Автор: j********@list.ru, 26 Ноября 2011 в 15:58, курсовая работа
Задачей данной курсовой работы является применение основных статистических методов к данным туристической деятельности с целью выявления тенденций, зависимостей и связей. К методам, применяемым в курсовой работе относятся:
сводка и группировка;
расчет средних величин;
анализ рядов динамики;
расчет индексов;
расчет показателей выборочного наблюдения;
корреляционно-регрессионный анализ.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ 4
1.1. ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ И ЗАДАЧИ СТАТИСТИКИ ТУРИЗМА 4
1.2. СУЩНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТУРИЗМА 6
1.3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТУРИЗМА 7
1.4. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТУРИЗМА 8
1.5. РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РОССИИ 11
2. АНАЛИЗ СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТУРИЗМА 15
2.1. СВОДКА И ГРУППИРОВКА ДАННЫХ 15
2.1.1. Типологическая группировка 15
2.1.2. Аналитическая группировка 15
2.1.4. Графическое изображение статистических данных 17
2.2. РАСЧЕТ СРЕДНИХ ВЕЛИЧИН 17
2.2.1. Средние арифметические 18
2.2.2. Структурные средние 18
2.3. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВАРИАЦИИ 19
2.4. ВЫБОРОЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ 21
2 5. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ 22
2 5. АНАЛИЗ РЯДОВ ДИНАМИКИ 24
2.6. РАСЧЕТ ИНДЕКСОВ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 32
Что касается поездок с целью отдыха, то обращают на себя внимание значительные темпы роста поездок из США (44%), Швейцарии (28%), Японии (17%), Норвегии (12%). В основном, туристы из этих стран посещают нашу страну с культурно-познавательными целями, а за последний год имидж России в этом отношении значительно улучшился.
Рост въездного туристического потока (со служебными целями и целью отдыха) в прошедшем году продемонстрировали Германия, Великобритания, Турция, Франция, Нидерланды и некоторые другие страны.
Общее число поездок россиян за рубеж в 2006 году составило 27107224, или на 1,9% больше, чем по итогам 2005 года. В предыдущий период (рост в 2005 году по сравнению с 2004) данный показатель составлял 17%, что говорит о заметном снижении динамики роста выездного туризма.
Отмечается снижение на 16% числа туристских поездок россиян в Великобританию. На столько же снизился туристский поток в Польшу, что связано с уменьшением числа коммерческих поездок российских граждан в Польшу по туристской визе. Незначительно снизился туристический поток в Германию снизился. Впервые за много лет уменьшился туристический поток в Турцию (на 6%). Из-за изменения визовой политики консульства Франции в России, а также ряда сбоев с выдачей виз произошло значительное снижение количества поездок с туристическими целями во Францию (на 20%).
В то же время растёт число выездов россиян в страны пляжного отдыха: Египет (30%), Болгарию (22%), Португалию (20%), Хорватию (27%), Италию (16%). Значительный выросло число посещений россиянами Греции (36%). Двукратный рост числа поездок в Таиланд по итогам прошлого года говорит о восстановлении потока после резкого снижения числа туристов из-за цунами, случившегося в декабре 2004 года. На фоне относительно небольших абсолютных показателей почти вдвое вырос турпоток в Черногорию: на 99% по сравнению с 2005 годом. Продолжает оставаться популярным у российских граждан отдых в Финляндии.
В целом итоги года показали: на фоне замедления темпов выездного туризма внутренний туристский поток увеличился в среднем на 15%, составив, как прогнозировалось Ростуризмом на основе экспертных оценок Высшей школы экономики, около 25 млн. человек.
Место и роль России на мировом туристском рынке, несмотря на ее колоссальный туристский потенциал (рекреационными ресурсами обладают 33% территории страны) в настоящее время незначительны. Впрочем, положительные тенденции в последние годы все же обозначились. Если в 1995 г. Россия занимала лишь 24-е место по числу посетивших ее туристов, и на ее долю пришлась 0,1% общемировых доходов от иностранного туризма, то в 1997 г. – соответственно 15-е место и 1,6%. В 1999 г. нашу страну посетили 18,4 млн. иностранных туристов, доходы от международного туризма составили 7,7 млрд. долл. (1,7% мировых доходов). Учитывая перемены, происходящие в экономической и социальной жизни в России и оценивая перспективы развития международного туризма, Всемирная туристская организация прогнозирует вхождение нашей страны к 2010г. в десятку наиболее посещаемых государств мира.
