Статистические методы анализа финансовых результатов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

В расчетной части курсовой работы рассматриваются задачи, связанные с затратами на производство и прибылью от продажи продукции. Задачи помогают более глубоко рассмотреть взаимосвязь между такими признаками, как затраты на производство и прибыль.
Аналитическая часть работы раскрывает финансовые результаты, показатели прибыли и рентабельности на примере деятельности отдельной фирмы в динамике за четыре квартала 2004 года.

Содержание

Введение
1. Теоретическая часть
1.1 Показатели финансовых результатов предприятий
1.2 Прибыль – важнейший показатель финансового состояния предприятия
1.3 Рентабельность
1.4 Факторный анализ прибыли предприятия
1.5 Факторный анализ рентабельности
1.6 Основные методы статистического анализа
1.6.1 Метод группировки
1.6.2 Статистический анализ структуры
1.6.3 Показатель, характеризующий часть совокупности
2. Расчётная часть
2.1. Условие задач
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
2.2 Решение задач
Задание 1.
Задание 2
Задание 3
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

статистика есть.docx

— 38.00 Кб (Скачать)

1.6.2 Статистический  анализ структуры 

В статистике под  структурой понимают совокупность элементов  социально-экономических явлений, обладающих определенной устойчивостью внутригрупповых  связей, при сохранении основных свойств, характеризующих эту совокупность как целое. Статистическая структура - это распределение различных  частей в пределах общего для них  качества.  

Статистический анализ структуры непосредственно связан с группировкой данных. Если основанием структуры выступает качественный признак, то процесс группировки  не вызывает затруднений. Группировка  по количественному признаку сложнее, так как требует обоснованного  установления границ перехода одного качества в другое.  

Статистические приемы и методы анализа позволяют проводить  исследование конкретных социально-экономических  структур в определённых условиях места  и времени, заключающееся, прежде всего  в их точном количественном измерении  и соизмерении, выявления пропорций  и закономерностей.  

Относительный показатель структуры (ОПС) представляет собой  соотношение структурных частей изучаемого объекта и их целого:  
 

1.6.3 Показатель, характеризующий  часть совокупности 

ОПС = Показатель по всей совокупности в целом.  

Относительный показатель структуры выражается в долях  единицы или в процентах. Рассчитанные величины (di), соответственно называемые долями или удельными весами, показывают какой долей обладает или какой  удельный вес имеет i-я часть в  общем итоге.  

Структура сложного социально-экономического явления  всегда обладает той или иной степенью подвижности, имеет свойство меняться с течением времени как в количественном, так и в качественном отношении. Поэтому большое практическое значение имеют изучение структуры в динамике, оценка структурных сдвигов. При  изучении структуры используются частные  и обобщающие показатели структурных  сдвигов. К частным показателям  относятся: абсолютный прирост удельного  веса, темп роста удельного веса, средний абсолютный прирост удельного  веса, средний удельный вес. Среди  обобщающих показателей структурных  сдвигов наиболее распространены:  

линейный коэффициент "абсолютных" структурных сдвигов;  

квадратический коэффициент "абсолютных" структурных сдвигов;  

квадратический коэффициент  относительных структурных сдвигов;  

линейный коэффициент "абсолютных" структурных сдвигов  за n периодов.  

При изучении структуры  явлений и процессов следует  обратить внимание на методику расчёта  и экономическую интерпретацию  показателей концентрации и централизации.  

Оценка степени  концентрации осуществляется кривой концентрации (Лоренца) и рассчитываемыми на её основе характеристиками. Для построения кривой используется частотное распределение  единиц исследуемой совокупности и  соответствующее ему частотное  распределение изучаемого признака. Для удобства вычислений и повышения  аналитичности данных единицы совокупности разбиваются на равные группы.  

Наиболее известными показателями концентрации являются коэффициент  Джини и коэффициент Лоренца. Данные коэффициенты принимают значения в границах от нуля до единицы и  измеряют неравномерность распределения. Коэффициент Лоренца основан  на прямом сравнении долей групп  по числу единиц совокупности и долей  по объёму признака и выражается формулой:  

∑Idxi - dfiI 

L = 2, 

где dxi - доля i–той группы в объёме признака х;  

dfi – доля i–той  группы ч в числе единиц. Знаменатель  коэффициента – это максимальная  величина модуля.  

