Вестернизация мусульманского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 06:39, курсовая работа

Описание работы

Всякий ли след традиционно мусульманского права исчез в мусульманских странах, которые, казалось бы, все более строят свое право на западный манер? И следует ли поэтому вычеркнуть теперь мусульманское право из числа крупных правовых систем современного мира? Каков бы ни был прогресс, достигнутый в мусульманских странах по перестройке права по западному образцу, мы должны остерегаться таких выводов. Наиболее опытные авторы также предостерегают нас от этого. «Последним словом в дискуссии о рецепции западных институтов, – говорит Л. Миллио, – будет, вероятно... их исламизация».

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и развитие мусульманского права
2.2 Понятие и признаки мусульманского права
2.2 Возникновение и развитие мусульманского права
Глава 2. Вестернизация в мусульманском праве
2.1. Вестернизация как правовое явление
2.2. Модели вестернизации, исторические примеры
a) Турция (20-е годы 20 века)
b) Ливия 60-е годы )
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Вестернизация мусульманского права.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

Начну с того, что как бы не старались  многие восточные и мусульманские  страны убедить мир в том, что  они не будут развиваться по образцу Западной цивилизации, и что у них есть свой особый путь, на мой взгляд, история говорит об обратном. Разница лишь в том, что все эти страны сейчас стоят на разных ступенях исторического развития, в разных общественных формациях, которые Запад уже прошел. Он уже живет в постиндустриальном, информационном обществе.

Например, в Новой Гвинее существует родо-племенной  строй, и там еще 20 лет назад  каннибализм считался нормой, но эта  страна в отличие от Татарстана –  суверенное государство. В Йемене царит крутой феодализм. Россия переживает деиндустриализацию и катится к аграрному обществу, буржуазная революция в ней так и не произошла. Она со своей компрадорской элитой превращается в сырьевой придаток Запада. Образно говоря, ее можно назвать «больным человеком Европы». До 1961 года в России господствовал рабовладельческие строй, затем наступил феодальный, крестьян поставили в полную зависимость от государства. Только в 60-е годы ХХ века крестьянам стали выдавать паспорта и разрешать выезжать из деревень. Сейчас же Россией правит авторитарный режим, обслуживающий  узкий круг бюрократии и сырьевых магнатов...

Главной бедой России является то, что в  ней так и не сформировался  широкий слой средней и мелкой буржуазии как социальный класс, который и являлся бы носителем и генератором буржуазных свобод и реальных, а не кремлевских деланных политических партий. Создание этого класса и есть модернизация в России, а не какое-то потемкинское Сколково. Кстати, с этими процессами связана и проблема формирования русских как нации и выработки их реальной национальной идеологии. Но сырьевые магнаты и крупные бюрократы зорко следят, чтобы этого не произошло. Россия крепко застряла на подступах к индустриальному капиталистическому обществу.

Что же касается мусульманских стран, то при их переходе от феодализма  к буржуазному обществу они брали себе все надстроечные атрибуты индустриального строя (например, вместо исламской идеологии брали на вооружение идеологию национализма, вместо религиозных наук – светские секуляризированные науки из Европы), но парадокс был в том, что в этих странах не существовало самой буржуазии как класса. Кстати, у России – та же беда, что и у мусульман. В силу этого власть брали в руки военные и бюрократия и под флагами авторитарных режимов пытались проводить буржуазные реформы сверху.

Если  в Европе переход от феодализма к  капитализму проходил долго и  естественным путем, то на Востоке этот переход пытались осуществить быстро и по европейским лекалам, то есть, он носил несколько искусственный  характер.

Первой  из мусульманских стран от феодальных пут в 20-х годах ХХ века начинает освобождаться Турция, затем в 50-60-е  годы этим же путем пошли большинство  арабских стран.

Итак, при  переходе от феодального общества к  буржуазному мусульманские страны, как я уже утверждала ранее, проходят этап авторитарных режимов. Кемалистский режим в Турции таковым и являлся. Почему же уменьшилось влияние идеологии кемализма в Турции в конце ХХ века?

Конечно эта идеология и реальная политика Ататюрка сыграли свою великую историческую роль в развитии Турции и турецкой нации, но постепенно реалии менялись и кемализм к концу ХХ века со своей политикой этатизма привел экономику страны к застою и кризису. Кемализм как буржуазная идеология существовал, а самой буржуазии как класса не было.

