Верховенство закона в правовом государстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 16:24, курсовая работа

Описание работы

Верховенство закона - это основной принцип построения правового государства. Что это означает также наверняка ответит далеко не каждый. Поэтому то и представляется необходимым изучить темы курсовой работы, наиболее полно попытать раскрыть ее основополагающие моменты. Но прежде чем говорить о верховенстве закона в правовом государстве необходимо разобраться в понятии правового государства, дать определение и обозначить признаки правового государства, его основные характеристики и основу.

Содержание

Введение 3

Глава I. Понятие и признаки правового государства. Система разделения властей в правовом государстве 5

1.1. Понятие и признаки правового государства 5

1.2.Система разделения властей в правовом государстве 9

Глава II. Верховенство закона в правовом государстве 13

2.1. Верховенство закона как нормативно-правового акта 13

2.2. Верховенство закона - основная общедемократическая ценность 17

Заключение 22

Список использованных источников 24

Работа содержит 1 файл

верховенство закона в правовом государстве (ТГП).rtf

— 166.46 Кб (Скачать)

     Ст. 15 гласит: "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации".

     Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

     Таким образом, единое правовое пространство как необходимое условие становления и формирования правового государства отсутствует. Необходимо обеспечить соответствие конституций и законов республик, уставов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Такую функцию выполняет Конституционный Суд Российской Федерации.

     Статья 125 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации: федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; договоров между органами государственной власти Российской Федерации органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; не вступивших в силу международных договоров. А также разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

     В современном демократическом государстве эффективность правового закона сопряжена с наличием единого правового пространства, в котором приоритетное значение имеет принцип верховенства законов, принимаемых от имени народа и выражающих его суверенную волю, над всеми действующими в стране нормативными актами. Подзаконные акты, включая ведомственные распоряжения, приказы, инструкции, подлежат конституционному контролю. Это означает, что они могут быть опротестованы, обжалованы и аннулированы по мотивам нарушения законности или, напротив, после определенной судебной процедуры подтверждены как соответствующие конституции и иным законам.10

     Идея единого правового пространства становится национальной. В странах Западной Европы концепция правового пространства наряду с концепцией европейского экономического пространства, получает все большее признание, и выражается в борьбе с терроризмом, защитой прав человека, праве убежища, отношениями между правоохранительными органами.

     В правовом государстве существуют определенные гарантии законности, которые обеспечивают соблюдение и исполнение закона. Это - социально-экономические, политические, юридические и международные гарантии. Политические гарантии законности - это прежде всего демократизм общественного и государственного строя Российской Федерации, политический и идеологический плюрализм, активное участие граждан в управлении делами государства. Социально-экономические гарантии законности - многообразие форм собственности, создание необходимых условий для их развития, обеспечение им равной защиты, свободное предпринимательство, право граждан распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду, справедливые условия найма, увольнения, оплаты и охраны труда и т.д. К юридическим гарантиям относятся следующие: нормативная урегулированность законами или подзаконными актами всех общественных отношений, нуждающихся в правовом закреплении, эффективная деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение законов, а также правоохранительных органов, привлечение к юридической ответственности должностных лиц, посягающих на права и свободы граждан. К международным гарантиям относятся: деятельность международных организаций, специализированных органов ООН по контролю за соблюдением прав человека в различных странах, инспекционные поездки их представителей в регионы, где нарушается законодательство, закрепляющее права и свободы граждан, право граждан обращаться в международные органы за защитой своих нарушенных прав.  Законность и правовое государство - категории во многом тождественные, но у них несколько разные акценты. Законность требует безусловного соблюдения законодательства всеми субъектами правовой сферы, в то время как правовое государство предъявляет подобное требование к государственным структурам, выполняющим функции публичной власти. Поэтому реализация режима правового государства означает торжество закона прежде всего в деятельности властных структур - государственных органов власти, управления, суда и прокуратуры и их должностных лиц. В итоге законность и правовое государство ведут к превращению закона в самостоятельную, объективную силу жизнедеятельность которой не зависит от отношения к ней.

 

Заключение

 

     Обобщая, можно сказать, что в основе организации и деятельности правового государства лежит принцип разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Каждая власть осуществляет свои строго очерченные функции. И вместе они сдерживают и уравновешивают друг друга, обеспечивая тем самым гарантию против нарушения демократических норм и злоупотребления властью. А кроме того, сами граждане через всеобщую избирательную систему имеют возможность контролировать власти и в случае необходимости корректировать их действия.

     Государственная власть в правовом государстве подзаконна. Ее подзаконность дополняется признанием за отдельной личностью неотъемлемых и неприкосновенных прав, предшествующих самому государству. Неприкосновенность личности обеспечивается законом.

     Правовое государство обеспечивает:

     1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.

     2. Реальность прав личности, создание условий для ее свободного развития.

     3. Взаимную ответственность государства и личности

     4. Прочный режим законности и стабильности правового порядка.

     Для нормального функционирования правового государства и наиболее полной реализации принципа верховенства закона необходимо установить высокое качество законодательства, а также установить механизм самореализации правовых норм, которые будут способствовать становлению правового государства. Законность и правовое государство - категории во многом тождественные, но у них несколько разные акценты. Законность требует безусловного соблюдения законодательства всеми субъектами правовой сферы, в то время как правовое государство предъявляет подобное требование к государственным структурам, выполняющим функции публичной власти. Поэтому реализация режима правового государства означает торжество закона прежде всего в деятельности властных структур - государственных органов власти, управления, суда и прокуратуры и их должностных лиц. В итоге законность и правовое государство ведут к превращению закона в самостоятельную, объективную силу жизнедеятельность которой не зависит от отношения к ней.

     В заключении хочется отметить, что в понятии правового государства концентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в процессе длительного   развития  государственно-организованного общества. Для России, принявшей общечеловеческие ценности, нет иного пути, кроме построения и развития правового государства. Естественный же прогресс человеческой жизни вносит и будет вносить  новые  элементы  в теорию и практику строительства правового государства.

 

Список использованных источников

 
  1. Конституция РФ, 1993.
  2. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Норма, 2004.
  3. Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.: «Издательство ОМЕГА-Л», 2006.
  4. Лазарев В.В. Общая теория государства и права. - М.: ИНФРА-М, 2004.
  5. Марченко М.Н. Теория государства и права. - М.: «Изд-во НОРМА», 2007.
  6. Мицкевич А.В. Основы права. - М.: «Издательство ОМЕГА-Л», 2000.
  7. Общая теория права / под ред. Пиголкина А.С. - М.: Изд-во «БЕК», 2001.
  8. Стрекозов В.Г. Теория государства и права: Учебное пособие для вузов. - М.: «Проспект», 2003.
  9. Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  10. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и                    А.В. Малько. - М.: Проспект, 2003.
  11. Теория государства и права / под ред. Манова Г.Н. - М.: ЮНИТИ, 1998.
  12. Энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2006.

Информация о работе Верховенство закона в правовом государстве