Законодательство вавилонского царя Хаммурапи

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Изучение древних судебников, одним из которых является - судебник Хаммурапи, актуально и по сей день. Эти судебники являются первыми законами, их же составители - первыми людьми, которые попытались установить различные социальные нормы поведения, придать этим нормам некоторую законность. Хотя законы эти сегодня могут казаться несовершенными, недоработанными, они представляют несоизмеримую историческую ценность. Законы- показатель уровня развития государства. Чем совершеннее государство - тем совершеннее и его законодательство. Изучая вавилонский кодекс можно заключить, что Вавилон уже в те времена находился на очень высоком уровне развития, обладал сложными социальными отношениями.

Содержание

План.
Введение.
Глава 1. Общая часть.
1. Личность Хаммурапи.
2. Характеристика законника Хаммурапи. Исторические предпосылки.
Глава 2. Особенная часть.
Брачно-семейные отношения
Имущественные отношения
Уголовное право и судебный процесс

Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

курсовая .doc

— 130.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки РФ 

Московский  Государственный Университет Экономики, Статистики и Информатики 

Институт  Права и Гуманитарного Образования 
 
 

Кафедра Финансового и административного права 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

на тему: 

«Законодательство вавилонского царя Хаммурапи» 
 
 
 
 

Выполнил

                     студент   Петренко Д.В.

                       _____________________ 
 
 
 

                    Проверил работу  ________________

                                              

                                       научное звание, ученая степень. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва, 20__г. 
 

План.

Введение. 

Глава 1. Общая  часть.

    1. Личность Хаммурапи.

    2. Характеристика законника Хаммурапи. Исторические предпосылки. 

Глава 2. Особенная часть.

  1. Брачно-семейные отношения
  2. Имущественные отношения
  3. Уголовное право и судебный процесс
 

Заключение. 

Список литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

Изучение  древних  судебников,  одним из  которых является - судебник  Хаммурапи,  актуально и по сей день.  Эти судебники     являются  первыми  законами,  их же  составители -  первыми  людьми,   которые попытались установить  различные  социальные  нормы поведения, придать этим нормам некоторую законность.  Хотя  законы  эти сегодня  могут  казаться  несовершенными, недоработанными, они представляют несоизмеримую историческую ценность. Законы- показатель  уровня  развития  государства.  Чем совершеннее государство -  тем совершеннее и его законодательство.  Изучая  вавилонский кодекс  можно заключить,  что Вавилон уже в те  времена находился на  очень  высоком  уровне  развития, обладал  сложными  социальными  отношениями. 

Вавилония, получившая свое название от города Вавилона, бывшего крупнейшим политическим и культурным центром этого государства, достигавшего своего расцвета дважды - в 18 и 7 веках до нашей эры. Вавилония - примитивно-рабовладельческое государство Древнего Востока, располагалось по течению рек Евфрата и Тигра. Это государство занимало лишь среднюю часть Двуречья, от устья нижнего Заба (приток Тигра) на севере до города Ниппура на юге, то есть страну Аккад, которая в древних надписях часто противопоставлялась стране Шумер, расположенной в Южной Месопотамии. На восток от Вавилонии находились горные области, населенные различными племенами, а на западе была обширная пустынная степь, в которой кочевали племенааморитов. 
С четвертого тысячелетия до нашей эры, в Южной Месопотамии жили шумеры. Племена, которые населяли среднюю часть Двуречья, говорили на аккадском языке, относящемся к семитической группе. 
Древнейшие поселения, обнаруженные в Вавилонии около современного Джемдет-Насра и древнего города Киша, относятся к концу IV и началу III-го тысячелетия до нашей эры. Люди здесь в основном вели рыболовный промысел, занимались скотоводством и земледелием. Необходимость осушения болотистой местности и создания оросительной системы предопределила применение рабского труда в те времена. Рост производительных сил приводил к дальнейшему имущественному и социальному расслоению. Углублению классовых противоречий способствовало развитие обмена с соседними странами, в частности с Эламом, откуда привозили камень, дерево и руду.  
Древневавилонское государство достигло расцвета в царствование Хаммурапи (1792-50 до нашей эры). Главным памятником этого периода является кодекс Хаммурапи. Резкое деление общества на классы рабовладельцев и рабов, выделение из общей массы свободных людей крупных богачей, владевших рабами, скотом и землей, появление промежуточных слоев населения в виде неполноправных жителей завоеванных территорий (мушкенум), наконец, массовое разорение общинников характеризуют более сложную, чем ранее, структуру вавилонского общества, в котором развертывалась острая классовая борьба. Это в свою очередь приводило к централизации и укреплению государственного аппарата, необходимого рабовладельцам для подавления и эксплуатации трудовых масс рабов и бедняков. Так, в царствование Хаммурапи оформляется типичная для Древнего Востока деспотия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Общая часть.

