Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 15:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение и анализ прожиточного минимума и его экономических функций. Цель определила выбор следующих  задач:
Изучить понятие прожиточного минимума и методику его расчета, структуру потребительской корзины;
Рассмотреть вопросы соотношения прожиточного минимума и МРОТ;
Раскрыть вопросы, связанные с анализом уровня бедности на основе прожиточного минимума по Липецкой области;
Выделить основные проблемы прожиточного минимума по Липецкой области и предложить возможные пути решения;
Smin - доля суммарного дохода, которая приходится а население с доходами ниже Cmin5.
Индекс глубины бедности (P1) - характеризует среднее отклонение доходов бедных домохозяйств от величины прожиточного минимума и выражается величиной суммарного дефицита дохода, соотнесенного с общим числом домохозяйств.
Индекс остроты бедности (P2) - характеризует средневзвешенное отклонение доходов бедных домохозяйств от величины прожиточного минимума и выражается величиной суммарного квадратического дефицита доходов, соотнесенного с общим числом домохозяйств. Показатель остроты бедности рассчитывается с учетом большего веса для домохозяйств с более высоким размером дефицита дохода и используется в целях сопоставления его чрезмерных величин.
Расчеты производятся по следующей формуле:
Где, =1 или 2;
N – общая численность обследуемых домохозяйств,
Nf - численность обследуемых домохозяйств с доходами ниже прожиточного минимума,
Cminj - величина прожиточного минимума для j го домохозяйства, рассчитанного в среднем на душу с учетом половозрастного состава данного домохозяйства,
Ij - среднедушевой доход j-го домохозяйства с доходом ниже прожиточного минимума.
 
7.Пути возможного улучшения ситуации
На мой взгляд, первое с чего надо начать, так это пересмотреть действующую потребительскую корзину, т. к. она и является определяющей и для прожиточного минимума, и для МРОТ. Пересмотр необходим, главным образом из за невыполнения ею своей цели (т.е. обеспечения человеку права на приличествующее существование), и из за крайней не объективности как социально-экономического показателя.
Но изменения в 
Самым объективным мне представляется введение налога на роскошь, т.к. существующая пропасть между крайне богатыми и бедными катастрофична. Тема эта уже давно была поднята, и как сообщает нынешний министр финансов Антон Силуанов он может быть введен уже в 2013 году. В первую очередь он будет касаться сверхдорогого имущества – домов, яхт и автомобилей, а рассчитывать его предполагается исходя из рыночной стоимости таких объектов. Но здесь надо быть очень осторожными.
Во-первых, в законодательство придется вводить точное определение этой самой роскоши, а иначе наши не совсем чистые на руку чиновники получат рычаг давления на средний класс, с целью получения собственной выгоды.
Так же опасения – не приведет ли введение нового налога в нашей стране к тому, что потребителю придется платить дважды, он ведь уже выплачивает НДС. Теоретически от нового налога могут пострадать кошельки не только богачей, но и простых граждан.
Во-вторых, налог на роскошь может привести к оттоку капиталов из страны. Здесь можно привести в пример Францию: там платить такой налог обязательно, даже если активы находятся вне страны.
В-третьих, необходимо сбалансировать систему взимания налога. В противном случае администрирование этого процесса будет отнимать у бюджета ощутимую часть полученных средств.
Вообще в западных странах подобная практика с разным успехом давно уже существует. Например в той же Франции если недвижимое имущество стоит от 1,3 до 3 млн. евро, взимается налог в размере 0,25 процента, если недвижимость дороже 3 млн. евро – то 0,5 процента. В прошлом году французский бюджет собрал таким образом более 3 млрд. евро. Кстати, в этой же стране работает закон о солидарном налоге на состояние – ISF: налогом облагаются все активы физического лица, которые были зарегистрированы на человека в начале налогового года и если их рыночная оценка составляет более 800 тысяч евро.
Подобный опыт есть и у США, но здесь его можно привести в качестве примера, не полной проработанности законопроекта. Двенадцать лет назад благодаря президенту Бушу-старшему был введен дополнительный налог на автомобили, яхты, самолеты и ювелирные украшения. Согласно расчетам, планировалось собрать 31 млн. долларов (сумма, кстати, в масштабах бюджета не так уж велика). На практике вышло еще меньше – 16,6 миллионов, зато ювелирная индустрия США, авиастроение и кораблестроительная отрасль понесли серьезные потери – американцы стали покупать предметы роскоши в других странах.
В общем, учитывая наш менталитет действовать необходимо комплексно, и с крайней осторожностью.
 
8.Заключение
Проблема прожиточного минимума 
и бедности в России - не только и 
даже не столько проблема бедных, сколько 
той огромной массы населения, которая 
располагается между 
Итак, в результате выполнения данной работы были сделаны следующие основные выводы.
