Возникновение судебной деонтологи

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 06:06, реферат

Описание работы

Традиционное рассмотрение деонтологии только как раздела этики часто не учитывает ее социологического смысла, практической роли как научного знания о принципах и нормах профессионального поведения, т.е. социологии ролевого поведения представителя конкретной профессиональной группы.

Содержание

Введение 3 стр
Основная часть
2.1. Исторические источники юридической деонтологии 4-7 стр
2.2. Понятие и содержания судебной деонтологии 8-14 стр
2.3. Задачи и становления судебной деонтологии 15-19 стр
Заключительная часть 20 стр
Список использованных литератур 21 стр

Работа содержит 1 файл

реферат возникновение судебной деонтологии.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

На развитие деонтологии как прикладной науки и как раздела этики, но особенно как методологической основы деонтологических концепций соответствующих разделов частных наук (медицины, юриспруденции) в нашей стране не могла не оказать тормозящее влияние официальная идеология. Упоминание о деонтологической проблематике всегда объективно связывалось с Бентамом и его теоретическими воззрениями, что заставляло отечественную науку избегать такого «опасного соседства». Все это не могло не повлиять на развитие методологических основ прикладной деонтологии, что первыми признали уже в наши дни юристы-деонтологи. Авторы одной из немногих работ по юридической деонтологии, украинские ученые Харьковского юридического института В.И. Горшенев и И.В. Бендик, в вышедшем в свет в 1988 г. пособии не могли не отметить, что поводом отрицательного отношения к деонтологии как к прикладной науке была критика Маркса в адрес Бентама.

Среди направлений можно  выделить следующие: социальную природу морали; становление норм морали в сферах общения; особенности функционирования норм в различных социальных группах; степень соответствия реального поведения личности и моральных норм, принятых в обществе; моральные проблемы социализации членов различных социальных (профессиональных) групп; социологические аспекты взаимодействия морали с другими видами социальной регуляции поведения людей.

Профессиональная деонтология  развивается и меняется вместе с обществом и развитием конкретных наук. Следует отметить, что деонтология каждого из видов профессий, даже если она оформилась в конкретную систему знаний, это не догма, не учение, которое полностью разработано и, таким образом, представляет собой некий свод «закостенелых» правил пунктов и параграфов.

Лишь в некоторых  видах профессиональной деятельности определились деонтологические нормы, принципы, разновидности деонтологических кодексов. Как о факте можно  говорить лишь о научно оформленной медицинской деонтологии, юридической деонтологии, о развивающейся в зарубежных странах полицейской деонтологии.

Логическую и функциональную структуру профессиональной деонтологии, возможно, выявить (вначале приблизительно), опираясь на анализ концепций и содержания устоявшихся понятий, сущностных характеристик, заложенных учеными-деонтологами в сформулированные определения деонтологии медика, юриста.

Профессиональная деонтология, выполняющая функции интеграции, упорядочения, поддержания процессов функционирования профессиональных групп как конкретных социальных общностей представляет собой систему социальных (этических, правовых, организационно-управленческих) норм. Данные нормы определяются социальной ролью, статусом, функциями, характером труда, характером контактов и взаимоотношений, социального взаимодействия макро-группы специалистов-профессионалов. Все это позволяет рассматривать профессиональную деонтологию как социологический феномен, один из прикладных разделов социологической науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Юридическая деонтология – наука о зарождении, формировании, развитии и функционировании действующего в профессиональной группе юристов нормативно-ориентирующего социального института, особой системы норм (и кодексов) профессионального поведения юристов, исторически сложившихся общепризнанных стандартов, основанных на моральной аксиоматике. Профессиональная деонтология зачастую ошибочно воспринимается как наука о правилах хорошего тона, а деонтологические кодексы – как кодексы правил хорошего тона. Вопреки такому неадекватному рассмотрению деонтологии на уровне обыденного сознания разрозненная пока по разным отраслям (медицина, право) наука о нормах должного профессионального поведения стремится все более соответствовать современным нуждам социальной практики.

И здесь возникает  целый ряд методологических проблем, которые отдельно пытаются решить и  исследователи проблем этики, и  медики, и юристы, но часто вне фундаментальной теоретической социологии профессиональных групп, социологии организаций, социологии труда, профессиональной деятельности и профессионального общения, вне общих принципов профессиональной деонтологии. Решить же эти проблемы способна только социологическая наука, ибо профессиональная деонтология в самом общем виде – это предмет социологии.

