Статистико-экономический анализ реализации продукции сельского хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 02:06, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является статистико-экономический анализ реализации продукции сельского хозяйства по группе предприятий Белгородской области, данные о которых получены в результате выборочного статистического наблюдения. Объектом исследования является выборочная совокупность из 30 хозяйств, характеризуемая комплексом разнообразных фактических показателей .
Задачами курсового проекта являются:
получение показателей, характеризующих уровень эффективности производства продукции сельского хозяйства;
изучение различий в уровне этих показателей по совокупности путем расчета показателей вариации;
выделить типологические группы предприятий по уровню и эффективности производства продукции;
изучить по типическим группам:

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ВАРИАЦИИ. ПРОВЕДЕНИЕ АНАЛИТИЧЕСКОЙ И ТИПОЛОГИЧЕСКОЙ ГРУППИРОВОК
5
Глава 1.1. Анализ вариации признаков 5
Глава 1.2 Аналитическая и типологическая группировки………………………….…8
ГЛАВА 2. ОБЩЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ И ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА…………………………………………………………………18

2.1. Характеристика размеров хозяйств………………………………………18

2.2. Характеристика специализации хозяйства………………………………..21

2.3. Анализ интенсификации производства продукции сельского хозяйства…………………………………………………………………………22

2.4. Анализ эффективности производства продукции сельского хозяйства…………………………………………………………………………24

2.5 Анализ финансового состояния по группам предприятий………………27

2.6. Анализ прироста массы прибыли по факторам…………………………29

Глава 3. ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПО ТИПАМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ………………………………………..32

3.1. Анализ влияния отдельных факторов на производство продукции сельского хозяйства с помощью комбинационной группировки…………….32

3.2. Определение взаимодействия факторов и результативного признака с помощью корреляционно – регрессионного анализа ………………………..34

Глава 4. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ……………………………………………….39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………43

Работа содержит 1 файл

статистика,курсач сделала (2).docx

— 140.52 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

 ГЛАВА 1.   АНАЛИЗ ВАРИАЦИИ. ПРОВЕДЕНИЕ АНАЛИТИЧЕСКОЙ И ТИПОЛОГИЧЕСКОЙ ГРУППИРОВОК

5

Глава 1.1. Анализ вариации признаков 5

Глава 1.2 Аналитическая и типологическая группировки………………………….…8 

ГЛАВА 2. ОБЩЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ И ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА…………………………………………………………………18

 

2.1. Характеристика размеров хозяйств………………………………………18

 

2.2. Характеристика специализации  хозяйства………………………………..21

 

2.3. Анализ интенсификации производства  продукции сельского хозяйства…………………………………………………………………………22

 

2.4. Анализ эффективности производства  продукции сельского хозяйства…………………………………………………………………………24

 

2.5  Анализ финансового состояния  по группам предприятий………………27

 

2.6. Анализ прироста массы прибыли  по факторам…………………………29

 

Глава 3. ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПО ТИПАМ  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ………………………………………..32

 

3.1. Анализ влияния отдельных  факторов на производство продукции  сельского хозяйства с помощью  комбинационной группировки…………….32

 

3.2. Определение взаимодействия  факторов и результативного признака  с помощью корреляционно –  регрессионного анализа ………………………..34

 

Глава 4. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ……………………………………………….39

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………41

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………43 

Введение

 

Курсовой  проект представляет собой статистическое изучение сложного массового экономического явления – процесса реализации продукции  сельского хозяйства. Для того чтобы  раскрыть цели и задачи работы, необходимо уяснить сущность данного явления, а также определить методы исследования и объект изучения

 Цикл  производства можно выразить  цепочкой: затраты - продукция - выручка  - доход - прибыль. Главные ее  звенья – начальное и завершающее,  то есть затраты и прибыль.  Прибыль формируется за счет  выручки от реализации продукции,  работ, услуг, прочей реализации  и внереализационных операций. Таким  образом за счет процесса реализации  предприятие финансирует свои  затраты на производство продукции  и достигает своей главной  цели функционирования – получение  прибыли. Таким образом, очевидна актуальность выбранной темы: в условиях рыночной экономики реализация продукции становится определяющим этапом формирования доходов предприятия и при выборе наиболее выгодных каналов реализации продукции и др. факторах позволяет максимизировать прибыль. Следовательно, необходимо подробное изучение этого процесса с целью выявления резервов повышения эффективности деятельности сектора нефинансовых предприятий, к которому относятся и сельскохозяйственные товаропроизводители.

