Взаимодействие органов государственного и муниципального самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 02:59, реферат

Описание работы

В работе рассматривается проблема взаимодействия государства и местного самоуправления, осмысление теоретических и правовых аспектов взаимодействия государственных и самоуправленческих структур с позиций научного анализа соотношения государства и общества, правового государства и гражданского общества.

Содержание

Введение....................................................................................
Понятие и цели управления. Правовые основы организации управления.............................................................................................
Функции государственного управления...........................................
Муниципальное управление……………………….......................
Взаимодействие органов государственного и местного самоуправления……...
Заключение...............................................................................
Список использованной литературы.....................................

Работа содержит 1 файл

Гос. и муниц.упр.docx

— 53.40 Кб (Скачать)
tify">1) принятие и изменение уставов  муниципальных образований, контроль  за их соблюдением; 

2) владение, пользование и распоряжение  муниципальной собственностью;

3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного  бюджета, установление местных  налогов и сборов, решение других  финансовых вопросов местного  значения;

4) комплексное социально - экономическое  развитие муниципального образования; 

5) содержание и использование  муниципальных жилищного фонда  и нежилых помещений; 

6) организация, содержание и  развитие муниципальных учреждений  дошкольного, основного общего  и профессионального образования; 

7) организация, содержание и  развитие муниципальных учреждений  здравоохранения, обеспечение санитарного  благополучия населения; 

8) охрана общественного порядка,  организация и содержание муниципальных  органов охраны общественного  порядка, осуществление контроля  за их деятельностью; 

9) регулирование планировки и  застройки территорий муниципальных  образований; 

10) создание условий для жилищного  и социально - культурного строительства; 

11) контроль за использованием  земель на территории муниципального  образования; 

12) регулирование использования  водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных  полезных ископаемых, также недр  для строительства подземных  сооружений местного значения;

13) организация, содержание и  развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения  и канализации; 

14) организация снабжения населения  и муниципальных учреждений топливом;

15) муниципальное дорожное строительство  и содержание дорог местного  значения;

16) благоустройство и озеленение  территории муниципального образования; 

17) организация  утилизации и переработки бытовых  отходов; 

18) организация ритуальных услуг  и содержание мест захоронения; 

19) организация  и содержание муниципальных архивов; 

20) организация транспортного обслуживания  населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами  связи; 

21) создание условий для обеспечения  населения услугами торговли, общественного  питания и бытового обслуживания;

22) создание условий для деятельности  учреждений культуры в муниципальном  образовании; 

23) сохранение памятников истории  и культуры, находящихся в муниципальной собственности;

24) организация и содержание  муниципальной информационной службы;

25) создание условий для деятельности  средств массовой информации  муниципального образования; 

26) создание  условий для организации зрелищных  мероприятий; 

27) создание условий для развития  физической культуры и спорта  в муниципальном образовании; 

28) обеспечение социальной поддержки  и содействие занятости населения; 

29) участие в охране окружающей  среды на территории муниципального  образования; 

30) обеспечение противопожарной  безопасности в муниципальном  образовании, организация муниципальной  пожарной службы.

Муниципальные образования вправе принимать к  своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов Российской Федерации, а  также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению  других муниципальных образований  и органов государственной власти.

В целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и  безопасности государства допускается  ограничение прав граждан на осуществление  местного самоуправления на отдельных  территориях федеральным законом.

 

Взаимодействие органов государственного и  муниципального самоуправления

 

 

Местное самоуправление является одной из форм народовластия, через которую осуществляется выражение власти народа.

Конституция РФ в ст. 3 определяет основные каналы, через которые народ осуществляет свою власть. А именно: непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

• Население  осуществляет свое право на местное  самоуправление как непосредственно, т.е. путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, так и через своих представителей в выборных и других органах местного самоуправления.

Таким образом, есть все основания говорить о  самостоятельной разновидности власти народа, осуществляемой на местном уровне, т.е. о местной или муниципальной власти, которая, будучи публичной, не является государственной властью. Поэтому справедливо определить муниципальную и государственную власти как самостоятельные формы публичной власти, поскольку и та и другая есть выражение власти народа, каналы непосредственного осуществления которой совпадают и разнятся лишь пространственным территориальным уровнем их проявления. Государственная власть осуществляется на федеральном и региональном уровнях, муниципальная власть — в городских, сельских поселениях и на других территориях муниципальных образований.

Самостоятельность муниципальной власти находит свое выражение в отделенности, обособленности местного самоуправления от государства и его структур, что прямо закреплено в ст. 12 Конституции РФ: "Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти". Структура этих органов, в соответствии со ст. 131 Конституции РФ, определяется населением самостоятельно. Свое правовое закрепление структура местной власти получает в уставе муниципального образования.

Самостоятельность местной власти проявляется также в обязанности для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления, принятых в пределах их полномочий.

Самостоятельный характер местной власти выражается в наличии собственных предметов ведения местного самоуправления и полномочий, которыми обладают органы местной власти.

Самостоятельность местной власти тесно связана  с конституционно установленными гарантиями местного самоуправления. В их числе:

• право  на судебную защиту;

• право  на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти;

• запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией и федеральными законами.

Будучи  самостоятельной, местная власть несет  ответственность за свою деятельность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами.

