Статистическое изучение деятельности по охране водных ресурсов (На примере Тюменской области)

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

курсовая работа по статистике промышленности на тему Статистическое изучение деятельности по охране водных ресурсов (На примере Тюменской области)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
СТАТИСТИКА ВОДНЫХ РУСУРСОВ, КАК ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 6
Характеристика запасов и использования водных ресурсов 6
Формы статистического наблюдения за состоянием водных ресурсов 9
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА СОСТОЯНИЯ И ОХРАНЫ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ 14
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ 26
Характеристика структуры и динамики запасов водных ресурсов и водопотребления в Тюменском регионе 26
Анализ уровня загрязненности вод в Тюменском регионе 30
Анализ состава и источников финансирования затрат на мероприятия по охране водных ресурсов 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 102.25 Кб (Скачать)
 

     За  два года почти вдвое сократилось  расходование свежей воды на регулярное орошение во всех регионах области. Значительное снижение использования воды в этот период отмечалось в Ханты-Мансийском автономном округе на производственные нужды (69,6% к 2000г.)  и на сельскохозяйственное водоснабжение (62,5%). На юге области сокращение наблюдалось на нужды прудового рыбного хозяйства (95,3%) и на сельскохозяйственное водоснабжение (74,2%). В Ямало-Ненецком автономном округе произошло небольшое уменьшение использования воды на хозяйственно-питьевые (98,5%) и производственные нужды (99,8%).

     В 2010г. наблюдалось резкое увеличение объема использованной сточной воды как в целом по области (в 7,9р к 2008г.), так и в Ханты-Мансийском автономном округе (в 18,5р) и на юге области (в 1,7р). Ежегодно оборотное и повторно-последоательное водоснабжение нарастало, что характерно для всех регионов области. В 2010г. объем такого водоснабжения составлял 8826,88 млн. куб. метров, наибольшая доля приходилась на Ханты-Мансийский автономный округ (87,6). Причем, удельный вес оборотного водоснабжения (85,7%) в области значительно превышал повторное (13,4%) и последовательное (0,9%). Процент экономии свежей воды за счет оборотного и повторно последовательного водоснабжения с 2008г. по 2010г. оставался практически неизменным как в среднем по области (93%), так и в регионах (77%-96%). 

    1. Анализ уровня загрязненности вод в Тюменском регионе

     За  три года в поверхностные водные объекты области было сброшено 2387,84 млн. куб. метров сточных вод. Снижение объема сброса сточных вод в целом  по области произошло за счет сокращения сбросов в водные объекты Ханты-Мансийского автономного округа (таблица 3.3)

     Таблица 3.3

     Объем сточных вод, сброшенных в поверхностные  водные объекты Тюменской области

     
     Год 2008г. 2009г. 2010г. 2010г. В % к
2008г. 2009г.
Всего, млн. м

      Тюменская область

      автономные округа:

      Ханты-Мансийский – Югра

      Ямало-Ненецкий

      Тюменская область 

      (без автономных округов) 

В % к итогу

       Тюменская область

       автономные округа:

       Ханты-Мансийский – Югра

       Ямало-Ненецкий

      Тюменская область 

       (без автономных округов)

 
886,73 

519,04

54,22 

313,47 
 

100,0 

58,5

6,1 

35,4

     
 
876,34 

503,27

56,39 

316,68 
 

100,0 

57,4

6,4 

36,2

 
624,77 

250,62

55,75 

318,41 
 

100,0 

40,1

8,9 

51,0

 
70,5 

48,3

102,8 

100,0 
 

- 

-

- 

-

 
71,3 

49,8

98,9 

100,5 
 

- 

-

- 

-

 