В связи  с этим интересна мысль французского исследователя творчества Ю.Акчуры Франсуа Жоржона, который так  объясняет этот факт: "То сопротивление  и неприятие национальной буржуазной идеологии, на внедрение которой  в Турции немало усилий прилагал Ю.Акчура, было социальным неприятием. Татарский (буржуазный) стиль в широких масштабах не прививался на османской почве. Ведь еще в 60-х годах XX века среди интеллигенции велись споры о том, существует или нет в Турции буржуазия!».

К этому  времени у турецкой идеологии кемализма (и его составляющей - национализма) не было выработано своей мировоззренческой и философской базы, как например, у немецкого национализма (Гегель, Шопенгауэр, Ницше).

Вторым  минусом кемализма было то, что  кемалисты на базе принципа «народности» (один из шести принципов идеологии кемализма) не способствовали созданию широкого слоя мелкой и средней буржуазии, т. е. среднего класса. Формирование этого широкого зажиточного слоя началось лишь в 80-90 –годы ХХ века под флагом ислама, у которого к тому  же была и своя мировоззренческая база в виде исламского учения. Исламисты, по сути, уловили ход эволюционного развития общества к буржуазности, к социальным переменам. Ислам здесь выступил в роли гуманизатора капитализма, то есть он начал создавать народный турецкий капитализм с человеческим лицом.

Таким образом, Турция стала первой мусульманской  страной, вступившей в новую индустриально-буржуазную эпоху.

Сейчас  кемализм в сцепке с исламом должен создать новый более гибкий идеологический механизм, опираясь как на светскую национальную мысль, так и на современную интерпретацию исламского мировозрения.

Если  сравнивать арабские страны с Турцией, то она никогда не была колонией Запада, и она начала отход от феодализма на 40 лет раньше арабов. Сейчас Турция обладает развитой и современной промышленностью. Объем производства довольно значительный.

Валовый же объем совокупной продукции всех 22-х арабских стран даже несколько  уступает валовой продукции одной 35-милионной Испании. При том госсектор в экономике арабских стран в среднем составляет около 65 %, а в Турции – всего около 12 %.

В арабских странах последние волнения также  говорят о том, что авторитаризм бюрократических элит исчерпал себя, и назревает переход к буржуазному  обществу, то есть к турецкой модели времен президента Тургута Озала.. Но при этом, ислам, слитый с национализмом, на мой взгляд, будет приобретать совершенно новые качества и функции.

Когда М. Каддафи в самом начале сильно прижали оппозиционеры, первое, что  он сделал – отменил все налоги для бизнесменов. Это говорит о том, что этому слою не давали в стране естественно развиваться. Но тот факт, что оппозиция в арабских странах четко не структурирована, у нее нет своих реальных политических партий и программ, говорит о том, что у арабов буржуазия как класс еще не образовался. Путем усиленных бомбардировок Ливии Запад хочет произвести преждевременные роды буржуазии в арабском мире, но вместо здорового ребенка, он может получить изуродованное полуживое существо или еще хуже - выкидыш. Все нужно делать в свое время. В Росси эти преждевременные роды также производили по модели Чубайса и Гайдара, подкрепленной указами Ельцина, в итоге получили полностью аморальный слой людей, создавших криминальное государство. При всем этом, хотелось бы еще, конечно, знать и истинные цели Запада. Ведь всем известно, когда где-то вода становится мутной, всяк норовит ловить в ней свою рыбку.

Мне кажется, что для настоящей буржуазной модернизации в арабском мире, даже при теперешних авторитарных режимах, необходимо наращивать производство, чтобы чем-то занять быстро растущее население и создать систему контроля над рождаемостью. Дать зеленый свет частному сектору. Арабы должны начать работать так же интенсивно как и турки. Как раз два режима в арабском мире, которые избрали этот путь, а именно: государство Арабские Эмираты и королевство Марокко, избежали революций. Они как и Турция во времена Кемаля Ататюрка, пошли путем интенсивного развития промышленности, к этому присовокупили еще и индустрию туризма. Возможно, именно эти две арабские страны вслед за Турцией перейдут к индустриально-буржуазному обществу, со всеми его надстроечными атрибутами.

Но опыт Турции показал, что при подобном переходе ислам нельзя просто закрыть  на ключ в старом чулане, как говорится, с глаз долой, а надо его взять в союзники нового буржуазного общества и использовать его богатый мировоззренческий, особенно гуманистический и нравственный потенциал. Он должен стать самым верным другом национализма.

