Квалиметрия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 15:09, контрольная работа

Описание работы

Улучшение качества – одна из важнейших экономических и политических задач на современном этапе развития общественного производства. Эффективным рычагом решения этой задачи может стать внедрение методов объективной оценки качества.
Квалиметрия – новая научная область, изучающая и разрабатывающая
принципы и методы количественной оценки качества.
Возникновение квалиметрии было связано с осмыслением проблемы

Работа содержит 1 файл

Улучшение качества.docx

— 21.31 Кб (Скачать)

Улучшение качества – одна из важнейших экономических  и политических задач на современном  этапе развития общественного производства. Эффективным рычагом решения  этой задачи может стать внедрение  методов объективной оценки качества.

Квалиметрия –  новая научная область, изучающая  и разрабатывающая

принципы и  методы количественной оценки качества.

Возникновение квалиметрии было связано с осмыслением  проблемы

измерения и  оценки качества в сочетании с  проблемой управления качеством

продукции и  работой в общественном производстве.  Временем появления

квалиметрии можно  считать 1968  г., когда была опубликована программная

статья по формированию этой новой научной отрасли  (журнал «Стандарты и качество», 1968 г., № 1, авторы − Г. Г. Азгальдов, А. В. Гличев и др.). Статья называлась «Квалиметрия – наука об измерении качества продукции».  Зарождение квалиметрии обусловлено воздействием двух основных факторов. Во-первых, появлением в первой половине ХХ в. в экономически развитых странах многочисленных эмпирических методик количественной оценки качества (первоначально главным образом – качества продукции); во- вторых,  необходимостью теоретического обоснования,  а также повышения точности и надежности этих методик.

К концу 60-х гг.  ХХ столетия группа научных работников  (военный

инженер-строи-тель Г.  Г.  Азгальдов;  гражданские инженеры-машинострои- тели З. Н. Крапивенский, Ю. П. Кураченко, Д. М. Шпекторов; экономисты в области авиастроения А.  В.  Гличев и В.  Н.  Панов;  архитектор М.  В.  Федоров),  выявив методологическую общность способов количественной оценки качества совершенно разных объектов,  осознала необходимость обобщения этих способов  в рамках самостоятельной научной дисциплины. 

Название этой дисциплины  «квалиметрия»  было дано на неофициальном «симпозиуме», который состоялся в Москве в ноябре 1967 г. в ресторане «Будапешт». Самому старшему участнику этого  «симпозиума» (в переводе с древнегреческого термин  «симпозиум»  означает веселая пирушка холостя- ков) было 45 лет.

Участники симпозиума постановили, что конечной целью  квалиметрологов является разработка и совершенствование методик,  с помощью которых качество конкретно оцениваемого объекта может быть выражено одним

числом,  характеризующим  степень удовлетворения данным объектом общественной или личной потребности.

Долго обсуждался сам термин  «квалиметрия».  Было решено,  что,  во-

первых, он наиболее полно отражает суть дела, (квали по латыни – «какой, какого качества»,  а метрео на древнегреческом означает  «мерить,  измерять»).  Во- вторых,  этот термин понятен специалистам,  говорящим на языках,  на которых выходит 90 % всей мировой научно-технической литературы.

Рассматривались и другие термины, которые могли  бы использоваться

в первой части  термина означающего  «измерение качества»  вместо корня

«квали». Например: «тимема» (цена, вес); «эйной» (стоить); «дюнамис» (значение,  сила); «себестай» (ценить,  дорожить); «мететос» (важность,  величина); «аксис» (оценка); «ропс» (цена, вес); «пойтос» (качество в философском смысле) и др.  С точки зрения специалистов, любой из этих терминов сильно уступает корню «квали».

Точка зрения участников симпозиума по поводу становления и  оформления  «квалиметрии» была изложена в виде их дискуссионной  вышеназванной статьи в январском  номере журнала «Стандарты и качество»  в 1968 г.

В течение всего 1968 г. на страницах этого журнала  продолжалась международная дискуссия. Подавляющее большинство ее участников одобрили инициативу авторов первой статьи о необходимости объединения  в рамках квалиметрии усилий всех тех,  кто интересуется проблемой  количественной оценки качества объектов любой природы. 

Проблема качества никогда не теряет своей актуальности, она, по существу,

постоянна. В  ХХ столетии можно выделить три этапа  развития страны. На каждом этапе отношение  к проблеме качества разное.

В доперестроечный период лозунг борьбы за качество носил,  скорее,

политический,  чем практический характер.  Публично все поддерживали

идею повышения  качества, но практически механизм не работал.

В первые годы перестройки  тему качества поднимал и обсуждал до-

вольно узкий  круг специалистов. Руководителей и  коллективы предприятий в большей  степени волновали вопросы приватизации. Рынок, как вакуум, втягивал и принимал любые товары, поэтому разговор о  качестве на большинстве предприятий  просто не воспринимался.

Сейчас рынок  стал достаточно насыщенным и более  стабильным, особенно в отношении  продукции длительного пользования. Ряд мер по защите

граждан от небезопасных товаров приняло государство. Качество, став при-

чиной банкротства  многих предприятий, сегодня воспринимается уже не как абстрактная категория,  а как стратегическая задача,  от успешного решения которой  во многом зависит стабильность российской экономики, ее место в мировом  производстве и распределении.

Назрела необходимость  взглянуть на проблему качества с  точки зрения

новой экономической  реальности. Настало время, когда  производители продукции поняли, что путь их выживания и благополучия в рыночной среде –это создание продукции высокого качества,  конкурентоспособной как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Предприятия любой формы собственности,  не уделяющие должного внимания проблеме качества,  будут просто разорены.

