Статистические методы анализа финансовых результатов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

В расчетной части курсовой работы рассматриваются задачи, связанные с затратами на производство и прибылью от продажи продукции. Задачи помогают более глубоко рассмотреть взаимосвязь между такими признаками, как затраты на производство и прибыль.
Аналитическая часть работы раскрывает финансовые результаты, показатели прибыли и рентабельности на примере деятельности отдельной фирмы в динамике за четыре квартала 2004 года.

Содержание

Введение
1. Теоретическая часть
1.1 Показатели финансовых результатов предприятий
1.2 Прибыль – важнейший показатель финансового состояния предприятия
1.3 Рентабельность
1.4 Факторный анализ прибыли предприятия
1.5 Факторный анализ рентабельности
1.6 Основные методы статистического анализа
1.6.1 Метод группировки
1.6.2 Статистический анализ структуры
1.6.3 Показатель, характеризующий часть совокупности
2. Расчётная часть
2.1. Условие задач
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
2.2 Решение задач
Задание 1.
Задание 2
Задание 3
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

статистика есть.docx

— 38.00 Кб (Скачать)

В качестве показателя рентабельности чаще всего рассчитывается общая рентабельность или, как ее еще называют, рентабельность организации, а также рентабельность реализованной  продукции и рентабельность капитала.  

Показатель общей  рентабельности рассчитывается путем  деления величины балансовой прибыли  на среднегодовую стоимость производственных фондов, нематериальных активов и  материальных оборотных средств, выражается в процентах и вычисляется  по формуле 

Rоб = Пбал / Ф * 100%, где 

Rоб – уровень  общей рентабельности 

Пбал – величина балансовой прибыли за период 

Ф – средняя годовая  стоимость основных производственных фондов, нематериальных активов за тот же период 

По экономическому содержанию показатель общей рентабельности характеризует величину прибыли, получаемой на 1 руб. средне годовой стоимости  основных производственных фондов, нематериальных активов и материальных оборотных  средств.  

Уровень рентабельности предприятия является обобщающим показателем, так как оно характеризует  эффективность всей деятельности предприятия, включая виды деятельности, непосредственно  не связанные с производством  продукции (работ, услуг).  

Если исчисленное  значение Rоб больше 100%, предприятие  считается рентабельным, если меньше – убыточным, если равно 100% - безубыточным.  

Повышению рентабельности предприятия способствует увеличение прибыли на основе роста производства и реализации продукции, снижения ее себестоимости, лучшего использования  машин и оборудования, экономного расходования сырья и материалов, предупреждения неоправданных расходов, сокращения потерь, повышения производительности труда.  

При стабильных ценах, по которым реализуется продукция, рост рентабельности продукции означает повышение эффективности производства, улучшение использования материальных и трудовых ресурсов, снижение потерь.  

Рентабельность реализованной  продукции определяется делением величины прибыли от реализации продукции, выражается в процентах и рассчитывается по формуле 

RРП = ПРП / Z * 100% 

ПРП – прибыль  от реализации продукции (работ, услуг)  

Z – затраты на  производство продукции (полная  ее себестоимость)  

Рентабельность продукции  рассчитывают как по отдельным видам, так и по всей реализованной продукции  в целом.  

Рентабельность капитала характеризует деловую активность предприятия в финансовом отношении  и измеряется посредством показателя общей оборачиваемости капитала:  

Ок = В / К 

В – выручка от реализации продукции 

К – капитал предприятия 

Общая оборачиваемость  капитала характеризует число кругооборотов  имущества предприятия за определенный период или показывает объем выручки  от реализации продукции, приходящийся на 1 руб. капитала предприятия. Увеличение числа оборотов ведет либо к росту  выпуска продукции на 1 руб. имущества  предприятия, либо к тому, что на этот же объем продукции требуется  затратить меньше капитала.  

Общая оборачиваемость  капитала может увеличиться в  результате не только ускорения кругооборота имущества предприятия, но и относительного уменьшения капитала в анализируемом  периоде, роста цен из-за инфляции.  
 

