Взаимодействие органов государственного и муниципального самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 02:59, реферат

Описание работы

В работе рассматривается проблема взаимодействия государства и местного самоуправления, осмысление теоретических и правовых аспектов взаимодействия государственных и самоуправленческих структур с позиций научного анализа соотношения государства и общества, правового государства и гражданского общества.

Содержание

Введение....................................................................................
Понятие и цели управления. Правовые основы организации управления.............................................................................................
Функции государственного управления...........................................
Муниципальное управление……………………….......................
Взаимодействие органов государственного и местного самоуправления……...
Заключение...............................................................................
Список использованной литературы.....................................

Работа содержит 1 файл

Гос. и муниц.упр.docx

— 53.40 Кб (Скачать)

По содержанию различаются:

  • общие  правовые  акты,  распространяющие  свое  действие   на   общественные отношения независимо от того, в какой сфере или отрасли они возникают;
  • специализированные,  регламентирующие  вопросы  организации   управления   в отдельных отраслях и сферах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Функции государственного управления

Система государственного управления состоит  из повседневного осуществления  определенных функций. Термин «функция»  применяют для обозначения деятельности любых государственных органов  независимо от их цели. Функционировать  — значит действовать, быть в действии, исполнять обязанности. Функция  есть и обязанность, и круг деятельности, и назначение. Функция управления как понятие — это определенное направление специализированной деятельности исполнительной власти, содержание которой  характеризуется однородностью  и целевой направленностью.

Характер  задач, связанных с управлением, влияет на сущность управленческих функций. Задачи, которые осуществляются органами государственного управления, весьма разнообразны. Каждая управленческая акция предусматривает наличие  определенной цели и использование  для ее достижения соответствующих  способов. Сущность и назначение управленческих функций обусловлены системой социально-экономических, социально-политических и иных факторов, которые существуют в государстве.

Содержанием исполнительной власти как самостоятельного вида государственной деятельности является комплекс функций, в которых  непосредственно проявляется властно  организующее содержание государственного управления, осуществляемое в различных  процессуальных формах через постоянный информационный обмен между субъектом  и объектом управления на основе прямых и обратных связей. Функция управления объединяет в одно целое запланированный  результат, практическую деятельность по выполнению намеченных задач и  полученный результат.

Функции управления — это относительно самостоятельные  и однородные части содержания управленческой деятельности, в которых выражается властно организующее влияние субъекта управления на объект.

Следовательно, функцию государственного управления можно определить как часть управленческой деятельности государства, которая  осуществляется на основании закона или иного правового акта органами исполнительной власти присущими им методами для выполнения задач государственного управления.

Функции исполнительной власти, являются относительно самостоятельными и универсальными. Существуют различные подходы относительно их классификации. Их делят на политические и технические функции, или функции  общего управления и специализированные функции, функции осуществления  суверенитета (внешнего и внутреннего), экономические, социальные, социально-воспитательные функции и т. п.

Наиболее  распространенной в отечественной  литературе является классификация  функций государственного управления на общие, специальные и вспомогательные.

Общие функции  оказывают объективно необходимое  влияние на определенные процессы, которые происходят в хозяйственной, политической, социально-культурной и  иных сферах. Эти функции являются основными, присущими любому управлению, независимо от того, на каком уровне и в каких отраслях они осуществляются. Общие функции государственного управления — прогнозирование, планирование, организация, регулирование, координация, учет, контроль. Эта классификация  построена на основании внутренней технологии управленческой деятельности.

Функция прогнозирования. Необходимость в  прогнозировании вытекает из самой  природы государственного управления, ибо оно должно решать как повседневные задачи, так и перспективные проблемы. Прогнозирование — это научное  предвидение, систематическое исследование состояния, структуры, динамики и перспектив управленческих явлений и процессов, присущих субъекту и объекту управления. Прогнозирование обусловлено также  характером объекта управления, который  отличается значительной динамичностью. Нельзя осуществлять управленческие действия без знания их последствий. Поэтому управленческая система должна быть прогнозируемой. Государственное управление призвано решать долгосрочные, перспективные задачи. Если органы исполнительной власти не будут иметь прогнозов, решение этих задач будет осуществляться в условиях соответствующей неопределенности. В управленческом процессе прогнозирование используется и как функция, и как принцип, и как метод управления. Поэтому органы исполнительной власти должны разрабатывать прогнозы, управлять ими, решать на их основании свои задачи.

Функция планирования присутствует на всех уровнях  иерархии управления. Она состоит  в определении цели, направлений, задач, способов реализации тех или иных процессов (социальных, экономических, политических, культурных и др.), разработке программ, с помощью которых должна быть достигнута цель. Путь реализации функции планирования имеет такой схематический вид: необходимость — задачи — функция — решение (цель). Методика планирования основывается на принципах научности, комплексности, многовариантности решений, выборе оптимального варианта, нормативности и др.

Функция организации связана с созданием  организационного механизма. Цель этой функции — сформировать управляющие  и управляемые системы, а также  связи и отношения между ними. Особенность функции организации  относительно иных самостоятельных  функций состоит в том, что  это единая функция, которая обеспечивает взаимосвязь и эффективность  всех иных функций управления. Содержание функции организации включает создание органов управления, построение структуры  аппарата управления, формирование управленческих подразделений, звеньев, разработку положений  об органах управления, установление взаимосвязей между управленческими  структурами, подбор и расстановку  кадров и др. Организация означает также реорганизацию и ликвидацию органов управления, предприятий, учреждений.

