Возникновение судебной деонтологи

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 06:06, реферат

Описание работы

Традиционное рассмотрение деонтологии только как раздела этики часто не учитывает ее социологического смысла, практической роли как научного знания о принципах и нормах профессионального поведения, т.е. социологии ролевого поведения представителя конкретной профессиональной группы.

Содержание

Введение 3 стр
Основная часть
2.1. Исторические источники юридической деонтологии 4-7 стр
2.2. Понятие и содержания судебной деонтологии 8-14 стр
2.3. Задачи и становления судебной деонтологии 15-19 стр
Заключительная часть 20 стр
Список использованных литератур 21 стр

Работа содержит 1 файл

реферат возникновение судебной деонтологии.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

– кaк теорию профессионального долга, должного или морально обязательного в поведении юриста;

– кaк область знаний о зарождении, формировании, развитии и функционировании действующего в профессиональной группе юристов нормативно-ориентирующего социального института, особой системы норм и кодексов должного профессионального поведения юристов; исторически сложившихся общепризнанных стандартов, основанных на моральных аксиомах;

– как науку, изучающую международные, региональные и национальные системы требований к поведению юриста с целью придать их поведению и мотивации нравственную аргументацию, утвердить в их профессиональной группе императивные общечеловеческие и групповые ценности;

– как учебную и научную дисциплину, используемую в профессионально-нравственной подготовке кадров юридических специальностей, в работе по профориентации, воспитанию молодых специалистов. В силовых структурах деонтологическая подготовка кадров становится важным фактором их социализации, выполнения ими своего социально-гуманистического назначения. Представляется, что в современных условиях юридическая деонтология как сумма знаний о нормах, принципах профессионального поведения юриста позволяет заполнить тот «вакуум», который образовался при крушении идеологизированных взглядов на мораль вообще и на профессиональную этику, социологию профессионального поведения юриста в частности.

Внедрение в практику работы с юридическим персоналом, в систему подготовки и профессионального  развития кадров мирового опыта, обобщенных и переработанных основ полицейской  деонтологии могло бы способствовать эффективности работы по повышению качественных характеристик, моральной стойкости личного состава в современной обстановке.

Принадлежность человека к конкретной профессиональной группе (макро группе) объективно предполагает соответствие его поведения и всей его трудовой деятельности определенным социальным нормам, правилам и стандартам, морально-этическим и многим другим требованиям общества, предъявляемым к нему как к профессионалу.

Соответствие профессионала  конкретной социальной роли измеряется не только его знаниями, умениями, навыками, но и соблюдением в процессе труда, общения с потребителями, обслуживаемыми своеобразных норм профессионального поведения.

Эти социальные нормы, признаваемые обществом в качестве определенного стандарта духовных качеств профессионала, стандарта его должного поведения, могут быть относительно стабильными, но, как показывает история развития общества, могут терять стабильность, частично разрушаться, утрачивать, ослаблять свою регулятивную функцию в процессе быстрых социальных изменений.

В современном стремительно изменяющемся мире, в обстановке сложных процессов в политической, экономической и правовой сферах пост тоталитарного общества деятельность работников, выполняющих функции охраны правопорядка, все более нуждается в твердой духовной опоре на что-то неизменное, не преходящее и добровольно (именно добровольно) признаваемое за устойчивые нормы и принципы.

На фоне крушения бывшего  советского государства, устаревших политических, идеологических и даже правовых стереотипов люди многих профессий все чаще обращаются к таким наиболее устойчивым феноменам и отражающим их суть понятиям, как мораль и профессионализм, к общечеловеческим нормам профессионального поведения, деятельности и общения, нормам должностного поведения представителей тех или иных профессиональных групп, выработанным внутригосударственной региональной и мировой социальной практикой.

История ряда этических  учений и социологических концепций  нормативизма показывает, что в сфере  нравственности вообще и в сфере складывавшейся профессиональной этики, в частности, человечеству по мере разделения труда всегда была свойственна тяга к стабильным принципам, нормам, стандартам, к конкретизации этических, обще социальных идеалов, стандартов, ориентиров поведения любого человека и особенно сформировавшегося представителя такой социальной общности, как профессиональная макро группа. Результатом социальной гносеологической потребности «все взвесить, всё измерить» подчинить «хладному ratio», «мере», «числу» самую сложную, запутанную и немеханическую область явлений – поведение и мораль человека – стало появление в первой трети XIX в. деонтологии как системы научных знаний о долге и нормах должного поведения людей в общественной практике.

