Статистический анализ численности населения в г.Оренбурге

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение и статистический анализ численности населения в г.Оренбурге.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
рассмотрение теоретических основ статистического анализа численности населения на современном этапе;
оценка уровня безработицы в г. Оренбурге.

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 385.50 Кб (Скачать)

Введение

 

     Чтобы проанализировать состав населения на примере, я обратилась к проблеме занятости и безработицы, т.к. она является одной из коренных социально-экономических проблем современного этапа развития российского общества.

     Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее не зависит уровень жизни людей, издержки общества на подбор, переподготовку и повышение квалификации кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, лишившихся работы. Поэтому такие проблемы, как занятость населения, безработица, ресурсы для трудовой деятельности и, в целом, рынок труда, актуальны для экономики страны, следовательно, тема данной работы является актуальной.

     Целью данной курсовой работы является изучение и статистический анализ численности населения  в г.Оренбурге.

     Поставленная  цель предполагает решение следующих  задач:

  • рассмотрение теоретических основ статистического анализа численности населения на современном этапе;
  • оценка уровня безработицы в г. Оренбурге.

     Предмет исследования – население в г. Оренбурге.

     Работа  основана на  трудах отечественных  экономистов по вопросам занятости и безработицы, материалы периодической печати. Также были использованы законодательные и нормативные акты, материалы практики.

     При подготовке работы были использованы следующие методы: нормативный метод; статистический метод; экономико-математический метод; метод экстраполяции; метод парных сравнений.

 

      ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

      1.1 Структура населения  

     Рынок труда представляет собой систему общественных отношений в согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы.

     В функционировании рынка труда можно  отметить несколько принципиальных положений:

      С позиции предприятий рынок труда  – это сфера взаимоотношений его сотрудников, т.е. потенциальных или фактических работников, но думающих о переходе на новое место работы в пределах фирмы.

     Главными  составными частями рынка труда  являются совокупное предложение, охватывающее всю наемную силу, и совокупный спрос как общая потребность экономики в наемной рабочей силе. Они составляют совокупный рынок труда.

     Таким образом, та часть, которую образуется путем пересечения совокупного спроса и совокупного предложения, носит название удовлетворенный спрос на труд. Не пересекающиеся части соответствуют текущему рынку: 

     ТР = СР-УС,                                                   (1) 

     где: СР – совокупный рынок труда;

     ТР  – текущий рынок труда.

     Текущий рынок труда образуется за счет естественного  и механического движения рабочей силы и рабочих мест. Он состоит из отдельных элементов:

    • открытый рынок труда – это экономически активное население, которое ищет работу и нуждается в подготовке и переподготовке, а также все вакантные рабочие места во всех секторах экономики.
    • скрытый рынок труда – это лица, которые формально заняты в экономике, но в то же время в связи с сокращением производства или же с изменением его структуры могут быть высвобождены.

     Исходя  из определения и характеристики рынка труда, можно установить его основные элементы:

    • субъекты рынка труда;
    • правовые аспекты, регламентирующие отношения субъектов на рынке труда;
    • конъюнктура рынка;
    • службы занятости населения;
    • инфраструктура рынка труда;
    • система социальной защиты населения и др.

     Основными субъектами рынка труда являются работодатели и наемные работники. [16]

       В отечественной литературе по экономике  и статистике труда широко распространен  термин «трудовые ресурсы», который  возник в первые годы советской власти и использовался для нужд централизованного управления людскими ресурсами страны.

       В условиях, когда наряду с правом на труд была законодательно закреплена обязанность каждого трудоспособного гражданина трудиться (или учиться с отрывом от производства), когда люди, длительное время не работающие без уважительных причин (таких, например, как инвалидность первой и второй групп) считались ведущими «паразитический образ жизни» и преследовались по закону, строгий статистический учет трудоспособного населения, т.е. трудовых ресурсов (наряду с ресурсами природными и финансовыми) был основой централизованного планирования административно-командной экономики.

       Понятие «трудовые ресурсы» можно встретить  и в настоящее время, хотя, как об этом будет сказано ниже, требования рыночной экономики делают необходимым переход нашей статистики к принятому в международной практике иному учету рабочей силы, рекомендованному Международной организацией труда (МОТ).

       Под трудовыми ресурсами понимают часть  населения, обладающую физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности.

       Возрастные  границы и социально-демографический  состав трудовых ресурсов определяются системой законодательных актов. Они (границы и состав) менялись в разные периоды истории нашей страны.

       Так, в первой пятилетке (1929-1932гг.) нижняя граница трудоспособного возраста была установлена в 14 лет. К. концу  второй пятилетки (1935- 1937 гг.) эта граница  была повышена до 16 лет. В годы Великой  Отечественной войны она вновь  опустилась до 14 лет. В настоящее время граница трудоспособного возраста - 16 лет. 