Коэффициент Джини  базируется на распределении совокупности на 10 равновеликих групп и выражении  частот в процентах. Коэффициент  характеризует степень неравенства  в распределении объёмов признака среди единиц совокупности, степень  отклонения фактического распределения  объёмов признака от линии их равномерного распределения.  

Централизация означает сосредоточение объёма признака у отдельных  единиц и оценивается с помощью  следующего показателя:  

1 n +1-2∑d’xi  

К = n + n+1 

Максимальное значение обобщающего показателя централизации  равно 1, то есть совокупность состоит  из одной единицы, обладающей всем объёмом  признака. Минимальное значение приближается к нулю, но его никогда ни достигает. [2; 135]  
 

2. Расчётная часть 
 

2.1. Условие задач 
 

Для анализа финансовых результатов деятельности предприятий  одной из отраслей экономики произведена 10% -ная механическая выборка, в результате которой получены следующие данные млн. руб.: № предприятия п/п Затраты на производство и реализацию продукции Прибыль от продаж № предприятия п/п Затраты на производство и реализацию продукции Прибыль от продаж

1 25,2 4,4 16 38,1 4,5

2 46,3 3,7 17 48,3 4,2

3 15,4 5,7 18 38,3 4,7

4 18,5 5,9 19 29,8 5,5

5 27,1 4,9 20 34,3 3,8

6 27,5 5,6 21 21,3 6,9

7 32,0 6,1 22 40,0 6,1

8 29,0 5,2 23 35,2 4,0

9 61,4 3,7 24 33,4 6,3

10 53,8 3,5 25 24,2 7,7

11 50,5 4,6 26 31,6 6,0

12 49,9 3,5 27 42,1 6,0

13 28,5 5,3 28 33,8 5,0

14 41,4 5,1 29 32,6 6,1

15 32,7 6,2 30 18,6 5,8 
 
 

Задание 1 

Признак – затраты  на производство и реализацию продукции.  

Число групп –  пять.  
 

Задание 2  

Связь между признаками – затраты на производство и реализацию продукции и прибыль от продаж.  

Задание 3  

По результатам  выполнения заданий 1 с вероятностью 0,954 определите:  

Ошибку выборки  средней суммы затрат на производство и реализацию продукции и границы, в которых она будет находиться в генеральной совокупности.  

Ошибку выборки  доли предприятий с затратами  на производство и реализацию продукции 43 млн. руб. и более и границы, в  которых будет находиться генеральная  доля.  
 

Задание 4 

Имеются следующие  данные о финансовых результатах  деятельности малых предприятий  в области:  

Отрасль экономики

      Численность работников, чел. Прибыль отчётного периода, млн. руб. Прибыль в расчёте на одного работника в отчётном периоде составляет от базисного уровня,% 

      Базисный  период Отчётный период  
 

Строительство 13676 13213 792,8 90

Транспорт 1052 866 56,4 105

Розничная торговля  

6312  

5781  

166,8  

110 
 
 

Определите:  

Уровень производства прибыли на одного работника в  отраслях экономики в базисном и  отчётном периодах.  

Отраслевую структуру  численности работников малого бизнеса  в каждом периоде.  

Общие индексы динамики прибыли в расчёте на одного работника  по трём отраслям в целом: 

- переменного состава; 

- фиксированного  состава; 

- структурных сдвигов.  

Абсолютное изменение  суммы прибыли в расчёте на одного работника вследствие изменения  этого фактора по каждой отрасли  и структурных изменений в  численности работников. Сделайте выводы.  
 

2.2 Решение задач 
 

Задание 1.  

По исходным данным:  

1. Построим статистический  ряд распределения предприятий  по признаку затраты на производство  и реализацию продукции, образовав  заданное число групп с равными  интервалами.  

Для группировок  с равными интервалами величина интервала находится по формуле: Хmax - Хmin 

i = n, где 

Хmax, Хmin – наибольшее и наименьшее значения признака соответственно, 

n=5 – число групп.  