Возникновение квалиметрии как науки связано  с осмыслением пробле-

мы измерения  и количественной оценки качества в  сочетании с проблемой

управления качеством  продукции.

При правильном подходе на предприятии к оценке качества выпускаемой продукции  роль инженера-квалиметролога в обеспечении ее качества

конкурентоспособности может стать огромной.  Он должен правильно вы-

явить потребительские  требования,  осуществить прогноз  их изменений на

достаточно длительный срок,  необходимый для перестройки  производства.

Одновременно  инженер-квалиметролог должен помнить,  что только сниже-

ние цены продукции при одновременном повышении ее качества обеспечит

конкурентоспособность. Поэтому он должен представлять себе возможности

конструкторов и технологов и грамотно ставить  перед ними задачу так, что-

бы обеспечение  потребительских требований не было связанно с большими

затратами на перестройку  технологии. В тех случаях, когда  для управления

качеством продукции  приходится использовать группу экспертов,  инженер-

квалиметролог должен методически правильно сформировать эту группу и

правильно руководить ее работой. Методическую основу решения  всех этих

задач предоставляет  квалиметрия.

Квалиметрия как наука.

1.1. Современное  состояние квалиметрии 

Современное состояние  квалиметрии в стране характеризуется  наличием ряда научных направлений  и школ,  что говорит о зрелости квалиметрии 

как науки.

Существенный  вклад в изучение квалиметрии  внесла московская научная школа (Г. Г. Азгальдов, А. В. Гличев, Э. П. Райхман, В. И. Синько и др.).

Благодаря исследованиям  московских ученых получили развитие как сама

квалиметрия,  так и ее приложения:  определены общие методологические

принципы квалиметрии,  сформулированы положения аксиоматической  теории оценивания качества, разработаны методологические основы структуризации свойств,  выбора и классификации показателей качества,  проведено теоретическое обобщение методов измерения и оценивания качества. Санкт-Петербургская научная школа развивает ряд новых направлений квалиметрии (Ю. М. Андрианов, М. В. Лопатин, А. Е. Сафонов, А. И. Суббето, С. Б. Иванов, В. Е. Швец, Н. В. Хованов и др.).

Однако тот  факт, что квалиметрия впервые  была обоснована именно в

России (точнее – в СССР), вызвал любопытные следствия. 

Первое. Так уж сложилось, что в нашей стране подавляющее большинство новых  научных направлений фактически признаются отечественными

исследователями и входят в их повседневную деятельность только после то-

го, как появляются зарубежные публикации  (например, информатика, кибернетика, логистика, микроэкономика, макроэкономика, системотехника и т. д. были приняты нашими научными работниками без каких-либо возражений и без каких-либо специальных пояснений их необходимости и допустимости только потому, что они появились в нашей науке из науки зарубежной).

С квалиметрией было иначе. С момента появления  этого термина и по

сегодняшний день многие научно-технические специалисты,  когда их впер-

вые знакомишь  с понятием  «квалиметрия», задают вопрос  «как обстоит дело

с квалиметрией  «за бугром»,  т.  е.  проявляют  комплекс научной неосведомленности.

На фоне этого  уже не очень удивляет факт беззастенчивого  неуважения

отдельными иностранцами наших отечественных исследований в области 

качества.

Второе. Некоторые  специалисты, когда их знакомишь  с квалиметрией,

сразу же задают вопрос  «чем квалиметрия отличается от других научных

дисциплин,  схожих с ней по методологии исследования,  например,  системным анализом, исследованием  операций, аксиологией, теорией полезности».

Третье. В 1960–70-х  годах после зарождения квалиметрии  находилось

довольно много  отечественных научных исследователей,  которые ставили

под сомнение одно из ее главных положений –  принципиальную возможность выражать в одном  количественном комплексном показателе все многообразие свойств, характеризующих качество какого-либо оцениваемого объекта.  Такие сомнения отнюдь не высказывались применительно к зарубежным научным новинкам такого рода и появляются на страницах печати гораздо реже.

С момента появления  первой статьи о необходимости и  целесообразности квалиметрии как  самостоятельной науки она развивалась  очень медлен-

но. Что касается расширения сферы приложения квалиметрии, то было опубликовано свыше двадцати монографий, посвященных применению квалиметрии в различных отраслях народного хозяйства. Темам,  связанным с квалиметрией, посвящены сотни журнальных статей, защищены десятки диссертаций, статьи о квалиметрии помещены в Большой советской и экономической энциклопедиях. Выпущены в ряде вузов Москвы, Киева, Нижнего Новгорода,  Калининграда пособия по применению квалиметрии в курсовом и дипломном проектировании. Проведены две всесоюзные научные конференции по квалиметрии – в Таллине (1972 г.) и Саратове (1988 г.). В Москве функционирует постоянно действующий научно-практический семинар по квалиметрии (в Санкт-Петербурге закрылся).

Вроде бы не плохо  в абсолютных цифрах. Однако в относительных  показателях, т. е. по отношению к  потенциально возможной сфере ее применения, положение представляется не таким уж и радужным.

Квалиметрия имеет  отношение к объектам любой природы, достаточно

только,  чтобы  по отношению к этим объектам была применима категория

«качество». Таких  объектов огромное многообразие. Именно в силу всеохватывающего характера  категории  «качество», такой же всеохватывающий характер потенциально имеет и квалиметрия.

Однако не все  из высокопоставленных представителей нашей научно-

Информация о работе Квалиметрия