Статистические методы анализа уровня, структуры и динамики цен на продукцию и услуги

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:51, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы изучить по теоретическим основам статистических данных понятие и сущность цены, принципы и методы регистрации цен, освоить методы расчета и анализа цен на продукцию и услуги, изучить и представить в данной работе важнейшие статистические методы, такие как ряды распределения, структурные средние и ряды распределения. Также немало важной задачей: благодаря этой работе мы должны будем научиться решать статистические задачи и, овладеть умением применения их на практике. В третьей главе, пользуясь статистическим ежегодником, а также с применением освоенного методологического аппарата и компьютерных программ провести статистические исследования.

Содержание

Введение……………………………………………………….….…….…3
Теоретическая часть………………………………………….…………...4
1. Теоретические основы статистики цен……………..………...….….5
1.1. Понятие и сущность цен на продукцию и услуги….….…5
1.2. Задачи статистики цен на продукцию и услуги………….7
1.3. Принципы и методы регистрации цен…………….……...9
2. Методы расчета и анализа индексов цен…………………..……….14
2.1. Статистические индексы……………………………………14
2.2. Индивидуальные и общие индексы………………………...15
3. Статистические методы………………………...……………………20
3.1. Ряды распределения……………………………………..…..20
3.2 Структурные средние…………………………………….….20
3.3. Ряды динамики………………………………...……………..23
4.Изучение статистической связи…………………………..…………..26
Расчетная часть……………………………………………………………29
Заключение…………………………………………….…...……………..47
Список используемой литературы………………………………………49

Работа содержит 1 файл

Курсовая_на печать.doc

— 613.50 Кб (Скачать)

Прогнозные оценки объема выпуска и реализации продукции при условии, если стоимость основных фондов возрастет от 50 млн. руб. до 50+(50-20)/2 = 65 млн. руб. (округляем до 66 млн. руб.), объем выпуска увеличится от 73 млн. руб. до 95,4 млн. руб. Ежегодный прирост продукции составит 2 млн. руб. Общий прирост продукции составит 95,4 млн. руб.

Все эти прогнозные оценки могут быть действительными, если не изменятся никакие условия, существовавшие при работе предприятий  в предыдущем периоде.

 

 

 

 

 

2.      Теория индексов и практика экономического анализа.

Индексный анализ позволяет решать следующие основные задачи:

                       измерять изменение сложных многомерных экономических процессов и объектов;

                       определять влияние отдельных факторов на изменение динамики сложных явлений, устанавливать роль структурных преобразований;

                       производить сравнение сложных объектов (регионов, фирм) во времени, в пространстве, а также сравнивать их с нормативными планами, прогнозами.

Использую данные о реализации товаров на рынке (таблица 5), необходимо вычислить следующие показатели:

a)                 Исчислить индивидуальные индексы изменения цены и

физического объема продаж для каждого товара. Все данные внести в таблицу.

Таблица 5. Объем реализации овощей (т) и их цены (тыс. руб. за 1 т)

Вариант 2

Овощи

Реализовано, Т.

Цена реализации, руб.

Базисный период,

Отчетный период,

Базисный период,

Отчетный период,

Свекла

140

250

11

14

Капуста

310

500

10

11

Морков

200

190

9

12

 

Индивидуальные индексы изменения цены вычисляются по формуле:          ;   (24)

По свекле: или 27, 27%

По капусте: или 10,00%

По моркови: или 33,33%

Индивидуальные индексы изменения физического объема продаж вычисляются по формуле:

;   (25)

По свекле: или 78,57%

По капусте: или 61, 29%

По моркови: или 95,00%

b) Исчислить агрегатный индекс стоимости продукции или товарооборота, который показывает во сколько раз возросла (или уменьшилась) стоимость продукции или товарооборота отчетного периода по сравнению с базисным по следующей формуле:

                                  ;   (26)

где j=1,2…K различные виды товаров;

      - цена каждого вида товара в отчетном периоде;

     - количество каждого вида товара купленного в отчетном периоде;

     - цена каждого вида товара купленного в базисном периоде;

    -  количество каждого вида товара купленного в базисном отчетном периоде.

