Цены в механизме функционирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Цена – компромисс цены, которую готов уплатить потребитель, исходя из субъективной оценки и полезности товара и минимальной цены, по которой производитель согласен продать товар, исходя из уровня издержек на его производство (Маршалл)
Цена в соответствии с законом РБ о ценообразовании (1998 г.) – это денежное выражение стоимости единицы товара

Работа содержит 1 файл

TsENOOBRAZOVANIE.docx

— 43.52 Кб (Скачать)

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

ЦЕНЫ В МЕХАНИЗМЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

1.Экономическое содержание  цены

Структура отпускной цены предприятия = Себестоимость полная + Прибыль общая + Налоги косвенные

Имеется много определений  понятия цены:

Цена товара –денежное  выражение его стоимости.

Цена – это инструмент рынка, объективная экономическая  категория, неотъемлемый элемент товарно-денежных отношений (характеризует состояние  экономики).

Цена – денежная функция  стоимости, отражающая затраты общественного  необходимого труда (К.Маркс)

Цена – оценка потребителем полезности товара (Экономикс)

Цена – компромисс цены, которую готов уплатить потребитель, исходя из субъективной оценки и полезности товара и минимальной цены, по которой  производитель согласен продать  товар, исходя из уровня издержек на его  производство (Маршалл)

Цена в соответствии с  законом РБ о ценообразовании (1998 г.) – это денежное выражение стоимости  единицы товара

Две противоположные модели ценообразования: централизованная (административная) и рыночная.

В условиях административного ценообразования установление цены происходит в сфере производства цены устанавливают исходя из затрат на производство, в основном это осуществляется до начала производства по плановой основе с участием государственных органов.

В результате рынок не использует изменение роли в ценообразовании, он просто фиксирует спрос на уровне ранее заданных цен и не влияет на их дальнейшее изменение. В целях рыночных отношений ценообразование происходит в сфере реализации продукции, т.к. здесь строится спрос на продукцию, предложение, полезность предлагаемого товара, целесообразность его приобретения, качество и конкурентоспособность. Товар и его цена проходит проверку рынком, где и формируется его окончательная цена. Принципам оптимального рыночного … заключается в том, что цены в условиях рынка устанавливаются собственником или производителем товара. Гос. органы могут регулировать цены только на ограниченный круг товаров. Государство устанавливает общие подходы  и принципы ценообразования. Цены обслуживают все уровни управления экономики и играют важную роль  в сфере микро-, макро- и интерэкономики. На микроуровне цены регулируют количественную деятельность предприятия, экономика предприятия начинается с цены на произведенную продукцию для внутренних и внешних рынков, цены связывают между собой предприятия, являющиеся одновременно покупателями и продавцами розничных видов продукции. на макроуровне цены формируют структуру экономики составляют совершенно ее важной пропорцией (между фондами возмещения и, потребления, накопления и др.) Цены свидетельствуют о возникших в экономике диспропорциях спроса и предложения. На уровне интерэкономики в международной торговле цены в определенной степени определяют структуру мирового хозяйства, влияют на точки экспорта и импорта.

Функцией цены являются внешние  проявления ее внутреннего содержания. К функциям цены относят только то, что является характерных для  всех видов цен без изменения. Выделяют следующие функции цены:

1.Учетная – определяется ее сущностью как денежного выражения стоимости. Благодаря цене удается измерить стоимость товара. Цены дают возможность деньгам как платежному средству обрести количественную определенность в акте купли-продажи, таким образом цены выступают тем экономическим инструментом, который позволяет организовать стоимостной учет различных хозяйственных операций и процессов:

  • Сопоставлять самые различные потребительские свойства товаров, исходя из затрат труда
  • Показать, во что обходится обществу обеспечение потребности в конкретной продукции
  • Выявить величину различных ресурсов на производство и реализацию продукции
  • Определить себестоимость продукции, а также размер прибыли

2.Стимулирующая – заключается в том, что фактическая цена товара может способствовать (противостоять) масштабу и техническому уровню развития производства и потребления тех или иных товаров.Т.е. при продаже продукции производителю по возможно более высокой цене, она может стимулировать НТП, модернизацию производства, экономию всех видов ресурсов и изменение структуры производства и потребления, применительно к тем или иным рынкам. Т.е. высокая цена позволяет производителю максимизировать прибыль

3.Распределительная – связана с отклонением цены товара от его стоимости в рамках действия рыночных факторов. Цены выступают инструментом распределения и перераспределения национального дохода между регионами, отраслями экономики, ее секторами, различными формами собственности, фондами размещения, накопления, потребления и различными социальными группами населения.