Целью курсовой работы является статистико-экономический анализ реализации продукции сельского хозяйства по группе предприятий Белгородской области, данные о которых получены в результате выборочного статистического наблюдения. Объектом исследования является выборочная совокупность из 30 хозяйств, характеризуемая комплексом разнообразных фактических показателей .

 Задачами курсового проекта  являются:

  1. получение показателей, характеризующих уровень эффективности производства продукции сельского хозяйства;
  2. изучение различий в уровне этих показателей по совокупности путем расчета показателей вариации;
  3. выделить типологические группы предприятий по уровню и эффективности производства продукции;
  4. изучить по типическим группам:
  • уровень результативных показателей по реализации продукции, применив прием разложения составного показателя на простые и индексный анализ валового сбора по типическим группам;
  • специализацию производства;
  • размер и уровень концентрации производства;
  • уровень интенсификации производства;
  • финансовое состояние предприятий;
  • уровень экономической эффективности, путем проведения анализа факторов прироста массы прибыли по факторам между типическими группами;
  1. оценить влияние обеспеченности работниками и затрат на корма на выход валовой продукции животноводства на основе комбинированной группировки и с помощью корреляционно-регрессионного анализа;
  1. изменение показателей уровня эффективности производства в динамике.

При написании курсового проекта мы использовали следующие статистические методы:

    • метод статистических группировок;
    • графический и табличный метод;
    • метод корреляционно – регрессионного анализа;
    • индексный метод;
    • метод средних и относительных величин;

ГЛАВА 1   АНАЛИЗ ВАРИАЦИИ. ПРОВЕДЕНИЕ АНАЛИТИЧЕСКОЙ И ТИПОЛОГИЧЕСКОЙ ГРУППИРОВОК

1.1. Анализ  вариации признаков

 

Анализ  вариации признаков по единицам изучаемой  совокупности необходим для решения  ряда вопросов: оценки однородности совокупности, обоснования необходимости проведения группировки и выбора группировочных признаков, расчета ошибок выборки.

Статистическая  группировка – это метод разделения сложного явления на существенно  различные группы. Она позволяет  исчислить показатели для каждой группы и, таким образом, всесторонне  охарактеризовать состояние, развитие и взаимосвязи изучаемого явления  в целом. Одновременно группировка  представляет собой процесс объединения  в группы однородных единиц, по которым  возможна сводка значений варьирующих  признаков и получение статистических показателей.

Выделение групп ведут по величине и значению характеризующих единицы совокупности признаков.

В данном разделе курсового проекта важно  правильно выделить и отобрать такие  признаки, которые позволят отделить друг от друга действительно различные  группы. Признаки должны быть существенными, чтобы выделить типичные для рассматриваемого явления группы; при отборе существенных группировочных признаков учитываются  основные положения теории статистических группировок, а также задачи исследования.

 В  ходе развития хозяйств формируются типы крупных, высокоинтенсивных и прибыльных предприятий, часть становится малодоходными и банкротами; есть также переходная группа между этими крайними типами. Типы предприятий могут быть различными в зависимости от конкретных явлений. Так, крупными и высокодоходными могут быть предприятия с рациональными размерами производства, с достаточным ресурсным обеспечением и эффективным его использованием, специализирующиеся на наиболее прибыльных отраслях сельского хозяйства.

