Графический метод в статистике. Вклад Уильяма Плейфейра в статистику

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 22:10, контрольная работа

Описание работы

Возрастающий интерес к статистике вызван современным этапом развития экономики в стране, формирования рыночных отношений. Это требует глубоких экономических знаний в области сбора, обработки и анализа экономической информации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..……….3

1. Основные элементы статистического графика……….....……4
1.поле графика……………………………………………………..4
2.графический образ ……………………………….……………..4
3.пространственные ориентиры …………………………………4
4.масштабные ориентиры…………………………..…….….……5
5.эпликация графика………………………………………………5
6.заголовок графика……………………………………..………...6

2. Классификация статистических графиков………...….……....6
1.по способу построения…………………………………….……6
2.по форме применяемых графических образов………………..13
3.по характеру решаемых задач…………………………………13

3. Рекомендации к использованию графиков……………….…..13
1.рекомендации к построению……………………………..……13
2.выбор вида графика…………………………………….………14
3.ошибки построения…………………………………….………15
4.недостатки графического метода……………………...………16

4. Вклад Уильяма Плейфейра в статистику ……………...….….17

5. Пример……………………………………………..…….…….…..18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….…....……..21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...….…….22

Работа содержит 1 файл

Графический анализ ОСНОВНОЙ.doc

— 290.00 Кб (Скачать)

         В график по возможности  следует включать исходные данные к  их построению. Если это нецелесообразно, то исходные данные должны в табличной форме сопровождать график. Это обуславливает доверие к графическому изображению показателей коммерческой деятельности, повышает познавательное значение статистических графиков.

         Надписи должны, насколько  это возможно, превращать диаграммы  в почти не требующий дополнительных разъяснений материал анализа,  т.е. независимый от текста,  но на график не следует помещать  слишком  много информации: нанесением ли слишком большего числа точек или сопровождением чрезмерно обширной дополнительной  информацией.  Такая  текстовая "загруженность" графика затрудняет анализ.

         Все буквенные  и  цифровые значения должны располагаться  на графике так, чтобы их легко  можно было отсчитывать от начала масштабной шкалы.

         Ряды цифровых данных, отображающие изменения показателей  коммерческой деятельности во времени, размещаются в строгой хронологической последовательности и обязательно по оси абсцисс.

         Общим требованием  графического метода изображения статистических показателей  является то,  что факторные признаки размещаются на горизонтальной шкале графика и их изменения читаются слева направо, а результативные  признаки - по вертикальной шкале и читаются снизу вверх.

         Это повышает аналитическое  значение статистических графиков. При этом важно, чтобы заголовок (титул) графика был кратким, но достаточно четко пояснял основное его содержание.

         б) Выбор вида графика

 

         При графическом  изображении количественных показателей  коммерческой деятельности (объем, состав и динамика товарооборота, состояние товарного предложения, товарных запасов, издержек обращения, прибыли и др.) в качестве графического образа предпочтительней использовать линейные, столбиковые или круговые диаграммы,  имеющие наибольшую по сравнению с объемными или плоскостными фигурами наглядность и доходчивость.

         Фигурные диаграммы  применяются прежде всего для  рекламных целей.

   Линейные, столбиковые и полосовые диаграммы  имеют широкое  применение в изображении статистической информации о коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг.  При этом линейным и столбиковым диаграммам  отдается  предпочтение,  если в изучаемых показателях проявляется общая тенденция роста.  Горизонтальные ленты (полосы) нагляднее, если изображаемые  показатели  отображают результат (итог) функционирования того или иного процесса.

         Диаграммы, выполненные  в  виде  выдвигающихся от начала масштабной шкалы полос,  представляют определенное практическое удобство для систематического отображения хода выполнения производственных заданий нарастающим итогом.

         В коммерческой статистике точечные картограммы могут использоваться для характеристики интенсивности  спроса и предложения товаров  по обслуживаемым торговлей отдельным регионам.  С помощью фоновых картограмм отображается показатель объема товарооборота, приходящегося на душу населения (по отдельным регионам) и др.

         Преимущество картодиаграммы перед диаграммой состоит в том, что она не только дает представление  о величине изучаемого показателя на различных территориях, но и изображает пространственное размещение изучаемого показателя.

