Выборочное обследование занятости студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 19:45, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - рассмотреть вторичную занятость студентов, определить долю студентов, подрабатывающих в период учебы, мотивации приводящие к поиску заработка.

Основные задачи:

-определить уровень связи подработки с получаемой специальностью;

-определить характер занятости студентов и ее специфические особенности;

-определить спектр рабочих мест, занимаемых студентами в период учебы;

-определить спектр требований молодых людей к временному рабочему месту.

Содержание

Введение

1.Выборочное наблюдение
Понятие статистического наблюдения и выборочного наблюдения.
Рассмотрение и применение выборочного метода.
Ошибки выборочного наблюдения

2.Практическая часть. Выборочное обследование занятости студентов.

3.Заключение

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по статистике.doc

— 149.00 Кб (Скачать)
stify">     Выборки используются при опросах общественного  мнения, при выяснении потребительских предпочтений, формировании доходов и расходов населения, при определении урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности скота. С 20-х гг. нашего века выборочный метод стал использоваться для контроля и анализа качества продукции. Сейчас методы статистической выборки все шире внедряются в самые различные области. В 1994 г. в Российской Федерации была проведена 5%-ная микроперепись населения с целью уточнения демографического и социального состава насе ления, уровня благосостояния, включая жилищные условия, источники дохода и др.

     Та  совокупность, из которой производится отбор, называется генеральной совокупностью; отобранные данные составляют выборочную совокупность. Эти данные представляют интерес постольку, поскольку дают основание для суждений о параметрах и свойствах генеральной совокупности.

     Таким образом, выборочный метод обладает следующими достоинствами:

     относительно  небольшие (по сравнению со сплошным наблюдением) материальные, трудовые и стоимостные затраты на сбор данных (включая затраты на планирование и формирование выборки); 

     оперативность получения результатов;

     широкая область применения;

     высокая достоверность результатов.

     Все эти достоинства проявляются лишь при условии правильного решения проблем выборочного обследования. К ним относятся:

     определение границ генеральной совокупности;

     разработка  программы наблюдения и инструкций;

     определение основы для проведения выборки - списка единиц генеральной совокупности, сведений об их размещении и т.д.;

     установление  допустимого размера погрешности  и определение объема выборки;

     определение вида выборочного наблюдения;

     установление  сроков проведения наблюдения;

     определение потребности в кадрах для проведения выборочного наблюдения, их подготовка; оценка точности и достоверности данных выборки, определение порядка их распространения на генеральную совокупность.

     Представление о статистических данных, как о выборочных, может относиться не только к собственно выборке, но и к данным сплошного наблюдения, которые иногда рассматриваются как выборка из всех возможных реализаций изучаемого процесса. Это имеет смысл в случае малого числа единиц совокупности. Кроме того, трактовка данных как выборочных используется применительно к результатам эксперимента, которые рассматриваются как некая выборка из потенциально бесконечного числа повторений экспериментальных наблюдений.

     Трактовка данных как выборочных является основой  деления статистики на описательную (дескриптивную) и выводную. Методы описательной статистики включают сбор данных по всем единицам изучаемой совокупности, их обработку, получение сводных показателей, которые являются характеристиками только наблюдаемой совокупности. Например, если наша задача состоит в изучении успеваемости группы студентов, включающей 25 человек, вычисленный средний балл по этой группе, процент отличных оценок и т. д. являются описаниями этой совокупности. Если же мы будем рассматривать эту группу студентов с точки зрения оценки их успеваемости конкретно для этого университета, то эта группа предстанет как выборка из общего числа студентов. В этом случае средний балл для группы будет являться оценкой средней успеваемости студентов колледжа в целом.

     Генеральная совокупность может быть реальной, а может быть гипотетической, включающей случаи, которые реально не существуют, например, все возможные результаты эксперимента.

     В выводной статистике принято строго различать параметры и свойства генеральной совокупности и их оценки по данным выборки. С этой целью принята следующая система обозначений: генеральные параметры обозначаются греческими буквами, выборочные показатели, которые рассматриваются как оценки генеральных параметров, обозначаются латинскими буквами. Так объем генеральной совокупности обозначают N, объем, выборочной совокупности - n. 