Попытка применения деонтологического  подхода к важнейшей и социально острой проблематике функционирования профессионально-этических норм юристов в сугубо специфической сфере деятельности в недалеком прошлом была обречена на неудачу, хотя бы потому, что ученые ряда юридических вузов в силу идеологических причин не признавали само понятие деонтологии. Это, к сожалению, прививалось и молодым кадрам.

Деонтологические нормы  и кодексы полиции представляют собой важнейший социальный институт, а именно: нормативный и ориентирующий институт, ибо тот, кто наделен соответствующим социальным статусом (в нашем случае – статусом полицейского), неизбежно становится субъектом и объектом социальной регуляции. Процесс же социальной регуляции – это достижение постоянно поддерживаемой и необходимой для выполнения особой социальной функции готовности, дееспособности и позитивной мотивации.

Как социальный институт деонтологические нормы и соответствующие  этические кодексы (кодексы этики, кодексы чести, деонтологические кодексы), дают профессионалу ориентиры в социальной практике, подобно опытному наставнику подсказывают, как начинающему (да и зрелому) профессионалу соответствовать своей социальной функции, роли, статусу при любых профессиональных действиях, особенно в экстремальных ситуациях. Благодаря различным социальным институтам, работающим в духовной сфере, поведение члена профессиональной группы приводится в соответствие с принятыми в данной группе и в обществе образцами, нормами и стандартами.

По содержанию, методам  и предмету регуляции социальные институты в системе организаций дифференцируются следующим образом:

– организационно-управленческие;

– экономические;

– политические;

– воспитательные и культурные;

– нормативно-ориентирующие;

– нормативно-санкционирующие.

Данное суждение актуально, как и предложение разработать  «Каноны этики современного российского  юриста», ибо адекватно выполнить  свою социальную роль специалисты способны лишь на основе единых этических норм.

В общественном мнении, в сознании членов конкретной профессиональной группы эта роль отождествляется с определенной системой специфических социальных норм. Но мы уже отмечали, что учение о должном поведении, о нормах поведения, осуществляемого в соответствии со своим профессиональным долгом, и есть деонтология, или одно из ее значений.

Деонтология изучает  формы, которые принимает долженствование, выражающее требования социальных законов, объективных потребностей общества и человека как индивида. В свою очередь, долженствование принимает различные формы в частном поведении, в общей норме, в обобществленных принципах поведения, в моральном и общественном (социальном) идеале.

Профессиональная деонтология  изучает принципы, нормы закономерности и формы профессионального поведения, обусловленные как социальными факторами, так и спецификой профессиональной деятельности, характером взаимоотношений профессионала с обществом, государством, гражданами (потребителями, обслуживаемыми), а также с членами своей профессиональной группы и других социальных (профессиональных) групп.

Проблемы деонтологии  не имеют однозначного решения ученых и специалистов (например, те же проблемы сущности, содержания и структуры  понятия и определения деонтологии). Они остро дискуссионные, как все, что составляет передний край неоднозначно оцениваемой науки. Даже утверждение, что деонтология – часть этики, дискуссионно.

Профессиональная деонтология  более близка социологии, ибо она  – теория системы норм профессионального  поведения членов конкретной социальной (профессиональной) группы, а точнее – системы особых норм поведения членов социальной группы, отношений внутри профессиональной группы, а также при контактах с другими профессиональными группами.

Выше приводилось достаточно аргументов и в пользу того, что профессиональная деонтология, как многоаспектная система социальных норм, не совпадает по объему решаемых проблем с профессиональной этикой, выходит за рамки ее проблематики (хотя неразрывно с ней связана). Однако в научной литературе по деонтологическим проблемам авторы и профессиональную этику вынуждены трактовать шире, включая в сферу ее действия не только нравственные, но и многие другие социальные нормы. Это и понятно, потому что и у других норм должного поведения профессионала непременно присутствует нравственный аспект.

Чтобы сформулировать наиболее общее определение профессиональной деонтологии, сопоставим и проанализируем различные ее определения, сложившиеся в науке и практике некоторых сфер профессиональной деятельности. В юридической литературе дается, например, такое определение: «Деонтология – душа и мудрость человеческой практики, объединяющая в себе совокупность требований морального, правового и иного характера». Далее теми же авторами дается более широкое, развернутое определение профессиональной деонтологии юристов: «Судебная деонтология – это отрасль юридической науки, обобщающая (интегрирующая) систему знаний о мудрости общения и искусства принятия правильного решения в юридической практике, т.е. наука истинного результата в общении юриста, как с коллегами, так и с теми, кому он представляет свои профессиональные услуги и кого должен обслуживать правовыми средствами в процессе реализации ими своего правового статуса».