1. Прожиточный минимум 
- это стоимостная оценка 
2. Прожиточный минимум 
определяется ежеквартально на 
основании потребительской 
3. На основе прожиточного 
минимума устанавливается 
4. Прожиточный минимум 
официально обозначает границу 
бедности. Бедность - это социально-экономическое 
положение части населения и 
домашних хозяйств, стоящих на 
относительно низком уровне 
5. Прожиточный минимум по Липецкой области предназначается для:
1) оценки уровня жизни 
населения области при 
2) выявления бедных граждан 
в целях оказания им 
3) обоснования устанавливаемых 
в области размера оплаты 
4) учета при формировании 
консолидированного бюджета 
Подводя итоги проделанной 
работы можно с уверенностью сказать, 
что закон «о прожиточном минимуме» 
не может сегодня служить 
 
9.Библиографический список
1. Аверин, А.Н. Социальная политика государства [Текст] / А.Н. Аверин. - М.: АНХ, 2006.
2. Бабич, А.М., Павлова, Л.Н. Государственные и муниципальные финансы [Текст] / А.М. Бабич: Учебник для вузов.-М.: Финансы ЮНИТИ, 2008.
3. Веселкова И.Н., Комаров, Ю.М. Как сохранить нацию [Текст] / И.Н. Веселкова, Ю.М. Комаров. - М.: «Академкнига», 2005.
4. Волгин, Н.А. Оплата труда: производство, социальная сфера, государственная служба (Анализ, проблемы, решения) [Текст] / Н.А.Волгин - М.: Издательство «Экзамен», 2007.
5. Волгин, Н.А., Гриценко, Н.Н., Шарков, Ф.И. Социальное государство: Учебник [Текст] / Н.А. Волгин, Н.Н. Гриценко, Ф.И.Шарков. - М.: `Дашков и К`, 2008.
6. http://www.admlr.lipetsk.ru - сайт администрации Липецкой области.
7. http://www.rbcdaily.ru - сайт деловой газеты РБК daily.
          
8. http://rusplt.ru – общественно политическая 
интернет платформа 
10.Приложение.
Продуктовые наборы, используемые 
в расчетах прожиточного минимума для 
различных социально-
| В среднем на душу населения | Мужчины  | Женщины  | Пенсио-неры | Дети | ||
| 0-6 лет | 7-15 лет | |||||
| Хлебопродукты, всего | 130,8 | 177,0 | 124,9 | 119,0 | 64,4 | 112,3 | 
| бобовые | 4,6 | 7,3 | 5,5 | 3,7 | 0,0 | 2,0 | 
| мука пшеничная | 19,5 | 20,0 | 17,0 | 25,0 | 17,0 | 18,0 | 
| рис | 3,7 | 5,0 | 2,9 | 2,9 | 3,0 | 4,0 | 
| крупа (кроме риса) | 5,2 | 6,0 | 5,0 | 4,0 | 5,0 | 6,0 | 
| хлеб пшеничный | 62,9 | 75,0 | 65,0 | 55,0 | 30,0 | 70,0 | 
| хлеб ржаной | 68,7 | 115,0 | 62,0 | 55,0 | 20,0 | 40,0 | 
| макаронные изделия | 5,2 | 6,0 | 5,0 | 6,0 | 4,0 | 4,0 | 
| Картофель | 124,2 | 160,0 | 120,0 | 90,0 | 85,0 | 135,0 | 
| Овощи, всего: | 94,0 | 80,8 | 96,8 | 96,8 | 85,0 | 120,0 | 
| капуста | 28,1 | 29,0 | 25,0 | 25,0 | 30,0 | 35,0 | 
| огурцы и помидоры | 2,6 | 1,8 | 1,8 | 1,8 | 5,0 | 5,0 | 
| Столовые корнеплоды | 37,5 | 35,0 | 40,0 | 40,0 | 30,0 | 40,0 | 
| прочие овощи | 25,9 | 15,0 | 30,0 | 30,0 | 20,0 | 40,0 | 
| Фрукты и ягоды, всего | 19,4 | 14,6 | 12,6 | 10,6 | 34,4 | 44,4 | 
| фрукты свежие | 14,4 | 11,0 | 9,0 | 7,0 | 25,0 | 35,0 | 
