Статистика туризма

Автор: j********@list.ru, 26 Ноября 2011 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Задачей данной курсовой работы является применение основных статистических методов к данным туристической деятельности с целью выявления тенденций, зависимостей и связей. К методам, применяемым в курсовой работе относятся:
сводка и группировка;
расчет средних величин;
анализ рядов динамики;
расчет индексов;
расчет показателей выборочного наблюдения;
корреляционно-регрессионный анализ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ 4
1.1. ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ И ЗАДАЧИ СТАТИСТИКИ ТУРИЗМА 4
1.2. СУЩНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТУРИЗМА 6
1.3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТУРИЗМА 7
1.4. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТУРИЗМА 8
1.5. РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РОССИИ 11
2. АНАЛИЗ СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТУРИЗМА 15
2.1. СВОДКА И ГРУППИРОВКА ДАННЫХ 15
2.1.1. Типологическая группировка 15
2.1.2. Аналитическая группировка 15
2.1.4. Графическое изображение статистических данных 17
2.2. РАСЧЕТ СРЕДНИХ ВЕЛИЧИН 17
2.2.1. Средние арифметические 18
2.2.2. Структурные средние 18
2.3. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВАРИАЦИИ 19
2.4. ВЫБОРОЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ 21
2 5. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ 22
2 5. АНАЛИЗ РЯДОВ ДИНАМИКИ 24
2.6. РАСЧЕТ ИНДЕКСОВ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 32

Работа содержит 1 файл

курсовая ТУРИЗМ.doc

— 773.50 Кб (Скачать)

Содержание 

 

     ВВЕДЕНИЕ

     В современном обществе важную роль в  механизме управления государством выполняет статистика. Она осуществляет сбор, научную обработку, обобщение  и анализ информации, характеризующей развитие экономики страны, демографической ситуации, культуры и уровня жизни населения. В результате предоставляется возможность выявления взаимосвязей в жизни общества, изучения динамики его развития, проведения международных сопоставлений и в конечном итоге – принятия эффективных решений в управлении страной.

     Туризм  сегодня – это сфера социально-экономического комплекса, которая во многих странах превратилась в бурно развивающуюся индустрию. Туризм в России – это развивающийся комплекс. Поэтому постоянно ведется поиск новых форм работы на рынке, путей решения возникающих в данной индустрии проблем. Но несмотря на стремительные темпы развития, должного внимания туризму как сектору национальной экономики России до сих пор не уделяется.

     В век динамично развивающейся  экономики, постоянно изменяющихся социальных явлений проблема эффективного статистического учета социально-экономических  процессов и явлений, в частности  туризма, выходит на первый план.

     Задачей данной курсовой работы является применение основных статистических методов к данным туристической деятельности с целью выявления тенденций, зависимостей и связей. К методам, применяемым в курсовой работе относятся:

  • сводка и группировка;
  • расчет средних величин;
  • анализ рядов динамики;
  • расчет индексов;
  • расчет показателей выборочного наблюдения;
  • корреляционно-регрессионный анализ.
 
 

 

1. Общая характеристика  туристской отрасли

     1.1. Предмет, объект и задачи статистики туризма

     Статистика  отдыха и туризма объединяет несколько  подотраслей статистики, характеризующих различные направления свободного время-препровождения населения. Статистика туризма является отраслью социально-экономической статистики и исследует вопросы развития туризма и туристской индустрии.

     Предметом статистики туризма является обследование количественной стороны состояния и развития отрасли туризма в неразрывной связи с качественной стороной. 

     Главной целью статистики туризма является статистическое обследование явлений, как ограниченных рынками отдыха, так и охватывающих мировой рынок путешествий во взаимосвязи различных характеристик туризма, как для самостоятельного анализа деятельности в этой области, так и для использования в качестве источника данных для разработки связанных с туризмом показателей платежного баланса и составления счетов СНС.

     Основными задачами статистики туризма являются организация статистического наблюдения за потоками туристов, местами их размещения, характеристиками поездок, оптовой  и розничной торговлей, транспортом, строительством, занятостью, финансовым посредничеством, доходами и расходами, связанными с туризмом на основе единой научной методологии, соответствующей международным правилам и стандартам.

     Необходимость статистического изучения туризма  обусловлена потребностью в получении  объективной и достоверной информации о состоянии и развитии туристской отрасли и оценки ее вклада в общую величину валового внутреннего продукта, а также изучения оценки туристских потоков, нагрузки на туристскую инфраструктуру, удовлетворения туристского спроса и соответствия потребительских ожиданий предложениям на рынке туристских услуг.

     В современном мире туризм является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей экономики. Его влияние (прямое, косвенное или опосредованное) на экономику в плане создания добавленной стоимости, увеличения занятости, регионального развития и т.п. неоспоримо.

     Интерес к туризму как к стимулятору  экономического роста диктует необходимость  его статистического исследования и адекватного отражения. Для России это, по существу, новая отрасль статистики; работы по становлению статистики туризма начались лишь несколько лет назад после того, как была создана в основном нормативно-правовая база развития туризма в стране. Принципиальным моментом является принятие Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», который определил принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в России и регулирование отношений, возникающих при реализации прав граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.

     Развитие  статистики туризма осуществляется на основе рекомендаций Всемирной туристской организации и решений Статистической комиссии ООН.

     Действующее статистическое наблюдение пока не позволяет  получить всеобъемлющую целостную  статистическую характеристику состояния  туризма в России, однако общее представление о происходящих в сфере туризма процессах статистические сведения дают.

