Взаимодействие общества и государства. Относительная самостоятельность государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы изучить, как же взаимодействуют между собой общество и государство, а также охарактеризовать относительную самостоятельность государства. Для достижения цели исследования в курсовой работе решались следующие основные задачи: дать определение понятиям «общество» и «государство»; рассмотреть соотношение общества и государства; изучить понятие и структуру гражданского общества, а также определить роль и место государства в политической системе общества. И наконец, охарактеризовать понятие и виды относительной самостоятельности государства, и подробнее рассмотреть проблемы относительной самостоятельности государств, в современный период.

Содержание

Введение
Глава 1 Определение понятий «общество» и «государство»
1.1 Общество: его понятие и структура
1.2 Государство: его понятие и признаки
Глава 2 Взаимодействие общества и государства
2.1 Соотношение общества и государства
2.2 Понятие и структура гражданского общества
2.3 Роль и место государства в политической системе общества
Глава 3 Относительная самостоятельность государства
3.1 Понятие и виды относительной самостоятельности государства
3.2 Проблемы относительной самостоятельности государств в современный период
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

2.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

Итак, рассмотрев вопрос соотношения понятий «общество» и «государство», можно сделать вывод, что общество во всех случаях определяет характер государства. Государство, политическая власть — это лишь форма того или иного социального (общественного) содержания.             

 

 

 

 

 

 

2.2  Понятие и структура гражданского общества

Начало рассмотрения идеи гражданского общества в Росси можно отнести к концу 18 - началу 19в., что было обусловлено проникновением в страну взглядов философии эпохи Просвещения, характерной чертой которых было стремление к обоснованию модели общества, где формально равные субъекты обладали бы определёнными правами и были бы свободны от вмешательства государства в частную жизнь. В конце 19-начале 20в. идея гражданского общества заняла одно из центральных мест в трудах отечественных правоведов.[8]
По существу, термин « гражданское общество» приобрёл в научной литературе своё особое содержание и в современной трактовке выражает определённый тип (состояние, характер) общества, его социально-экономическую, политическую и правовую природу, степень зрелости, развитости. Иными словами, под этим понятием разумеется общество, отвечающее ряду выработанных историческим  опытом критериев. Это более высокая ступень в развитии социальной общности.
Гражданское общество - система не государственных организаций, объединений, учреждений, институтов, политических партий, профессиональных и иных союзов, других неправительственных структур, взаимодействующих  официальной властью на равноправной основе. В идеале государство должно находиться под контролем гражданского общества, служить ему, а не наоборот.

Составными элементами гражданского общества являются: 1)личность; 2)семья; 3)школа; 4)церковь; 5)собственность и предпринимательство; 6)социальные группы, слои, классы; 7)частная жизнь граждан и её гарантия; 8)институты демократии; 9)общественные объединения, политические партии и движения; 10)независимое правосудие; 11) система воспитания и образования; 12) свободные средства массовой информации; 13) негосударственные социально-экономические отношения и др.

Конституция Российской Федерации 1993 г. радикально изменила базовые принципы организации и деятельности институтов государства и общества. Права и свободы человека, способы их реализации и механизм их защиты заняли важное место в Основном законе и провозглашены в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Согласно Конституции человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Демократическая  природа государства, реальное гражданское общество создают наиболее благоприятные условия для всестороннего развития личности, и, будучи активным субъектом общественных отношений, сама личность в свою очередь оказывает обратное воздействие как на государство, так и на общество.[9]
Если представлять гражданское общество как систему независимых от государства общественных отношений и институтов, способных обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей, можно констатировать отсутствие пока в России целого ряда ценностей гражданского общества, неразвитость многих из них и попрание отдельных нормативов. Одновременно с такой констатацией следует иметь в виду, что на Западе многие полагают идею гражданского общества ушедшей в прошлое и не приличествующей современному индустриальному обществу.
Процессы, сказывающиеся в своей совокупности и на становлении гражданского общества, и на формировании новой государственности России, противоречивые, порой взаимоисключающие, а потому не всегда прогнозируемые. Осмысление всех процессов требует уяснения теоретических вопросов соотношения общества и государства, разных подходов к правовому государству и проблемам его становления в России.[10]
Суммируя изложенное, можно кратко определить гражданское общество как совокупность негосударственных и неполитических отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, корпоративных, семейных, религиозных), образующих особую сферу специфических интересов свободных индивидов – собственников и их объединений.