или 175,16%

Стоимость продукции увеличилась на 75,16%

с)  Исчислить изменение объема проданной продукции (товарооборота) в исследуемом периоде по сравнению с базисным по формуле:

=    (27)

d)                      Вычислить агрегатный индекс физического объема продукции, который отражает изменение только одного фактора – объема продукции, по формуле:

                       (28)

Объем продукции вырос на 46,89%

e)                       Исчислить абсолютное изменение физического объема продукции по формуле:

 

= 3020 тыс. руб.    (29)

f)         Вычислить агрегатный индекс цен Паше, который показывает, во сколько раз возрос (или уменьшился) в среднем уровень цен на массу товара, реализованную в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом по формуле:

            или 114,63%

Индекс показывает, что в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом на данную группу продуктов цены возросли в среднем на 14,63%

e)      Исчислить абсолютную экономию (-) или абсолютный перерасход (+) денежных средств покупателей в текущем периоде по сравнению с базисным периодом, в в результате изменения цен на эти товары по следующей формуле: 

-           (30)

перерасход денежных средств населением за счет среднего роста цен.

g)       В кризисных условиях из-за существенного роста цен может ощутимо сокращаться набор приобретаемых товаров. В этих условиях используется формула немецкого экономиста Ласпейреса Э.

Исчислить агрегатный индекс цен по формуле Ласпейреса Э.:

          

или 120,65%

Индекс показывает, что если бы население приобрело товаров в отчетном периоде столько же, сколько и в базисном периоде, то цена в среднем увеличилась бы на  20,65%

 

3.      Прогнозирование социально-экономических процессов и явлений.

Изучение статистических закономерностей – важнейшая познавательная задача статистики, которую она решает с помощью особых методов, видоизменяющихся в зависимости от характера исходной информации и целей познания. Знание характера и силы связей позволяет управлять социально-экономическими процессами и предсказывать их развитие. Особую актуальность это приобретает в условиях развивающейся рыночной экономики. Изучение механизма рыночных связей, взаимодействие спроса и предложения, влияние объема и структуры товарооборота на объем и состав производства продукции, формирование товарных запасов, издержек производства и прибыли имеет первостепенное значение для прогнозирования коньюктуры рынка, региональной организации производственных и торговых процессов, успешного ведения бизнеса.

По имеющимся данным объема реализации продукции предприятия за два года (таблица 5) необходимо построить регрессионную модель объема реализации продукции и выполнить краткосрочный прогноз изменения объема реализации сроком на один год.

Для этого необходимо выполнить следующие построения и вычисления:

1.                       Построить график динамики реализации продукции предприятием;

           

                            Рис.2. Зависимость объема реализации от времени

2.                       Визуально определить вид функциональной зависимости объема реализации продукции предприятием от времени: из рис.2 видно, что зависимость линейная.

3.                       Определить оценки уравнения регрессии.

Способ 1. (простой):

                 Y = a + bx

b = tg α = ; a = Y(24) – 24*b = 142 – 1,665*24 = 102,035

                              Y = 102,035 + 1,665*x

Способ 2. (сложный) Коэффициенты а и b можно найти с использованием метода наименьших квадратов. Для этого решаем систему уравнений:

                                        An + b∑x = ∑y

                                       A∑x + b∑x² = ∑xy       

из которой находим, что b = ;    а =

              Для этого находим необходимые величины, которые вносим в таблицу 6.

