Выборочное обследование занятости студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 19:45, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - рассмотреть вторичную занятость студентов, определить долю студентов, подрабатывающих в период учебы, мотивации приводящие к поиску заработка.

Основные задачи:

-определить уровень связи подработки с получаемой специальностью;

-определить характер занятости студентов и ее специфические особенности;

-определить спектр рабочих мест, занимаемых студентами в период учебы;

-определить спектр требований молодых людей к временному рабочему месту.

Содержание

Введение

1.Выборочное наблюдение
Понятие статистического наблюдения и выборочного наблюдения.
Рассмотрение и применение выборочного метода.
Ошибки выборочного наблюдения

2.Практическая часть. Выборочное обследование занятости студентов.

3.Заключение

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по статистике.doc

— 149.00 Кб (Скачать)
 

     В целом из структуры мотивационных  приоритетов не следует, что работа является для студентов первейшим  условием жизнеобеспечения. Важно также, что материальные потребности студентов  — далеко не единственное, что заставляет их искать работу. Помимо чисто экономических, большое место занимают стремления и потребности, связанные, в частности, с будущей профессиональной деятельностью, такие, как налаживание контактов и связей, самореализация в профессии, общение.

     В целом анализ доходов показал, что как вчера, так и сегодня студент дневного отделения экономически несостоятелен, он не может самостоятельно обеспечивать свое материальное существование. Традиционно содержание студента дневного отделения (включая его "карманные расходы") ложилось на плечи государства и/или родительской семьи (в разном соотношении в зависимости от эпохи, образовательной политики государства и от уровня обеспеченности семьи). Сегодня доля расходов частично покрывается за счет заработков самого студента. Можно сказать, что работающий студент в определенной степени компенсирует недостаточную финансовую поддержку государства и позволяет экономить родительский бюджет. 

Характер  занятости студентов

     Поиски  работы — это совокупность маневров, осуществляемых одними студентами более хаотично, другими — более целенаправленно. Здесь мы рассмотрим один из аспектов этой большой проблемы, а именно, по каким каналам студенты проводят поиск работы, где и у кого они ищут помощи.

     Полученные  данные показали, что в поисках работы студенты прибегают к самым разнообразным источникам, которые можно объединить в 3 основные группы: 1) родители, родственники, взрослые знакомые, друзья, сверстники; 2) средства массовых коммуникаций; 3) специальные государственные институты трудоустройства, кадровые агентства.

     В трудоустройстве студентов доминируют родители, родственники, взрослые знакомые, друзья-сверстники, причем последние чаще других помогают найти работу. По-видимому, уже работающие студенты помогают трудоустроиться своим однокурсникам там, где трудятся они сами (около 70 % респондентов нашли работу таким образом).

     Роль  родителей в трудоустройстве  своих детей-студентов в определенной мере зависит от их социально-профессионального  статуса. Родители-руководители и, особенно, предприниматели чаще других помогают своим детям найти работу. Чем ниже статус родителей, тем меньше они участвуют в трудоустройстве детей. Если межличностные коммуникации играет главную роль в нахождении места работы, то помощь государственных структур по трудоустройству, кадровых агентств практически отсутствует. Объявления в СМИ и реклама в этом отношении являются более эффективными путями трудоустройства (соответственно     22 % устроились на работу с помощью этих источников информации).

     Доля  работающих увеличивается от первого курса к последующим, то есть чем выше курс, тем более студент связан с рынком труда. Если на первом курсе работало не более 5% студентов, то на пятом доля работающих составляет 35%.

     Сферы деятельности, в которых студенты находят себе работу, чрезвычайно разнообразны. Их можно,  объединить в две группы: 1) Деятельность преимущественно интеллектуального содержания, предполагающая определенную квалификацию и, вероятно, более близкая будущей профессиональной деятельности студента, даже если она не совпадает в точности с профилем вузовской специализации: финансы, аудит, производство, программирование, связь, журналистика, маркетинг, здравоохранение, образование, наука, репетиторство, социологические обследования; 2) неквалифицированная деятельность в сфере обслуживания и т. п.: торговля (например, очень распространена торговля косметикой по каталогам), посредничество, общественное питание, досуг, ремонт, секретарская работа, курьерская работа, охрана, автосервис, работа гувернантками, погрузка–разгрузка.