     Для нормативно чистых вод, сброшенных в  поверхностные водные объекты, ежегодно сокращалась ( в 2008г. – 68%, в 2009г. – 66%, в 2010г. – 53%). В 2010г. более половины сброшенных стоков относились к категории нормативно чистых, остальная часть содержала загрязняющие вещества. Доля нормативно очищенных и недостаточно очищенных сточных вод увеличилась до 24% и 20% соответственно против 16% и 14% в 2008г. Без очистки сбрасывалось 2-3% загрязненных сточных вод. Ежегодный рост загрязненных сточных вод, сбрасываемых в водные объекты, имел место в автономных округах (1-14%), однако больше половины (52,8%) их сбрасывалось на юге области. Основная масса загрязненных стоков была недостаточно очищена. В Ханты-Мансийском автономном округе недостаточно очищенные сточные воды составили 86,1% от загрязненных, в Ямало-Ненецком – 88,7%, на юге области – 86,0%. В тоже время доля нормативно чистых сточных вод в автономных округах каждый год сокращалась (0,2-30,9 п.п.) и чуть увеличилась на юге области (0,8 п.п.). Объем сточных вод, очищенных до нормативного состояния, на протяжении рассматриваемого периода сокращался в Ямало-Ненецком автономном округе. В Ханты-Мансийском автономном округе и южной зоне объем нормативно очищенных вод вырос по отношению к 2008г. и незначительно уменьшился к 2009г. В результате, только в водоемы Тюменской области, без учета загрязняющих веществ, пришедших с транзитными стоками из других бластей и государств, поступило 6,06 тыс. тонн сульфатов, 15,12 – хлоридов, 2,46 – азота общего и 1,38 – азота аммонийного, 2,46 – нитратов. Как следствие, стабильно отмечается превышение предельно-допустимых концентраций по ряду веществ (соединения азота, железо, медь, цинк, марганец, фенолы, нефтепродукты). Загрязнение водных бассейнов привело к распространению заболеваний органов пищеварения среди населения области  
(47,2 на 1000 населения в 2010г.), что свидетельствует о низком качестве водной среды.

     В настоящее время для защиты водоемов от загрязнения сточными водами применяются  механические, химические, биохимические  и физико-химические способы очистки. К наиболее эффективным из них относятся физико-химические (которые почти не применяются в Тюменской области) и биологические (96% от объема нормативно-очищенных)  методы.  

     3.3 Анализ состава и источников финансирования затрат на мероприятия по охране водных ресурсов 

     На  основе специальной методики и официальных  макроэкономических данных Росстата, а также экспертных расчетов, общую  сумму поддающихся расчету затрат на охрану и рациональное использование  водных ресурсов в Тюменской области (без учета стоимости посреднических услуг, т.е. без повторного счета) в 2000 г. можно оценить в текущих ценах в объеме около 0,06 млрд. руб., в 2005 г. – свыше 1,3, в 2006 г. – более 1,4 и в 2007 г. – порядка 1,55 млрд. руб. Таким образом, за последние семь лет рассматриваемые затраты, взятые в ценах соответствующих лет, увеличились примерно в два с половиной раза. Однако этот рост произошел не за счет увеличения физических объемов водоохраной и водосберегающей деятельности, а за счет ценового фактора.

     Следует учитывать, что в конце 2007 г. Росстат изменил методологию расчета рассматриваемых затрат. Из общей суммы текущих расходов предлагается исключать суммарный объем амортизационных отчислений по основным фондам водоохранного и водосберегающего назначения. Эта величина в 2005 г. составила более 0,21 млрд. руб., 2006 г. – около 0,30 и в 2007 г. – 0,29 млрд. руб. (в текущих ценах). Правомерность таких вычитаний требует дополнительного анализа и обсуждений.

     Указанные совокупные затраты всех видов и  из всех источников финансирования составляли в 2000 г. 0,8% по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП), исчисленного в рыночных ценах, 2003 г. – менее 0,8%, 2004 г. – около 0,7%, 2005 г. – 0,6%. В 2006 г. это отношение по оценке снизилось до 0,5%, а в 2007 г. составило менее 0,5%.

     По  отношению к общей сумме учитываемых (официально идентифицируемых) затрат на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов расходы на водоохрану и водосбережение в 2000–2007 гг. были на уровне немногим более 50%. Иначе говоря, совокупные издержки на охрану и рациональное использование водных ресурсов, несмотря на небольшие колебания их доли, в целом доминировали в общих экологических расходах области. Они ощутимо превышали затраты на охрану атмосферного воздуха, земельных, лесных, биологических ресурсов, регулирование обращения отходов и т.д.

     На  основании трех основных групп расходов на охрану и рациональное использование  водных ресурсов – текущих затрат, капитального ремонта и инвестиций в основной капитал – составляющих не менее 85% суммарного объема всех видов  водоохранных и водосберегающих расходов, в табл. 3.4 приведена динамика конкретных видов затрат за последние годы.