Таблица 6. Расчет величин для вычисления коэффициентов линейного уравнения регрессии

 

x

y

xy

Ex*Еу

x^2

(Ex)^2

Xi-Xcp

(Xi-Xcp)^2

 

1

103,7

103,7

 

1

 

-11,5

132,25

 

2

105,3

210,6

 

4

 

-10,5

110,25

 

3

107

321

 

9

 

-9,5

90,25

 

4

108,7

434,8

 

16

 

-8,5

72,25

 

5

110,3

551,5

 

25

 

-7,5

56,25

 

6

112

672

 

36

 

-6,5

42,25

 

7

113,7

795,9

 

49

 

-5,5

30,25

 

8

115,3

922,4

 

64

 

-4,5

20,25

 

x

y

xy

Ex*Еу

x^2

(Ex)^2

Xi-Xcp

(Xi-Xcp)^2

 

9

117

1 053,00

 

81

 

-3,5

12,25

 

10

118,7

1 187,00

 

100

 

-2,5

6,25

 

11

120,3

1 323,30

 

121

 

-1,5

2,25

 

12

122

1 464,00

 

144

 

-0,5

0,25

 

13

123,7

1 608,10

 

169

 

0,5

0,25

 

14

125,3

1 754,20

 

196

 

1,5

2,25

 

15

127

1 905,00

 

225

 

2,5

6,25

 

16

128,7

2 059,20

 

256

 

3,5

12,25

 

17

130,3

2 215,10

 

289

 

4,5

20,25

 

18

132

2 376,00

 

324

 

5,5

30,25

 

19

133,7

2 540,30

 

361

 

6,5

42,25

 

20

135,3

2 706,00

 

400

 

7,5

56,25

 

21

137

2 877,00

 

441

 

8,5

72,25

 

22

138,7

3 051,40

 

484

 

9,5

90,25

 

23

140,3

3 226,90

 

529

 

10,5

110,25

 

24

142

3 408,00

 

576

 

11,5

132,25

300

2 948,00

38 766,40

884400

4900

90000

0

1150

                                                                                              

b = ;  а = = =

Уравнение регрессии: Y = 102,003 + 1,666*x

4.              Исчислить ошибку уравнения регрессии.

Заполняем таблицу 7.

  

 

 

Таблица 7. Расчет оценок равнения регрессии (млн. руб.)

 

Yi-Ycp

(Yi-Ycp)^2

(Xi-Xcp)*(Yi-Ycp)

Yрегр = a+bx

ΔYi ошибки = Yi-Yрегр

ΔY²i ошибки

 

-19,13

366,083

220,033

103,67

0,031

0,000961

 

-17,53

307,417

184,0997

105,34

-0,035

0,001225

 

-15,83

250,693

150,4164

107

-0,001

1,00E-06

 

-14,13

199,75

120,1331

108,67

0,033

0,001089

 

-12,53

157,084

93,9998

110,33

-0,033

0,001089

 

-10,83

117,36

70,4165

112

0,001

1,00E-06

 

-9,133

83,4172

50,2332

113,67

0,035

0,001225

 

-7,533

56,7506

33,8999

115,33

-0,031

0,000961

 

-5,833

34,0274

20,4166

117

0,003

9,00E-06

 

-4,133

17,0842

10,3333

118,66

0,037

0,001369

 

-2,533

6,4176

3,8

120,33

-0,029

0,000841

 

-0,833

0,6944

0,4166

122

0,005

2,50E-05

 

0,8667

0,7512

0,4334

123,66

0,039

0,001521

 

2,4667

6,0846

3,7001

125,33

-0,027

0,000729

 

4,1667

17,3614

10,4168

126,99

0,007

4,90E-05

 

5,8667

34,4182

20,5335

128,66

0,041

0,001681

 

7,4667

55,7516

33,6002

130,33

-0,025

0,000625

 

9,1667

84,0284

50,4169

131,99

0,009

8,10E-05

 

10,867

118,085

70,6336

133,66

0,043

0,001849

 

12,467

155,419

93,5003

135,32

-0,023

0,000529

 

14,167

200,695

120,417

136,99

0,011

0,000121

 

15,867

251,752

150,7337

138,66

0,045

0,002025

 

17,467

305,086

183,4004

140,32

-0,021

0,000441

 

19,167

367,362

220,4171

141,99

0,013

0,000169

0,0008

3 193,57

1916,4

 

0,128

0,018616

Информация о работе Статистические методы анализа уровня, структуры и динамики цен на продукцию и услуги