Внешнеэкономическая деятельность как объект статистического изучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 18:14, реферат

Описание работы

Для достижения цели данной работы поставлены следующие задачи:
- экономико-статистический анализ особенностей и направлений развития современных внешнеэкономических связей республик, краев и областей России;
- рассмотрение Российской Федерации по эффективности её внешнеэкономической деятельности;
- выделение типообразующих факторов и описание групп однородных объектов России;
- анализ эффективности использования Российской Федерацией своего внешнеэкономического потенциала;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….2
1. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ………………………………………….5
1.1 Классификации в статистике внешнеэкономической деятельности……6
1.2 Показатели объёма внешней торговли и вовлечённости национальной экономики в мирохозяйственные связи ……………………………………….11
2. СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИИ ……………………………………………………………18
2.1 Понятие забайкальской железной дороги, её расположение и основные направления деятельности ……………………………………………………18
2.2 Партнёры и контракты Забайкальской железной дороги … …………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….. 29

Работа содержит 1 файл

реферат статистика .doc

— 227.50 Кб (Скачать)

     где - доля экспорта в производстве отдельных видов продукции;

     Эij - объем экспорта i-го товара j-страны;

     Qij -  объем производства i-го товара j-й страны.

     • доля импорта в потреблении отдельных  видов продукции. Показывает, какая  часть в общем потреблении какого-либо продукта обеспечивается импортом. Выражает зависимость экономики страны от импорта отдельных товаров:

     

,                                                                                  (11)

     где - доля импорта в потреблении отдельных видов продукции;

     Иij - объем импорта i-го товара j-й страны;

     Рij— объем потребления i-го товара j-й страны.

     • коэффициент относительной экспортной специализации, характеризующий уровень  международного разделения труда.

     Определяется по формуле:

     

,                                                                       (12)

     где Коэс  - коэффициент относительной экспортной специализации;

     dij - доля экспорта i-го товара в общем объеме экспорта j-й страны;

     dij - доля экспорта i-го товара в общем объеме мирового экспорта.

     При Коэс>1 основание утверждать, что данная страна специализируется в мировом хозяйстве на производстве и торговле этим товаром;

     • коэффициент диверсификации (или  разнообразия), исчисляемый как:

     

,                    (13)

     где - коэффициент диверсификации;

     dij - доля экспорта i-го товара в общем объеме экспорта j-й страны;

     dij - доля экспорта i-го товара в общем объеме мирового экспорта.

       n - объем товарной номенклатуры.

     Вторая  форма коэффициента применяется, когда  в числителе относительные величины структуры выражены в процентах. Коэффициент диверсификации определяется в интервале от 0 до 1. Если показатель стремится к 1, значит, страна специализируется на мировой рынок в производстве суженной номенклатуры товаров. При расширении производства экспортной продукции, реализуемой данной страной на мировом рынке, коэффициент диверсификации приближается к 0. [15]

 

      2. статистическое  изучение внешнеэкономических связей россии

     2.1 Понятие забайкальской  железной дороги, её расположение  и основные направления  деятельности 

     Рассмотрим  внешнеэкономическую деятельность Российской Федерации на примере  внешнеэкономических контрактов Забайкальской железной дороги.

     Забайкальская железная дорога (ЗабЖД.) - часть Транссибирской магистрали, общая протяженность которой около 3 500 км.

       Начинаясь у города Петровска-Забайкальска, главное направление дороги простирается  далее на восток почти на 2 300 км. и заканчивается  у станции Архара Дальневосточной железной дороги, а южные участки подходят к границам КНР и МНР. Несмотря на большую площадь региона, общая численность населения составляет всего 1,3 млн. человек.

     В состав Забайкальской железной дороги входят три отделения: Читинское, Могочинское и Свободненское.

     В экономический район тяготения  дороги входит примерно треть площади  Республики Бурятия, а также полностью  Читинская и Амурская области, что  составляет огромную территорию, превышающую  площади Франции и Германии вместе взятых. Это один из важнейших в России район по запасам полезных ископаемых, в освоении которых железная дорога имеет перспективное значение.