Ошибки выборочного наблюдения

     Все ошибки выборочного наблюдения подразделяются на следующие:

ошибки  выборки (случайные);

ошибки, вызванные отклонением  от схемы отбора (неслучайные);

  ошибки наблюдения (случайные  и не случайные).

     Плохо, когда ошибка выборки превышает допустимый размер погрешности, но слишком высокая точность также подозрительна и, как правило, свидетельствует об ошибках отбора.

     Ошибки  отбора приводят к неслучайным ошибкам. Так бывает, если объективный отбор подменяется «удобной» выборкой. Например, когда появляются добровольные респонденты - те, кто сам предлагают, чтобы их опросили. Очевидно, что характеристики  добровольцев и тех, кто был не согласен, могут быть отличны, и это приводит к ошибочному заключению о генеральной совокупности.

     Такая же опасность возникает при замене по какой-либо причине единиц, попавших в выборку, другими единицами (например, вместо отобранного домохозяйства, где в момент прихода интервьюера никто не открыл дверь, был проведен опрос в соседней квартире; или интервьюер встретил решительный отказ участвовать в опросе, и был вынужден пойти на замену домохозяйства).

     Как отмечает социолог В. И. Паниотто, систематические  ошибки представляют собой некоторое постоянное смещение, которое не уменьшается с увеличением числа опрошенных и вызвано недостатками и просчетами в системе отбора респондентов.

     Если, например, для изучения общественного мнения жителей города и архитектурном управлении получить сведения о жилом фонде и из всех имеющихся в городе квартир отобрать случайным образом 400 квартир, а затем предложить интервьюерам опросить всех, кою они застанут в момент посещения в этих квартирах, то полученные данные не будут репрезентативны. Допущена систематическая ошибка: более подвижная часть населения попадает в выборку в меньшей пропорции, а менее подвижная - в большей при порции, чем в генеральной совокупности. При увеличении выборки эта ошибка не устраняется: если мы проведем опрос в 800 квартирах или даже во всех квартирах города (сплошной опрос), то полученные данные будут репрезентативны для населения, находящегося дома в момент прихода интервьюера, а не для всех жителей города.

     Неслучайные ошибки могут возникнуть из-за методов  сбора данных: вопросов, слишком болезненных для опрашиваемых (по отношении к властям, если опрашиваются беженцы или пострадавшие от стихийных бедствий и т.д.) или формы задания вопроса (очень трудно, чтобы всем было все понятно), или времени опроса (например, на вопрос молодым родителям, не жалеют ли они о том, что у них есть дети, можно получить разное распределение ответов в зависимости от того, проводился ли опрос долгим зимним вечером, когда все утомлены приготовлением уроков, простудами и т.д., или прекрасным летним днем, когда дети находятся на даче, в оздоровительном лагере).

     Случайные ошибки - те, которые изменяются по вероятностным чаконам. К случайным относится ошибка выборки.

Ошибка  выборки или, иначе говоря, ошибка репрезентативности - это разница между значением показателя, полученного по выборке, и генеральным параметром.

     Если  представить, что было проведено  бесконечное число выборок равного объема из одной и той же генеральной совокупности, то показатели отдельных выборок образовали бы ряд возможных значений: выборочных средних величин х,, хъ ху ..., относительных величин р,, ръ Рз ..., дисперсий л-2,, s 2, s 3, ..., и т. д. Каждая выборка имеет свою ошибку репрезентативности. Следовательно, можно построить ряды распределения выборок по величине ошибки репрезентативности для каждого показателя: для средней, относительной величины и т.д. В таких распределениях улавливается тенденция к концентрации ошибок около центрального значения. Число выборок с той или иной величиной ошибки репрезентативности может быть симметрично или асимметрично относительно этого центрального значения.

     При бесконечно большом числе выборок получится кривая частот, которая представляет кривую выборочного распределения. Свойства таких распределений используются для получения статистических заключений, установления вероятности той или иной величины ошибки репрезентативности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ.

ВЫБОРОЧНОЕ  ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ  СТУДЕНТОВ 

Общая характеристика исследования

     В социологическом исследовании приняло участие 105 человек. Из них 63% женщин и 37% мужчин. Опрос проводился по анкете, включавшей закрытые вопросы, связанные с учебой и работой респондентов. Изучались мнения студентов по проблемам студенческой занятости; выяснялись также социально-демографические характеристики опрашиваемых (пол, возраст, доход семьи и т. п.).