Xmax = 61,4 

Xmin = 15,4 

Тогда 61,4 – 15,4  

i = 5 = 9,2 

Отсюда путём прибавления  величины интервала к минимальному уровню признака в группе получим  следующие группы предприятий по размеру затрат на приозводство и  реализацию продукции (табл.1).  

Таблица 1.  

Распределение предприятий  по размеру затрат. № п/п Группы предприятий по размеру затрат, млн. руб. Число предприятий 
 

      В абсолютном выражении, ед. В относительных единицах,%

1 15,4 – 24,6 5 16,7

2 24,6 – 33,8 12 40,0

3 33,8 – 43,0 7 23,3

4 43,0 – 52,2 4 13,3

5 52,2 – 61,4 2 6,7 

      Итого 30 100,0 
 
 

Данные группировки  показывают, что около 44% предприятий  имеют затраты свыше 33,8 млн. руб.  

2. Построим графики  полученного ряда распределения.  Графически определим значения  моды и медианы.  

1) Построим гистограмму  и определим значение моды (рис.1). Первоначально по наибольшей  частоте признака определим модальный  интервал. Наибольшее число предприятий  – 12 – затрачивают на производство  и реализацию продукции сумму  в интервале 24,6-33,8 млн. руб., который  и является модальным. Для определения  значения моды правую вершину  модального прямоугольника соединим с верхним правым углом предыдущего прямоугольника, а левую вершину – с верхним левым углом предшествующего. Абсцисса точки пересечения этих прямых будет мода. Мо ≈ 31 млн. руб. – наиболее часто встречающееся значение признака.  
 
 

Рис.1. Гистограмма  распределения предприятий по затратам на производство и реализацию продукции.  
 

2) Для определения  значения медианы построим кумуляту  распределения предприятий по  затратам на производство и  реализацию продукции (Рис.2).  

Определим медианный  интервал, таким интервалом очевидно будет интервал затрат 24,6-33,8 млн. руб., так как его кумулятивная частота  равна 17 (5+12), что превышает половину суммы всех частот (30: 2=15).  

Далее определим  ординаты накопленных частот в пределах 24,6-33,8, это будет у1 = 29, у2 = 40 и у3 = 32. Найдём середину промежутка ординат  накопленных частот в пределах 24,6-33,8:  

у1+у2+у3 29+40+32 

Уср = 3 = 3 = 33.  

Абсцисса середины промежутка есть медиана. Ме ≈ 33.  

Полученный результата говорит о том, что из 30 предприятий 15 имеют затраты на производство и реализацию продукции менее 33 млн. руб., а 15 предприятий – более.  
 
 

Рис.2. Кумулята распределения  предприятий по затратам на производство и реализацию продукции.  
 

3. Основные характеристики  интервального ряда распределения.  Вспомогательные расчёты представлены  в таблице 1.1.  
 

Таблица 1.1. №п/п Затраты на производство и реализацию продукции, млн. руб., х Число предприятий, f 

Середины интервалов 

х х*f (x-xср) 2 (x-xср) 2*f

1 15,4 - 24,6 5 20 100 199,00 994,9902

2 24,6 - 33,8 12 29,2 350,4 24,08 288,90

3 33,8 - 43,0 7 38,4 268,8 18,43 129,03

4 43,0 - 52,2 4 47,6 190,4 182,07 728,28

5 52,2 - 61,4 2 56,8 113,6 514,99 1029,97

      Итого 30 192 1023,2 938,5636 3171,18 

      Среднее 34,11  
 
 
 
 

      Среднее квадратическое. 10,28  
 
 
 
 

      Коэффициент вариации 30,14  
 
 
 
 
 
 

1) Средняя арифметическая  ∑х*f 

хср = ∑f 

1023,2 

хср = 30 = 34,1 (млн. руб)  

Соотношение между  модой, медианой и средней характеризуют  форму распределения. Если IМо-хсрI ≈ 3*IМе-хсрI 

I31 – 34,1I ≈ 3*I33 –  34,1I 

Информация о работе Статистические методы анализа финансовых результатов