     Основной  объем железнодорожных перевозок  ЗабЖД приходится на транзит грузов по Транссибирской магистрали.

     Основу  экономики региона составляют предприятия топливно-энергетического комплекса, горнодобывающей промышленности и лесопромышленного комплекса, продукция которых подлежит перевозке железнодорожным транспортом.  Собственная погрузки обеспечивается в основном перевозками в направлении Дальнего Востока, а также перевозкой лесных грузов, предназначенных на экспорт в КНР.

     Основные  показатели работы Забайкальской железной дороги в 2001 году:

     1) Погрузка грузов:

     - всего погружено 26 446 440 тонн;

     - погрузка угля 19 116 145 тонн;

     - погрузка лесоматериалов 1 291 735 тонн;

     - погрузка других грузов 6 038 560 тонн.

     2) Выгрузка грузов всего: 469 900 тонн.

     3) Грузооборот: 97 345,5 млн. т/км.

     4) Пассажирские перевозки дальнего сообщения выполнены на 99,5%.

     5) Пригородные пассажирские перевозки выполнены на 99,6%.  

     Специфика Забайкальской железной дороги заключается  в том, что она является пограничной  железной дорогой и большую часть  общего объема перевозок составляет  транзитный груз.

     В 2001 году общий объем транзитных импортных перевозок равнялся 2 млн. 368 тыс. тонн грузов, в числе которых кокс, контейнерные грузы, скоропортящиеся грузы, металлические и неметаллические руды.. Объем транзитных экспортных перевозок составил  6 млн. 321 тыс. тонн грузов в числе которых лесоматериалы, черные металлы, лесные грузы, нефть, оборудование. [11]

     Главным субъектом внешнеэкономической  деятельности  в нашей стране сегодня становится предприятие. И  дальнейшее  развитие этой деятельности, ее основное направление - вовлечение предприятий и организаций из всех регионов России во внешнеэкономические связи. Однако предприятиям необходимы помощь и поддержка, стимулирование со стороны государства прогрессивных изменений в товарной структуре экспорта и импорта, помощь в поиске новых и перспективных рынков за рубежом, снятие дискриминационных ограничений в отношении российского экспорта на мировых рынках.

     Основная  деятельность Забайкальской железной дороги  охватывает международные,  внутренние и местные перевозки, включая транзитные,  импортно-экспортные операции не являются профильной деятельностью, однако они позволяют решать некоторые экономические и социальные задачи, стоящие перед предприятием, с опорой на собственные силы, то есть без привлечения средств Министерства путей сообщения РФ.

     После распада СССР многие производители продукции, традиционно потребляемой транспортом, оказались за пределами России, что привело к необходимости если и не самостоятельно заниматься импортом, то, как минимум, сталкиваться с необходимостью производить таможенное оформление необходимого товара. Что касается экспорта товарной продукции - это, как правило, сырьевая, либо не  технологическая продукция, имеющаяся в регионе соответствующего железнодорожного предприятия и полученная в результате взаимозачетов (например, химическое удобрение) либо  экспорт неликвидов, образующихся в процессе эксплуатации подвижного состава и ремонта железнодорожного пути (списанные рельсы, вагоны, локомотивы, колесные пары).

     Забайкальская железная дорога - одно из  первых предприятий  железнодорожного транспорта РФ, которое стало заниматься внешнеэкономической деятельностью.  Необходимость этого объясняется следующими факторами:

      - удобным географическим положением, обусловленным наличием    прямого    железнодорожного сообщения с  Китаем и Монголией (пограничные переходы Забайкальск - Маньчжурия, Соловьевск - Эрэнцав);

     - наличием возможности контроля  сроков доставки по железной  дороге  собственного экспортного  груза для контрагентов КНР;

      - высокими транспортными тарифами, делающими доставку  продукции из центра России нерентабельной;

     - близостью Китая с его дешевой  рабочей силой и товарами;

     - возможностью расчета с контрагентами КНР не «живыми деньгами» а товарами.