Национальный доход –  это вновь созданная стоимость, которая включает прибавочный продукт  и необходимый продукт ( заработная плата и предметы личного потребления). С помощью цены перераспределяются  создаваемая стоимость между  производителем и потребителем, между  отдельными слоями общества. Особенно рельефно эта функция проявляется  в ценах, регулируемых государством.

4.Функция балансирования спроса и предложения – через цены осуществляется связь производства и потребления, предложения и спроса. По цене можно судить о наличии или отсутствии необходимых … в производстве и обращении. При появлении диспропорции в хозяйстве равновесие может быть достигнуто или изменением объема производства, или изменением цены, или одновременным изменением того и другого. Цена объективно воздействует на производителя, заставляя его повышать качество и расширять ассортимент товаров. В условиях рынка, реализуя эту функцию, цена как бы выполняет роль стихийного регулятора , и как следствие, постоянное колебание цен в рамках жизненного цикла товаров (внедрение, рост, зрелость, насыщения, спад) происходит и перелив капитала из одной сферы в другую. Свертывается производство продукции, не пользующейся спросом, а ресурсы направляются на увеличение производства, необходимых рынку товаров.

5.Функция цены как критерия национально размещения производства – с помощью механизма цен для получения более высокой прибыли осуществляется перелив капиталов из одного сектора экономики в другой. Под воздействием законов рынка предприятия самостоятельно принимают решения о перемещении капиталов в те сектора экономики, где за счет более высокой продажной цены можно получить более высокую прибыль…

2. Факторы ценообразования

В условиях рынка ценообразование  – это сложный процесс, подверженный воздействию многих факторов. Различают  две группы факторов: внутренние микроэкономические и внешние макроэкономические. В  конечном счете эти факторы определяют соотношение между спросом и  предложением на рынке товаров. Внутренние факторы зависят от деятельности самого предприятия. К ним относятся  особые свойства товаров:, качество, жизненный  цикл товара, масштаб и способ производства, обеспеченность всеми видами ресурсов, длительность цикла товародвижения, организационно-технический уровень  производства (характеризуется показателями, напр. производительность труда, фондоотдача  и др.), организация сервиса, имидж  предприятия на рынке, реклама и  т.д.

Функция сервиса, имидж предприятия, реклама и др.

Внешние факторы  не зависят  от деятельности предприятия и учитывают  изменения общеэкономической пропорции  условий в стране и за ее пределами. К ним относятся политическая и экономическая ситуация в стране, уровень дохода и сбережения населения, масштабы государственного регулирования  экономики и цен, общий уровень  инфляции, характер спроса, наличие  и уровень конкуренции, совершенство налогового законодательства, внешнеэкономическая  политика государства и т.д.

3. Основные принципы ценообразования:

1. определение в ценах  и отражение в ценах общественно  экономических затрат труда.

2. отражение экономически  обоснованных ценностных соотношений  на аналогичную и функционально-однородную  продукцию.

3. гибкость цен – соответствие  цен конструктивно-технологическим  параметрам изделий.

4. соответсвие цен конструкторско-технологическим параметрам изделий.

5. стимулирование ускорения научно-технического прогресса, повышение качества продукции.

6. определение основ государственной политики в области ценообразования

7. сочетание свободных и регулируемых цен.

8. разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен.

9. установление регулируемых цен на товары на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытия экономически обоснованных затрат и получения достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с учетом государственной дотации и други форм гос. Поддержки.

10. государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования в установленных нормативах и регулируемых цен.

ВИДЫ И СИСТЕМЫ ЦЕН

Состав цены по элементам.

Отпускная цена предприятия  представлена выше.

Цена производителя = себестоимость  продукции+прибыль

Отпускная цена в сфере  обращения (оптовая) – отпускная  цена предприятия + наценка в сфере  обращения (оптовая)

Розничная цена = отпускная  цена  в сфере обращения +торговая наценка (розничная)

Себестоимость – это затраты  на производство и реализацию продукции.

Полное Положение по составу  затрат включает существует с 1998, изменения  – вплоть до 2007 года.