На деятельность предприятий оказывают влияние  как внешние, так и внутренние факторы. Нами рассматривается совокупность предприятий Белгородской области, которые работают в сходных условиях (внешние факторы: государственное  регулирование, природно-климатические  условия и т.д.)

По условиям данного курсового проекта в  результате статистического наблюдения были получены данные по совокупности 30 организаций (предприятий), ведущих  товарное сельскохозяйственное производство.

Для начала, рассчитаем по каждому предприятию 5 наиболее важных относительных показателей, раскрывающие главные особенности  единиц совокупности (таблица 1).

Таблица 1. Показатели реализации продукции сельского хозяйства по совокупности предприятий

Номер п/п

Стоимость  валовой продукции сельского  хозяйства на 100 га сельхозугодий,тыс. руб.

Выручка от реализации продукции сельского  хозяства, тыс. руб

Затраты на производство продукции сельского  хозяйства, тыс. руб.

Амортизация,тыс. руб

Прибыль продукции сельского хозяйства,тыс. руб.

Среднегодовая численность работников , занятых в с.-х. производстве, чел.

Площадь с/х угодий, га

Рентабельность(убыточночть) в расчете на 100 га сельхозугодий,%

1

460,7736

25182

24903

548

5356,0

74

6567

21,5

2

303,6761

13232

16863

1228

-5066,0

60

3890

-30,0

3

947,9291

68531

88673

1776

3788,0

119

9754

4,3

4

1882,018

122222

69912

1771

60493,0

178

6929

86,5

5

1802,128

93280

71276

2697

39663,0

133

6156

55,6

6

1100,061

103825

176541

21282

-13105,0

121

14857

-7,4

7

1362,328

76362

117528

9682

15887,0

146

9856

13,5

8

1018,399

39342

37231

1746

2693,0

98

4011

7,2

9

1248,853

95515

67579

4708

7520,0

151

6016

11,1

10

963,6029

48474

75616

3580

-10176,0

119

6800

-13,5

11

1324,903

23067

39197

1649

4792,0

112

3361

12,2

12

1691,32

123232

151669

19039

37334,0

234

11233

24,6

13

1627,466

149820

95517

6499

34754,0

205

8010

36,4

14

2145,834

74415

50377

2564

33281,0

90

3901

66,1

15

1914,942

73247

68582

2495

22520,0

170

4919

32,8

16

1420,313

70159

118754

2586

1553,0

180

8513,9

1,3

17

2289,553

96313

83987

5019

35607,0

161

5236

42,4

18

1494,513

64402

70576

3158

10551,0

203

5631

14,9

19

1638,044

120800

153903

11401

16915,0

332

10530

11,0

Продолжение таблицы 1

20

1911,454

72084

79058

3434

8506,0

172

4697

10,8

21

2011,847

60658

68564

6826

5103,0

116

3807

7,4

22

2553,478

176921

160240

9024

29518,0

231

7734

18,4

23

2020,679

62038

66776

786

4831,0

172

3593

7,2

24

1926,316

35831

85409

1057

-6862,0

205

4123

-8,0

25

2983,654

57005

60100

2580

16973,0

159

2600

28,2

26

2742,653

120376

130355

966

25839,0

194

5737

19,8

27

2907,48

196723

193591

16489

61221,0

445

8837

31,6

28

5487,169

269487

197026

194

96885,0

161

5471

49,2

29

2386,106

33034

48014

1607

1144,0

104

2080

2,4

30

19473,47

176620

161896

4792

41407,0

368

1044

25,6


           Из приведенных в таблице показателей  важным является стоимость валовой  продукции сельского хозяйства  на 100 га с-х. угодий.

Для оценки однородности совокупности и обоснования  проведения типологической группировки  рассчитаем коэффициенты вариации и  ошибки выборки для этих показателей (таблица 2)

Таблица 2. Показатели вариации

Показатель

Стоимость  валовой продукции сельского  хозяйства на 100 га сельхозугодий,тыс.руб.