 

           2.3  Роль и место государства в политической системе общества

Центральное место в политической системе общества занимает государство как единая политическая  организация, власть которой распространяется на всё населения страны в пределах её государственных страниц. В то же время государство обладает суверенитетом, т.е. верховенством по отношению к другим властям внутри страны и независимостью от любой иностранной власти. Государство в политической системе общества координирует основные стороны жизни общества. Поэтому степень «демократичности» политической системы в первую очередь зависит от сущности государства.

Государство взаимосвязано и взаимодействует с другими элементами политической системы – партиями, профсоюзами, молодёжными, религиозными и иными объединениями на основе принципов сотрудничества, помощи и содействия друг другу, компромисса, а также контроля.[11]

Выделяя государство, как важнейший элемент политической системы, необходимо обратить внимание и на то, что на любом этапе развития общества государство выступает как самая массовая организация. Оно стремиться объединить вокруг себя самые различные слои населения. В конституциях и других основополагающих актах оно стремиться закрепить себя и представить непременно как организацию для народа. Это особенно ярко проявляется в конституциях таких государств, как Германия, Франция, Япония, США, Швеция. Отсылки к народу содержаться и в конституции России 1993г.: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, соединяя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем конституцию российской федерации».[12]

Отсылки к народу содержаться и в конституциях Белоруссии, Украины, Литвы, Латвии. Нередко эти конституционные тексты на практике остаются ничем иным, как декларациями.

Примерно этой же позиции придерживается и В.В. Путин. Он отметил, «что авторитет государства должен основываться не на вседозволенности и попустительстве, а на способности принимать справедливые законы и твёрдо добиваться их исполнения».[13]

Особое место и роль государства в политической системе общества определяется тем, что оно сосредотачивает в своих руках огромные материальные и финансовые средства. В ряде стран оно является исключительным собственником основных орудий и средств производства. Это можно было наблюдать на примерах социалистических стран, в том числе и в бывшем СССР.

Исключительное место и роль государства в политической системе определяется ещё и наличием у него специального аппарата управления и принуждения. Государство выделяется среди различных элементов политической системы общества также и тем, что располагает разветвлённой системой юридических средств. Они дают ему возможность оперативно управлять многими отраслями экономики и оказывать воздействие на все общественные отношения.

И так, государство занимает в политической системе общества центральное место. Понятие «государство» и «политическая система общества» соотносятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе всё многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму «общеобязательности». Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объём деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность.

 


Глава 3 Относительная самостоятельность государства

3.1  Понятие и виды относительной самостоятельности государства                                                                                                                     

Вопрос об относительной самостоятельности государства является вопросом методологическим. Ведь если рассмотрение государства в обусловленности экономическим строем общества, классовой структурой и прочим является составной частью общих философских требований, несомненно, и то, что оборотной стороной тех же требований является признание относительной самостоятельности государства. То и другое служит ответу на вопрос, как изучать государство. То и другое относится к числу теоретических принципов подхода к исследованию государственно-правовых явлений, тех принципов, которые в своей совокупности составляют основу научной методологии.

В философской литературе иногда указывают два метода изучения истории философии: внешний и внутренний. Тот и другой имеют место в изучении любых надстроечных явлений, в том числе государства и права.

Между тем до известного времени в некоторых работах государство исследовалось исключительно внешним методом. Мало того, внешний метод применялся искаженно. Вместо того чтобы исходить из социально-экономических факторов, некоторые авторы замыкались на них, наклеивая соответствующие ярлыки и посылая различные эпитеты в адрес собственной государственной деятельности. Такой подход далек от подлиннонаучного.

Неразработанность вопроса об относительной самостоятельности государства объединяет методологическую базу изучения разных исторических типов государства, включая так называемое социалистическое, препятствует всесторонней оценке идей и суждений о сущности и функциях конкретных государств в тот или иной исторический период их развития.