 в) Ошибки построения

 

   Линейные  диаграммы

   При построении линейной диаграммы важно  правильно  выбрать  масштаб как по оси абсцисс,  так и по оси ординат. От оптимального соотношения этих масштабов зависит наглядность (доходчивость) статистического графика. Если масштаб шкалы по оси абсцисс будет слишком растянут, то изменения уровней во времени окажутся не столь заметны,  но при растянутом  масштабе  по оси ординат колебания уровней окажутся преувеличенно резкими. Для исключения таких зрительных иллюзий, искажающих реальное представление о действительном развитии, целесообразно строить координатную сетку с учетом правила "золотого сечения",  при котором  формат поля графика выбирается в соотношении от 1:1,3 до 1:1,5.

   Рисунок № 9.

 
 

         Необходимо строго соблюдать установленный масштаб  не только по оси ординат, но и по оси абсцисс.  Если показания времени  между отдельными периодами (или  датами) неравновеликие, то при нанесении на поле графика точек изучаемых уровней на ось абсцисс должно быть строго соблюдено соотношение между ними.

         Столбиковые и полосные диаграммы

   Основания столбиков (лент) должны размещается  на оси абсцисс (ординат). Их ширина может быть произвольной, но обязательно одинаковой для каждого столбика (ленты). Важно, чтобы все данные располагались в хронологической последовательности.

            Фигурные диаграммы

   Недостатком фигурных диаграмм является то,  что  графическое изображение  изучаемого  явления  знаками-символами  не всегда соответствует точному значению изображаемых данных. Поэтому наряду с целыми фигурами приходится иметь дело с их частями. Это придает отображаемым показателям приближенное значение.

         Точечные  картограммы

   Важное  требование  к точечным картограммам - выбор оптимального количественного значения точки.  Если точки изображают  слишком  крупные числа, то создается впечатление оголенности территории.  Если же взять точки со слишком малыми значениями,  то они сливаются и не дают отчетливой картины.

   г) Недостатки графического метода

 

         Графические методы особенно ценны  при  представлении  качественных аспектов  выводов в легко понятной форме. Тем не менее почти всегда будет желательно дать основные итоговые характеристики в численном виде.

         Одна из причин, по которой требуются результаты в числовой форме, заключается в том, что часто последующие исследователи, желающие воспользоваться полученными результатами, смогут иметь доступ только к кратким выводам. Восстановление числовой информации из опубликованных графиков и диаграмм почти всегда приводит к новым ошибкам. Вообще говоря, необходимо учитывать потребности последующих исследователей в данной области, которые могут пожелать воспользоваться полученными результатами самым неожиданным образом.

         Графический метод  в статистике продолжает и дополняет  табличный метод. То, что при чтении таблицы может остаться незамеченным, обнаруживается на графике.  Но в какой-то степени выбор  между  графическим  и табличным представлением результатов - дело вкуса.  В целом для показа общих качественных особенностей явления  более  подходящие  графические методы.  Если  же имеют в виду какой-либо последующий анализ,  отчасти использующий записанные значения итоговых величин, то табличные методы заведомо предпочтительны в представлении выводов.

       

      4. Вклад Уильяма Плейфейра в статистику.

      Уильям Плейфейр (22 сентября 1759 - 11 февраля 1823) был шотландским инженером и политическим экономистом, который сделал важные нововведения в области графической информации.

      Уильям  был четвертым сыном преподобного Джеймса Плейфейр прихода Liff & Benvie недалеко от города Данди, Шотландия. Преподобный Джеймс умер, когда Уильям был маленький, и его образование "заведовал" его брат Иоанн. Уильям начал свою карьеру в качестве инженера, Джеймс Уатт взял его работать личным помощником. Другим братом Уильяма был архитектор Джеймс Плейфейр .

      Уильям  Плейфейр не оставил большого следа  на своей родной земле, и его влияние было только немногим больше в Англии и Франции. Однако именно он стоит за изобретениями, знакомыми всем нам и используемыми всеми нами: он был первым, кто разработал и опубликовал все распространенные теперь типы статистических графиков - секторную диаграмму ("пирог"), гистограмму и статистические линейные графики.

      Именно  Уильям Плейфейр изобрел универсальный  визуальный язык, применяемый в науке  и бизнесе. И хотя он не был понят  своими современниками, это определило целую новую парадигму визуального разбора данных. Благодаря своей работе он действительно навсегда изменил наши предположения и взгляды на то, каким образом можно представлять данные и делать их понятными для других. 