  1. Личность Хаммурапи.
 

  Условно называемый историками старовавилонский период начался с падения III династии Ура и закончился завоеванием Месопотамии кассетами (XX—XVII вв. до н. э.). В этот период Вавилон1 возвысился над всеми другими городами Двуречья и стал столицей государства, которое в конце концов, объединило Нижнюю и часть Верхней Месопотамии. К 1800 г. до н.э. Месопотамия преобразилась в прекрасный цветущий, ухоженный сад. Поскольку старые города трудно приспосабливались к своей хозяйственной независимости, то новые способы ведения хозяйства укрепляли торговые центры, такие, как Вавилон. Первые государи2 Вавилона вели свою политику осторожно, заключали союзы с сильными соседними государствами – Исином, Мари, Ларсой, при этом стараясь выбрать наиболее выгодного партнёра. Так, первые пять царей Вавилона смогли значительно расширить свои владения, но уровня своих союзников еще не достигли.

Положение изменилось, когда к власти пришел шестой царь Вавилона – Хаммурапи3 - однин из величайших политиков древности. Правил он с 1792 по 1750 гг. до новой эры. «Я — Хаммурапи,  царь справедливости,  которому Шамаш даровал правду! Мои слова отменны, мои деяния не имеют равных! Только для неразумного они — пустое, но мудрому они созданы для соблюдения»4 - такого о нем написано в  Законнике Хаммурапи.

       Царствование Хаммурапи ознаменовано успешными воинами (1763  — захват царства Ларсы;  1762 — разгром войска Субарту,  Эшнунны и горцев Загроса при Манкисуме в низовьях  Диялы;  1761 —   покорение Мальгиума,  Мари  и ряда  областей  Субарту;  1759 — срытие стен (аннексия) Мари и Мальгиума;  1757 — победа над войском Субарту, союзных ему северомесопотамских амореев и,  опять-таки,  горцев Загроса;  1756 — захват Эшнунны;  1755  — окончательный разгром Субарту), красивыми сооружениями. Власть Хкамураппи была неограниченной, судьи действовали по его поручению и от его имени. Управленцами в города и области, царь назначал своих сановников5, при этом наделяя их исключительными административными и судебными функциями. Взойдя на трон небольшого царства, расположенного в среднем течении Евфрата, Хаммурапи закончил свои дни повелителем огромного по тогдашним меркам государства, включавшего в себя основную часть Месопотамии. Не прибегая к использованию собственных войск, ведя тонкую внешнюю политику, он смог разгромить самых сильных своих противников, впрочем, и союзников тоже ( например царем северного государства Мари, которого звали Зимри-Лим.6)

После объединения страны Хаммурапи пришлось принимать сложные решения. С одной стороны – чтобы его государство не распалось на отдельные области, как это было, власть царя должна быть жесткой и могущественной. Однако, с другой стороны, Хаммурапи не мог отбирать землю у крестьян, собирать в царские мастерские ремесленников, вновь создавать крупные царские хозяйства. Действия такого рода привели бы к упадку страны – люди уже успели привыкнуть к относительной свободе, самостоятельности, к доходам от рыночной торговли. Но мудрый Хаммурапи нашёл приёмы, позволяющие царю управлять деятельностью подданных, став автором самого известного на Древнем Востоке сборника законов, названного историками «Кодексом Хаммурапи»7. Хаммурапи испытывал, по-видимому, особую страсть правосудию. Дошли документы о нём как о судье. В одном из своих писем он даёт инструкцию насчёт допроса взяточников, в другом – требует явки очевидцев.

Это небольшое, краткое описание о личности Хаммурапи. Теперь можно перейти к характеристике законника и посмотреть, что он представляет собой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Характеристика законника Хаммурапи. Исторические предпосылки.
 