И вот  тут необходимо сказать следующее. Как мне кажется, в силу определенных исторических условий, самым гибким, изощренным и самым буржуазным был ислам в татарском обществе начала ХХ века, есть попытки создания и современных наработок татарского ислама. Образно говоря, рациональный и всегда находившийся в союзе с национализмом несколько элитарный татарский ислам в одной упряжке с турецким исламом Фетхуллаха Гюлена, замешанном на нравственности, гуманизме и толерантности и обращенном к широким  массам, мог бы сыграть важную роль в модернизации мусульманского мира в XXI веке. 

    1. Ливия 60-е годы )

В 60—70-х  годах XX века в странах арабо-мусульманского Востока получили широкое распространение  теории «социализма национального  типа», которые стали наименоваться  «исламским социализмом». В основу данного социализма легли принципы национализма, религии и равноправия, столь близкие и родные арабскому сердцу. Поэтому неудивительно, что в 60-е годы большинство стран арабского Востока были охвачены пламенем революций, народных восстаний и государственных переворотов. Не стала исключением в этой череде и Ливия, в которой 1 сентября 1969 г. группа офицеров ливийской армии, входивших в «Движение свободных офицеров-юнионистов-социалистов», свергла монархический режим и провозгласила Ливийскую Арабскую Республику (ЛАР). Временно верховную власть стал осуществлять Совет революционного командования (СРК), во главе которого стал 27-летний полковник Муаммар Каддафи.6

Антиимпериалистическая  направленность ливийской революции  проявилась довольно отчетливо уже  в первые месяцы существования нового режима. 7 октября 1969 года на 24-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН постоянный представитель Ливии заявил о намерении ливийцев ликвидировать на своей земле все иностранные базы.

Вслед за этим ливийское руководство информировало послов США и Англии о расторжении соответствующих договоров. Почти одновременно началось наступление и на позиции иностранного капитала в экономике страны.

Первые  итоги и ближайшие задачи ливийской  революции были закреплены в обнародованной 11 декабря 1969 года Временной конституционной декларации. Ислам объявлялся официальной государственной религией. Одной из главных целей революции провозглашалось построение социализма, основанного на «религии, морали и патриотизме». Добиться этого Каддафи и его соратники намеревались путем «обеспечения социальной справедливости, высокого уровня производства, ликвидации всех форм эксплуатации и справедливого распределения национальных богатств».

Совет революционного командования наделялся  функциями главного звена политической организации общества с правом назначать кабинет министров, объявлять войну и заключать договоры, издавать имевшие силу законов декреты, которые касались основных аспектов внутренней жизни и внешней политики государства. Председатель СРК Каддафи был назначен главой Ливийской Арабской Республики.7

В 1973 Каддафи  организовал Арабский социалистический союз (АСС), ставший единственной легальной  политической организацией в стране. В 1977 Всеобщий народный конгресс (ВНК), представляющий многочисленные народные комитеты, принят декрет («Декларацию Себхи») об установлении в Ливии «режима народной власти» (т. н. прямая народная демократия); страна была переименована в Социалистическую Народную Ливийскую Арабскую Джамахирию. Был также переименован и СРК, трансформированный в Генеральный секретариат Конгресса. АСС фактически слился с аппаратом ВНК. В генеральный секретариат ВНК были избраны Каддафи (генеральный секретарь) и четверо его ближайших соратников — майор Абдель Салам Ахмед Джеллуд, генералы Абу Бакр Юнес Джабер, Мустафа аль-Харруби и Хувейлди аль-Хмейди.

Ровно через два года пятерка лидеров  ушла в отставку с государственных  постов, уступив их профессиональным управленцам. С тех пор Каддафи  официально именуется Лидером ливийской  революции, а вся пятерка вождей — Революционным руководством. В политической структуре Ливии появились Революционные комитеты, призванные проводить через систему народных конгрессов политическую линию революционного руководства.

 

Заключение

Всякий  ли след традиционно мусульманского права исчез в мусульманских странах, которые, казалось бы, все более строят свое право на западный манер? И следует ли поэтому вычеркнуть теперь мусульманское право из числа крупных правовых систем современного мира? Каков бы ни был прогресс, достигнутый в мусульманских странах по перестройке права по западному образцу, мы должны остерегаться таких выводов. Наиболее опытные авторы также предостерегают нас от этого. «Последним словом в дискуссии о рецепции западных институтов, – говорит Л. Миллио, – будет, вероятно... их исламизация». Андерсон также считает, что мусульманские страны в своем сегодняшнем праве сумели объединить в соответствии с их традицией и мышлением различные элементы как традиционного происхождения, так и воспринятые из западных стран8.

Информация о работе Вестернизация мусульманского права