Согласно данным официальной статистики, пальма первенства по числу посещений России (80%) принадлежит туристам из Финляндии. Германии, США, Великобритании, Италии, Франции и Японии. В последнее время заметно увеличился их приток из стран Балтии и из Республики Корея; новым и очень перспективным «донором» обещает стать Китай.
Спрос на российском рынке въездного туризма не отличается оригинальностью и разнообразием. Для подавляющего большинства иностранных путешественников, воспользовавшихся услугами турфирм, доминирующей целью поездки в Россию является отдых. Наибольшей популярностью пользуются туры, сочетающие посещение Москвы и Санкт-Петербурга (более 70%), стабильно растет спрос на круизные программы. В то же время спрос на туры в другие регионы России остается низким: организация подобных программ сопряжена с большими финансовыми и временными затратами, а их продвижение на международный рынок нередко наталкивается на настороженное отношение зарубежных партнеров к новым туристским продуктам. Тем не менее спросом у иностранцев пользуются туры по русскому Северу с посещением Вологды, Архангельска, Петрозаводска, речные круизы по рекам Сибири и по Якутии, приключенческие поездки на Камчатку, по Саянскому кольцу (Тыва и Хакасия), лечебно-оздоровительные посещения ареала Минеральных вод.
Развитие в стране рыночных отношений и частного предпринимательства дало толчок к появлению турфирм, оказывающих услуги не только по организованному выезду на отдых, но и по организации деловых поездок. Сложившийся значительный спрос на деловые международные контакты, формирование слоя населения, обладающего достаточным уровнем платежеспособности не только для совершения служебных поездок и путешествий, но и для приобретения недвижимости за границей, в определенной степени влияют на развитие в России выездного туризма
Несмотря на все отмеченные позитивные моменты, влияние индустрии туризма на экономику России пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитие отрасли и сдерживается отсутствием инвестиций, низким уровнем гостиничного сервиса, недостаточным количеством мест в гостиницах, дефицитом квалифицированных кадров менеджеров и обслуживающего персонала. Безусловно отрасль нуждается в больших внимании и поддержке со стороны государства. Определенных сдвигов в этом деле можно ожидать в связи с утверждением российским правительством Концепции развития туризма в РФ и плана мероприятий по ее реализации, преследующих стратегические цели создания значительного национального туристического продукта и его продвижения на мировой рынок. Департаментом туризма Минэкономразвития России намечены действия по международному сотрудничеству, межведомственной и межрегиональной координации и совершенствованию туристической инфраструктуры. МИД России постоянно контактирует со своими партнерами из ЕС по вопросам облегчения визового режима для граждан России (определенные сдвиги в этом отношении уже достигнуты) и о перспективе возможного перехода на безвизовый режим поездок между Россией и странами ЕС.
Принятие в феврале 2002 г. правительственного постановления «О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности» направлено на дальнейшее развитие отечественного туристического бизнеса; документ помогает отсеивать те турфирмы, которые не заинтересованы в длительной и качественной работе на соответствующем рынке. Стабильное и динамичное развитие международного туризма в России предполагает задействование имеющегося огромного потенциала. По прогнозам Всемирной туристской организации, к 2010 т. Россия переместится на девятое место в мире по общему количеству посетивших страну зарубежных гостей (29,5 млн.). Для этого потребуется создание в нашей стране дополнительно 1,6 млн. рабочих мест. Ожидаемый вклад отрасли в российский бюджет – 36,9 млрд. долл. Позитивно влияя на народное хозяйство в целом, туризм может способствовать значительному улучшению экономики крупных городов и удаленных регионов России, тем самым став ощутимой статьёй создания валового национального продукта.
Цель
сводки и группировки состоит
в систематизации первичных данных
и получении сводной
Сводка в свою очередь бывает простая (подсчет общих итогов) и сложная (с применением группировки). Простой сводкой можно считать исходные данные (см. приложения). Проведем сложную сводку, применив метод группировки, т.е. разобьем множество единиц изучаемой совокупности на группы по определенным существенным признакам.
Существует несколько видов группировки: типологическая, структурная и аналитическая.
