Статистическая оценка образования, здравоохранения, искусства, спорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2011 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

Образование, здравоохранение, искусство, спорт являются немаловажными аспектами в жизни населения.
На современном этапе развития России роль образования определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИКИ ОБРАЗОВАНИЯ, ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ИСКУССТВА, СПОРТА………………………..…….5
1.1. Статистика образования……………………………………………………...5
1.2. Статистика искусства…………………………………………………...……9
1.3. Статистика здравоохранения………………………………………….……11
1.4. Статистика спорта…......................................................................................12
ГЛАВА 2. ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ, ЗДРАВООХРАНЕИЯ……………………………………………………………14
2.1.Структура численности высших учебных заведений …………….……...14
2.2. Динамика численности студентов в высших учебных заведениях……...15
2.3. Закономерности структуры распределения……………………….………18
2.4. Определение влияния численности вузов на численность студентов…………………………………………………………………………21
2.5. Причины роста численности студентов высших учебных заведений…...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…26
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………...…………27

Работа содержит 1 файл

Статистическая оценка образования, здравоохранения, искусства, спорта.doc

— 289.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

 Ижевский  государственный технический университет

Факультет «Менеджмент и маркетинг» 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

 по  дисциплине «Статистика»

 на  тему: «Статистическая оценка образования, здравоохранения, искусства, спорта» 
 
 
 
 
 

  Выполнил:                                                                                  студент гр. 4-52-3   

Матвеева  Е.В.                                                                                                     

  Проверил:                                                                                   к.э.н., доцент              

                                                                                                       Журавлева Т.П. 
 
 
 

Ижевск 2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИКИ ОБРАЗОВАНИЯ, ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ИСКУССТВА, СПОРТА………………………..…….5

1.1. Статистика образования……………………………………………………...5

1.2. Статистика  искусства…………………………………………………...……9

1.3. Статистика  здравоохранения………………………………………….……11

1.4. Статистика спорта…......................................................................................12

ГЛАВА 2. ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ, ЗДРАВООХРАНЕИЯ……………………………………………………………14

2.1.Структура численности высших  учебных заведений …………….……...14

2.2. Динамика  численности студентов в высших  учебных заведениях……...15

2.3. Закономерности структуры распределения……………………….………18

2.4. Определение  влияния численности вузов на  численность студентов…………………………………………………………………………21

2.5. Причины роста  численности студентов высших  учебных заведений…...24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…26

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………...…………27 

 

ВВЕДЕНИЕ

      Образование, здравоохранение, искусство, спорт  являются  немаловажными аспектами  в жизни населения.

      На  современном этапе развития России роль образования определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

      В современном мире значение образования  как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов эффективного использования.

      Уровень образования, здравоохранения, спорта, искусства показывают, насколько развит в нашей стране культурный потенциал, показывают отношение людей к своему здоровью, интерес к науке и занятиям физкультурой, стремление населения к познанию.

      На  основе таких показателей образования как численность студентов в вузах и число вузов, а также показателя здравоохранения числа врачей я рассмотрю динамику данных показателей за некоторый период. С помощью этого можно затем определить состояние образования, здравоохранения в нашей стране, его ухудшение или же наоборот повышение качества.

      Для этого я проведу аналитическое  выравнивание для выявления тренда а затем попробую спрогнозировать  численность студентов в 2008 году; использую метод корреляционного анализа, чтобы определения связь между показателями численности студентов в вузах и числа вузов. Для анализа динамики показателей применю основные характеристики динамики, такие как темпы роста и прироста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИКИ ОБРАЗОВАНИЯ, ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ИСКУССТВА, СПОРТА

1.1. Статистика  образования

     Одна  из ведущих задач статистики заключается  в измерении образовательного потенциала общества; в изучении процессов его формирования, дифференциации и использования. Образовательный потенциал общества - накопленный поколениями объем и качество знаний и профессионального опыта, которые усвоены населением и воспроизводятся через систему образования [2, с. 370].

     Измерение уровня образования населения осуществляется при проведении переписей населения, в ходе выборочных опросов. В процессе разработки программы переписи определяются критерии образованности (грамотности). Исходя из программы переписи создается методика построения обобщающих показателей образования населения в целом и отдельных социально-демографических групп, изучения их дифференциации и динамики.

     В современных условиях стали актуальными  проблемы:

  • доступности образования для населения с разным уровнем платежеспособности;
  • выявления приоритетов в развитии системы обучения;
  • выработки понятия и методики измерения качества образования. [2, с. 370]

     Согласованное на международном уровне определение  грамотности (неграмотности) взрослого  населения было предложено экспертами ЮНЕСКО (UNESCO — United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization — Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры): грамотными считаются лица, которые могут с пониманием как прочитать, так и написать короткий простой текст, касающийся их повседневной жизни.

