Статистическое изучение уровня и динамики цен

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время перед статистической наукой встают актуальные проблемы дальнейшего совершенствования системы показателей, приемов и методов сбора, обработки, хранерия и анализа статистической информации. Это имеет важное значение для развития и повышения эффективности автомотизированных систем управления, создания автомотизированных банков данных, распределительных банков данных и т.д., которые в свою очередь могли бы способствовать созданию автомотизированной системы коммерческой информации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. Стр.3


1. Понятие и сущность цен и инфляции. Стр.4


2. Задачи статистики цен. Стр.13


3. Система показателей статистики цен. Стр.16


4. Принципы и методы регистрации цен. Стр.20


5. Методы расчета и анализа индексов цен. Стр.25



ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Стр.33



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Работа содержит 1 файл

Статистика Фик2-05 Колыш А.А..doc

— 214.00 Кб (Скачать)
 

                               РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

            ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

      ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

      «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

             ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

            СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «    Финансы  и кредиты  »

                      
                          К У Р С О В А Я       Р А Б О Т А

 

                      По предмету: Статистика

                         Тема: Статистическое изучение уровня  и динамики цен
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: Колыш Александра Анатольевна

Студент  2 курса

___4______ семестр 
 
 
 

                                               Тюмень,2009

                                   СОДЕРЖАНИЕ: 

ВВЕДЕНИЕ.                                                                                         Стр.3 

        1. Понятие и сущность цен и  инфляции.                                   Стр.4 

        2. Задачи статистики цен.                                                           Стр.13 

        3. Система показателей статистики  цен.                                   Стр.16 

        4. Принципы и методы регистрации  цен.                                  Стр.20 

       5. Методы расчета и анализа индексов цен.                               Стр.25 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.                                                                                 Стр.33 
 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.                                                                Стр.35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                              

ВВЕДЕНИЕ. 

Переход к рыночной экономике наполняет  новым содержанием работу коммерсантов, менеджеров, экономистов. Это предъявляет  повышенные требования к уровню их статистической подготовки. Овладение статистической методологией - одно из непременных условий познания конъюнктуры рынка, изучение тенденций и прогнозирования спроса и предложения, принятия оптимальных решений на всех уровнях коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг.

Термин  “статистика” употребляется в различных  значениях. под статистикой понимается практическая деятельность по сбору, накоплению, обработке и анализу  цифровых данных, характеризующих население, экономику, культуру, образование и  другие явления в жизни общества.Статистикой также называют особую науку, т.е. отрасль значений, изучающую явления в жизни общества с их колличественной стороны. Как учебная дисциплина статистика составляет важный блок учебного плана подготовки коммерсантов, менеджеров, экономистов высшей квалификации.

Между статистической наукой и практикой  существует тесная связь и взаимосвязь. Статистическая наука использует данные практики, обобщает их и разрабатывает  методы проведения статистических исследований. В свою очередь, в практической деятельности применяются теоретические положения статистической науки для решения конкретных управленческих задач.

Статистика  имеет многовековую историю. Ее возникновение  и развитие обусловленгы общественными  потребностями.История развития статистики покозывает, что статистическая наука сложилась в результате теоретического обобщения накопленного человечеством передового опыта учетно-статистических работ, обусловленных прежде всего потребностями управления жизни общества.

Во всем мире возрастает интерес к статистике. В нашей стране это внимание тем более обострено в связи с осуществлением экономических реформ, затрагивающих интересы всех людей. В статистических данных, отображающих развитие отдельных сторон жизни общества и служащих информационной базой принятия управленческих решений, каждый из нас ищет результаты реформ.

Одним из непременных условий правильного  восприятия и тем более практического  использования статистической информации, квалифицированных выводов и  обоснованных прогнозов является знание статисической методологии изучения колличественной стороны социально-экономических явлений, природы массовых статистических совокупностей, значения и познавательных свойств показателей статистики, условий их применения в экономическом исследовании.

В настоящее  время перед статистической наукой встают актуальные проблемы дальнейшего  совершенствования системы показателей, приемов и методов сбора, обработки, хранерия и анализа статистической информации. Это имеет важное значение для развития и повышения эффективности автомотизированных систем управления, создания автомотизированных банков данных, распределительных банков данных и т.д., которые в свою очередь могли бы способствовать созданию автомотизированной системы коммерческой информации. 
 

                1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЦЕН И ИНФЛЯЦИИ. 

Цена - многофункциональное  экономическое  явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой  серьезнейшие социальные, экономические, а также политические  последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком  анализе закономерностей и тенденций их  изменения  заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы. 

   Цена - сумма  денег,  уплачиваемая  за  единицу  товара, эквивалент обмена товара на

   деньги.