       1.2 Методика анализа  численности населения 

       Для уяснения понятия «трудовые ресурсы» необходимо знать, что, во-первых, в  зависимости от возраста все население  может быть разделено на три группы:

       - лица моложе трудоспособного возраста (в данное время - от рождения до 15 лет включительно);

       - лица в трудоспособном (рабочем)  возрасте: в России женщины от 16 да 54 лет, мужчины от 16 до 59 лет  включительно;

       - лица старше трудоспособного,  т.е. пенсионного возраста, по достижении которого устанавливается пенсия по старости: в России женщины с 55, а мужчины с 60 лет.

       Во-вторых, в зависимости от способности  к труду различают трудоспособных и нетрудоспособных. Иначе говоря, люди могут быть нетрудоспособны в трудоспособном возрасте (например, инвалиды I и II групп допенсионного возраста) и трудоспособны в нетрудоспособном возрасте (например, работающие подростки и работающие пенсионеры по старости).

       Исходя  из сказанного, к трудовым ресурсам относятся [15]:

       1) население в трудоспособном возрасте за исключением инвалидов войны и труда I и II групп и неработающих лиц, получающих пенсии на льготных условиях;

       2) работающие лица пенсионного  возраста;

       3) работающие подростки в возрасте  до 16 лет. По российскому законодательству подростки до 16 лет принимаются на работу по достижении ими 15-летнего возраста в исключительных случаях. Допускается также, в целях подготовки молодежи к труду, прием на работу учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений по достижении ими 14-летнего возраста с согласия одного из родителей или заменяющего его лица при условии предоставления им легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не мешающего процессу обучения.

     Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда:

     во-первых, это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест;

     во-вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы;

     в-третьих, программы содействия найму рабочей силы;

     в-четвёртых, программы по социальному страхованию  безработицы т.е. правительство выделяет средства на пособия безработным.

     В рамках этих программ в США, например, в послевоенный период были созданы  сотни тысяч рабочих мест в государственном секторе (в сфере общественных услуг – образование, медицинское обслуживание, коммунальное хозяйство, а также в строительстве общественных зданий и сооружений и ремонтно-восстановительных работ).

     Всё более важное значение приобретают  также государственное содействие найму и программы подготовки и переподготовки кадров.

     В качестве концептуальной основы деятельности государства на рынке труда многие годы (до конца 70-х годов) служили  воззрения сторонников активной государственной политики (кейнсианцы и институционалисты). В 80-90х годах в экономическом регулировании на западе, в том числе и рынка труда, возобладали концепции сторонников «экономики предложения», исповедующих ограничения государственного вмешательства в экономику.

     Существуют также косвенные меры регулирования на рынке труда: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства. Кроме того, немалое влияние на рынок труда оказывает и законодательство в области социального обеспечения, трудовых отношений, гражданских прав и т.п. В США, например, большая часть такого рода законов была принята в 30-х гг.

     Меры  косвенного регулирования рынка  рабочей силы одновременно являются мерами общеэкономического регулирования и воздействия на динамику занятости и безработицы через конъюнктуру в стране. Таким образом, современное государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер. 

     Важным  элементом рынка труда является кадровая работа в фирмах. Она включает процесс найма рабочей силы, мотивацию персонала, формы и методы оплаты труда, профессиональную подготовку и переподготовку кадров. Можно констатировать, что в настоящее время во многих странах идёт процесс перехода от жёсткой модели управления трудом к модели «соучастия», основанной на концепциях «качества трудовой жизни», «обогащения» и «гуманизации» труда. 
 
 
 

     1.3 Расположения населения 
 

     Нового осмысления потребовало такое экономическое понятие, как полная занятость. До недавнего времени она приравнивалась ко всеобщей, поголовной, тотальной. Ее обеспечение понималось прежде всего как задача заставить работать всех и каждого, а не удовлетворить спрос на рабочие места. В новых экономических условиях нужна уже не просто занятость, а занятость эффективная. По мере углубления экономической реформы формируется рынок труда, основанный на исключительном праве человека распоряжаться своими способностями к труду и регулируемый сбалансированностью спроса и предложения рабочей силы. В отличие от командного распределения и перераспределения трудовых ресурсов, рынок труда регулирует личное право граждан на труд и повышает его экономический статус в обществе. Теперь каждый человек сам добровольно избирает форму занятости, вид деятельности и профессию. Полная занятость - цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которой постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства. 

     Интенсивность высвобождения и перераспределения  рабочей силы зависит от множества факторов, главные из которых - изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и производств, предстоящая структурная перестройка.  Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться.  Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений.

Информация о работе Статистический анализ численности населения в г.Оренбурге