Акцизы РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:14, реферат

Описание работы

Акцизы как налог имеют длительную историю и фактически тесно связаны с формированием государственной налоговой системы. Существовал этот налог и в дореволюционной России, и в Советском Союзе, существует он и в независимом Казахстане, и во всех других странах мира.

Работа содержит 1 файл

Акцизы-Редак.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

4. Акцизы на бензин и дизельное топливо

 

Плательщиками акцизного сбора за бензин и дизельное топливо являются предприятия, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие оптовую и розничную реализацию бензина и дизельного топлива, состоящие на учете в налоговых органах.

Реализация бензина и дизельного топлива относится к сфере оптовой реализации, если по договору купли-продажи покупатель обязуется принять указанные подакцизные товары и использовать их для дальнейшей реализации при условии, что поставщиками по данному договору купли-продажи (мены) являются:

      Производитель бензина и дизельного топлива;

      Налогоплательщик, осуществляющий приобретение либо импорт бензина и дизельного топлива с целью их дальнейшей реализации.

Под розничной реализацией бензина и дизельного топлива понимается реализация бензина и дизельного топлива:

      Физическим лицам;

      Юридическим лицам (в том числе иностранным юридическим лицам) и индивидуальным предпринимателям для их  производственных нужд;

      Использование на собственные производительные нужды приобретенного  для дальнейшей реализации бензина и дизельного топлива.

 

Таким образом, на основании вышеизложенного подлежит обложению акцизом всякая реализация бензина и дизельного топлива – как через автозаправочные станции, так и на предприятиях, например, при отпуске бензина под заработную плата работникам.

Например, если в течение месяца организация приобретала бензин или дизельное  топливо с целью дальнейшей продажи, то в счетах-фактурах на приобретенные горюче-смазочные материалы, выставленные поставщиками, сумма акцизного сбора указываться не должна, так как эти ГСМ предназначены для дальнейшей перепродажи. Использование таких ГСМ на собственные нужды, реализация своим работникам в счет заработной платы, то есть всякая другая реализация также в обязательном порядке подлежит обложению акцизным сбором.

Исчисление суммы акциза на реализуемые в розничной сети нефтепродукты юридическими  и физическими лицами производятся ежедневно, исходя из фактического объема реализации в натуральном  выражении указанных нефтепродуктов, путем применения установленной ставки акциза к налоговой базе.

В настоящее время в соответствии с инструкцией «О порядке применения установленных ставок акцизов на бензин (кроме  авиационного) и дизельное топливо, реализуемые юридическими и физическими лицами в розничной торговле» № 308 от 06.04.2000 года и Постановлением Правительства Республики Казахстан № 138 от 28.01.2000 года ставки акцизов на бензин (кроме авиационного) и дизельное топливо, реализуемые в розничной торговле, установлены за одну метрическую тонну:

      На бензин – 500 тенге;

      На дизельное топливо – 60 тенге.

Реализация бензина и дизельного топлива в розничной торговле проводится в литрах.

Перевод литров в тонны осуществляется с использованием показателя плотности, зависящего от температуры, при которой производятся замеры. Установить фиксированные коэффициенты плотности для перевода литров бензина и дизельного топлива в тонны невозможно, так как они зависят от температуры окружающей среды, во время которой производятся замеры и поэтому, всегда будут иметь разное значение.

Основными показателями при определении вида нефтепродуктов являются пределы выкипания, октановые числа, цетановое число и содержание серы. В практике плотность бензина и дизельного топлива должна определяться прибором для измерения плотности – ареометром. Проверяющие качество и плотность бензина и дизельного топлива должны иметь в наличии графики зависимости плотности от температуры, следовательно, еще и должен иметься градусник для замера температуры окружающей среды. Поэтому на практике в целях налогообложения применяется усредненный показатель плотности бензина и дизельного топлива для расчета суммы акциза, который составляет:

      Для всех видов бензинов – 0,730 кг/литр

      Для дизельного топлива – 0,769 кг/литр

Исходя из этого, объемы реализованного в розницу бензина и дизельного топлива переводятся из литров в тонны с использованием усредненного показателя плотности по следующим формулам:

По бензину М тонн = Vлитрах х 0,730 кг/литр: 1000;

По дизельному топливу М тонн = V литрах х 0,769 кг/литр: 1000;

где М тонн – объем реализованного бензина и дизельного топлива в тоннах; V литр – объем реализованного бензина и дизельного топлива в литрах.