| фрукты, ягоды сушеные | 1,0 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 1,8 | 1,8 | 
| Сахар и кондитерские изделия | 20,7 | 20,8 | 19,8 | 18,8 | 19,7 | 26,1 | 
| сахар | 19,7 | 20,0 | 19,0 | 18,0 | 18,0 | 24,0 | 
| конфеты | 0,8 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 1,0 | 1,0 | 
| печенье и торты | 1,2 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 2,0 | 3,0 | 
| Мясопродукты, всего | 26,6 | 32,2 | 25,0 | 19,8 | 18,7 | 33,5 | 
| говядина | 4,8 | 4,0 | 2,0 | 3,0 | 8,0 | 12,0 | 
| баранина | 0,9 | 1,8 | 1,0 | 0,7 | 0,0 | 0,0 | 
| свинина | 1,5 | 2,0 | 2,0 | 0,7 | 0,0 | 2,0 | 
| субпродукты и прочее мясо | 0,5 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,0 | 0,0 | 
| птица | 17,5 | 22,0 | 18,0 | 14,0 | 10,0 | 18,0 | 
| сало | 0,7 | 1,3 | 0,9 | 0,3 | 0,0 | 0,0 | 
| колбасные изделия и копчености | 0,8 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 1,0 | 2,0 | 
| Рыбопродукты, всего | 11,7 | 12,7 | 10,7 | 12,7 | 8,7 | 12,5 | 
| рыба свежая | 10,9 | 12,0 | 10,0 | 12,0 | 8,0 | 11,0 | 
| сельди | 0,8 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 1,5 | 
| Молокопродукты, всего | 212,4 | 201,7 | 179,4 | 174,1 | 279,0 | 303,4 | 
| молоко цельное | 69,6 | 64,2 | 50,0 | 50,0 | 130,0 | 100,0 | 
| молоко нежирное | 53,5 | 64,2 | 64,2 | 70,0 | 0,0 | 28,0 | 
| сметана и сливки | 1,6 | 1,8 | 1,1 | 1,1 | 1,8 | 2,6 | 
| масло животное | 2,5 | 1,8 | 1,8 | 1,8 | 4,0 | 5,0 | 
| творог | 9,9 | 10,0 | 10,0 | 8,0 | 10,0 | 12,0 | 
| сыр и брынза | 2,3 | 2,5 | 2,0 | 2,0 | 2,0 | 3,0 | 
| Яйца (штук) | 151,4 | 180,0 | 150,0 | 90,0 | 150,0 | 180,0 | 
| Масло растительное, маргарин | 10,0 | 11,2 | 9,8 | 8,9 | 6,8 | 11,7 | 
| маргарин и др. жиры | 3,9 | 5,5 | 4,0 | 3,0 | 2,0 | 3,0 | 
| масло растительное | 6,4 | 6,2 | 6,2 | 6,2 | 5,0 | |
 
Продуктовые наборы, используемые в расчетах прожиточного минимума по регионам России, (кг на душу, в год)
| Зоны | ||||||||
| I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | |
| Хлебопродукты, всего | 137,2 | 124,4 | 128,2 | 124,4 | 130,8 | 134,6 | 135,9 | 141,1 | 
| Бобовые | 4,8 | 4,4 | 4,5 | 4,4 | 4,6 | 4,7 | 4,8 | 5,0 | 
| мука пшеничная | 20,5 | 18,5 | 19,1 | 18,5 | 19,5 | 20,1 | 20,3 | 21,0 | 
| Рис | 3,9 | 3,5 | 3,6 | 3,5 | 3,7 | 3,8 | 3,8 | 4,0 | 
| крупа (кроме риса) | 5,5 | 4,9 | 5,1 | 4,9 | 5,2 | 5,4 | 5,4 | 5,6 | 
| хлеб пшеничный | 66,0 | 59,8 | 61,7 | 59,8 | 62,9 | 64,8 | 65,4 | 67,8 | 
| хлеб ржаной | 72,1 | 65,3 | 67,4 | 65,3 | 68,7 | 70,7 | 71,4 | 74,1 | 
| макаронные изделия | 5,5 | 4,9 | 5,1 | 4,9 | 5,2 | 5,4 | 5,4 | 5,6 | 
| Картофель | 79,3 | 101,7 | 126,6 | 124,2 | 132,6 | 134,8 | 132,5 | 106,5 | 
| Овощи, всего: | 97,4 | 126,5 | 98,3 | 101,7 | 86,3 | 83,7 | 85,5 | 90,6 | 
| Капуста | 29,1 | 37,8 | 29,4 | 30,4 | 25,8 | 25,0 | 25,5 | 27,1 | 
| огурцы и помидоры | 2,7 | 3,5 | 2,7 | 2,8 | 2,4 | 2,3 | 2,4 | 2,5 | 