        Плейфейр изобрел секторную диаграмму и расширил эту концепцию для облегчения процесса сравнения уровней ресурсов европейских стран.

      Работа  Плейфейра очень актуальна и  в современной науке, но найти  копии ее исходных версий до недавнего  времени было почти невозможно. Уильям Плейфейр 1786 году в Лондоне опубликовал  книгу "Коммерческий и политический атлас" ("The Commercial and Political Atlas"), в которой демонстрируются показатели импорта и экспорта Шотландии в семнадцать стран в 1781 г.. Хотя Плейфейр относился к своему изобретению скептически, в последующие годы оно было принято многими, включая Флоренса Найтингейла, который использовал их в 1859 г. для сравнения смертности в армии в мирное время со смертностью гражданского населения, и путем этого убедил правительство улучшить гигиенические условия в армии.

      "Коммерческий и политический атлас" и  "Конспект по статистике" Уильяма Плейфейра - это одни из важнейших работ во всей истории статистических графиков и визуализации данных.

      4. Пример.

   Чтобы показать практическое значение графического метода, проанализируем следующую ситуацию на московском рынке рекламы за период январь - октябрь 1995 г. 

Рисунок № 10. 

  Затраты ведущих рекламодателей

в период с января по октябрь 1995 год (US$)

Рекламодатель    Товар Телевидение Пресса Наружная  реклама Радио Всего
0 Procter & Gamble 30905000 5600 - - 30910600
1 “Марс Россия” 26663000 18900 488500 - 27170400
2 Dandy (Stimorol) 10938000 10400 75200 - 11023600
3 “Мосэкспо” 10243000 - - - 1024300
4 Unileaver 8453000 33600 7700 - 8494300
5 Wrigley 8014000 - - - 8014000
6 Sorti (мыло) 6250000 98700 - 27500 6376200
7 Matsuchita     Electric 5417000 390500 164600 99300 6071400
8 Sterling Heahts 4925000 - - - 4925000
9 Cadbury 4285000 54200 594100 38800 4972100
  Всего: 116093000 611900 1330100 165600 118200600
 
 

   Данные  представлены в виде групповой таблицы.  Группировочным признаком выступает Рекламодатель (признак атрибутивный).  Подлежащим выступает Рекламодатель,  а сказуемым - Затраты рекламодателей в период с января по октябрь 1995г.  На основе имеющихся данных построим  гистограммы  распределения  затрат  на  рекламу  по  видам  mass media. 

    Рисунок № 11.

 
 
 
 

Рисунок № 12.

Рисунок № 13.

Рисунок № 14. 

      

      Анализ  графиков (рис. 11-14) показывает, что наибольшие затраты все рекламодатели несут на телевидении. График (рис.14) показывает доли затрат фирм в различных mass media. Доля телевидения составляет 59%, то есть больше остальных средств массовой информации вместе взятых.  Это самый активный  сегмент  рынка:  на  нем представлены все участники рекламного бизнеса. В то время как радио не пользуется популярностью у рекламодателей. Только 3 фирмы размещают рекламу на радио.  Наружной рекламой пользуются 5 фирм,  и 6 фирм - рекламой в прессе.  Очевидно, что самый эффективный сегмент рынка - телевидение - одновременно, и самый дорогой. Затраты здесь на порядок больше, чем на радио или в прессе.  А потому  вполне  вероятно,  что в скором времени должен произойти отток части вложений с этого суперрынка на менее дорогие  (пресса, наружная реклама, радио). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение.

      Значение  графического метода в анализе и  обобщении данных велико. Правильно  построенный график делает статистическую информацию более выразительной, запоминающейся и удобно воспринимаемой.

      При графическом изображении статистических данных становится более выразительной  сравнительная характеристика изучаемых  показателей, отчетливее проявляется тенденция развития изучаемого явления, лучше видны основные взаимосвязи.

      Таким образом, обладая такими качествами, как наглядность, выразительность и запоминаемость, графический метод занимает важное значение среди других методов статистики коммерческой деятельности. 
 
 
 

Информация о работе Графический метод в статистике. Вклад Уильяма Плейфейра в статистику