Статистический анализ изучения потребления населением товаров и услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 20:48, реферат

Описание работы

Целью данной работы является анализ статистических методов изучения потребления.
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
 изучением понятия статистики потребления;
 рассмотрением основных показателей, характеризующих потребление;
 анализом состава потребительской корзины в России;

Работа содержит 1 файл

содержание.doc

— 88.50 Кб (Скачать)

     Для исчисления показателей обеспеченности населения соответствующими предметами товары разбиваются на 3 группы: товары недлительного пользования (срок использования - до 3-х лет); товары длительного пользования (срок использования - более 3-х лет); товары однократного пользования (продукты питания).

     Для ряда товаров длительного пользования, используемых, как правило, совместно членами домохозяйства, средний уровень потребления преимущественно рассчитывается на домохозяйство в натуральных единицах, а обеспеченность понимают, как степень распространенности данных товаров в личном пользовании граждан. Такого рода показатели лишь косвенно характеризуют потребление. Точнее раскрывает обеспеченность населения товарами длительного пользования показатель, используемый в зарубежной практике: он определяется долей домохозяйств, владеющих как минимум одним предметом данного вида (например, одним холодильником, одним телевизором и т. д.), и вычисляется как отношение числа домашних хозяйств, имеющих данный вид предмета, к общему их числу.

     Потребляемые  населением товары удовлетворяют различные  потребности. По степени их значимости они делятся на товары первой необходимости (продукты питания, жилье и т. п.), товары, менее необходимые (книги, телевизоры, стиральные машины и др.), предметы роскоши (деликатесные продукты питания, особо модная одежда, ювелирные изделия, дорогостоящая мебель и др.).

     Возрастающую роль в потреблении населения играют разнообразные услуги. Оценка их имеет свою специфику. Услуги – особый вид потребительской стоимости, существующей в форме полезной деятельности для человека и общества. Время производства услуг совпадает со временем их потребления.

     В статистике потребления объектом исследования выступают лишь услуги, оказываемые населению, удовлетворяющие потребности человека. Услуги же коллективного характера, удовлетворяющие общественные потребности (в сфере управления, обороны, правопорядка, науки и т. п.), к этой группе не относятся, хотя согласно международным статистическим стандартам они включаются в объем валового выпуска (производства) и потребления (промежуточного и конечного) услуг и отражаются в счетах производства и использования доходов Системы национальных счетов, в том числе и сектора домашних хозяйств.

     В объеме услуг, производимых для собственного конечного использования, учитываются  два вида услуг, включаемых по счету  производства в общий выпуск товаров  и услуг. Это услуги по проживанию в собственном жилище (они оцениваются приближенно, в размере затрат на обеспечение проживания в жилище) и домашние услуги, производимые наемными работниками (слугами, поварами, садовниками и т. п.). Их стоимость определяется оплатой труда этих работников, включая и все виды компенсаций в натуральной форме (питание, жилье и т. п.).

     Текущая статистика не располагает данными  об услугах, оказываемых населению  частными лицами. На практике эта информация собирается в результате выборочного обследования семейных бюджетов, программа которого предусматривает соответствующую статью. Эта информация распространяется на всю совокупность семей и используется для нужд статистики потребления населения и национального счетоводства.

     В задачу статистики не входит ни разработка, ни обсуждение норм потребления населением товаров и услуг. Они призваны отражать современные научные представления о потребностях людей. Их разработка является сложным делом - это единственный инструмент оценки удовлетворения потребностей населения. На основе норм потребления отдельных товаров и услуг строится нормативный потребительский бюджет (в расчете на душу населения). Иногда нормативы устанавливаются статистическим путем. Так, международная практика в качестве норматива (эталона) потребления бытовых, жилищно-коммунальных и других услуг использует среднюю геометрическую из данных потребления этих услуг по трем странам с лучшими показателями исходя из того, что средняя геометрическая предпочтительнее средней арифметической в тех случаях, когда изучаемое явление имеет устойчивые темпы роста. Этот же метод можно использовать при оценке уровня потребления услуг по отдельным территориям внутри страны, когда в качестве норматива выступает средняя геометрическая из уровней по трем регионам с лучшими показателями.

     Наряду  с показателем расходов на конечное потребление в аналитических целях введен показатель фактического конечного потребления, представляющий собой стоимость фактически потребленных хозяйственными (институционными) единицами продуктов и услуг независимо от источников финансирования. В целом этот показатель равен показателю расходов на конечное потребление.

     Помимо  показателя общего конечного потребления  с учетом его величины рассчитывается показатель конечного потребления на душу населения. Этот показатель нередко фигурирует в международных сравнениях, хотя в последнее время в статистических публикациях все чаще указывается показатель валового внутреннего продукта на душу населения (Приложение 2, табл.2). Такие средние показатели необходимы лишь как общий фон для системы дифференцированных оценок потребления населения с учетом его доходов, пола и возраста, социального положения, занятий, территории проживания и т. д.

1.3.Прожиточный минимум и потребительский бюджет 

     Одним из наиболее важных показателей Статистики потребления населения и в целом уровня жизни является потребительский бюджет как интегральный социальный норматив потребления населением потребительских товаров и услуг.

     Различают минимальный и рациональный потребительские бюджеты.

     Минимальный потребительский бюджет определяет минимально допустимый уровень потребления человеком товаров и услуг, обеспечивающий удовлетворение основных физиологических, социально-культурных и иных его потребностей. В отличие от физиологического минимума размер этого бюджета динамичен как по сумме, так и структуре включаемых товаров и услуг.