1 тонна бензина = 1000 кг: 0,730 кг/литр = 1370 литров

1 тонна дизельного топлива = 1000 кг: 0,769 кг/литр = 1300 литров

Для исчисления суммы акциза и включения его в цену реализации бензина и дизельного топлива, реализуемых в розничной торговле, необходимо применять расчетные ставки акциза на 1 литр, определяемые как отношение установленных ставок акциза за одну метрическую тонну нефтепродуктов в литрах.

Расчетные ставки акцизов составят:

      По бензину: 500 тг: 1370л = 0,36 тенге/литр

      По дизельному топливу: 60 тг:1300л = 0,05 тенге/литр.

 

Приложение 1

 

              Например, на предприятии за период с 1 по 10-е число месяца было реализовано (Табл. 3).

Таблица 3

 

п/п

Вид реализации

Бензин, (л)

Дизельное топливо, (л)

1

В розницу

1500

10000

2

На собственные нужды

500

100

3

Работникам под зарплату

100

500

 

Итого:

2100

11500


 

Так как в декларации по акцизу при исчислении сумм акцизов налоговой базой является тонна, то необходимо общую сумму реализованного бензина и дизельного топлива перевести в тонны и умножить на ставку.

Сумма акциза за первую декаду  составит:

o        По бензину – 766,50 тг (2100 литров х 0,73 кг/литр:1000 = 1,533 тонны х 500 тг/ тонну);

o        По дизельному топливу – 530,61 тенге (11500 литров х 0,769:1000 = 8,8435 тонн х 60 тг/тонну)

 

Общая сумма акциза, подлежащая уплате в срок не позднее 13 числа, составит 1297,11 тенге (766,50+530,61).

Уплату акциза юридические и физические лица осуществляют в налоговый комитет по месту регистрации головной организации (физического лица) не позднее, чем на десятый день после дня, в течение которого произведена реализация нефтепродуктов. Кодексом «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» установлены следующие сроки уплаты акциза:

1) на тринадцатый день месяца по операциям, совершенным в течение первых десяти дней налогового периода;

2) на двадцать третий день месяца по операциям, совершенным в течение вторых десяти дней налогового периода;

3) на третий день месяца, следующего за отчетным месяцем, по операциям, совершенным за оставшиеся дни налогового периода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящий момент акцизы выполняют в большей части фискальную функцию, что выражается в стремлении властей при введении тех или иных акцизов не столько к регулированию производства и потребления товаров, сколько к пополнению бюджета. Акцизы выступают одними из немногих рычагов воздействия государства на экономические процессы, имеющие место быть в обществе, совершенствование налогообложения в сфере акцизов может выступать одним из важнейших условий улучшения экономической ситуации, пополнения республиканского и местных бюджетов.

Фискальная функция, выражается в стремлении властей при введении тех или иных акцизов не столько  к регулированию производства и потребления тех или иных товаров, сколько это приводит к пополнению бюджета. Фискальная направленность акцизов на бензин не вызывает сомнений, и это при том, что повышение цен на бензин – один из факторов, влияющих на повышение издержек практически любого производства, следовательно, повышения общественно необходимых затрат на производство той или иной продукции, что приводит к снижению конкурентоспособности экономики в целом. Тем не менее, регулирующее воздействие акцизов все же проявляется, и наиболее оно благотворно в сфере оборота алкогольной продукции. Таким образом, государство не только пополняет казну, не только уменьшает уровень потребления алкоголя, но и способствует реализации только качественной продукции.

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.      Кодекс Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года № 99-IV «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».

2.      Закон «Об акцизах Республики Казахстан» 01.01.2004.

3.      Карагусова Г. Налоги: сущность и практика использования. Алматы, 2003.

4.      Худяков А. И. Налоговое право Республики Казахстан //Алматы ЖЕТІ  ЖАРҒЫ, 1998.

5.      «http://online.prg.kz/Document/Default.aspx?doc_id=30366217» - Кодекс Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года № 99-IV «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 22.07.2011 г.)

6.      «http://www.buhgalter.kz/kz/content/view/9045/271/» - Омарова Г. Ш., Акцизы: теория и практика.

7.      «http://www.karazhat.kz/articles/aktsizi» - Акцизы.

 

25

 



Информация о работе Акцизы РК