Действующий механизм исчисления и взимания налога на добавленную стоимость

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 00:38, курсовая работа

Описание работы

В данной работе в первой главе рассматриваются вопросы, связанные с теоретическими основами налога на добавленную стоимость. Тут я расскажу об истории возникновения и сущности НДС и характеристики его основных элементов. Это субъект обложения, объект налогообложения, налоговая база, налоговые ставки.
Во второй главе рассматривается механизм исчисления и взимания налога на добавленную стоимость в Российской Федерации: момент определения налоговой базы и расчет общей суммы НДС, налоговые вычеты, порядок уплаты налога в бюджет и предоставление налоговой декларации. А затем сделаю выводы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы налога на добавленную стоимость 5
1.1 История возникновения и сущность налога на добавленную стоимость 5
2.1 Характеристика основных элементов налога на добавленную стоимость 9
Глава 2. Механизм исчисления и взимания налога на добавленную стоимость в Российской Федерации 21
Заключение 32
Список использованных источников 34

Работа содержит 1 файл

КЕЙС2.doc

— 95.50 Кб (Скачать)
 

План: 
 
 

Введение

     Темой данной работы является «действующий механизм исчисления и взимания налога на добавленную стоимость». Эта тема очень актуальна.

     Налог на добавленную стоимость играет ведущую роль в косвенном налогообложении. Поступления от него занимают значительное место в доходной части бюджета нашего государства. Налог на добавленную стоимость (НДС) самый сложный для исчисления из всех налогов, входящих в налоговую систему РФ. Его традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются через цену товара. Также налог на добавленную стоимость широко используется и в мировой практике.

     НДС выступает эффективным фискальным инструментом, поскольку отличается регулярностью поступления и универсальностью.

     Налог на добавленную стоимость имеет и определенное регулирующее значение. При стабильной экономике НДС эффективен как мера по ускорению процесса продвижения товаров.  Ведь при реализации произведенных товаров (работ, услуг) сумма НДС, уплачиваемая по приобретенным товарно-материальным ценностям, работам, услугам, подлежит вычету из полученной при продаже суммы НДС. Он практически не влияет на конкурентные позиции разных секторов экономики.

     Налог на добавленную стоимость присуще  и контрольное значение. Увеличение учетной работы, обусловленное спецификой механизма исчисления НДС, впоследствии обеспечивает автономный режим контроля, так как налогоплательщики взаимно проверяют правильность расчета суммы НДС.

     Однако  несмотря на ведущую роль НДС в  налоговой системе Российской Федерации в отечественном законодательстве все же сохраняются значительные проблемы, требующие своего разрешения.

     В данной работе в первой главе рассматриваются  вопросы, связанные с теоретическими основами налога на добавленную стоимость. Тут я расскажу об истории возникновения и сущности НДС и характеристики его основных элементов. Это субъект обложения, объект налогообложения, налоговая база, налоговые ставки.

     Во  второй главе рассматривается механизм исчисления и взимания налога на добавленную стоимость в Российской Федерации: момент определения налоговой базы и расчет общей суммы НДС, налоговые вычеты, порядок уплаты налога в бюджет и предоставление налоговой декларации. А затем сделаю выводы.

Глава 1. Теоретические  основы налога на добавленную  стоимость

1.1 История возникновения  и сущность налога на добавленную стоимость

     Налог на добавленную стоимость (НДС) является наиболее удачным видом косвенных налогов, получившим распространение во всем мире.

     Первенство  в изобретении налога на добавленную  стоимость принадлежит Франции. В основе его лежало развитие методики взимания и применения налога с оборота, которое прошло последовательно три этапа. Сначала налог с оборота был приведен к единому налогу на производство. Затем была создана система раздельных  платежей, в соответствии с которой каждый производитель платил налог с общей суммы своих продаж за вычетом налога, входящего в цену купленных им комплектующих, с разницей в один месяц. Третьим этапом стало введение в налоговую практику в 1954 г. вместо единого налога на производство налога на добавленную стоимость. Изобретение налога принадлежит французскому финансисту Морису Лоре. Он описал схему действия НДС и обосновал его преимущества перед налогом с оборота, выражающиеся в устранении каскадного эффекта при взимании последнего.

     В 70-е годы распространение НДС стало общеевропейским. Этому в значительной степени способствовало принятие ЕЭС 17 мая 1977 г. специальной директивы об унификации правовых норм, регулирующих взимание налога на добавленную стоимость в странах - членах  Сообщества, в которой НДС утверждался в качестве основного косвенного налога и устанавливалось его обязательное введение для всех стран - членов ЕЭС до 1982 г. Для стран же имеющих намерение в будущем вступить в Сообщество, необходимым условием становилось наличие функционирующей системы НДС.

     В 1950-е гг. НДС взимался только во Франции, сейчас - в большинстве европейских стран. В апреле 1967 г. Совет ЕЭС объявил НДС основным косвенным налогом стран - членов ЕЭС. В настоящее время 20 из 24 стран - членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) приняли НДС как основной налог на потребление. Кроме того, он взимается еще в 35 странах Азии, Африки и Латинской Америки. Пока еще этот вид косвенного налогообложения не действует в Канаде, США, Австралии и Швейцарии.