1.4 Факторный анализ  прибыли предприятия 
 

Прибыль от реализации продукции, работ и услуг определяется как разность между выручкой от реализации продукции, работ, услуг в действующих  ценах без налога на добавленную  стоимость и акцизов и полной себестоимостью 

Пр = ∑ qp - ∑ qz 

∑ qp – стоимость  реализованной продукции, работ  и услуг 

∑ qz – полные утраты на производство продукции 

Ведущее место в  изучении прибыли от реализации продукции, работ и услуг отводится факторному анализу.  

Факторами, влияющими  на изменение прибыли от реализации продукции, являются цены, себестоимость, объем и структура реализованной  продукции.  

Роль каждого фактора  можно определить с помощью индексного метода.  

Абсолютный размер прибыли определяется как разность между выручкой от реализации продукции  и затратами на ее производство. Абсолютный прирост прибыли определяется:  

Δпр = (∑p1q1 – ∑z1q1) – (∑p0q0 – ∑z0q0), где 

р1, р0 – цена за единицу  продукции в отчетном и базисном периодах.  

z1, z0 – себестоимость  единицы продукции в отчетном  и базисном периодах.  

q1, q0 – количество  продукции в отчетном и базисном  периодах.  

Абсолютный прирост  прибыли определяется за счет четырех  факторов:  

цен 

себестоимости 

объема 

структуры реализованной  продукции 

Прирост прибыли  за счет изменения цен определяется как разность между выручкой от реализации продукции отчетного периода  и объема реализованной в отчетном периоде продукции, рассчитанной по ценам базисного периода:  

Δпр (р) = ∑ p1q1 – ∑ p0q1 

Прирост прибыли  за счет изменения себестоимости  определяется как разность между  объемом реализованной в отчетном периоде продукции, пересчитанной  по себестоимости базисного периода, и фактической себестоимостью этой продукции:  

Δпр (s) = ∑z0q1 – ∑p1z1 

Влияние изменения  объема реализованной продукции  на прибыль определяется сравнением прибыли базисного периода от фактической реализованной продукции, пересчитанной по ценам и себестоимости  базисного периода:  

(∑p0q1 – ∑z0q1) –  (∑p0q0 – ∑z0q0)  

Прирост прибыли  в результате изменения объема реализации содержит и ту её часть, которая образуется за счет структурных сдвигов в  ассортименте продукции. Рассчитывают её следующим образом:  

(∑П0q1 / ∑p0q1 - ∑П0q0 / ∑p0q0) * ∑ p0q1,  

где П = p – z.  

Таким образом, отклонение суммы прибыли от реализации продукции  можно рассматривать как результат  изменения четырех вышеназванных  факторов.  
 

1.5 Факторный анализ  рентабельности 
 

Относительные изменения  среднего уровня рентабельности продукции  определяется системой индексов: переменного  и постоянного состава и структурных  сдвигов.  

r1∑r1S1∑r0S0∑r1d1 

Yr = = : = , где 

r0∑S1∑S0∑r0d0 

r1 и r0 – рентабельность  отдельных видов продукции в  отчетном и базисном периодах.  

S1 и S0 – затраты  на производство и реализацию  продукции в отчетном и базисном  периодах 

d1 и d0 – удельный  вес затрат на производство  отдельных видов продукции в  общем объеме в отчетном и  базисном периодах.  

Индекс переменного  состава равен индексу постоянного  состава умноженного на индекс структурных  сдвигов 

Yr = Yy * Yd 

Индекс постоянного  состава:  

∑r1S1∑r0S1∑r1d1 

Yy = : =  

∑S1∑S1∑r0d1 

Индекс структурных  сдвигов:  

∑r0S1∑r0S0∑r0d1 

Yd = : =  

∑S1∑S0∑r0d0 

Абсолютное изменение  среднего уровня рентабельности продукции 

Δr = ∑ r1d1 – ∑r0d0 

Изменение средней  рентабельности за счет факторов 

а) рентабельности отдельных  видов продукции 

Δr (r) = ∑ r1d1 – ∑r0d1 

б) структуры затрат на производство и реализацию продукции 

Δr (d) = ∑ r0d1 – ∑r0d0 

За счет двух факторов 

Δr = Δr (r) + Δr (d).  
 

