того морального престижа, который не смогли ещё сокрушить все его беззакония.

     Поводом к столкновению послужил вопрос о  замещении Кентерберийской кафедры, ставшей вакантной в 1205 году. Папа не утвердил кандидатов, выставленных королём, и назначил в 1207 году архиепископом одного из своих кардиналов, Стефана Лэнгтона. Иоанн отказался признать нового архиепископа, и через 2 года был отлучён от церкви. Иоанн повелел конфисковать все церковные владения в королевстве и фактически поставил английскую церковь вне закона. В 1211 году папа формально освободил всех англичан от верности и подданства королю и под страхом наказания запретил им иметь с ним какое бы то ни было общение. Не довольствуясь этим,  Иннокентий III и вовсе низложил Иоанна и поручил французскому королю Филиппу II Августу возглавить крестовый поход против английского короля. Перспектива французского нашествия подействовала на Иоанна сильнее угроз папы. Он прекрасно сознавал, что рассчитывать на своих баронов ему нельзя. Он боялся их больше, чем неприятеля. Иоанн принял единственно правильное решение: он решает подчиниться папе. Вскоре после этого (1213 год) в Англию прибывает новый архиепископ и снимает с короля отлучение, заставив его при этом повторить свою коронационную присягу. После этого король потребовал от баронов, чтобы они отправились с ним на континент против Филиппа Августа, вполне уверенный в том, что бароны не решатся оказать ему неповиновение после его примирения с церковью. Северные бароны ответили отказом на требование короля, он, в свою очередь, двинул на них свои наёмные отряды, но архиепископ Кентерберийский остановил его, посоветовав предварительно расследовать дело судебным путём. В лице архиепископа Стефана Лэнгтона начавшееся уже общественное движение приобрело руководителя и идейного вдохновителя, укреплявшего его своим авторитетом. Уже через месяц после прибытия в Англию (август 1213 года) он проводит собрание баронов и высших иерархов церкви в Лондоне, на которых звучит призыв в полном объёме восстановить былые вольности (так называемую «Хартию Генриха I» и законы Эдуарда Исповедника). 

     Законы  Эдуарда Исповедника не представляли на самом деле постановлений короля Эдуарда; под этим именем известны были составленные гораздо позднее (по-видимому, в XII веке) частными лицами сборники англосаксонского права, насколько последнее применялось в период нормандского владычества. Если под законами Эдуарда Исповедника разумелось саксонское право, то грамота  Генриха I была документом феодального права. Генрих I незаконно занял английский престол и чтобы отстоять своё положение, должен был опираться на сочувствие своих подданных. Необходимость расположить их к себе заставила Генриха в начале своего правления даровать вассалам грамоту, целью которой было прекращение произвола и злоупотреблений эпохи Вильгельма Завоевателя. Эта грамота являлась феодальным договором между сеньорами и сюзереном. В нём обеспечивались мир и права церкви, ограничивался произвол короля во взимании релифа. Рыцарь, нёсший личную военную службу в войске, признавался свободным от уплаты воинской подати. При решении судебных дел король обещался руководствоваться законами Эдуарда Исповедника в том виде, как установил их Вильгельм со своими баронами. Замечательна одна особенность Грамоты Генриха I: ограничивая короля по отношению к вассалам, она налагала такие же ограничения и на баронов по отношению к подвассалам. Когда указанная Лэнгтоном грамота была прочтена баронам, все с радостью поклялись, не жалея жизни, сражаться за такие права. Прочитав документ, король пришёл в негодование и в страшной ярости поклялся, что никогда не даст им «таких вольностей, которые его самого делают рабом». Однако количество сторонников короля таяло на глазах, а ряды восставших постоянно росли, это привело к тому, что 15 июня 1215 года уполномоченные баронов сошлись с королём и его немногочисленными приверженцами в долине Рэннимид, на Темзе и здесь Иоанн, видя, что силы его не равны силам баронов, подписал Великую Хартию Вольностей.

    1. Содержание и сущность Великой Хартии Вольностей

      Великая Хартия Вольностей 1215 года начинается словами: « Во-первых, дали мы перед Богом свое согласие и настоящей хартией нашей подтвердили за нас и за наследников наших на вечные времена, чтобы Английская церковь была свободна и владела своими правами в целости и своими вольностями неприкосновенными, что явствует из того, что свободу выборов, которая признается важнейшей и более всего необходимой Английской церкви, мы по чистой и доброй воле, еще до несогласия, возникшего между нами и баронами нашими, пожаловали и грамотой нашей подтвердили и получили подтверждение ея от сеньера папы Иннокентия Третьяго, которую и мы будем соблюдать, и желаем, чтобы ее добросовестно на вечные времена соблюдали и наследники наши. Пожаловали мы также всем свободным людям королевства нашего за нас и за наследников наших на вечная времена все нижеписанная вольности, чтобы имели их и владели ими они и их наследники от нас и от наследников наших…» (3, с.284)