     Примечание: В этой таблице не отражены затраты  водного хозяйства, отличные от охраны и рационального использования  водных ресурсов (на водоснабжение  населения и предприятий, на строительство  и ремонт многих водохозяйственных  объектов и др.).

     Таблица 3. 4

     Динамика  основных видов затрат на охрану и  рациональное использование водных ресурсов в Тюменской области 

     Показатель 2003г. 2007г. 2008г 2009г. 2010г.
В текущих ценах (млн.руб.)
Текущие затраты – всего       477,30 915,11 1011,91 1132,12 1268,30
в том  числе без учета оплаты посреднических услуг за транспортировку и очистку  стоков сторонними организациями 402,60 770,47 848,95 930,24 1048,15
 
 

     продолжение табл. 3.4 

     Показатель 2003г. 2007г. 2008г 2009г. 2010г.
В текущих ценах (млн.руб.)
Капитальный ремонт       53,30 95,91 99,34 104,54 108,06
Инвестиции  в основной капитал (капитальные  вложения)       82,50 157,48 261,43 302,41 328,23
Всего по трем группам       613,10 1168,50 1372,68 1539,07 1704,59
в том  числе без учета оплаты посреднических услуг       538,40 1023,86 1209,72 1337,19 1484,44
   В % к итогу:
Текущие затраты – всего 22,026 22,152 21,064 21,177 21,345
в том  числе без учета оплаты посреднических услуг за транспортировку и очистку  стоков сторонними организациями 18,579 18,651 17,672 17,401 17,639
Капитальный ремонт 2,459 2,322 2,068 1,956 1,819
Инвестиции  в основной капитал (капитальные  вложения) 3,807 3,812 5,442 5,657 5,524
Всего по трем группам 28,293 28,286 28,574 28,789 28,687
в том  числе без учета оплаты посреднических услуг 24,845 24,785 25,182 25,013 24,982
В условно сопоставимых ценах 2003 г. (оценка, млрд. руб.)      
Текущие затраты – всего       0,48 0,49 0,48 0,48 0,45
в том  числе без учета оплаты посреднических услуг за транспортировку и очистку  стоков сторонними организациями       0,40 0,41 0,40 0,40 0,37
Капитальный ремонт       0,05 0,05 0,05 0,05 0,04
Инвестиции  в основной капитал (капитальные  вложения)       0,08 0,01 0,14 0,15 0,14
Всего по трем группам       0,61 0,64 0,67 0,68 0,63
в том  числе без учета оплаты посреднических услуг       0,54 0,56 0,59 0,59 0,55

     продолжение табл. 3.4 

Показатель 2003г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г.
         В % к итогу
Текущие затраты – всего 22,222 22,685 25,946 20,426 20,642
в том числе без учета оплаты посреднических услуг за транспортировку  и очистку стоков сторонними организациями 18,519 18,982 20,408 17,021 16,973
Капитальный ремонт 2,314 2,314 2,551 2,128 2,294
Инвестиции  в основной капитал (капитальные  вложения) 3,704 0,463 7,143 6,383 6,422
Всего по трем группам 28,241 29,629 34,184 28,936 28,899
в том числе без учета оплаты посреднических услуг 25 25,926 30,102 25,106 25,229

      

    При расчете объемов и динамики текущих  затрат и капитального ремонта в  постоянных ценах были использованы индексы цен (индексы-дефляторы) промышленного  производства с поправкой на их среднегодовую  величину. Величины капитальных затрат (инвестиций в основной капитал) в  постоянных ценах были получены на основе официальных индексов физических объемов соответствующих капиталовложений, публикуемых Росстатом. Следует  иметь в виду, что подобные оценки носят условный характер, поскольку  непосредственное наблюдение за изменением цен на товары и услуги водоохранной и водосберегющей деятельности отсутствует. Тем не менее, результаты расчетов дают основания сделать вывод об отсутствии какого-либо заметного роста физического объема суммарных затрат на охрану и рациональное использование водных ресурсов в 2010г. по сравнению с 2003 г. (табл. 3.5). Ощутимый рост имеет место по инвестиционным затратам. Однако, одновременно наблюдается сокращение расходов на проведение капитального ремонта водоохранного и водосберегающего оборудования, сооружений и установок. 

Информация о работе Статистическое изучение деятельности по охране водных ресурсов (На примере Тюменской области)