Действующий механизм исчисления и взимания налога на добавленную стоимость

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 00:38, курсовая работа

Описание работы

В данной работе в первой главе рассматриваются вопросы, связанные с теоретическими основами налога на добавленную стоимость. Тут я расскажу об истории возникновения и сущности НДС и характеристики его основных элементов. Это субъект обложения, объект налогообложения, налоговая база, налоговые ставки.
Во второй главе рассматривается механизм исчисления и взимания налога на добавленную стоимость в Российской Федерации: момент определения налоговой базы и расчет общей суммы НДС, налоговые вычеты, порядок уплаты налога в бюджет и предоставление налоговой декларации. А затем сделаю выводы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы налога на добавленную стоимость 5
1.1 История возникновения и сущность налога на добавленную стоимость 5
2.1 Характеристика основных элементов налога на добавленную стоимость 9
Глава 2. Механизм исчисления и взимания налога на добавленную стоимость в Российской Федерации 21
Заключение 32
Список использованных источников 34

Работа содержит 1 файл

КЕЙС2.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

     В соответствии с п. 8 ст. 145 НК РФ суммы  налога, принятые налогоплательщиком к вычету согласно ст. ст. 171 и 172 НК РФ до использования им права на освобождение, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед отправкой уведомления об использовании права на освобождение путем уменьшения налоговых вычетов.

     В Постановлении Президиума ВАС РФ от 26.10.2004 N 15703/03 указано, что в законодательстве нет норм, обязывающих налогоплательщика, переведенного на уплату ЕНВД, восстанавливать НДС по основным средствам, приобретенным до перехода на ЕНВД, срок использования которых к моменту перехода на специальный режим не истек.2

     В результате осуществления всех положенных по закону вычетов остается сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиком в бюджет. Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превысит общую сумму налога, полученную налогоплательщиком от своих покупателей, то налоговое законодательство четко установило, что в этом случае в данном конкретном налоговом периоде налог в бюджет не уплачивается. При этом разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога признается как сумма излишне уплаченного налога, и она подлежит зачету в счет текущих или предстоящих в следующем налоговом периоде платежей по этому налогу или же возвращается налогоплательщику в установленном порядке.

     Предприятия на основе данных бухгалтерского учета  и отчетности вносят НДС в виде фактических платежей, периодичность и сроки уплаты которых зависят от размера их оборотов по реализации продукции, работ и/или услуг. В отличие от налога на прибыль организаций, который уплачивается плательщиком нарастающим итогом с начала года, НДС рассчитывается за каждый налоговый период.

     Налоговый период при уплате НДС установлен НК РФ как календарный месяц. В то же время для налогоплательщиков и налоговых агентов с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров, работ и/или услуг без учета НДС, не превышающими 2 млн. руб., налоговый период установлен как квартал.

     Уплата  налога производится исходя из фактической  реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за этим месяцем. Налогоплательщикам, у которых ежемесячные в течение квартала суммы выручки от реализации товаров, работ и/или услуг без учета НДС не превышают 2 млн. руб., предоставлено право уплачивать налог исходя из фактической реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

     Не  позднее сроков уплаты налога в соответствии с законом налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.

     НК  РФ установлены определенные особенности  налогообложения при перемещении товаров через российскую таможенную границу, связанные с избранным таможенным режимом.

     В случае помещения товаров под  таможенный режим выпуска для дальнейшего свободного обращения на территории РФ налог уплачивается в полном объеме при пересечении таможенной границы. Если же товар помещен под таможенный режим реимпорта, то в этом случае налогоплательщик уплачивает сумму налога, от уплаты которого он был освобожден при экспорте данного товара.

     При помещении товаров под таможенные режимы транзита, таможенного склада, реэкспорта, магазина беспошлинной торговли, переработки под таможенным контролем, свободной таможенной зоны, свободного склада, уничтожения, отказа от товара в пользу государства налог не должен уплачиваться. Если же товары помещаются под таможенный режим переработки на российской таможенной территории, то налог должен быть уплачен при их ввозе с последующим возвратом этих сумм налога при вывозе продуктов переработки.