     При проведении переписи населения фиксируется  уровень образования каждого  респондента, учитывается тип учебного заведения, в котором обучается опрашиваемый. Уровень образования в российских переписях отождествляется с окончанием определенных типов учебных заведений: общеобразовательных школ (по числу законченных классов), начальных профессиональных, средних профессиональных и высших учебных заведений (классифицируется по ступеням обучения). Основными чертами этой сети учебных заведений служат обучение по совместным программам, последовательная преемственность в образовании, выдача выпускникам документа государственного образца об окончании образовательного учреждения.

     В программе переписи в России в 2002 г. уровень образования фиксировался для лиц в возрасте 6 лет и старше и выделяется образование: начальное общее (3 - 4 класса школы); основное общее (5 - 9 классов); среднее (полное) общее (11 классов); начальное профессиональное; среднее профессиональное; незаконченное высшее (3 курса); неполное высшее (4 курса) и высшее профессиональное. Для детей, не имеющих начального общего образования, указывается: умеют ли они читать и писать, а для респондентов старше 15 лет - наличие или отсутствие начального профессионального образования. При затруднении в определении изучаемой характеристики выясняется название учебного заведения и количество курсов (классов), которые закончил опрашиваемый, с указанием года окончания обучения.

     Для лиц, находящихся в процессе обучения, в программе переписи фиксируется  тип учебного заведения, для дошкольников указывается посещение (непосещение) дошкольных учреждений.

     На  основе материалов переписи формируются  два вида обобщающих показателей. К  первому виду относятся показатели состояния, которые характеризуют  удельный вес населения, имеющего определенный уровень образования, и продолжительность обучения. Наиболее распространенными показателями здесь являются:

  • процент грамотных среди населения в возрасте 15 лет и старше;
  • уровень грамотности среди взрослых;
  • число лиц, имеющих высшее, неполное и незаконченное высшее, среднее специальное и среднее (полное и неполное) образование на 1000 населения в возрасте 15 лет и старше (или на 1000 занятого населения);
  • число лиц с высшим образованием на 1000 человек в возрасте 15 лет и старше; ( 1 Высшее образование в нашей стране может быть получено, как правило, в возрасте 22 - 25 лет. поэтому численность лиц с высшим образованием более корректно соотносить с численностью населения в возрасте 25 лет и старше.)
  • средний уровень образования в годах обучения; при этом наличие начального образования приравнивается к 4 годам, высшего - к 15.

     Обобщающие  показатели второго вида включают характеристики процесса, которые определяются отношением численности контингента обучающихся на данной ступени к численности населения соответствующего возраста. Такие показатели могут быть вычислены на валовой (в числителе показывается численность обучающихся без учета возраста, включая второгодников) и на чистой (в числителе - численность обучающихся в возрастном интервале, соответствующем данной ступени обучения) основах. Наиболее распространенные из этих показателей включают:

  • брутто-коэффициент набора в целом и по ступеням обучения - долю детей соответствующего возраста, зачисленных (поступивших) на различные ступени обучения;
  • охват (общий и частные, валовой и чистый) - отношение учащихся определенной ступени обучения к численности населения в возрастной группе, соответствующей данной ступени образования;
  • долю учеников данной ступени, полностью закончивших обучение, относительно численности учащихся этой ступени образования. Например, долю детей-учеников начальной школы, закончивших 3-й класс, относительно численности учащихся начальной школы [2, с.371-373]

Социальная  значимость образования как качественной характеристики личности и народонаселения в целом обусловила включение данного компонента в индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который рассчитывается Программой развития ООН (ПРООН) с 1990 г. по 163 странам мира.

Индекс  уровня образования является интегральным показателям, одним из компонентов ИРЧП и включает два показателя:

• индекс грамотности взрослого населения

где — уровень грамотности,

• совокупный показатель охвата числа поступивших  в учебные заведения первого, второго и третьего уровней

где — число поступивших.

Индекс  достигнутого уровня образования обобщает предыдущие два индекса:

[2, с.381]

1.2. Статистика искусства

     Статистика  искусства осуществляет сбор и обобщение  данных, характеризующих деятельность театров, концертных организаций, самостоятельных музыкальных, хоровых, танцевальных коллективов и кинотеатров [2, c. 423].

     Показатели  этой сферы характеризуют поведение  людей. К ним относятся показатели: распространенности того или иного вида деятельности (например, процент лиц, регулярно посещающих музеи); интенсивности деятельности. Среди них можно выделить три группы показателей. Первая группа охватывает:

  • среднюю частоту посещения музеев, кинотеатров, театров за месяц, квартал, год;
  • распределение лиц по частоте посещения музеев или кино и т.д.;
  • процент посещающих не реже раза в неделю, не реже раза в месяц, квартал, полгода, год.

Информация о работе Статистическая оценка образования, здравоохранения, искусства, спорта