Исторический  аспект исследования данного вопроса непосредственным образом связан с выявлением основных параметров соотношения государственных и самоуправленческих структур, их взаимодействия в процессе становления и развития государства, его выделения из общества и функционирования как относительно самостоятельного многопланового социального явления.

Касаясь истоков соотношения названных  структур, связанных с проблемой  происхождения государства, в научной  литературе в последние годы все  активнее обсуждается теория происхождения государства не только как результат борьбы антагонистических классов, но и в силу действия иных факторов, прежде всего задач управления. В этой связи, опираясь на данные истории, этнографии, археологии, которые, по мнению А. И. Ковлера, дают основание считать, что "происходило не некое поглощение государством институтов общинно-родового самоуправления, а поэтапное "огосударствление" институтов самоуправления в смысле их дальнейшего развития на собственной основе до размеров институтов государственного управления".

Важнейшим фактором такого "огосударствления" стало усложнение задач управления разросшихся общностей — племени, этнической группы, народности. Возникают обособленные функции управления и властвования. При этом в сферу управления естественным образом вживаются институты общинно-племенного самоуправления, причем в одних случаях — в малых, компактных общинах — управление и самоуправление выступают как тождественные понятия, в других — больших по территории и населению общинах — самоуправление выступает как автономия в рамках общей системы управления. Но и в том и в другом, случае самоуправление утрачивает свою самодовлеющую самостоятельность, подчиняясь основным целям и задачам политического властвования1.

Таким образом, с возникновением государственно-организованного  общества самоуправление утрачивает свою изначальную самостоятельность  и становится либо придатком государственной  структуры, продолжением государственной  власти на местном уровне, либо обособленным от государства институтом гражданского общества, оставаясь относительно самостоятельным от государственных институтов, но в любом случае действующим в рамках государственно-правовых предписаний.

На протяжении всей истории государственности  прослеживается тесная органическая взаимосвязь  между развитием государства и самоуправлением. В различных типах государства, на разных этапах эволюции существовали различные модели местного самоуправления, которые, в конечном счете, всегда следуют за государственным развитием, подчиняясь предписаниям, которые устанавливает государство, будь то в форме правовых норм либо в форме директивных указаний, и тем самым практически всегда зависят от типа государства, его устройства, формы правления и политического режима.

Такая взаимосвязь  государственных и самоуправленческих начал обусловлена более глубинными и объективными факторами, в числе которых степень социально-экономической зрелости общества, соотношение и расстановка социальных групп — классовых, сословных, этнических и т. д., характер их борьбы или сотрудничества, духовные, национальные, культурные традиции, особенности геополитического положения, исторического развития, демографического состояния общества и др. Мы только называем эти факторы, поскольку их анализ выходит за рамки избранной темы.

Сложная природа местного самоуправления является объективной предпосылкой формирования противоречивых взглядов на природу этого института и его сущность.

Современное местное самоуправление, будучи формой самоорганизации населения, имеет признаки как государства, так и общественных институтов. Местное самоуправление в современных условиях имеет двойственную природу и по своей сути является общественно-государственным институтом.

Российская  и зарубежная практика развития местного самоуправления свидетельствует о тесной взаимосвязи, взаимозависимости и взаимопроникновении государственных и самоуправленческих начал. Анализ соотношения государства и местного самоуправления позволяет выявить ряд их общих признаков, в том числе: оба являются институтом общественного развития; каждый из них имеет территориальную организацию; имеют один источник власти — народ; осуществляют публичную власть, одна разновидность которой — государственная власть — распространяется на всю территорию, другая — муниципальная власть — на территории местного самоуправления; осуществляют сбор налогов; осуществляют функции по обеспечению общественной безопасности и порядка — одни (государственные структуры) в виде органов внутренних дел и других силовых структур, другие (самоуправленческие структуры) — в виде муниципальных органов охраны общественного порядка; осуществляют правовое регулирование и управление, т.е. имеют собственные правовые акты, а также собственные аппараты управления.

Следует также иметь в виду общие социально-экономические, духовные и политико-правовые основы, на которых строятся российское государство и самоуправление, закрепленные ныне в ряде статей гл. 1 "Основы конституционного строя" Конституции РФ. Это — демократический, правовой характер общества; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; провозглашение многонационального народа единственным источника власти в Российской Федерации; равенство прав, свобод и обязанностей граждан Российской Федерации на всей ее территории; социальная направленность политики Российской Федерации; единство экономического пространства; равная защита всех форм собственности; политическое и идеологическое многообразие; обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы; включение общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской. Федерации в российскую правовую систему.

Далее: общие  принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. В их числе: народовластие; законность; гласность; выборность представленных органов, их самостоятельность и независимость друг от друга и от общественных объединений; разграничение предметов ведения и полномочий; учет общественного мнения; оптимальное сочетание централизации и децентрализации.

Местное самоуправление в широком понимании  — это институт самоорганизации  общества. В силу своей двойственной природы, как общественной, так и государственной, оно может реализоваться в виде властного института. И именно в таком виде местное самоуправление существует сегодня в России и гарантируется действующей Конституцией. В то же время местное самоуправление может реализовываться в виде территориального общественного самоуправления. Наконец, местное самоуправление может существовать в сочетании как первого, так и второго.

Информация о работе Взаимодействие органов государственного и муниципального самоуправления