Прибыль продукции сельского хозяйства  в расчете на 100 га с/х угодий

среднее  значение

1785,6

316,4

дисперсия

1011819,9

165924,7

среднее квадратическое отклонение

1005,9

407,3

Коэффициент вариации

56,3

128,7

Размах вариации

5183,5

1901,1

Средняя ошибка выборки

197,3

79,9

В процентах к средней

11,0

25,2

Предельная ошибка

386,7

156,6

    В процентах к средней

21,7

49,5


Проанализируем  данные Таблицы 2. Как видно из таблицы  показатели вариации по двум признакам  существенно различаются. Существенно различаются средние двух признаков. Что касается размаха вариации, который дает представление о вариации, то здесь тоже наблюдаются существенные различия: так размах стоимости валовой продукции сельского хозяйства в расчете на 100 га с/х угодий ,. Равен 5183,5 тыс. руб., а размах вариации прибыли от реализации продукции на 100 га с/х угодий составил 1901,1тыс. руб. Далее рассмотрим относительные показатели вариации. 

Итак, сравним  коэффициенты вариации. Коэффициент  вариации первого признака равен  56,3 ,а второго признака –128,7.Коэффициент вариации показывает, на сколько процентов каждое значение отличается от средней величины признака в совокупности. Колеблемость второго фактора больше, чем первого.  Величина средней ошибки показывает, на сколько в среднем мы можем ошибаться, если на основании показателя выборочной совокупности будем судить о характере совокупности предприятий генеральной совокупности. Соответственно, средняя ошибка зависит от колеблемости признака в генеральной совокупности (чем больше вариация признака, тем больше ошибка выборки) и от объема выборки (чем больше обследуемый объем, тем меньше будет величина расхождений выборочных и генеральных характеристик). Средняя ошибка составила тыс. руб. –197,3 тыс.руб первый признак и  79,9 тыс.руб. – второй признак.

1.2 Аналитическая и типологическая группировки

 

Собранный в процессе статистического наблюдения материал нуждается в определенной обработке. Обработка материалов наблюдения (по заранее разработанной программе), включающая в себя кроме обязательного  контроля собранных данных, систематизацию производных показателей (средних  относительных величин), называется в статистике сводкой.

Целью сводки является получение, на основе материалов обобщающих статистических показателей, отражающих сущность социально-экономических явлений и определенные статистические закономерности. Программа сводки включает определение групп и подгрупп, системы показателей, видов таблиц.

Единицы, качественно-однородные в одном  отношении, оказываются разнородными в другом. Это позволяет делить статистическую совокупность на частные  подсовокупности - использовать методы группировки.

Таким образом, группировка - это разбиение совокупности на группы, однородные по какому-либо признаку. С точки зрения отдельных единиц совокупности группировка - это объединение  отдельных единиц совокупности в  группы, однородные по каким-либо признакам.

Метод группировки  основывается на двух категориях - группировочном признаке и интервале.

Группировочный признак - это признак, по которому происходит объединение отдельных единиц совокупности в однородные группы.

Интервал очерчивает количественные границы групп. Он представляет собой промежуток между максимальными и минимальными значениями признака в группе.

Статистические группировки преследуют цели выделения качественно-однородных совокупностей, изучения структуры  совокупности, исследования существующих зависимостей. Каждой из этих целей  соответствует особый вид группировки: типологическая, структурная, аналитическая (факторная).

Типологическая  группировка решает задачу выявления  и характеристики социально-экономических  типов.

Структурная дает возможность описать составные  части совокупности и строение типов, а также проанализировать структурные  сдвиги.

Аналитическая группировка позволяет оценить  связи между взаимодействующими признаками.

При проведении группировки приходиться  решать ряд задач:

  1. Выделение группировочного признака;
  2. Определение числа групп и величины интервалов;
  3. При наличии нескольких группировочных признаков, описание того, как они комбинируются между собой;

Информация о работе Статистико-экономический анализ реализации продукции сельского хозяйства