В зависимости от производственного  назначения затраты, входящие в состав себестоимости продукции, группируются по экономическим элементам и  калькуляционным статьям расходов. Затраты на производство продукции  по экономическим элементам группируются след. образом:

1.материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов)

2.расходы на оплату труда

3.отчисление на социальные нужды

4.амортизация основных фондов

5.рабочие затраты

Приведенная классификация  затрат является единой и обязательной для всех отраслей, объединений и  предприятий и служит основанием для составления смет и затрат на производство

В элементе материальной затраты  отражается стоимость: приобретенных  со стороны сырья и материалов, входящих в состав произведенной  продукции, покупных комплектующих  изделий и полуфабрикатов, работ  и услуг производственного характера, выполняемых сторонними предприятиями, приобретаемого со стороны топлива  всех видов, покупной энергии, всех видов  в пределах норм, установленных законодательством.

Расходы по оплате труда  – отражают выплаты по ЗП, начисленные  исходя из : сдельных расценок (время, тариф  ставок, дополнительных окладов,включая компенсацию по оплате труда в связи с повышением цен,  индексирующих ЗП в соответствии с действующим законодательством, систем премирования всех категорий работающих за производимые результаты и иные целевые опраты труда в соответствии с организациями оплаты труда) (самостоятельно тарифная система организации оплаты в РБ);

Отчисления на соц. Нужды  – отражаются обязательные отчисления по законодательству в фонд соц. Защиты населения – 34% от фонда оплаты труда.

Амортизация основных фондов – отражается сумма амортизационных  отчислений на полную реновацию основных производственных фондов, исчисленная  исходя из балансовой стоимости оборудования и установленных в уставном порядке  норм, методов и правил, включая  и ценорегулирующую амортизацию их активной части, а также индексацию амортизационных отчислений в соответствии с законодательством, при этом начисления амортизации по основным фондам прекращается после истечения нормативного срока их службы при условии полного перенесения всей их стоимости на себестоимость продукции.

Прочие затраты отражаются налоги, сборы и др. платежи, бюджетные  и внебюджетные фонды, производимые в соответствии с законодательством. Кроме налогов и сборов, уплачиваемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении фирмы, входят страховые взносы, вклады по процентам за ссуды, оплата сторонним организациям за пожарную и сторожевую охрану, за подготовку и переподготовку кадров, реклама и т.д.

1)Себестоимость продукции,  рассчитывающаяся по экономическим  элементам дает возможность определить  общий объем ресурсов, затраченных  на выполнение плана производства  и реализацию продукции, независимо  от того, на какой конкретный  вид продукции (работы, услуги) они  были использованы и в какой степени готовности они находятся.

2)структура затрат на  производство в целом – материалоемкая, фондоемкая, энергоемкая, а отсюда мероприятия по снижению себестоимости

3) потребность предприятия  во всех видах ресурсов

4) план себестоимости  и его увязка с планом материально-технического  снабжения по труду и финансам

Классификация по экономическим  элементам практически не может  быть использована для расчета себестоимости  единицы определенного вида выпущенной продукции. Для этой цели применяется  классификация затрат по калькуляционном  состоянии расходов.

Для промышленных предприятий  рекомендуют следующие группировки  затрат по калькуляционным статьям:

1)сырье и материалы

2) покупные номенклатурные  изделия, полуфабрикаты и услуги  производственного характера

3) возвратные отходы (вычитаются)

4) топливо и энергия  на технологические цели

5) Основная зарплата производственных  рабочих

6) дополнительная зарплата  производственных рабочих

7) отчисления в бюджетные  и внебюджетные фонды от средств  по оплате труда

8) расходы на подготовку  и освоение производства

9) износ инструмента и  приспособлений целевого назначения  и прочие специальные расходы.

Итого: технологическая себестоимость

10)общепроизводственные  расходы

Итого: цеховая себестоимость

11)общецеховые расходы

12) потери от брака

13)прочие производственные  расходы

Итого: производственная себестоимость

14)коммерческие расходы

Итого: полная себестоимость

В 1-ю статью «Сырье и материалы» включены затраты на сырье и основные материалы, которые входят в состав произведенной продукции, образуя  ее основу или являющиеся необходимыми компонентами при ее изготовлении, а также вспомогательные материалы, используемые на технологические цели.

Во 2 статью включены затраты  на приобретение готовых изделий  и полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке на данном предприятии  для получения готовой продукции, а также затраты на оплату услуг производства, характеризующиеся сторонними организациями.

Информация о работе Цены в механизме функционирования экономики