Статистическое изучение производственных показателей на основе метода группировок

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 11:32, курсовая работа

Описание работы

Цель группировки институциональных единиц экономики по секторам — создание предпосылок для статистической характеристики, анализа и прогнозирования потоков товаров и услуг, доходов и расходов, капитала финансовых операций, а также для изучения поведенческих взаимоотношений между экономическими агентами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3
1. Задачи статистических группировок, их виды……………………...........5
2. Образование групп и интервалов группировки…………………………..8
3. Натуральный метод измерения динамики производительности
труда и фондовооруженности, их взаимосвязь……………………………13
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………..18
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...36

Работа содержит 1 файл

Статистика.doc

— 775.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт 
 
 

Кафедра статистики

Курсовая  работа

по дисциплине «Статистика»

на тему

«Статистическое изучение производственных показателей на основе метода группировок»

(на  примере фондовооруженности и производительности труда)

Вариант №12 
 

                                     Исполнитель:

                                                                           Группа: Ф и К    3курс

                                                 № зачетной книжки:

                                                                           Руководитель:  
 
 

ОМСК

2010

Содержание. 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3

1. Задачи статистических группировок, их виды……………………...........5

2. Образование групп и интервалов группировки…………………………..8

3. Натуральный метод измерения динамики производительности

 труда и  фондовооруженности, их взаимосвязь……………………………13

РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………..18                                                                                                    

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………..30                                                                                     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………35                                                                                                                             

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...36                                                                                                                                      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Цель  группировки институциональных единиц экономики по секторам — создание предпосылок для статистической характеристики, анализа и прогнозирования потоков товаров и услуг, доходов и расходов, капитала финансовых операций, а также для изучения поведенческих взаимоотношений между экономическими агентами.

Фондовооружённость  труда в экономике, показатель, характеризующий  уровень оснащённости работников, занятых  в отраслях материального производства, производственными основными фондами. Определяется делением среднегодовой балансовой стоимости этих фондов на одного среднегодового работающего. Применяется для экономического анализа и планирования. Фондовооружённость труда в различных отраслях материального производства неодинакова. Это обусловлено спецификой технологии, техническими и конструктивными особенностями применяемых основных фондов, ценами на их отдельные элементы.

Рост  Фондовооружённости труда – объективный экономический процесс, обусловленный количественным и качественным ростом средств труда. Свойствен всем отраслям материального производства. Выражается в повышении технического уровня производства, во всё большем замещении живого труда машинами. Особенно быстро Фондовооружённость труда растет в условиях научно-технической революции, когда в производство в широких масштабах внедряются новые виды оборудования с повышенной единичной мощностью и технологические схемы, способствующие дальнейшей механизации труда.

  Рост  Фондовооружённость труда обусловлен  не только быстрым насыщением производства средствами механизации и автоматизации основных технологических операций. Важное значение имеет и то, что технические средства всё больше выполняют функции контроля и регулирования производственных процессов. Рост Фондовооружённость труда обеспечивает повышение производительности труда, рентабельности производства, снижение себестоимости продукции, улучшение её качества.

В курсовой  работе рассмотрены параграфы:

1. Задачи статистических группировок, их виды.

2. Образование групп и интервалов группировки.

3. Натуральный  метод измерения динамики производительности

    С помощью компьютерных прикладных пакетов Microsoft Office получены выводы в расчетной части, что между фондовооруженностью и производительностью труда существует прямая зависимость; (рост фондовооруженности ведет к увеличению производительности труда всего и в среднем на одно предприятие).

В аналитической  части, для определения возможности включения факторов в модель, строится матрица парных коэффициентов корреляции (с использованием Excel). Результаты расчета представлены в  матрице. 
 
 

 

1. Задачи статистических группировок, их виды.

Группировка это процесс образования однородных групп на основе рас членения статистической совокупности на части или объединение изучаемых единиц в частные совокупности по существенным для них признакам.

А.Типологические группировки.