Понятие «относительная самостоятельность» предполагает наличие, по меньшей мере, двух компонентов, находящихся между собой в какой-либо связи (причинной и функциональной). Каждый из них состоит в известной зависимости от другого, подвергается его воздействию, хотя и имеет внутренние собственные источники развития. Вместе с тем анализируемое понятие указывает на первенство, главенство одного из компонентов, в связи, с чем и приходится отстаивать самостоятельность другого.[14]

1. Относительная самостоятельность государства по отношению к экономике

Экономика испытывает активное воздействие со стороны государства. Указанное обстоятельство позволяет говорить об относительной самостоятельности государства и по отношению к экономике. Если бы государство не обладало известной самостоятельностью, своей внутренней и внешней свободой, оно было бы пассивным, мертвым и, следовательно, лишним звеном в общественном механизме. Относительная самостоятельность государства есть непосредственная основа его деятельности, его активности, его воздействия на общественную жизнь. Относительная самостоятельность государства является его естественно необходимым состоянием.

Понятие «относительная самостоятельность государства» призвано оттенить особенности развития и функционирования государственных форм в отличие от форм экономических и социально-культурных. Это понятие, наконец, призвано отразить активность государства во всех сферах общественной жизни. В том числе – в области экономики.

Чем больше деятельность государства не соответствует экономическим потребностям развития общества, тем с меньшей эффективностью оно развивает экономику и тем меньше его обычная самостоятельность, ибо только овладение экономическими законами, использование их и сближение с экономической сферой позволяют достигнуть в этой области положительных результатов.

2. Относительная самостоятельность государства по отношению к господствующему классу и классовой борьбе

Государство, едва возникнув, приобретает самостоятельность по отношению к обществу и тем более успевает в этом, чем более становится органом определенного класса и чем более явно осуществляет господство этого класса.

Пониманию относительной самостоятельности государства служит образное определение его как машины в чьих-то руках. Любая машина помимо назначения служить определенным целям нуждается в удовлетворении своих собственных нужд, поддерживающих ее работоспособность. Сложная государственная машина имеет в своем механизме особые части, призванные к удовлетворению запросов ее бесперебойного и надежного функционирования.

Видимой самостоятельности государства способствуют политические противоречия групп и фракций внутри господствующего класса или между различными классами.

3. Относительная самостоятельность отдельных органов государства

В отличие от проявлений относительной самостоятельности государства в целом, существует особая форма самостоятельности внутригосударственной. Речь идет о тех случаях, когда «самостоятельность» приобретают отдельные звенья государственного аппарата по отношению к другим его частям и по отношению к государству в целом.

Относительная самостоятельность чиновничьего аппарата в России наблюдалась в период двоевластия и сразу после Октябрьской революции, когда аппарат исполнительной власти на местах сознательно и бессознательно работал против советской власти. Заслуживает особого анализа относительно самостоятельное положение исполнительных органов в перестроечный период развития советской государственности.

Таким образом, относительная самостоятельность государства – лишь частный случай относительной самостоятельности общественных явлений, особая ее разновидность, специфическая форма. Поэтому к ней вполне подходит общий вывод о том, что различные стороны общественной жизни являются особыми и относительно самостоятельными областями общества благодаря своим различным функциям в обществе, а также различному составу и свойствам, обусловленным этими различными функциями.             

3.2  Проблемы относительной самостоятельности государств в современный период

             

   В юриспруденции термин "самостоятельность" используется достаточно широко в науке и практике применительно к субъектам и объектам правоотношений: самостоятельность местного самоуправления (в муниципальном праве), самостоятельное распоряжение имуществом (в гражданском праве), самостоятельная ответственность соучастников преступления (в уголовном праве), самостоятельность следователя в уголовном процессе (в уголовно-процессуальном праве) и т.д. При этом общеправовое толкование термина "самостоятельность" применительно к различным отраслям права практически нельзя встретить ни в одном юридическом словаре.

Информация о работе Взаимодействие общества и государства. Относительная самостоятельность государства