Типологическая группировка – выявление из множества признаков, характеризующих изучаемое явление, основных типов в качественно однородные. Продемонстрируем это на примере группировки исходных данных (приложение 1) по частям света, чтобы выявить территории, наиболее посещаемые туристами (табл. 1).
Таблица 1
Типологическая группировка по частям света
№ | Часть света | Количество прибывших туристов, тыс. чел. | Доходы от иностранного туризма, млн. дол | Расходы туристов за границей, млн. дол. |
1 | Европа | 157342 | 97844 | 104104 |
2 | Америка | 78734 | 49233 | 45871 |
3 | Азия | 115967 | 58188 | 44891 |
4 | Африка | 6824 | 4430 | 8405 |
Итого: | 358867 | 209695 | 203271 |
По результатам типологической группировки можно сделать вывод о том, что Европа – самая посещаемая часть света (157342 тыс. чел.), европейские туристы тратят за границей больше всего денег (104104 млн. дол.), но и доходы от иностранного туризма в Европе также самые высокие (97844 млн. дол.).
Для изучения связи между отдельными признаками явления используются аналитические группировки. Для объединения исходных данных в группы можно использовать количественный признак, которым представлены факторный и результативный показатели (количество прибывших туристов и доходы от иностранного туризма). Проведем аналитическую группировку по количеству туристов (исходные данные см. приложение 1)
Число групп, на которые необходимо разбить количество туристов, вычислим по формуле Стерджеса:
.
При N = 35 единиц исходной совокупности оптимальное число групп n= 6.
Определим интервал группировок. Для этого определим:
где Xmax (Xmin) – самое большое (малое) значение факторного признака, тыс. чел.
где i – величина интервала, чел.
Таким образом, получаем следующие интервалы:
Представим сгруппированные данные в таблице 2.
Таблица 2
Аналитическая группировка количества туристов в странах
№ группы | Группировка стран по количеству прибывших туристов, тыс. чел | Количество стран | Доходы от иностранного туризма, млн. дол | |
1 | 217 – 9040 | 23 | 51188 | |
В среднем на 1 страну: | 2225,57 | |||
2 | 9040 – 17863 | 5 | 31438 | |
В среднем на 1 страну: | 6287,6 | |||
3 | 17863 – 26686 | 4 | 47694 | |
В среднем на 1 страну: | 11923,5 | |||
4 | 26686 – 35509 | 1 | 18593 | |
В среднем на 1 страну: | 18593 | |||
5 | 35509 – 44332 | 1 | 40579 | |
В среднем на 1 страну: | 40579 | |||
6 | 44332 – 53157 | 1 | 20185 | |
В среднем на 1 страну: | 20185 | |||
Всего: | 35 | 209695 | ||
В среднем на 1 страну: | 5991,29 |
Из данной группировки можно сделать вывод, что доходы от иностранного туризма напрямую связаны с количеством прибывающих туристов. Так как с США, Испанию и Южную Корею прибывают больше всего туристов (4, 5 и 6 группы соответственно), то и доходы в среднем у них намного больше.
Наряду
со статистическими таблицами
Графиком называется наглядное изображение статистических величин при помощи геометрических линий, фигур или графических картосхем.
Графики и диаграммы позволяют мгновенно охватить и осмыслить совокупность показателей и наглядно, лаконично и доступно представить соотношения и связи этих показателей, тенденции и закономерности их развития.
Представим в виде диаграммы количество прибывших туристов исходя из типологической группировки таблицы 1 (рис. 1).
Рис. 1. Распределение количества туристов по частям света
На графике (рис. 2) представлено число выездов российских граждан за границу в 2001 – 2006 гг. по служебным и туристическим целям (исходные данные приложение 2).
Рис. 2. Число выездов российских граждан за границу в 2001 – 2006 гг. по служебным и туристическим целям
Наиболее распространенной формой статистических показателей является средняя величина. Средняя величина представляет собой обобщенный показатель, характеризующий типичный уровень явления, отражающий величину варьирующего признака в расчете на единицу качественно однородной совокупности. В средней величине выражается типичное для данной совокупности значение признака, погашаются случайные отклонения, присущие конкретным единицам совокупности и таким образом проявляется действие закона больших чисел.
В
туризме часто применяется