Типологические  группировки широко применяются  в экономических, социальных и других исследованиях. Необходимость проведения типологической группировки обусловлена , прежде всего потребностью теоретического обобщения первичной статистической информации и получения на этой основе обобщающих статистических показателей. Именно в выделении социально-экономических типов явлений, позволяющих проследить их зарождение, развитие и отмирание, состоит основная задача типологических группировок. При использовании метода типологических группировок важное значение имеет правильный выбор группировочного признака. При атрибутивном признаке с незначительным разнообразием его значений число групп определяется свойствами изучаемого явления: группировка населения по половозрастному признаку, предприятий торговли по формам собственности, организационно-правовым и т.д.  
Выделение типов на основе количественного признака состоит в определении групп с учетом значений (величины) изучаемых признаков. При этом очень важно правильно установить интервал группировки, на основе которого количественно различаются одни группы от других, намечаются границы выделения их нового качества.  
Многообразие общественных явлений обусловливает необходимость дифференцированного подхода к образованию и использованию типологических группировок. Наряду с выделением типов предприятий торговли, разделением населения по социальным группам в практике коммерческих служб торговли и быта выделяются однородные группы, которые различаются между собой качественными особенностями. Эту многоярусность типологических группировок необходимо определять, поскольку их социально-экономическую сущность нельзя беспредельно расширять. Например, группировку магазинов по специализации (продовольственные, непродовольственные, смешанные) не следует ставить в один ряд с социально-экономическими группировками, так как она отражает определенную специфику в характере организации труда и торгового процесса. Среди продовольственных могут быть магазины, разные по формам собственности, организации труда и другим признакам, которые нельзя включать в одну социально-экономическую группу.  
 
Б.Структурные группировки.

Выделенные  типы явления с помощью типологической группировки могут изучаться с точки зрения их структуры и состава. При этом используются структурные группировки. Это группировки, используемые мя изучения строения изучаемой совокупности. В большинстве своем структурные группировки производятся на основе образования качественно однородных групп, хотя нередко они применяются и без предварительного расчленения совокупности на части. С помощью структурных группировок изучается, например, состав товарооборота по товарным группам; торговая сеть по специализации; работники торговли по профессиям, возрасту, стажу работы, образованию и т.д. Так, группировка по образованию за ряд лет может характеризовать качественные сдвиги в рабочей силе по данному признаку. Структурная группировка, кроме того, позволяет оценить процесс концентрации, если в ее основание положен существенный признак. Изучения явления а также связи между отдельными признаками явления используются аналитические группировки.  
Данные группировки позволяют сделать вывод о том, что устойчивые и надежные хозяйственные связи между сторонами, основанные на договорах, оказывают положительное влияние также и на качество поставляемых товаров.

В. Комбинированные группировки.

Образование групп по двум и более признакам, взятым в определенном сочетании, называется комбинированной группировкой. При этом группировочные признаки принято располагать, начиная с атрибутивного, в определенной последовательности, исходя из логики взаимосвязи показателей. Применение комбинированных группировок обусловлено многообразием экономических явлений, а также необходимостью их всестороннего изучения. Но увеличение числа группировочных признаков ограничивается умёньшением наглядности, что снижает эффективность использования статистической информации. Примером комбинированной группировки может служить разделение образованных групп по формам хозяйствования на подгруппы по уровню рентабельности (доходности) или по другим признакам (производительность труда, фондоотдача и т.д.).  
 
 
 
 
 
 

 

2. Образование групп и интервалов группировки.