     Существуют  следующие подходы к определению  и измерению минимального потребительского бюджета: абсолютный, относительный, субъективный.

     При абсолютном подходе рассчитывается величина прожиточного минимума как стоимостной оценки основных потребностей, которые устанавливаются нормативным методом с помощью научно разработанных нормативов потребления.

     При относительном подходе определяется минимальный потребительский бюджет (МПБ) статистическим методом исходя из фактически сложившегося потребления в домохозяйствах с низкими доходами.

     При субъективном подходе уровень низких доходов находится путем опроса общественного мнения.

     Потребительские бюджеты (особенно минимальные) широко используются за рубежом. В США особое место среди потребительских бюджетов занимает бюджет Геллера, характеризующий "общепринятый уровень жизни", основанный на наборе тех товаров и услуг, которые общественное мнение считает в данное время необходимыми для здоровой и достаточно комфортной жизни. Поэтому размеры этого бюджета существенно превышают средний уровень потребления страны.

     Измерение ПМ или МПБ представляет собой  комбинированный расчет, выполняемый рядом министерств. Разработкой нормативов питания занимается Академия медицинских наук РФ; расчетами стоимости потребительской корзины – Госкомстат РФ, а определением ПМ – Министерство труда и социального развития РФ. Регулярные расчеты прожиточного минимума в России ведутся с 1992 г. Первоначально потребительская корзина включала 19 продуктов питания (до 1997 г.) и 25 (с 1997 г. по настоящее время). В феврале 1999 г. Правительство РФ утвердило Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, в которых, кроме продовольственной корзины из 31 продукта питания, предусмотрены минимальные наборы непродовольственных товаров и услуг. Состав минимального набора определяется с учетом :

  • научных рекомендаций по минимальным объемам потребления товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности;
  • фактического объема потребления в малоимущих семьях;
  • состава населения, размера и структуры семей и уровня доходов;
  • объективных различий в потреблении в субъектах РФ, определяемых природно-климатическими условиями, национальными традициями и местными особенностями.

     Рациональный  потребительский бюджет отражает потребление товаров и услуг, обеспеченность домашних хозяйств предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения в соответствии с научно обоснованными нормами и нормативами удовлетворения рациональных (разумных) потребностей человека. Этот социальный норматив, ориентированный на действительную общественную полезность, есть важнейший критерий оценки достигнутого в обществе уровня потребления, соответствия между сложившейся и рациональной его структурой. Фактическая структура потребления населения далека от рациональной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

       В данной работе я хотела  показать статистический анализ изучения потребления населением товаров и услуг. Основные задачи статистики потребления населения является разработка системы показателей потребления, натуральных и стоимостных, индивидуальных, семейных и сводных потребительских бюджетов и потребительской корзины, исследованием структуры потребительских расходов, эластичности и дифференциации потребления, динамики потребления населения и потребительских цен, покупательной способности денег.

     На  макроуровне обобщающими стоимостными показателями потребления являются расходы домашних хозяйств на конечное потребление и фактическое конечное потребление домашних хозяйств.

     Потребление продуктов питания учитывается в натуральных единицах и по стоимости, которые вычисляются соответственно в среднем на душу населения или в сумме всех денежных расходов на покупку продуктов, предназначенных для личного потребления внутри домашнего хозяйства. Кроме того, используются структурные показатели, отражающие долю расходов на питание в потребительских расходах, структуру расходов по видам продуктов питания, и показатели, характеризующие качество питания: его калорийность и содержание белков, жиров и углеводов в потребленных продуктах.

     Анализ  потребления осуществляется преимущественно  с помощью коэффициентного метода. Так, сравнение фактического потребления  отдельных товаров с нормативным  уровнем позволяет определить уровень  удовлетворения потребности населения в данном товаре.

     Одним из наиболее важных показателей Статистики потребления населения и в целом уровня жизни является потребительский бюджет. В потребительской корзине для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации представлены основные продукты питания, а также минимальные наборы непродовольственных товаров и услуг.

     Динамика  потребления населения и потребительских  цен изучается с помощью индексного метода. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы: 

    .1.

     Интернет-ресурсы:

     Портал  федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru

      .2.

     1)Социально-экономическая статистика /Под.ред. М. Р. Ефимова .-М.:Высшее образование : Юрайт-Издат ,2009г.390 с.

     2)Социальная статистика: Учебник. /Под ред. И.И. Елисеевой. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 416с.

     3)Общая теория статистики, Практикум. / Под ред. Г.Л.Громыко - М.:Аудит. ИНИТИ, 2008 г.243с.

     4)Общая теория статистики: Учебник. /Под ред. И.И.Елисеева М.М., Юзбашев - М.: Финансы и статистика, 2008. - 368с.

     5)Статистика: Учебное пособие./Под ред.  С.А.Васнев Москва: МГУП, 2001г.

    6) Социально - экономическая статистика:  учебник  /  под  ред.

Башкатова Б.И. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 703с.

   7) Курс социально - экономической статистики. Учебник / под редакцией М.Г. Назарова: М.: Юнити, 2000.

   8) Социальная статистика: Учебник/ Под ред. чл.-кор. РАН И.И. Елисеевой.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2002.- 480 с.: ил.

   9) 
 

Информация о работе Статистический анализ изучения потребления населением товаров и услуг