     При вывозе товаров из России на экспорт  и в таможенном режиме перемещения припасов налог не должен уплачиваться. Если же товары вывозятся за пределы российской территории в таможенном режиме реэкспорта, то уплаченные при ввозе на российскую территорию суммы налога должны быть возвращены налогоплательщику. При вывозе товаров в соответствии с другими таможенными режимами освобождение от уплаты налога и возврат уплаченных ранее сумм налога не производятся.

     Особый  порядок налогообложения установлен при перемещении товаров через российскую таможенную границу при отсутствии таможенного контроля и таможенного оформления в соответствии с международным договором. В этом случае взимание налога с товаров, ввозимых из такого государства, должны осуществлять налоговые органы. Объектом налогообложения в данном случае считается стоимость приобретенных товаров, ввозимых на российскую территорию, включая затраты на их доставку до границы.

     Налог должен быть уплачен в бюджет одновременно с оплатой стоимости товаров, но не позднее 15 дней после ввоза товаров в Россию.

     Конкретные  сроки установлены российским налоговым  законодательством для возмещения, зачета или возврата излишне уплаченных сумм налога. Эти суммы направляются в течение трех календарных месяцев, следующих за отчетным налоговым периодом, на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов или сборов, на уплату пени, погашение недоимки или сумм санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет.

     Налоговым органам предоставлено право  осуществлять зачет самостоятельно, но они должны в течение 10 дней сообщить о проведенном зачете налогоплательщику. По истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, должна быть возвращена налогоплательщику на его счет в банке по его заявлению. В течение двух недель после получения указанного заявления налоговый орган должен принять решение о возврате указанной суммы налогоплательщику и в тот же срок направить это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства, который и осуществляет возврат указанных сумм в течение двух недель. При нарушении указанных сроков на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты, исходя из 1/360 ставки рефинансирования Банка России, за каждый день просрочки.

     Налоговые вычеты, а также суммы налога, уплаченные при покупке продукции, используемой для производства товаров, облагаемых по ставке 0%, подлежат возмещению (в виде зачета или возврата) на основании отдельной налоговой декларации с приложением необходимых документов в течение трех месяцев. Столь длительный срок возмещения объясняется тем, что в течение него налоговый орган должен осуществить проверку обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов.

     В случае, если налоговым органом принято  решение об отказе в возмещении всей суммы или ее части, он обязан представить налогоплательщику мотивированное заключение не позднее 10 дней после вынесения указанного решения. Если в течение установленного срока такое решение не вынесено или оно не представлено налогоплательщику, то налоговый орган обязан принять решение о возмещении части суммы, по которой не вынесено решение об отказе, и уведомить налогоплательщика о принятом решении в течение 10 дней.

     В том случае, если у налогоплательщика  имеются недоимки и пени по налогам, а также задолженность по штрафам, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, они подлежат зачету в первоочередном порядке. Это решение налоговые органы принимают самостоятельно и в течение 10 дней сообщают о нем налогоплательщику. При отсутствии у налогоплательщика указанных видов задолженности суммы возмещения должны быть засчитаны в счет текущих платежей по налогам, подлежащим уплате в тот же бюджет, или же возвращены налогоплательщику по его заявлению. Возврат указанных сумм осуществляется в том же порядке, что и возврат излишне уплаченных сумм налога. 
 