Все многообразие признаков, на основе которых могут производиться статистические группировки можно классифицировать.  
1. По форме выражения группировочные признаки могут быть атрибутивными, не имеющими количественного значения (профессия, образование и т.д.), и количественными, т.е. признаками, принимающими различные цифровые характеристики у отдельных единиц изучаемой совокупности (число работающих, величина дохода и т.д.). При этом количественные признаки, в свою очередь, могут быть дискретными (прерывными), значения которых выражаются только целыми числами (число товарных секций и т.д.), и непрерывными, принимающими как целые, так и дробные значения (объем проданных населению товаров в стоимостном выражении, сумма издержек обращения).  
2. По характеру колеблемости группировочные признаки могут быть альтернативными, которыми одни единицы обладают, а другие
нет (например, товары качественные или некачественные), и Имеющими множество количественных значений (например, размер торговой площади, величина фонда оплаты труда и т.д.).  
З. По той роли, которую играют признаки во взаимосвязи изучаемых явлений, их подразделяют на факторные, воздействующие на другие признаки, и результативные, испытывающие на себе влияние других. Причем в зависимости от сложившихся объективных условий и цели исследования признаки могут меняться ролями. В одних случаях они являются факторными признаками, в других
результативными. Так, с одной стороны, величина прибыл и предприятий торговли зависит от качества деятельности их коллективов, с другой является основным источником дальнейшего расширения всего торгового потенциала (основных фондов, увеличения числа работников торговли и т.д.). Таким образом, в первом случае прибыль выступает результативным признаком, во втором факторным. А это положение имеет важное значение в статистическом исследовании коммерческой деятельности.

Следующим важным шагом после определения  группировочного признака является распределение единиц совокупности по группам. Здесь встает вопрос о  количестве групп и величине интервала, которые между собой взаимосвязаны. При прочих равных условиях, чем больше число групп, тем меньше величина интервала, и наоборот. Одним из основных требований, возникающих при решении данного вопроса, является выбор такого числа групп и величины интервала, которые позволяют более равномерно распределить единицы совокупности по группам и достичь при этом их представительности, качественной однородности. Оптимальная наполняемость интервалов является важным критерием правильности группировки. Например, в настоящее время, пока не получили преимущественного развития в розничной продаже товаров населению вещевые, смешанные и продовольственные рынки. Очень важно для изучения перспектив развития торговли объединять их в отдельные группы по основным показателям коммерческой деятельности.  
Вопрос о числе групп и величине интервала следует решать с учетом множества обстоятельств, прежде всего исходя из целей исследования, значения изучаемого признака, всего процесса коммерческой деятельности и т.д.  
Количество групп во многом зависит от того, какой признак служит основанием группировки. Так, нередко атрибутивные группировочные признаки предопределяют число групп (группировка работников по образованию, работников по категориям). По аналогии также расчленяется совокупность по дискретному признаку, изменяющемуся в незначительном диапазоне (при группировке магазинов по числу товарных секций, семей
по числу их членов и др.).

Интервалы групп устанавливаются только при  значительной колеблемость дискретного признака (торговая площадь, число работников) и тем более при непрерывно изменяющемся количественном признаке (величина зарплаты, сумма издержек обращения и т.д. Под величиной интервала обычно понимают разность между максимальными и минимальными значениями признака в каждой группе. Однако эту величину можно определить как разность между Верхними или нижними границами значений признака в смежных группах. Так, разность, определяемая по нижним границам, характеризует предшествующую группу (интервал), а определяемая по верхним границам разность относится к последующей группе (интервалу). Опыт показывает, что величина интервала в каждой группе, устанавливаемая различными приемами, весьма незначительно влияет на результат.  
В практике статистических группировок правильное установление величины интервала имеет первостепенное значение дня образования качественно однородных групп. Например, нельзя объединять в одну группу явления, которые относятся к разным частным совокупностям. При характеристике работы производителей товаров по уровню выполнения ими договоров не следует включать в одну и ту же группу те из них, которые не выполнили обязательства, и те, которые их перевыполнили. При распределении продукции на стандартную и нестандартную необходимо точно соблюдать границы, по которым качественно различаются совокупности по ряду показателей, характеризующих их потребительские свойства.  
В зависимости от степени колеблемости группировочного признака, характера распределения статистической совокупности устанавливаются интервалы равные или неравные. При более или менее равномерной разности между верхней и нижней границами интервалов устанавливаются одинаковые границы во всех группах. Число групп тесно связано с объемом совокупности. Здесь нет строго научных приемов, позволяющих решать этот вопрос при любых взаимосвязях названных величин. Всякий раз эта задача решается с учетом конкретных обстоятельств. Однако при равенстве интервалов для ориентировки существует формула, предложенная американским ученым Стерджессом, с помощью которой можно наметить число групп n при известной численности совокупности N:                            

Информация о работе Статистическое изучение производственных показателей на основе метода группировок