Цены, процессы  их образования и изменения представляют  собой предмет статистического  исследования. Статистика цен - самостоятельный  блок, входящий как  составная часть  в статистику рынка и соответственно в социально-экономическую статистику. Известны два основных источника информации по ценам. Первым является наблюдение за изменениями цен тарифов на потребительском рынке, которое проводится с 1992 года специальной службой при Госкомстате РФ. Эта служба занимается сбором и обработкой данных о розничной торговле, объеме производства, обследованием покупок, используя данные статистики производства, налогов и торговой статистики. Вторым важным источником информации являются бюджетные обследования как одна из форм выборочного статистического исследования доходов, расходов и потребления населения. На основании этих источников рассчитывается индекс потребительских цен (ИПЦ) (который иногда называют индексом стоимости жизни) по фиксированному набору основных потребительских товаров и услуг. Методология расчета является единой для многих стран, что позволяет производить международные сопоставления ИПЦ. Сложились уже и альтернативные службы статистики цен.

Сущность  цены, ее экономическая природа проявляются  в  двойной роли, которую играет цена на рынке. Она выступает  как:

    запасов  и  т. д.  В качестве регулятора цены позволяют ограничивать  потребление  ресурсов и являются мотивацией для  производства.

Рыночная  цена выполняет различные функции. Цена - это посредник и соизмеритель при обмене товаров на деньги. Цена - важный показатель конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения спроса и предложения, территориального размещения производства. Цена -  инструмент образования прибыли и управления эффективностью, фактор налогообложения. Цена -  это главная составляющая инфляционных процессов, средство влияния на инвестиционную политику (повышение цен часто ведет к росту привлекательности инвестиций). Цена - мощный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп. И наконец, цена - это орудие конкурентной борьбы.

 

Цены классифицируют по различным направлениям. 

По  сферам  товарного  обслуживания:

-  оптовые  цены,  по которым предприятия  реализуют в больших объемах продукцию промышленно-технического и  потребительского  назначения (между отраслями внутри оптовой сферы и из оптовой в розничную). При наличии разветвленной сети потребления товара оптимизировать продажу позволяют посреднические оптовые фирмы или организации (снабженческо-сбытовые организации, товарные биржи). При отсутствии потребности в посредниках  поставщики и потребители устанавливают прямые хозяйственные связи;

- розничные  цены, по которым товары реализуются   конечному потребителю (в основном населению) в ограниченном количестве;

- закупочные  цены, по которым государство   покупает продукцию у сельскохозяйственных  предприятий (фермеров);

- цены  и тарифы на услуги. Тарифы  могут относиться к сфере оптовой  торговли (например, грузовые транспортные тарифы, фрахт) и розничной (пассажирские тарифы). 

По  способу отражения  транспортных расходов:

-  цены  франко-отправления (на товары  ограниченного производства и  разветвленной сети потребления), включающие транспортные издержки  до пункта магистрального транспорта (порта, железнодорожной станции), расходы на остальной путь покрывает покупатель;

- цены  франко-назначения, включающие транспортные  расходы до пункта назначения. 

  По формам продаж:

- контрактные  (договорные) цены - цены фактической договоренности между продавцом и покупателем;

- биржевые  котировки - это уровень цены  товара, реализуемого через биржу.  Цена биржевого товара складывается  из биржевой котировки и надбавки (скидки) за качество, удаленность  от  места поставки;

-  цены  ярмарок и выставок (часто льготные);

-  аукционные  цены, отражающие ход продаж на  аукционах (различают стартовые  цены и продажные).  

                        Аукционы (публичные торги) бывают  трех   типов:

       1.С повышением цены (товар продают  по цене, наиболее высокой из предложенных покупателями);

       2.Вейлинговые торги (цена предложения  наивысшая, на экране-циферблате  стрелки имеют обратный ход,  покупатель нажатием кнопки определяет  устраивающую его цену);

       3.С подачей заявок в запечатанных  конвертах, при этом отсутствует  возможность сравнения с запросами других покупателей.

  По стадиям продажи:

- цены  предложения (цены продавца, или  стартовые), по которым продавец  желает продать товар. Как правило,  это верхний предел диапазона  возможных цен этого товара (за исключением аукционных и цен подряда), который корректируется в ходе переговоров с покупателем. Для некоторых товаров (машин, оборудования) цены предложения - единственный источник информации об уровне цен на рынке;

- цены  спроса, по которым покупатель  заинтересован приобрести товар;

- цены  реализации (сделки, продажи, покупки) - фактические, или номинальные,  цены. Их следует отличать от  реальных, соотнесенных с уровнем  дохода общества или общим  уровнем цен. 

  По степени регулирования:

- жестко  фиксированные (основной тип цен в условиях административно-командной экономики);

- регулируемые (допускаются изменения в определенных  пределах, устанавливаются государством, как правило, на продукты повышенного  социального назначения);

- свободные  (не подвержены прямому вмешательству, формируются в соответствии с конъюнктурой рынка). 
 
 
 
 

Информация о работе Статистическое изучение уровня и динамики цен