Заключение

     В заключении можно сделать следующие выводы. НДС - наиболее «молодой» налог в системе налогообложения. Вместе с тем он играет важнейшую роль, как в пополнении доходной базы бюджетов, так и в стимулировании производства и перераспределении доходов. Налогом охвачены практически все стадии производства и обращения, поэтому круг налогоплательщиков весьма широк. Установленные по данному налогу налоговые льготы связаны, прежде всего, с обеспечением низких цен на социально значимые виды работ и услуг, для чего многие из них освобождены от уплаты НДС. Стимулирование производства обеспечивается за счет освобождения от налога научно-исследовательских работ, ввоза в Россию основного технического оборудования. Этой же цели способствует установление пониженной ставки налога в размере 10% на важнейшие продовольственные товары и товары для детей. Несмотря на то, что объектом обложения являются обороты по реализации, а не добавленная стоимость, фактически уплаченная налогоплательщиком сумма налога соизмерима с созданной им добавленной стоимостью. Это обеспечивается за счет установленной системы вычетов из полученных налогоплательщиком от покупателей сумм налога.

     Налог на добавленную стоимость является одним из наиболее эффективных фискальных инструментов, поскольку, во-первых, обеспечивает регулярность поступления налогов, во-вторых, обладает высокой степенью универсальности, в-третьих, дает значительные поступления в бюджет, и эти его свойства сделали этот вид налога весьма распространенным в мировой практике.

     Налог на добавленную стоимость, являясь одним из ключевых налогов при формировании государственного бюджета, будет оставаться им и впредь, то есть он будет одним из самых взимаемых налогов и налоговыми органами будет обращаться на его взимание особое внимание. В то же время налог на добавленную стоимость является сложным для понимания и расчета налогом относительно других налогов. Наибольшие сложности в этом налоге могут вызывать лишь расчеты налоговых вычетов, а также случаи с нулевой налоговой ставкой и освобождением от уплаты налога. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованных источников

 
  1. Налоговый кодекс Российской Федерации: Часть  первая от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ (с дополнениями и изменениями);
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации: Часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с дополнениями и изменениями);
  3. Налоговая политика России: проблемы и перспективы. Под. ред. И.В. Горского. – Москва: Финансы и статистика, 2003 г.  – 288 с.
  4. Федеральный закон от 31 декабря 1999 г. № 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 г." (с дополнениями и изменениями);
  5. Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. № 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 г." (в ред. Федерального закона от 24.03.2001 N 34-ФЗ);
  6. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 г." (с дополнениями и изменениями);
  7. Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. № 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 г." (с дополнениями и изменениями);
  8. Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 г." (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.04.2004 N 9-П);
  9. Федеральный закон от 23 декабря 2004 г. № 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 г." (с дополнениями и изменениями);
  10. Федеральный закон от 269 декабря 2005 г. № 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 г." ;
  11. Протокол № 31 (448) от  9 сентября 2005 года. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год»
  12. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2006 году» от 24 мая 2005 г.;
  13. Федеральные налоги и сборы с организаций. Под ред. Павловой. – Москва: Издательско-консультационная компания «Статус-Кво 97», 2008 г. – 472 с.
  14. Нефедов Н.Л. Нагогообложение в России: Справочник для менеджеров и предпринимателей. – Москва: Финансы и статистика, 2009 г. – 493 с.
  15. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учебник. – М: Финансы и статистика, 2008 г., - 464 с.
  16. Лермонтов. Ю. Восстановление сумм НДС. // "Финансовая газета", №3, 2009 г.;
  17. Сергеев. С. Вопросы и ответы. // "Финансовая газета. Региональный выпуск", №5, 2008 г;
  18. Голикова. Е. Исчисление НДС и применение налоговых вычетов // "Финансовая газета", №6, 2008 г.;
  19. Голикова. Е. Исчисление НДС и применение налоговых вычетов. // "Финансовая газета", №7, 2008 г.
  20. Исанова. А.З. Новые правила вычетов и другие изменения в НДС. // Главбух, 2008 г.
  21. Мартынюк. Н. Каким станет НДС через четыре месяца. // Расчет, № 9, 2009 г.
  22. Наумова Е. Проект бюджета 2009: Куда пойдут деньги налогоплательщиков. // Налоги, № 32 (439), 2008 г.

Информация о работе Действующий механизм исчисления и взимания налога на добавленную стоимость