1.6 Основные методы  статистического анализа 
 

1.6.1 Метод группировки 

На основе информации, собранной в ходе статистического  наблюдения, как правило, нельзя непосредственно  выявить и охарактеризовать закономерности социально-экономических явлений. Это  связано с тем, что наблюдение дает сведения по каждой единице исследуемого объекта. Полученные данные не являются обобщающими показателями. C их помощью  нельзя сделать выводы в целом  об объекте без предварительной  обработки данных.  

Поэтому цель статистического  исследования состоит в систематизации первичных данных и получении  на этой основе, сводной характеристики всего объекта при помощи обобщающих статистических показателей.  

Отдельные единицы  статистической совокупности объединяются в группы при помощи метода группировки. Это позволяет "сжать" информацию, полученную в ходе наблюдения, и  на этой основе выявить закономерности, присущие изучаемому явлению.  

Группировкой называется расчленение множества единиц изучаемой  совокупности на группы по определённым существенным для них признакам. Группировка является одним из самых  сложных в методологическом плане  этапов статистического исследования.  

Причины, обуславливающие  необходимость проведения группировки  и определяющее её место в системе  статистических методов, кроются в  своеобразии объекта статистического  исследования. Он представляет собой  комплекс частных совокупностей, которые  могут быть качественно и глубоко  различны, обладать различными свойствами, степенью сложности, характером развития.  

Без преодоления  индивидуальных черт исследовать закономерности развития промышленности, которые теряются в многочисленных характеристиках, отличающих одно предприятие от другого, нельзя. Поэтому предприятия следует  объединить в группы по отрасли промышленности, назначению выпускаемой продукции, численности занятых работников, по формам собственности, организационно-правовым формам и т.д. Таким образом, в  показателях, исчисленных по достаточно большим группам, произойдёт погашение  случайного и выявление общего, существенного  для развития исследуемого явления. [5; 57]  

Статистические группировки  по задачам, решаемым с их помощью, делятся  на: типологические, структурные и  аналитические.  

Типологическая группировка  – это разделение качественно  разнородной совокупности на классы, социально-экономические типы, однородные группы единиц в соответствии с правилами  научной группировки.  

При проведении типологической группировки основное внимание должно быть уделено идентификации типов  социально-экономических явлений. Она  производится на базе глубокого теоретического анализа исследуемого явления.  

Структурной называется группировка, в которой происходит разделение однородной совокупности на группы, характеризующие её структуру  по какому-либо варьирующему признаку. С помощью таких группировок  могут изучаться: состав предприятий  по численности занятых, стоимости  основных фондов, структура депозитов  по сроку их привлечения и т.д. Структурная группировка представлена в расчётной части данной работы, таблица 7.  

Группировка, выявляющая взаимосвязи между изучаемыми явлениями  и их признаками, называется аналитической  группировкой.  

Всю совокупность признаков  можно разделить на две группы: факторные и результативные. Факторными называются признаки, под воздействием котрых изменяются другие – они  и образуют группу результативных признаков. Взаимосвязь проявляется в том, что с возрастанием значения факторного признака систематически возрастает или  убывает среднее значение признака результативного.  

Особенности аналитической  группировки следующие: во-первых, в  основу группировки кладётся факторный  признак; во-вторых, каждая выделенная группа характеризуется средними значениями результативного признака.  

Преимущество данного  метода перед другими методами анализа  связи (например, корреляционно-регрессионым) состоит в том, что он не требует  соблюдения каких-либо условий для  его применения, кроме одного - качественной однородности исследуемой совокупности. Аналитическая группировка приведена  в расчётной части, таблица 3.  
 

Информация о работе Статистические методы анализа финансовых результатов