     Изучение  древних  судебников,  на сегодняшний день,  не  потеряло  своей актуальности.  Судебники -  самые первые  законы, а их составители – первые люди, которые попытались  установить некоторые социальные нормы поведения, придать им некоторую законность, ведь единственная сила, отделяющая государство от хаоса – это закон. Несмотря на то, что эти законы  по  сегодняшним меркам могут показаться примитивными, некоторые из них можно использовать при законотворчестве и сегодня. Законы свидетельствуют об уровне развития государства. Чем совершеннее государство – тем совершеннее его законы. Изучая судебник Хамураппи можно прийти к выводу, что Вавилон уже в те времена находился на высоком уровне развития и обладал сложными социальными отношениями. Из законов можно узнать о обычаях и нравах какого-либо государства. В Вавилоне, например, - это «бюрократизм», т.е. любые сделки, даже самые незначительные осуществлялись всегда при свидетелях.8

   Законы Хаммурапи были найдены французской археологической экспедицией в 1901 году в г. Сузы в Эламе (к востоку от Вавилона).9 Представляли собой чёрный базальтовый столб, со всех сторон покрытый клинописью. Он был составлен в период царствования Хаммурапи в XVIII столетии до нашей эры. Сверху столба был изображён сам Хаммурапи. Он стоит перед верховным богом Вавилона – Мардуком.10 В руках Хаммурапи жезл – символ судебной власти, врученный царю верховным божеством.

 Можно так же отметить, что судебник был составлен, по некоторым предположениям, в конце правления Хаммурапи и вобрал так же законы и обычаи предшествующих правителей, обычное право а так же собственные установления Хаммурапи – его указы и решения судебных дел. Обычное право представляло собой собрание хранимых в народной памяти правил решения имущественных споров или взаимных личных обвинений, сложившихся в обычаи.

    Главным источником кодекса были  судебные решения самого Хаммурапи а так же решения судов.

    Кодекс законов Хаммурапи содержит 282 статьи, но на столбе сохранилось только 247 статей, 35 статей были выскоблены, очевидно, по приказу эламского царя. После недостающие статьи были восстановлены на основе фрагментов дубликатов, найденных в Сузах, в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала (669 – около 630 гг. до новой эры) в Ниневии.

    Клинописный текст состоит из трёх частей: введения, самого закона и заключения. В первой и последней частях – Хаммурапи характеризует себя и своё правление, а так же указывает цель составления законов: «чтобы сильный не угнетал слабого»11 и т.д.

    Статьи законника Хаммурапи составлены совсем в другой манере, чем это принято сейчас. Мы стремимся изложить нормы закона так, чтобы они в тоже время охватывали не один какой-нибудь случай, а всю совокупность аналогичных вопросов. Древний же законодатель мыслил себе закон иначе.

Выросшая  из судебного решения по конкретному делу, норма права формулировалась так же, как формулируют решение суда; как решение частного случая, казуса. Например: «Если человек выбьет зуб равного себе (по социальному положению), то должно выбить зуб его».12 Такая форма изложения называется «казуальной».13

    Текст судебника начинается с торжественного вступления, стиль которого напоминает эпическую поэму: «Когда  славнейший  Анум,  царь  Ануннаков,  и  Эллиль,  владыка  небес  и  земли,  устанавливающий  судьбы  страны,  вручили  Мардуку,  первородному  сыну  Эйи,  главенство  над  всеми  людьми,  возвеличили  его  среди  Игигов,  назвали  Вавилон  его  славным  именем,  возвысили  его  над  четырьмя  странами  света  и  установили  в  нем  вечное  царствие,  чьи  основания  прочны,  подобно небесам и земле,  тогда-то  меня,  Хаммурапи,  правителя заботливого и богобоязненного,  дабы  справедливость  в стране  была  установлена,  дабы  погубить  беззаконных и злых,  дабы  сильный не  притеснял слабого,  дабы  подобно Шамашу,  над черноголовыми  я  восходил  и  страну  озарял,  Анум  и  Эллиль,  дабы  плоть  людей  была  ублаготворена,  назвали  по  имени».14

   Этими словами провозглашается религиозно-правовое основание власти царя.

Затем  Хаммурапи перечисляет свои благочестивые  деяния, которые он совершил в качестве представителя каждой общины своего государства перед богом этой общины, тем самым он утверждает законность своей власти над каждой из них. Другими словами, он рассматривает своё царство как своего рода личную унию между всеми «новыми» общинами - от Ашшура и Ниневии на среднем Тигре до Ура и Эреду у персидского залива. В то же время подчеркивается вечность и незыблемость царской власти в Вавилоне. Характерно и то, что,  перечисляя все эти общины, он первыми упоминает Ниппур15 и Эреду – древнейшие культурные  центры Месопотамии, а затем уже Вавилон, Бог, которого Мардук был отождествлен с богом Асаллухи, сыном Энки, главного божества города Эреду. Здесь же приводится и длинная, чрезвычайно пышная титулатура Хаммурапи: «Накопитель богатства и изобилия, Семя царственности, Царь благоразумия, Сень страны, Ярый телец, забодавший противника, Укротитель врагов, Пастырь людей»16 и т.д. Наконец, вводимый словом «отныне», начинается собственно  текст  законов.

Информация о работе Законодательство вавилонского царя Хаммурапи