     Доля  занятых в сферах интеллектуального  труда, в той или иной мере совпадающих  с профилем вузовской специализации, составляет 40%, а занятых неквалифицированным трудом в сфере обслуживания или выполняющих вспомогательную, неквалифицированную работу — 60%.

     Выделяются  пять видов деятельности (программирование; торговля; воспитательно-образовательные  услуги; охрана; строительно-ремонтные  и погрузочные работы), которые  все вместе концентрируют труд большой  части работающих студентов. Значимой сферой деятельности является торговля. Это отмечается и в других исследованиях: «Высокий процент занятости в розничной торговле объясняется потребностью в энергичных работниках на таких типичных для этой отрасли позициях, как торговые представители, агенты, продавцы. Студент активен и более других ориентирован на новизну решений, в том числе и по привлечению дополнительных клиентов»…….. Кроме того, именно в этой сфере многие работодатели предпочитают брать людей на работу, не заключая с ними трудовых договоров, и студенты на эти условия чаще всего соглашаются. И, наконец, в этой отрасли легче найти работу тем, кто может работать только при наличии свободного от учебы времени.

     Труд  студентов выгоден предпринимательским  структурам, которые таким образом имеют возможность избежать дополнительных расходов, связанных с налогообложением, с социальным страхованием работника, а также манипулировать оплатой труда. Студент же, будучи временным работником, не уделяет должного внимания этой стороне дела. Он тем более равнодушен к юридическому оформлению своего статуса, чем более случайной является выполняемая им работа, чем больше разрыв между работой и той специальностью, которая приобретается в вузе.

     Нелегитимный  характер занятости студентов в  какой-то мере может объясняться и спецификой самого феномена вторичной занятости студентов дневных отделений. Создавшаяся ситуация может являться источником дискриминации студентов на рынке труда. Такое положение будет иметь место до тех пор, пока студент как временный работник не будет реально обеспечен правовыми нормами, пока не будет реализовываться на практике трудовое законодательство в отношении временных, контрактных, частичных и т. п. работников. Необходимо развивать систему частичной занятости, виды занятости с неполным рабочим днем, вводить и распространять принцип минимального обязательного размера почасовой оплаты труда.

     Развитие  служб трудоустройства для студентов  является важнейшим условием институционализации  статуса работающего студента. Не случайно за развитие такого рода каналов трудоустройства высказались более 60% студентов.  

Совмещение  учебы и работы

     Для характеристики феномена вторичной  занятости проблема совмещения работы с учебой и ее последствий для  успеваемости студентов является одной  из основных. По мнению самих работающих студентов, большинству из них им удается "успешно" или "сносно" сочетать работу с учебой: им работа не мешает или почти не мешает учиться.

     Студенческая вторичная занятость в том виде, в каком она существует сегодня, несет опасность негативного влияния на учебный процесс. Самое прямое тому подтверждение — пропуски занятий. 40% работающих студентов свидетельствуют о том, что им в связи с работой приходится пропускать занятия. В любом случае есть основания полагать, что время, затрачиваемое на работу, ведет к сокращению времени, затрачиваемому не только на собственно занятия в вузе, но и на подготовку к ним, и, соответственно, к снижению уровня подготовки специалиста.

     Западные  исследователи, анализируя причины  этого феномена, указывали на возрастающие расхождения между образовательными и профессиональными ориентациями студентов, с одной стороны, и действительными возможностями их реализации, с другой. Эти расхождения обусловлены развитием инфляционных процессов в сфере высшего образования, девальвацией целого ряда дипломов на рынке труда, ростом безработицы среди молодых дипломированных специалистов. Все эти процессы вызывают появление, по крайней мере, нескольких типов социально-психологической адаптации студентов. Один из них представляет собой сокращение усилий, затрачиваемых на учебу и на получение диплома, который перестает гарантировать доступ к социально привилегированным позициям.

     Если  сокращение времени на учебу ведет  к понижению уровня получаемой подготовки, то равновесие между социальными потребностями студентов и теми перспективами, которые открывает им высшее образование, достигается зачастую ценой уменьшения объема и снижения качества знаний. Исходя из того, что наличие высшего образования в целом продолжает оказывать положительное влияние на его будущее, молодой человек не отказывается от поступления в вуз, однако он стремится привести в соответствие количество усилий, вкладываемых в получение образования, с теми реальными преимуществами, которые ему может дать диплом в будущем.