     С точки зрения статистики, туризм охватывает деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной  среды, в течение периода, не превышающего 6 месяцев подряд, в целях рекреации, отдыха, с деловыми и прочими целями, за исключением занятия профессиональной деятельностью, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. В статистической терминологии такие лица определяются как посетители, которые делятся на однодневных посетителей и собственно туристов (последние отличаются от первых тем, что пребывают в месте посещения более суток к вынуждены осуществлять там не менее одной ночевки).

     Привлекательность региона для посещения его туристами определяется наличием туристских ресурсов, под которыми понимается совокупность природных, оздоровительных, исторических, социально-культурных объектов, включающих в себя объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил.

     При статистическом изучении туризма как  отрасли социальной сферы предметом  наблюдения является, прежде всего, внутренний туризм, объектами наблюдения – как туристские организации, так и потребители их услуг.

     Для полноты характеристики рынка платных  услуг одновременно с обследованием  туристских организаций проводится социологический опрос туристов, который позволяет получить дополнительные данные об удовлетворенности потребителей качеством предоставляемых услуг, например, в части проживания, экскурсионного и транспортного обслуживания.

     В целом действующее в России статистическое наблюдение все же пока не способно охватить весь спектр воздействия туризма  на экономику страны. Показателей, отражающих финансовую составляющую туризма, практически не имеется, а те, что есть, разрабатываются по программам, стандартам и классификациям, отвечающим прежде всего интересам отраслевых статистик, что затрудняет их обобщение по сфере туризма в целом.

     На  международном уровне вопросы статистического  изучения туризма были подняты в 1968 г., когда Статистическая комиссия ООН одобрила определения, относящиеся  к международному туризму. В 1976 г. Статкомиссия ООН одобрила временные стандарты по статистике международного туризма, которые были опубликованы в 1978 г. Значительная организационная и исследовательская работа, проведенная Статистической комиссией и Всемирной туристской организацией (ВТО), впоследствии, включая результаты конференции в Оттаве 24-28 июня 1991 г., завершилась принятием на XXVII сессии Статистической комиссии в 1993 г. «Рекомендаций по статистике туризма» и Стандартной международной классификации видов туристской деятельности (SICTA).

     Данные  стандарты рекомендованы для использования всем странам-членам ООН. Тем не менее в настоящее время в наиболее полном объеме они внедрены в странах-членах ОЭСР, а также в ряде стран, экономика которых в значительной степени основана на туризме.

     Помимо  стандартизации национальных систем статистических показателей туризма, ВТО и ряд других международных организаций рекомендуют разработку сателлитных счетов туризма. Их целью являются, в частности, получение дополнительной информации функционального или межсекторного происхождения, углубленный анализ данных с помощью соответствующих индикаторов и агрегатов; обеспечения взаимосвязи натуральных показателей с системой стоимостного учета.

     1.2. Сущность и экономическое содержание туризма

     В соответствии с Федеральным законом  «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туризм – это временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.

     Туризм  как товар реализуется в форме  услуг. Услуга туризма, как и услуга вообще, есть действие определенной потребительской  стоимости, выражающееся в полезном эффекте, который удовлетворяет ту или иную человеческую потребность. При этом услуга может быть оказана либо вещью, т. е. при помощи товара, либо в процессе функционирования самого живого труда. Указанные два способа производства услуг обусловливают и два вида самих услуг: материальные (производственные), опосредованные вещью, и нематериальные (непроизводственные), не связанные с материальными продуктами, производство которых неотделимо от их потребления.

     Тур представляет собой комплекс различных  услуг (размещение, питание, транспортные услуги, бытовые, туристские, экскурсионные и др.), объединенных на основе главной цели путешествия и предоставляемых на определенном маршруте в определенный срок.

     Кроме услуг, туристы могут покупать товары туристского назначения. Совокупность услуг и товаров туристского назначения образует понятие «туристский продукт». Турпродукт включает:

  • туры, объединенные по целенаправленности (познавательные, оздоровительные и т. п.);
  • туристско-экскурсионные услуги различных видов (размещение, питание, транспортные услуги и т. д.);
  • товары туристско-сувенирного назначения (карты, открытки, сувениры и др.).

     Туризм  можно импортировать в страну и экспортировать из нее.

     Расходы туристов из других регионов представляют собой вклады в экономику данного принимающего региона. Таким образом, расходы иностранцев в стране в туристских целях представляют собой для России туристский экспорт. Въезжая в данную страну, туристы приобретают туристский опыт и увозят с собой незабываемые впечатления от поездки.

     Итак, туристский экспорт – это вывоз из страны туристских впечатлений, который сопровождается одновременным ввозом туристом денег в данную страну. Туристский импорт – это ввоз в страну туристских впечатлений, который сопровождается одновременным вывозом туристом денег из данной страны.

     Туристская  индустрия – это совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, предприятий общественного питания, средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного и другого назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также учреждений, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.

     1.3. Экономические показатели туризма

     Становление и развитие туризма как отрасли  характеризуются системой определенных экономических показателей, которые отражают количественный объем реализации туристских услуг и их качественную сторону.

     Система показателей развития туризма для  региона (страны) включает:

  • объем туристского потока;
  • среднюю величину туристских расходов в сутки;
  • состояние и развитие материально-технической базы;
  • показатели финансово-экономической деятельности туристской фирмы;
  • показатели развития международного туризма.

Информация о работе Статистика туризма