Современные отечественные энциклопедические словари и их авторы трактуют понятие «деонтология» следующим образом. Деонтология (от греческого deon – долг, родительный падеж deontos – должное, должного и logos – наука, учение, знание):

1) раздел этики, рассматривающий проблемы долга и должного;

2) учение о юридических  профессиональных и моральных  обязанностях и правилах поведения  медицинского работника по отношению  к больному.

Таким образом, деонтология есть наука о долженствовании, должном поведении, профессиональных и моральных обязанностях. Утверждение о том, что понятие «деонтология» хотя бы в одном из прикладных значений адекватно лишь понятию «учение о юридических, профессиональных и моральных обязанностях» только медицинских работников, следует подвергнуть анализу. По нашему убеждению, это неоправданное сужение сферы функционирования прикладной деонтологии, существенная неточность. Ведь деонтология в прикладном аспекте реально функционирует во многих профессиональных группах, в частности в юридической. Вполне естественно в таком случае за уточнением обратиться к справочной юридической литературе. Однако в таких изданиях, как «Юридический энциклопедический словарь» (М., 1984), «Энциклопедический словарь правовых знаний» (М., 1965), «Юридический словарь» (М., 1953), «Словарь иностранных слов» (М., 1989), термина «деонтология» вообще нет.

Термин «деонтология» впервые  употребил и ввел в научный  оборот английский социолог, философ  и юрист Иеремия Бентам (1748-1832). Как теоретик морали и права, представитель этики утилитаризма, последователь Бэкона он не во всем смог подняться над своей эпохой. Однако в своих многочисленных научных трудах и в итоговой, обобщающей его взгляды работе «Деонтология, или Наука о морали» (1834) он фактически заново создал раздел этической теории, в котором рассматриваются проблемы соотношения морали и права, проблемы долга, моральных требований и нормативов и вообще долженствования как специфической для нравственности формы проявления социальной необходимости.

Как социолог-теоретик Бентам задачей своей жизни поставил создание «духовной» социально-этической медицины, или науки о счастье, которая помогала бы лечить общественные и моральные болезни человечества. Объективно и непредвзято определяя саму суть практической морали Бентама и его небесспорной «моральной арифметики», известный американский социолог русского происхождения Питирим Сорокин (1889-1968) позитивно оценивал его этико-социологическую концепцию, отмечая, что «она, несомненно, дает ряд более или менее «твердых» критериев, которыми можно руководствоваться при выборе различных поступков. Пусть эти критерии относительны, пусть не всегда приложимы, это не умаляет их ценности. В сравнении с моральными аксиомами, данными другими философами-моралистами (Платон, Аристотель, Спиноза, Кант и др.), они бесконечно более конкретны, определенны, менее формальны и потому более приближаются к точности и практической пригодности».

Основную задачу социологической  науки Бентам видел в том, чтобы  «все взвесить, все измерить» и  на почве такого анализа и синтеза построить ряд общезначимых положений и теорем. Французский социолог Жан Мари Гюйо (1854-1888) позитивно оценивал попытки Бентама ввести тщательный анализ в изучение морали, заменить чисто формальные императивы ощутимыми, «твердыми» принципами поведения, неясные мерки подчинить числу, что было лишь смелым опытом введения индуктивного метода в изучение нравственных явлений.

Путем нового для своего времени  деонтологического подхода Бентам наряду с логикой разума Аристотеля строит логику воли, механику поведения, изучающую, «что побуждает человека действовать», для того чтобы вывести отсюда, «как побуждать человека к определенным поступкам или, наоборот, как отвращать его от известных поступков».

«Задача деонтологиста, – отмечает Бентам, – дать социальным мотивам всю силу мотивов личных». «Его цель, – считает ученый, – сделать заметными отношения, соединяющие интерес с обязанностью во всех обстоятельствах жизни».

Важно подчеркнуть ту роль, которую  сыграл Бентам как основоположник теоретической деонтологии, заложивший методологическую основу подхода к проблемам профессиональной этики человека, обладающего властью, создания системы норм юридической деонтологии и непосредственно соприкасающейся с ней юридической деонтологии.