     Длительные  усилия и упорный труд, состояние  материальной зависимости, необходимость  финансовой поддержки, достаточно обременительной  для семьи учащегося на протяжении всех лет обучения, — все эти  условия, обязательные для успешного  окончания вуза, не вполне оправдываются с точки зрения тех действительных перспектив, которые открывает наличие большинства дипломов. Сокращая усилия на учебу, студент "выигрывает" время и энергию, которые могут быть употреблены на разнообразные эксперименты в сфере трудовой деятельности с целью установления и расширения различного рода контактов, позволяющих найти род работы, который наиболее совпадает с личными представлениями о призвании и адекватном вознаграждении за труд. Нетрудно предположить, что получение такой работы связано не столько с наличием соответствующего диплома, сколько с неформальными контактами и связями. Необходимо также иметь в виду, что пора учебы в вузе связана не только с получением профессии и трудоустройством, но и с самоопределением в более широком плане, что требует разностороннего рассмотрения социального поведения студентов.

     В ходе исследования было выявлено, насколько сегодняшняя работа студентов способствует их профессионализации, помогает овладению специальностью, обеспечивает лучшие условия будущего трудоустройства.

Как было показано выше, далеко не все работающие студенты трудятся в сферах деятельности, близких их будущей специальности. Тем не менее, существенной доле студентов  удается устроиться работать на такие  рабочие места, которые находятся в одном русле с приобретаемой в вузе специальностью. Так, в целом у 25% работающих студентов профиль работы совпадает с приобретаемой в вузе специальностью. В то же время более чем у половины студентов работа не соответствует учебной специализации.

     Отчетливо проявленное стремление большинства  студентов связать свою работу с  будущей специальностью — это  фактически та забота о производственной практике как о профессиональной стажировке, которая прежде в значительной степени лежала на учебном заведении и которую теперь нередко берут на себя сами студенты.

     Нынешняя  работа студентов имеет большое  значение и как непосредственный жизненный опыт: человек уже вступил  в трудовые отношения, сумел познакомиться  с несколькими видами работ, испытать себя в них, сделать для себя выбор. Работавшие студенты при будущем трудоустройстве уже смогут вписать в свое резюме факт опыта работы и тем самым повысить свои шансы на получение желаемой вакансии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Жизнь российских студентов в современных условиях доказывает их высокие адаптационные способности. Однако положение студенчества остается неразрывно связанным с ситуацией в стране. Любые рекомендации, направленные на улучшение положения современного студента, не могут быть реализованы без преодоления основных трудностей сегодняшнего дня — экономических, финансовых, социальных.

     Безусловно, работа способствует профессиональной интеграции, даже если она не совпадает  со специализацией, поскольку расширяет  сферы общения, позволяет накапливать  социальный опыт. Если характер трудовой деятельности совпадает с изучаемой профессией, то это является своего рода компенсацией во многих случаях малоэффективной на сегодняшний день вузовской практики по специальности.

     В ситуации, когда направления на работу имеют менее половины выпускников вузов, их вторичная занятость, соответствующая специальности, может преобразоваться в полноценное рабочее место после получения диплома. Если студент трудится по той специальности, по которой он собирается работать после окончания вуза, то он тем самым приобретает опыт, наличие которого является обязательным условием при приеме в большинство престижных организаций и фирм.

     Работающий  студент, поставляемый сегодня на рынок  труда системой высшего образования  с каждой ее ступени, — это своего рода проводник-транслятор между рынком труда и сферой образования. Он привносит на рынок труда ценности и навыки, приобретаемые в процессе учебы (среди прочих, относительно широкий культурный кругозор, интеллектуализм, инновационное мышление, динамизм и т. п.), а в университетский мир — дух реальности, практические навыки, полученные в производительном процессе, способствуя тем самым сближению мира высшего образования с практикой и реалиями современного общества.

     Исследование  показало, что работающий студент — новый социальный тип, обладающий высокой трудовой мотивацией, вполне адаптированный к современным условиям развития рыночной экономики, активный субъект трансформации нашего общества.

Информация о работе Выборочное обследование занятости студентов