     Вышеуказанные факторы делают внешнеэкономическую  деятельность экономически привлекательной для решения задач по строительству, ремонту пути, приобретения материалов и запасных частей  для нужд предприятий дороги. 

     2.2 Партнёры и контракты  Забайкальской железной  дороги 

     Основной  иностранный партнер Забайкальской  железной дороги - Компания по внешнеэкономическому и техническому сотрудничеству при Харбинской железной дороге (Компания), была создана в 1989 году при содействии Министерства внешней торговли и экономического сотрудничества КНР.

     Сфера деятельности Компании: экспорт рабочей  силы для производства строительных работ и в сфере услуг, осуществление  экспорта-импорта техники, оборудования, строительных материалов и других товаров  народного потребления.

     Уставный  капитал Компании 20 млн. долларов США, общая стоимость основных фондов составляет 820 млн. долларов США.

     В состав Компании входят 28 филиалов, которые  действуют в 11 городах Китая, а  также в таких странах, как  Южная Корея, Австралия, Южная Африка, Гана, Бирма.

     Компанией установлены партнерские отношения по оказанию услуг с фирмами в 30 странах мира, в том числе России, США, Японии, Израиле, Замбии Ливии и т.д.

     С момента образования Компании в 1989 году Забайкальская железная дорога установила и до настоящего времени  поддерживает с ней взаимовыгодное экономическое сотрудничество. За этот период Компания зарекомендовала себя в качестве надежного партнера. Факт принадлежности Компании к Харбинской железной дороге играет значимую роль решении многих вопросов, возникающих в процессе практической работы. [6]

     Реализация  внешнеэкономических контрактов Забайкальской  железной дороги осуществляется под  руководством первого заместителя  начальника управления, которому непосредственно  подчиняется начальник службы международных  связей. Согласно утвержденному начальником управления  «Положению о службе международных связей Забайкальской железной дороги» все внешнеэкономические контракты реализуются с участием названной службы.

     Решение о целесообразности заключения внешнеэкономического контракта принимается коллегиально при участии начальников производственных подразделений, которые нуждаются в импорте материалов или привлечении иностранной рабочей силы для решения конкретных производственных задач. После принятия принципиального решения о возможном заключении контракта  начальник службы международных связей организует работу по изучению рынка конкретных материалов или услуг  в Китае, проведению предварительного согласования с китайскими контрагентами условий заключения контракта, экономист службы международных связей совместно со специалистами экономической службы  производят экономические расчеты для обоснования экономической целесообразности контракта. [5,10]

     После принятия окончательного решения о  заключении внешнеторгового контракта  с китайскими контрагентами согласовываются место и время проведения переговоров, специалисты службы международных связей проводят подготовку необходимых документов, организуют выезд делегации Забайкальской железной дороги в Китай или прием китайской делегации на российской территории. 

     После подписания контракта служба международных  связей осуществляет его регистрацию, контролирует исполнение и проводит с китайскими партнерами сверку количества поступивших по импорту товаров  и объема выполненных работ привлеченной рабочей силой из КНР. Результаты всех переговоров специалистов обеих сторон оформляются протоколами идентичного содержания  на двух языках, заверяются соответствующими печатями и подписями ответственных лиц. [5,7]

     Сделаем оценку контрактов Забайкальской железной дороги по количеству с использованием данных в таблице 4.

     Таблица 4 - Контракты Забайкальской железной дороги за 1996-2001 гг. 

Год Кол-во контрактов % к общему

кол-ву

Динамика

контрактов, %

1996 29 33,4 100%
1997 20 23 69%
1998 14 16 48%
1999 12 13,8 41%
2000 7 8 24%
2001 5 5,8 17%
Итого 87 100%  

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность как объект статистического изучения