На первом месте Великой Хартии Вольностей находились церковь и бароны. Своей первой статьей Хартия объявляет свободной английскую церковь и неприкосновенными её права и вольности. Согласно этому документу, выборы высших и низших иерархов церкви должны были производиться свободно во всех церквях и король должен утверждать их, если только для отказа не будет основательной причины. В этом Хартия была сходна с грамотой Генриха I, которая точно так же раньше всех других уступок обеспечивала права и мир церкви. Церковь, как самая могущественная часть феодального общества, всегда стоявшая во главе недовольных, естественно, требовала освящения своих прав, прежде всего.

     Основные  положения Хартии, которым последующая  политическая история Англии придала  наибольшее значение, сводятся к следующему:

  1. Король обязывается соблюдать феодальные обычаи в своих отношениях с вассалами; не вмешивается в юрисдикцию феодальных курий.
  2. Налоги и сборы могут взиматься не иначе как по решению «общего совета королевства» (что означало по существу восстановление баронской курии). «…Ни щитовые деньги, ни пособия не должны взиматься в королевстве нашем иначе, как по общему совету королевства нашего, если это не для выкупа нашего из плена и не для возведения в рыцари первородного сына нашего и не для выдачи первым браком замуж дочери нашей первородной; и для этого должно выдавать лишь умеренное пособие; подобным же образом надлежит поступать и относительно пособий с города Лондона…». «А для того, чтобы иметь общий совет королевства при обложении пособием в других случаях, кроме трех вышеназванных, или для обложения щитовыми деньгами, мы повелим позвать всех архиепископов, епископов, аббатов, графов и старших баронов нашими письмами за нашей печатью и кроме того повелим позвать огулом, через шерифов и бейлифов наших, всех тех, которые держат от нас непосредственно; повелим позвать мы всех их к определенному дню, т.е. по меньшей мере за сорок дней до срока, и в определенное место; и во всех этих призывных письмах объясним причину приглашения; и когда будут таким образом разосланы приглашения, в назначенный день будет приступлено к делу при участии и совете тех, которые окажутся налицо, хотя бы и не все приглашенные явились».
  3. Всякий арест должен быть основан на показаниях, «заслуживающих доверия свидетелей».
  4. Ни один свободный человек не может быть заключен в тюрьму, изгнан из страны, лишен имения, поставлен вне закона и т.д. «иначе, как по законному приговору», вынесенному равными по положению судьями («пэрами»), и «по законам страны».
  5. Соблюдение хартии должен гарантировать совет из 25 баронов, наделенный правом «принуждать и теснить» короля «всеми способами, какими только может». «После же того, как мы для Бога и для улучшения королевства нашего и для более успешного умиротворения раздора, родившегося между нами и баронами нашими, все это вышеозначенное пожаловали, желая, чтобы они пользовались этим прочно и нерушимо на вечные времена, - создаем и жалуем им нижеписанную гарантию, именно: чтобы бароны избрали двадцать пять баронов из королевства, кого пожелают, которые должны всеми силами блюсти и охранять и заставлять блюсти мир и вольности, какие мы пожаловали и этой настоящей хартией…

     Центральное место в Хартии занимают статьи, выражающие интересы баронов, возглавлявших  движение. Баронские лены объявлялись  свободно наследуемыми владениями. Король не имел права требовать от вступавшего  в наследство молодого барона больше установленного исстари в феодальном договоре платежа – рельефа и обещал не злоупотреблять правом опеки над несовершеннолетними вассалами. Хартия восстанавливала некоторые сеньориальные права баронов, ущемленные в результате расширения королевской юрисдикции; так запрещалось переносить по королевскому приказу иски о собственности из курии барона в королевскую курию. Король обещал устранить всякий произвол при обложении баронов денежными повинностями. Только в трех случаях бароны были обязаны давать королю умеренную денежную помощь: при выкупе короля из плена, при посвящении в рыцари его старшего сына, на свадьбу старшей дочери от первого брака.

     Вместе  с тем некоторые постановления  Хартии защищали интересы других участников движения. Так, подтверждались существовавшие ранее привилегии и свободы церкви и духовенства, в частности свобода церковных выборов.

     В отношении рыцарей в хартии было предусмотрено обещание баронов  не брать со своих вассалов каких-либо сборов без их согласия, кроме обычных феодальных пособий, а также не понуждать их к выполнению повинностей в большом размере, чем тот, который следует по обычаю.

     Хартия  подтверждала древние вольности  Лондона и других городов, а также  право купцов, в том числе иноземных, свободно выезжать из Англии и въезжать в нее, вести торговлю без каких-либо стеснений. В хартии было установлено необходимое для торговли единство мер и весов. «Одна мера вина пусть будет по всему нашему королевству, и одна мера пива, и одна мера хлеба, именно лондонская четверть, и одна ширина крашеных сукон и некрашеных и сукон для панцирей, именно два локтя между краями; то же, что о мерах, пусть относится и к весам…».