Тот факт, что при рассмотрении проблем и сущностных характеристик  профессиональной этики и профессиональной деонтологии число упоминаемых профессий, к которым деонтология как система особых социальных норм наиболее применима, мало, объясняется несколькими причинами. Прежде всего, уровнем научной разработанности соответствующих проблем и степенью практической реализации деонтологических норм в той или иной деятельности. Но это далеко не главная причина, которая является скорее следствием действия ряда субъективных факторов.

В связи с изложенными представляется более корректным и сравнительно более полным перечень вариантов точек зрения на определение деонтологии:

1. Раздел этики, рассматривающий  проблемы долга и должного, моральных  требований и нормативов долженствования.

2. Система знаний о  профессиональной этике и других  нормах профессионального поведения человека.

3. Учение о специфических  социальных нормах работников  юридической профессии, моральных  обязанностях юриста и ряда  других представителей государственной  службы, облеченных властью (полиция,  милиция).

4. Научная и учебная дисциплина о нормах и правилах профессионального поведения медицинских работников, их моральном долге и ответственности.

Представляется также, что наряду с наиболее общим определением деонтологии имеет право на жизнь  определение ее составной части, сугубо прикладной системы знаний – профессиональной деонтологии, которая может быть отнесена и применима только к тем областям науки и сферам трудовой деятельности, в которых она получила достаточное развитие и практическое применение. Профессиональная деонтология больше связана, по нашему мнению, с социологией, хотя и базируется на ряде фундаментальных положений этики, дополняет профессиональную этику,  
но отличается от нее детализацией решаемых социологических проблем, отражением ряда специфических характеристик, присущих такой общности, как профессиональная группа.

Возможна трактовка  понятия «профессиональная деонтология», более отражающая реальную социальную практику и позволяющая достаточно эффективно решать прикладные задачи ее функционирования, обеспечивать действенность деонтологических норм в ряде конкретных профессиональных групп.

Следует отметить, что  деонтологические нормы той или  иной и группы выполняют целый  ряд социальных функций. С одной стороны, эти нормы независимо от того, оформлены или не оформлены они в виде соответствующих кодексов, играют роль нормативно-ориентирующего социального института. В этом смысле они являются механизмами мотивации, ориентации и регуляции поведения членов данной профессиональной группы.

С другой стороны, они являются лишь частью механизмов регуляции поведения конкретной социальной группы специалистов – профессионалов, различающихся, в свою очередь, по опыту, подготовке, зрелости и мастерству, по степени усвоения и выполнения данных социальных норм и даже по степени согласия с необходимостью ряда норм.

Регуляцию поведения  в сфере профессиональных отношений  осуществляют и все другие социальные институты: организационно-управленческие; экономические; политические; воспитательные и культурные; нормативно-санкционирующие и др.

Но деонтология, как  система в первую очередь морально-этических  норм, ближе всего применима к  нравственной сфере социальных отношении, влияет, прежде всего на моральное сознание работников различных профессий, а посредством моральных требований – на их поведение, деятельность и всю их социальную практику.

Деонтологическими данные нормы именуются так (и выделяются из других) именно в силу четкого определения сферы их действия, а именно – сферы действия долга (в данном случае – профессионального). Долг, который, как уже отмечалось, превращает требования нравственности в личную задачу данного конкретного лица применительно к его положению (социальному статусу) и к ситуации, в которой он находится, будучи работником конкретной профессии. Общество же вправе ожидать, что профессионал (врач, юрист, работник милиции, полиции) будет вести себя в ней должным образом. Профессиональное поведение морально. И наоборот, недолжное, не соответствующее общепризнанным поведение – аморально.

Поэтому социальные функции деонтологии полностью созвучны функциям морали. Все это дает основание утверждать, что профессиональная деонтология как нормативно-ориентирующий институт выполняет следующие социальные функции: познавательную (информационную), оценочную, нормативно-ориентирующую, мотивационную, коммуникативную, регулятивную и воспитательную.

Информация о работе Возникновение судебной деонтологи