Статистические методы исследования уровня жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 09:11, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является освещение вопросов методологии и практики статистического исследования уровня жизни населения. Постановка цели обусловила необходимость раскрытия таких вопросов, как понятие уровня жизни населения; экономические и социальные показатели уровня жизни; источники статистических данных об уровне жизни населения; показатели номинальных и располагаемых доходов населения; методы динамики доходов населения; показатели статистики расходов населения и потребления материальных благ и услуг; методы изучения дифференциации доходов, уровня и границ бедности; индекс развития человеческого потенциала.

Содержание

Введение.4
Глава 1. Теоретическая часть5
1.1 Понятие уровня жизни населения5
1.2 Экономические и социальные показатели уровня жизни10
1.3 Источники статистических данных об уровне жизни населения15
1.4 Показатели номинальных и располагаемых доходов населения………...17
1.5 Методы динамики доходов населения…………………………………….19
1.6 Показатели статистики расходов населения и потребления материальных благ и услуг………………………………………………………………………20
1.7 Методы изучения дифференциации доходов, уровня и границ бедности……………………………….................................................................26
1.8 Индекс развития человеческого потенциала……………………………...31
Глава 2. Практическая часть………………………………………………….....35
Практические задания…………………………………………………………..35
Заключение……………………………………………………………………….38
Список литературы………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая по статистике.docx

— 196.41 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение.4

Глава 1. Теоретическая часть5

 1.1 Понятие уровня жизни населения5

 1.2 Экономические и социальные показатели уровня жизни10

 1.3 Источники статистических данных об уровне жизни населения15

 1.4 Показатели номинальных и располагаемых доходов населения………...17

 1.5 Методы динамики доходов населения…………………………………….19

 1.6 Показатели статистики расходов населения и потребления материальных                                                                    благ и услуг………………………………………………………………………20

 1.7 Методы изучения дифференциации доходов, уровня и границ бедности……………………………….................................................................26

 1.8 Индекс развития человеческого потенциала……………………………...31

Глава 2. Практическая часть………………………………………………….....35

 Практические задания…………………………………………………………..35

Заключение……………………………………………………………………….38

Список литературы……………………………………………………………....40

 

 

 

 

 

 

Введение.

Без преувеличения можно сказать, что вопрос уровня жизни населения, имеет исключительную значимость. Во-первых, современной экономической наукой уровень развития той или иной страны определяется не с помощью ее макроэкономических показателей, как это было принято раньше, а уровнем жизни ее населения. Во-вторых, потребности материального благополучия и безопасности играют доминирующее значение в иерархии социальных интересов масс. Неспособность государства удовлетворить эти первостепенные нужды населения неизбежно приводит к тотальному недовольству политикой государства и появлению коллективных непримиримых оппозиционных настроений. От того, как решаются проблемы уровня жизни населения, во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и, в конечном счете, политическая, а, следовательно, и экономическая стабильность в обществе. Решение этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье. Именно поэтому все преобразования, которые так или иначе могут повлечь изменение уровня жизни, вызывают большой интерес у самых разнообразных слоев населения.

Целью данной курсовой работы является освещение вопросов методологии и практики статистического исследования уровня жизни населения. Постановка цели обусловила необходимость раскрытия таких вопросов, как понятие уровня жизни населения; экономические и социальные показатели уровня жизни; источники статистических данных об уровне жизни населения; показатели номинальных и располагаемых доходов населения; методы динамики доходов населения; показатели статистики расходов населения и потребления материальных благ и услуг; методы изучения дифференциации доходов, уровня и границ бедности; индекс развития человеческого потенциала.

Глава 1. Теоретическая часть.

1.1 Понятие уровня жизни населения.

       Под уровнем жизни населения в статистике понимается обеспеченность населения теми благами и услугами, которые необходимы и достаточны для удовлетворения как жизненно важных материальных потребностей людей (питание, одежда, жилище, предметы культуры и быта), так и социально-культурных (труд, занятость, досуг, здоровье, образование, природная среда обитания и т.д.).[1]

В денежном выражении вся  данная совокупность благ и услуг, фактически потребляемых в течение данного  времени в домохозяйстве, представляет собой стоимость жизни.

В статистике выделяют следующие  виды уровня жизни:

- достаток (пользование благами и услугами, которые обеспечивают всестороннее развитие человека);

- нормальный уровень (потребление благ и услуг по научно обоснованным нормам, которые достаточны для полноценного восстановления физических и интеллектуальных сил человека);

- бедность (потребление благ и услуг на уровне возможности сохранения работоспособности человека);

- нищета (минимальное потребление благ и услуг на уровне биологического выживания человека).

Чтобы получить всю совокупность характеристик по уровню жизни, исследуются  все статистические совокупности: население в целом; отдельные социальные и профессиональные группы; домохозяйства с различным доходом.