Отдельные принципиальные суждения Бентама о сущности деонтологического  подхода к решению целого ряда правовых и социологических проблем  приведены, чтобы подчеркнуть их значение для эффективности работы, этики кадров правоохранительных органов, нравственности правоприменительной практики. Категорически признавая, что наказание всегда является злом, Бентам оправдывает его лишь постольку, поскольку оно обещает устранить какое-нибудь еще большее зло. В ряде работ он обосновывает систему разнообразных мер борьбы с основными факторами преступности, которыми признает мщение, зависть, предпочтение власти и стремление к ней, а также социальное неравенство и бедность. Их устранению, считает он, «соответствует исключительно только демократия».

Следовательно, социологические, правовые и морально-этические проблемы были для Бентама неразрывными. Они выступали для него в естественном диалектическом единстве, поскольку един и сам объект практического приложения деонтологических норм. Это – общество, социальные группы, составляющие их индивиды, граждане, личности, прежде всего, люди, наделенные властью. Едины также частные и общественные обязанности людей. Отсюда и подчеркнутое внимание к вопросам государственной нравственности, гражданскому долгу и гражданской обязанности людей, обладающих властью или другой способностью влиять на других, в определенной мере зависящих от них членов общества.

В этом и состоят исторические и этико-социологические предпосылки появления деонтологии в качестве ответа на объективные социальные потребности людей, в качестве реакции на потребности социальной практики.

Определение деонтологии  как науки об обязанностях человека, о частной и государственной нравственности, о частных и общественных обязанностях всех людей прямо указывает на то, что сущностные характеристики данного толкования и использованные при этом формулировки, основные категории непосредственно основаны на концепции и формулах Бентама.

Из социологической  категории деонтология постепенно превращалась в категорию расплывчато этическую. Не могло не сыграть своей роли и то, что основными толкователями деонтологии стали философы, специализирующиеся на формально-теоретическом изучении проблем этики, а социологи-марксисты не принимали зарубежную социологию, которая рассматривалась только как «буржуазная наука». Сфера практической деонтологии неоправданно сузилась.

Бентам же, создавая свою деонтологическую концепцию, оперировал понятиями «долг», «обязанности», «частная этика», «государственная нравственность», «частные и общественные обязанности». Хорошо понимая неразрывность морали и права, но одновременно пытаясь разграничить сферы их действия, он отмечал, что «частная этика и искусство законодательства идут рука об руку». Свои, может быть не бесспорные, но важные для понимания социологической сущности деонтологии, характерные для нее системы взаимосвязанных категорий Бентам основывал на приоритетном внимании к проблемам «государственной нравственности».

То место, которое отведено здесь воззрениям Бентама, определяет прежде всего факт, что именно он как родоначальник онтологического подхода в научном решении ряда социологических, прикладных проблем разработал модель науки о нормах профессионального поведения человека, который в силу своей социальной роли наделен властными полномочиями и призван реализовывать их в интересах общества и конкретных граждан в рамках этики.

Система знаний о должном  поведении работника определенной профессии возникла задолго до появления деонтологии как научной категории. Длительное время система этих знаний формировалась и развивалась в русле этической теории, и в частности системы взглядов, отражающих социологические проблемы профессиональной этики. Профессиональное разделение труда всегда накладывало отпечаток на характер норм, регулирующих взаимоотношения людей в процессе их деятельности.

Конечно, сфера деонтологических проблем, возникающих в различных видах профессиональной деятельности, гораздо шире, как несравнимо шире и круг профессий, где деонтологический аспект становится решающим фактором профессионализма наряду со знаниями, с умениями и навыками специалиста. Категории «долг» и «должное поведение» применимы, естественно, не только к профессиональной деятельности людей, они характеризуют весь спектр социальных отношений человека в общественной и личной жизни. Однако прикладной аспект настоящего исследования намеренно ограничивается рамками объекта и предмета и сужен в пределах профессионального поведения.

Спектр практических и научных проблем деонтологии  многогранен и охватывает различные области профессиональной деятельности людей, особенно государственных служащих – работников органов власти, включая правоохранительные органы, а также учреждений культуры, здравоохранения, образования, бытового обслуживания, торговли и др. А с точки зрения социальной значимости соблюдения норм профессионального долга перед людьми, которые являются потребителями производимой продукции, пользуются результатами труда специалистов-профессионалов, деонтологический аспект служебного долга, должного поведения, должного отношения к деятельности со стороны тех или иных работников – это важнейший аспект всех сфер труда.

Информация о работе Возникновение судебной деонтологи