| столовые корнеплоды | 38,9 | 50,5 | 39,2 | 40,6 | 34,4 | 33,4 | 34,1 | 36,1 | 
| прочие овощи | 26,8 | 34,8 | 27,1 | 28,0 | 23,8 | 23,1 | 23,5 | 25,0 | 
| Фрукты и ягоды, всего | 22,7 | 25,6 | 19,4 | 20,3 | 20,3 | 15,6 | 17,0 | 21,3 | 
| фрукты свежие | 16,9 | 19,0 | 14,4 | 15,1 | 15,1 | 11,6 | 12,6 | 15,8 | 
| фрукты, ягоды сушеные | 1,2 | 1,3 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 0,8 | 0,9 | 1,1 | 
| Сахар и кондитерские изделия | 20,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0 | 21,4 | 21,4 | 21,4 | 23,7 | 
| Сахар | 19,0 | 19,0 | 19,0 | 19,0 | 20,4 | 20,4 | 20,4 | 22,5 | 
| Конфеты | 0,8 | 0,8 | 0,8 | 0,8 | 0,8 | 0,8 | 0,8 | 0,9 | 
| печенье и торты | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 
| Мясопродукты, всего | 25,5 | 23,9 | 24,5 | 26,1 | 26,6 | 27,1 | 27,7 | 32,5 | 
| Говядина | 4,6 | 4,3 | 4,4 | 4,7 | 4,8 | 4,9 | 5,0 | 5,9 | 
| Баранина | 0,9 | 0,8 | 0,8 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 1,1 | 
| Свинина | 1,4 | 1,4 | 1,4 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,6 | 1,8 | 
| Субпродукты и прочее мясо | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,6 | 
| Птица | 16,8 | 15,8 | 16,1 | 17,2 | 17,5 | 17,9 | 18,2 | 21,4 | 
| Сало | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 
| Колбасные изделия | 0,8 | 0,7 | 0,7 | 0,8 | 0,8 | 0,8 | 0,8 | 1,0 | 
| Рыбопродукты, всего | 6,2 | 14,0 | 11,7 | 11,7 | 10,9 | 10,9 | 12,1 | 17,9 | 
| рыба свежая | 5,8 | 13,1 | 10,9 | 10,9 | 10,2 | 10,2 | 11,3 | 16,7 | 
| Сельди | 0,4 | 1,0 | 0,8 | 0,8 | 0,8 | 0,8 | 0,9 | 1,3 | 
| Молокопродукты, всего | 162,6 | 165,9 | 210,4 | 208,5 | 217,0 | 221,6 | 222,9 | 268,1 | 
| молоко цельное | 53,3 | 54,3 | 69,0 | 68,3 | 71,1 | 72,6 | 73,0 | 87,9 | 
| молоко нежирное | 41,0 | 41,0 | 41,0 | 41,0 | 41,0 | 41,0 | 41,0 | 41,0 | 
| сметана и сливки | 1,2 | 1,2 | 1,6 | 1,6 | 1,6 | 1,7 | 1,7 | 2,0 | 
| масло животное | 1,9 | 2,0 | 2,5 | 2,5 | 2,6 | 2,6 | 2,6 | 3,2 | 
| Творог | 7,6 | 7,7 | 9,8 | 9,7 | 10,1 | 10,3 | 10,4 | 12,5 | 
| сыр и брынза | 1,8 | 1,8 | 2,3 | 2,3 | 2,3 | 2,4 | 2,4 | 2,9 | 
| Яйца (штук) | 120,0 | 142,2 | 152,0 | 151,4 | 154,5 | 154,5 | 156,3 | 158,8 | 
| Масло растительное, маргарин | 7,6 | 8,5 | 9,8 | 10,0 | 10,0 | 10,1 | 10,7 | 11,8 | 
| маргарин и др. жиры | 3,0 | 3,3 | 3,8 | 3,9 | 3,9 | 3,9 | 4,2 | 4,6 | 
| масло растительное | 4,9 | 5,4 | 6,3 | 6,4 | 6,4 | 6,5 | 6,8 | 7,6 | 
| Белки, граммов | 69,9 | 70,1 | 73,2 | 72,5 | 74,5 | 76,0 | 76,9 | 82,8 | 
| в т.ч. животного происхождения | 24,4 | 26,3 | 28,4 | 28,8 | 29,2 | 29,6 | 30,1 | 35,2 | 
| Жиры, граммов | 54,8 | 57,3 | 64,7 | 65,6 | 66,6 | 67,5 | 69,4 | 78,6 | 
| Углеводы, граммов | 357,6 | 346,7 | 358,3 | 351,0 | 367,2 | 373,7 | 375,7 | 386,3 | 
| Энергетическая ценность, ккал | 2222,4 | 2204,2 | 2331,0 | 2306,4 | 2389,2 | 2429,4 | 2458,9 | 2607,0 |