  Возраст опрошенных составляет от 17 до 22 лет. Это косвенно указывает на то, что наиболее типичной ситуацией является поступление в вуз сразу после окончания школы. Среди опрошенных 62% живут с родителями, проживают  в общежитиях приблизительно 10 % , и оставшиеся снимают жилье или имеют собственную комнату или квартиру.  

Работающие  и неработающие

     Респонденты разделились на две различные, но вполне сопоставимые группы: в среднем работают 30% опрошенных. Соответственно, 70% опрошенных — неработающие студенты, причем среди них 85%, указали, что хотели бы работать, если бы им удалось найти работу.

     Что же делает вторичную занятость неотъемлемым элементом жизни современного студента? Материально-бытовые условия жизни студента помогает уяснить анализ его бюджета. Подавляющее большинство студентов находятся на содержании родителей: этот источник упоминают 92% студентов. О том же говорят данные других исследований. Так, В.И. Добрынина и Т.Н. Кухтевич фиксируют, что "ухудшение и без того трудного экономического положения студенческой молодежи заставляет ее практически постоянно прибегать к материальной помощи родителей: от 80 до 96% студенческой молодежи (в зависимости от региона) пользуются ею систематически". Такая зависимость от родительской поддержки — явление отнюдь не новое. Еще в дореволюционной России, как свидетельствует исследование А.Е. Иванова, "бюджет большинства студентов зиждился на финансовой помощи родителей и близких".

     И сегодня помощь родительской семьи  весьма обширна и разнообразна, от нее зависит не только физическое существование молодого человека, его  жилищные условия, учеба, но и во многом его работа: большинство работающих студентов находит ее с помощью  родителей, родных, а также знакомых. Стипендия, хотя и упоминается  половиной, но практически никто из опрошенных не был ею удовлетворен. Между тем, она сохраняет высокую символическую значимость. Именно стипендия, являясь непосредственной формой не только материальной поддержки, но отчасти и оплаты учебного труда студента, выступает подтверждением полноценности его социального статуса.  

Мотивация и реальность

     Анализ  данных о мотивах занятости работающих студентов позволил обнаружить их двоякий  характер (табл. 1). На первом месте стоит желание иметь личные деньги — этот мотив отмечают 67,5% работающих респондентов. Показательно, что необходимость обеспечить себе средства существования стоит лишь на втором месте (57,9% высказываний). Следовательно, заработок занимает в мотивациях вспомогательное место, он понимается как средство, обеспечивающее, прежде всего, досуговое потребление, символические атрибуты жизни — соответствующие одежду, услуги и т. д.

     Тот факт, что побуждением к заработку  не является обеспечение первичных материальных потребностей, подтверждается данными о том, что среди мотивов вторичной занятости помощь родителям, необходимость оплаты жилья, учебы, содержания собственной семьи стоят далеко не на первых местах и, кроме того, перемежаются мотивами нематериального порядка. Так, мотив "надо помогать родителям" (19,8% высказываний) уступает по значимости мотиву, связанному с установлением профессиональных корпоративных связей (позицию "работа позволяет обрести независимость от родителей, отмечают гораздо больше опрошенных (29,7%), чем позицию "надо помогать родителям"). Стремление к самореализации (11,9% высказываний) опережает необходимость платить за жилье (8,8%), обеспечивать собственную семью (7,9%) и платить за учебу (6,8%). 

Таблица 1

Мотивы  вторичной занятости работающих студентов и мотивы поиска работы неработающими студентами, %

Варианты  ответов Мотивы занятости  работающих студентов*
Желание иметь свои личные деньги 67,5
Желание расширить круг общения  57,9
Работа  как способ обретения независимости от родителей 29,7
Надо  помогать родителям 19,8
Стремление  к собственной реализации 

Желание лучше овладеть изучаемой профессией

11,9 

12

Надо  платить за жилье 8,8
Необходимость обеспечивать собственную семью (жену (мужа), партнера, детей) 7,9
Необходимость платить за учебу 6,8
Другое 1,1

Информация о работе Выборочное обследование занятости студентов