     Свободным крестьянам было обещано не обременять непосильными поборами, не разорять штрафами.

       Некоторые положения Хартии сыграли  значительную роль в политической  эволюции Англии.

     Речь  идет, прежде всего, о статьях 12 и 14. В статье 12 указывается: «Ни щитовые деньги», ни (какое-либо иное) пособие не должны взиматься в королевстве нашем иначе, как по общему совету королевства нашего». Статья 14 определяет состав этого совета: «А для того чтобы иметь общий совет королевства при обложении пособием в других случаях, кроме вышеназванных, или для обложения «щитовыми деньгами», мы повелим позвать архиепископов, епископов, аббатов, графов и старших баронов нашими письмами каждого отдельно и, кроме того, повелим позвать огулом, через шерифов и бейлифов наших, всех тех, кто держит от нас непосредственно». Таким образом, совет королевства – это собрание всех королевских вассалов, которое можно рассматривать как прототип палаты лордов. Если к этому собранию королевских вассалов добавить представителей от графств и городов, то налицо английский средневековый парламент. Большое внимание заслуживают статьи 39 и 40 Хартии. Первая из них гласит: «Ни один свободный человек не будет задержан или заключен в тюрьму, или лишен имущества, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо иным способом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе, как по законному приговору равных его (его пэров) и по закону страны». Однако речь в Хартии идет только о свободных людях, соответственно положения Хартии не распространялось на крепостное крестьянство, а оно составляло большинство населения Англии. Она, конечно, ни в какой мере не служила гарантией «народных свобод», как это нередко доказывают, и тем более не может считаться «народным правом», ибо именно народу она ничего не дала и не могла дать. Подавляющее большинство населения Англии тогда составляло крепостное крестьянство, и Хартия не давала им почти никаких прав. В хартии есть только одна статья, в которой говориться, что при взыскании штрафов с вилланов (крепостных крестьян) оставался неприкосновенным их инвентарь. Однако это требование было включено в этот документ прежде всего в интересах самих же феодалов, ибо крестьяне, лишенные инвентаря, не могли выполнять феодальные повинности.

     Статья 40 Хартии, в которой говорится: «никому  не будем продавать справедливость и правосудие, никому не будем отказывать в них или их затягивать», - тесно связана по своей сути со статьей 39.

     Будь  эта Хартия осуществлена на деле, Англия сделалась бы ареной феодального  самоуправства, страной столь же раздробленной, как скажем, Германия. Этого, однако, не случилось и главным образом потому, что падения центральной власти не хотели ни города, ни мелкое рыцарство.

      Таким образом, Великая Хартия вольностей была прологом в истории английского  парламента. 

    1. Возникновение английского парламента
 

      Заложив в Англии основы правового порядка, который должен был сменить безраздельно господствовавшую систему правительственного произвола, Великая Хартия не создала вполне удовлетворительных технических средств, которые бы гарантировали проведение в жизнь юридически поставленных ею принципов и делали невозможным возвращение к старому порядку. Великая Хартия явилась лишь первым и чрезвычайно важным шагом английского общества по пути к свободе. Она юридически формулировала выдвинутую жизнью задачу и тем создала почву для правомерной борьбы и дала в руки обществу широкую и определённую программу, способную объединить самые различные общественные элементы в их стремлении к свободе.

      Юридическую силу Хартия 1215г. имела лишь несколько  месяцев. В конце августа 1215г. римский папа, примирившийся с Иоанном, аннулировал Хартию папской буллой. Иоанн Безземельный, уступив перед вооружённой силой своих подданных, впоследствии отказался от Хартии. Снова началась вооружённая борьба, но смерть Иоанна (1216г.) помешала довести её до какого-либо определённого результата. Но Хартия уцелела. Его наследник, малолетний Генрих III, уступая баронам, подтверждает Хартию. Такого рода подтверждения сделались своего рода традицией (44 раза между 1327 и 1422гг.).

      В период сословной монархии в Англии сложилось учреждение,  которое  стало

неотъемлемой  и со временем все  более  значительной  частью  государственной организации страны - представительный  парламент.  Своим  возникновением  он был   обязан   как   установившимся   к   13-14вв.    политическим    формам взаимоотношений сословий Англии с королевской властью,  так  и  особенностям ситуации в условиях кризиса власти второй половины 13в. Немалое  значение  в этом длительном процессе  сыграли  и  традиции  привлечение  короной  высшей знати к решению государственных дел, восходящие к ленной монархии.

Информация о работе Великая Хартия Вольностей 1215 г. и возникновение английского парламента