Благодаря функции регулирования достигается  необходимое состояние упорядочения и устойчивости системы управления. Регулирование охватывает главным  образом текущие мероприятия по любым отклонениям от задач и заданных программ. С помощью регулирования осуществляются непосредственное руководство, поведение управляемых объектов. Под влиянием регулирования управленческие процессы происходят в заданном направлении и в соответствии с установленной программой. Необходимость оперативного регулирования обусловлена исключительно мобильностью самого управления. Способность управленческой системы самостоятельно сохранять равновесие относительно возбуждающих влияний (отклонений) является результатом осуществления функции регулирования.

Координация как функция обеспечивает согласование деятельности систем управления. Благодаря  координированию согласовываются  действия не только руководителей внутри управленческого звена, но и действия руководителей иных управленческих структур.

Функция учета связана со сбором, передачей, хранением и обработкой данных, регистрацией и группированием сведений о деятельности системы управления, наличии и  затратах ресурсов и т. п. Учет является предпосылкой контроля.

Функция контроля имеет свои особенности  относительно всех иных функций. Так, если планирование ставит задачу, организация приводит систему управления в состояние возможности выполнения этой задачи, то контроль характеризуется универсальностью относительно управленческой системы. Контроль призван постоянно представлять информацию о действительном состояния дела относительно выполнения задач.

Контроль  начинается с получения информации о действительном состояния управляемого объекта и заканчивается принятием  решений, которые предусматривают  соответствующую коррекцию в  системе управления для достижения запланированной цели. Контроль основывается на принципе обратных связей, которые  существуют при любом взаимодействии субъекта и объекта в системе управления. Каждая общая функция управления взаимосвязана с другими.

Рассмотренные общие функции управления необходимы для осуществления государственного управления как на общегосударственном, так и на региональных, местных, отраслевых уровнях.

Специальные функции характеризуют особенности  конкретного субъекта или объекта  управления.

Муниципальное управление

         

 Муниципальное управление в РФ строится на основе Конституции РФ и нормативно правовых актов, регламентирующих построение структуры муниципальных органов и их компетенции, а также распределение государственных финансовых фондов и иных ресурсов между органами государственной власти и муниципального управления. «Термины "муниципальный" и "местный" и словосочетания с этими терминами применяются в отношении органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, объектов собственности и других объектов, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.» (Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления в РФ № 154-ФЗ в ред. от 04.08.2000.)

            Чтобы понять задачи, принципы  построения и компетенцию органов  муниципального или иными словами  местного самоуправления необходимо  обратиться непосредственно к  основному закону РФ, т.е. к  Конституции РФ:

п.2 ст. 3 « Народ  осуществляет свою  власть непосредственно,  а  также    через   органы    государственной   власти   и   органы   местного    самоуправления»

п. 2 ст. 8: «В  Российской  Федерации  признаются  и  защищаются  равным    образом частная,  государственная, муниципальная    и  иные  формы    собственности».

  Статья 12

 «В  Российской  Федерации  признается  и  гарантируется  местное    самоуправление. Местное самоуправление  в пределах своих полномочий    самостоятельно. Органы местного  самоуправления не входят в  систему    органов государственной  власти».

    П. 2. ст. 32: «Граждане  Российской  Федерации  имеют право избирать  и быть    избранными в   органы  государственной  власти  и  органы  местного    самоуправления, а также участвовать  в референдуме».

 Глава  8 «Местное самоуправление»: 

 Статья 130

            1.Местное  самоуправление в  Российской Федерации обеспечивает  самостоятельное решение  населением  вопросов  местного  значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной  собственностью.

            2.  Местное  самоуправление  осуществляется  гражданами  путем  референдума, выборов,  других  форм  прямого волеизъявления,  через  выборные и другие  органы местного самоуправления.

Статья 131    

   1. Местное самоуправление осуществляется  в городских, сельских    поселениях и  на других  территориях с  учетом исторических  и иных  местных  традиций.   Структура  органов   местного  самоуправления определяется населением  самостоятельно.        2.  Изменение  границ  территорий,  в  которых  осуществляется  местное самоуправление,  допускается   с  учетом  мнения  населения  соответствующих территорий.

Статья 132     

  1. Органы  местного  самоуправления  самостоятельно  управляют    муниципальной  собственностью,  формируют, утверждают  и  исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги  и сборы, осуществляют охрану  общественного порядка, а также  решают иные вопросы местного  значения.

   2. Органы  местного самоуправления  могут  наделяться  законом  отдельными государственными  полномочиями  с  передачей необходимых для  их осуществления материальных  и финансовых средств. Реализация  переданных полномочий подконтрольна  государству.

 

Статья 133

        Местное самоуправление  в Российской  Федерации  гарантируется правом  на судебную защиту, на компенсацию  дополнительных расходов, возникших  в  результате решений, принятых  органами государственной власти, запретом  на  ограничение   прав  местного  самоуправления, установленных Конституцией  Российской  Федерации  и  федеральными  законами.

Таким образом органы муниципального управления в Российской Федерации  признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная  и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно  или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Они создаются  и функционируют в РФ с целью  выражения власти народа. Вопросы  местного значения - вопросы непосредственного  обеспечения жизнедеятельности  населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом  муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации.

К вопросам местного значения относятся:

Информация о работе Взаимодействие органов государственного и муниципального самоуправления