     Налогом на добавленную стоимость облагается доход, идущий на конечное потребление. Однако доход, идущий на накопление и  инвестирование, освобождается от налога, что косвенно стимулирует эти процессы. Преимуществом НДС является и то, что он позволяет значительно увеличить доходы государства посредством обложения доходов, идущих на потребление, поскольку он имеет более широкую, чем у других налогов, базу обложения. Одновременно данный налог в определенной степени стимулирует расширение производства товаров, идущих на экспорт, так как при продаже продукции за рубеж применяется минимально возможная ставка НДС - в размере 0%. НДС в отличие от прочих разновидностей косвенных налогов и налогов с оборота позволяет государству получать часть дохода на каждой стадии производственного и распределительного цикла. При этом конечный доход государства от этого налога не зависит от количества промежуточных производителей.

     В Российской Федерации НДС был  введен с 1992 г. и фактически заменил (вместе с акцизами) прежние налог с оборота и налог с продаж, намного превзойдя их по своему влиянию на формирование доходов бюджета, экономику, формирование ценовых пропорций и финансы предприятий. Введение НДС в нашей стране совпало с началом проведения масштабной экономической реформы, внедрением в экономику рыночных отношений, переходом к свободным ценам на большинство товаров, работ и услуг.

     Сегодня НДС в России является не только основным косвенным налогом, но и главным в формировании доходной части бюджетов всех уровней. Поступления указанного налога в консолидированный бюджет Российской Федерации составили в 2008 г. около 34% всех поступлений налогов, сборов и платежей. А, например, доля другого косвенного налога - акциза составляет всего чуть более 2,5 %, а удельный вес налога на прибыль равен 8 %.

     Значительное  распространение НДС обусловлено многочисленными преимуществами данного налога по сравнению с другими.

     Эти преимущества сводятся к трем основным.

     Во-первых, от НДС значительно труднее уклониться благодаря системе зачета налога по всей цепи производства и обращения товара.

     Во-вторых, при НДС существенно упрощается вопрос об освобождении от налога производительного потребления.

     В-третьих, с помощью НДС легче осуществляется обложение услуг, что не только ведет к увеличению доходов, но и выравнивает условия производства товаров и услуг.

     К числу недостатков НДС в сравнении  с налогом на продажи относятся повышенные административные издержки и относительно сложная система учета. Однако ведение документации по НДС во многом поддается стандартизации и может быть облегчено использованием средств вычислительной техники.

     Налог на добавленную стоимость взимается  на каждой стадии от производства до реализации, но он остается «нейтральным», так как  каждый налогоплательщик уменьшает сумму налога, удержанного им при продаже, на величину налога, удержанного с него при закупках. Таким образом, каждый из налогоплательщиков вносит в бюджет лишь часть налога, хотя в конце экономического цикла величина налога, перечисленного в казну, равна величине налога разового удержания на стадии розничной торговли.

     Положительные качества налога проистекают из двойственности его природы: с одной стороны, он удерживается при совершении каждой сделке, что позволяет делать большие сборы, с другой - в виду частичного удержания, он не накапливается в цене товара.

     Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения.

1.2 Характеристика основных элементов налога на добавленную стоимость

     Основным  законодательным актом, регулирующим обложение налогом на добавленную стоимость, является Налоговый Кодекс Российской Федерации, а в особенности 21 глава второй части.

     Первый  элемент любого налога, в том числе  и НДС, - определение субъекта обложения. Понятие плательщика является одним из центральных в системе налога на добавленную стоимость. Налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе. (Постановка на учет во время регистрации)

     Плательщиками НДС являются все организации  вне зависимости от видов деятельности, форм собственности, ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм, численности работающих и т.д., имеющие статус юридических лиц, осуществляющих производственную и иную коммерческую деятельность и на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать НДС. Плательщиками являются также индивидуальные (семейные) частные предприятия, осуществляющие реализацию товаров, работ и/или услуг, облагаемых данным налогом, предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на российской территории, а также международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие эту деятельность на территории России.

     Обязаны уплачивать НДС компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, осуществляющие производственную или иную коммерческую деятельность на российской территории.

     При ввозе товаров на территорию России плательщиком является декларант либо другое лицо, определяемое нормативными актами по таможенному делу. Платится НДС в этом случае до или в момент принятия грузовой таможенной декларации. При безвозмездной передаче товаров, работ и/или услуг плательщиком является сторона, их передающая.

     Второй  элемент налога на добавленную стоимость - объект обложения.

     Объект  налогообложения - это юридический  факт (действие или событие), с которым нормы законодательства о налогах и сборах связывают наступление определенных юридических последствий.

     В развитии российского законодательства об НДС отмечается свойственная всем странам тенденция к расширению сферы действия налога за счет включения в налоговую базу новых видов товаров и услуг. В России в число объектов обложения входит не только предоставление товаров и оказание услуг, но и выполнение работ. В настоящее время объектами налогообложения по НДС являются разнообразные юридические факты:

     1) реализация товаров (работ, услуг)  на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав и в том числе на безвозмездной основе;

     2) передача на территории Российской  Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

     3) выполнение строительно-монтажных  работ для собственного потребления;

     4) ввоз товаров на таможенную  территорию РФ.

     При определении объекта налогообложения  важное значение имеют операции, не признаваемые объектом налогообложения, и операции, не подлежащие налогообложению:

     В состав операций, не признаваемых объектом налогообложения входят:

     1) операции, не признается реализацией товаров, работ или услуг. В их число входят:

  • осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты;
  • передача основных средств, нематериальных активов или иного имущества организации ее правопреемникам при реорганизации этой организации;
  • передача основных средств, нематериальных активов или иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;
  • передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер;
  • передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;
  • передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;
  • передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;
  • изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей;

Информация о работе Действующий механизм исчисления и взимания налога на добавленную стоимость