Понятие уровня жизни населения, как правило, имеет три ключевых аспекта: благосостояние населения, накопление человеческого капитала и уровень человеческого развития. В рамках этой концепции уровень жизни определяется не только среднедушевыми объемами доходов и потребления (уровнем благосостояния), но и степенью социального равенства (между социальными группами, полами, поколениями), а также возможностью людей участвовать в процессах принятия экономических и политических решений, затрагивающих их жизнь.

1. Благосостояние населения, т.е. уровень обеспеченности потребностей человека (семьи) материальными и нематериальными благами - как абсолютный, так и относительный, в сравнении со стандартами и нормами, принятыми в данном обществе (социальной группе). Различают два качественных уровня благосостояния. Первый: устойчивое удовлетворение первичных потребностей человека (семьи) в объемах, необходимых для поддержания нормальной жизнедеятельности - в питании, одежде, жилье, охране здоровья, личной безопасности. И второй, это материальный достаток, при котором достигнутый высокий уровень насыщении первичных потребностей позволяет перейти к оптимальному, индивидуально-ориентированному типу удовлетворения разнообразных потребностей семьи и каждого ее члена.

Для развернутой характеристики благосостояния населения используется следующие базовые понятия:

- уровень душевых доходов, потребления и обеспеченности домашних хозяйств капитальными благами.

- степень дифференциации населения по доходам и потреблению.

- уровень прожиточного минимума.

В западной традиции прожиточный  минимум отражает такие доходы, которые  обеспечивают «достойный уровень жизни» в соответствии со сложившимися стандартами  потребления. В российской практике прожиточный минимум отражает уровень  доходов, обеспечивающий лишь минимальное (в физиологическом смысле) потребление. Соответственно, под прожиточным  минимумом понимается стоимость  набора продуктов питания, отвечающего  медико-физиологическим требованиям  жизнеобеспечения человека, а также  потребление непродовольственных  товаров и услуг, характерное  для низкодоходных домашних хозяйств.

Табл. 1           Величина прожиточного минимума в I квартале 2012 года

                   в среднем на душу населения; в месяц, рублей.[7]

 

 

все

 население

в том числе

 

трудоспособное 

 население

пенсионеры

дети

Архангельская область 

Величина прожиточного минимума

 

7800

 

8461

 

6200

 

7213

в том числе

       

стоимость потребительской корзины

 

7237

 

7566

 

6200

 

7213

из нее мин.набор:

       

продуктов питания

2640

2700

2334

2765

непродов. товаров

1514

1582

1287

1522

услуг

3083

3284

2579

2926

расходы по обязательным платежам и  сборам

563

895

   
     
 

 

Абсолютная бедность соответствует  такому уровню благосостояния (семьи, группы, слоя), при котором доходы не обеспечивают определенного социального  минимума потребления, принятого в  данном обществе. Всемирный банк в качестве порога абсолютной бедности задаёт существование на менее чем 1.25 американского доллара в день. В противопоставление абсолютной приводят относительную бедность. Меры относительной бедности выставляют относительную черту бедности и примеряют к ней доходы населения. В случае, когда реальные доходы всего населения растут, а их распределение не меняется, относительная бедность остаётся прежней. Таким образом, концепция относительной бедности является составляющей концепции неравенства. Однако это не значит, что меньшее равенство всегда означает меньшую относительную бедность, или наоборот.

Жизненный стандарт – это понятие в западной традиции характеризует такой объем и структуру потребления товаров и услуг, которые «средние» представители данной социальной группы принимают в качестве ориентира (норматива) потребления (включая затраты на жилье, транспорт, медицину, образование). В складывающейся российской традиции под «стандартами» понимается тот минимальный объем потребительских благ (услуг), которое общество (государство) гарантирует каждому его члену.

2. Накопление человеческого  капитала, характеризующее состояние  здоровья населения, его образовательный,  профессиональный и культурный  уровни с экономической точки  зрения, т.е. с позиции способностей  населения к воспроизводству  общественного капитала (включая  воспроизводство самого работника  как экономического субъекта).

В западной традиции сложились  три подхода к оценке человеческого  капитала.

Первый подход рассматривает  человека не только как носителя профессиональных и трудовых навыков, знаний и способностей, требующих соответствующих инвестиций (т. н. «неосязаемый капитал»), но и как  объекта вложений в него самого как  социально-биологическое существо (т. н. «осязаемый капитал»).

Второй, более распространенный подход, состоит в оценке человеческого  капитала лишь как накопленных инвестиций (с поправкой на амортизацию) в навыки и образование людей. Это обосновывается тем, что в условиях рынка человек продает свои способности, но не самого себя, поэтому расходы на воспроизводство семьи не превращаются в капитал.

Информация о работе Статистические методы исследования уровня жизни