Имущественное налогообложения в РФ

Автор: Илона Атаева, 06 Декабря 2010 в 04:14, курсовая работа

Описание работы

Введение

Налоговая система Российской Федерации представляет собой совокупность налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушения налогового законодательства.

Задачи налоговой системы - обеспечение государства финансовыми ресурсами с помощью перераспределения национального дохода, создания благоприятных условий для развития предпринимательства, реализация социальных программ.

Налоги являются основным источником формирования доходной части бюджета РФ. И не последнюю роль в этом играют налоги с физических лиц. Физические лица в РФ облагаются несколькими видами налогов, в том числе транспортным налогом, рядом косвенных налогов, включаемых в стоимость покупаемой физическим лицом продукции (например, акцизы), но основными налогами, которые уплачивают практически все граждане, является подоходный налог с физических лиц и налог на имущество физических лиц. С экономической точки зрения налог с физического лица - отчуждение в пользу государства (муниципального образования) части принадлежащего ему на праве собственности имущества. Обязанности по уплате налогов возникают у физического лица при наличии у него объекта налогообложения.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 265.08 Кб (Скачать)

Введение

     Налоговая система Российской Федерации представляет собой совокупность налогов и  сборов, принципов, форм и методов  их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению  их уплаты, а также форм и методов  налогового контроля и ответственности  за нарушения налогового законодательства.

     Задачи  налоговой системы - обеспечение  государства финансовыми ресурсами  с помощью перераспределения  национального дохода, создания благоприятных  условий для развития предпринимательства, реализация социальных программ.

     Налоги  являются основным источником формирования доходной части бюджета РФ. И не последнюю роль в этом играют налоги с физических лиц. Физические лица в  РФ облагаются несколькими видами налогов, в том числе транспортным налогом, рядом косвенных налогов, включаемых в стоимость покупаемой физическим лицом продукции (например, акцизы), но основными налогами, которые уплачивают практически все граждане, является подоходный налог с физических лиц  и налог на имущество физических лиц. С экономической точки зрения налог с физического лица - отчуждение в пользу государства (муниципального образования) части принадлежащего ему на праве собственности имущества. Обязанности по уплате налогов возникают  у физического лица при наличии  у него объекта налогообложения.

     При уплате налога должны быть определены следующие элементы налогообложения: объект налогообложения; налоговая  база; налоговый период; порядок  исчисления налога; порядок и сроки  уплаты налога.

     Все налоги и сборы с физических лиц  взимаются в соответствии Налоговым Кодексом РФ так, что это не препятствует гражданам в реализации ими прав, оговоренных Конституцией РФ.

      Налог на имущество организаций  установлен на территории РФ с 1 января 1992 г. Законом РФ от 13.12.91 № 2030-1 в качестве регионального налога.

В 2003 г. была принята соответствующая глава  Налогового кодекса РФ, которая заменила собой данный Закон. Этой главой в порядок исчисления и уплаты налога внесен ряд принципиальных изменений.

     Исходя  из статуса данного налога, он вводится на соответствующей территории законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ. Они же устанавливают конкретные ставки этого налога, дополнительные, сверх предусмотренных федеральным законом льготы для отдельных категорий налогоплательщиков. Указанные региональные органы определяют также порядок и сроки уплаты данного налога, форму отчетности по нему.

     Целью исследования является разработка и научное обоснование рекомендаций по совершенствованию имущественного налогообложения в Российской Федерации.

     Цель   исследования   определила   необходимость   постановки   и   решения следующих задач:

     - рассмотреть теоретические и методологические основы имущественного налогообложения  и проанализировать роль  и значение  имущественных налогов в налоговой системе государства;

     - рассмотреть экономические и правовые основы имущественного налогообложения;

     - рассмотреть налог на имущество  физических лиц и организаций. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Система имущественного налогообложения

     1.1 Порядок имущественного налогообложения в России

     Действующий в настоящее время в России порядок налогообложения имущества  организаций подвергается серьезной  критике, поскольку включение в  налоговую базу таких элементов  как запасы и затраты не отражают экономической сущности имущественного налогообложения. Обложение основных средств по остаточной стоимости  не поощряет инвестиции в производственный основной капитал, скорее подавляет  стремление хозяйствующих субъектов  обновлять мощности, поскольку введение в действие новых средств труда означает мгновенное обложение авансированной в них стоимости высоким имущественным налогом.

     Использование в качестве налоговой базы по налогу на имущество физических лиц инвентаризационной стоимости, сложность и многообразие системы льгот, несовершенство процедур расчета и порядка уплаты по налогу, приводят к снижению собираемости, создают сложности при взаимоотношениях налогоплательщиков и налоговых  органов.

     Обложение транспортных средств осуществляется в рамках двух налогов -налога на имущество  физических лиц и налога с владельцев транспортных средств, причем эффективность  налогообложения этих объектов имущества  остается достаточно низкой.

     Одной из наиболее острых проблем, стоящих  перед имущественным налогообложением является вопрос оперативного и достоверного учета и оценки объектов имущества, подлежащих налогообложению. В настоящее  время российская оценочная практика выработала множество методов оценки, однако их использование в налоговой  практике ограничено. Как отмечается в литературе, необходимо не только перейти от оценки имущества, проводимой органами технической инвентаризации, но в первую очередь решить вопрос о совместной или раздельной оценке и раздельном или совместном налогообложении  двух составляющих недвижимости - земли  и имущества, и на этой основе создать  единую всероссийскую базу имущественных объектов (кадастр имущества), учитывающих как объекты имущества, так и их владельцев.

     Реформирование  налоговой системы и применение налогового учета для целей обложения  по налогу на прибыль организаций  ставит вопрос об учете имущества  на новый уровень. По сути, это означает ведение двух параллельных видов  учета - бухгалтерского (финансового) и налогового, причем основная проблема заключается в одновременном учете отдельных объектов имущества для целей налогообложения как на основе бухгалтерского, так и на основе налогового учета. Существенная разница двух видов учета серьезно усложняет процедуру расчета стоимости основного средства, приводя к нестыковкам в суммах начисленной амортизации и размеру остаточной стоимости амортизируемого имущества, снижает эффективность механизма налогообложения имущества организаций.

     Проекты глав Налогового Кодекса Российской Федерации (НК РФ) значительно меняют состав объектов обложения в налогах  на имущество (как физических лиц, так  и организаций), механизм исчисления, порядок уплаты и условия предоставления льгот по налогам, делая невозможным  четкое планирование доходов бюджетов, создавая дополнительные сложности  в оценке воздействия имущественных  налогов на отдельные категории  налогоплательщиков.

     Классификация или, иначе, группировка налогов  по видам необходима в целях определения  их роли и места в бюджетно-финансовой системе Российской Федерации и  их экономической сущности.

В зависимости  от выбранного критерия классификации  все налоги подразделяются на несколько  групп.

     На  основании принципа федерализма  и по их месту в бюджетной системе  все налоги разделены на федеральные, субъектов федерации и местные. К числу федеральных отнесены следующие виды налогов: НДС, акцизы, на прибыль организаций, на доходы от капитала, на доходы физических лиц, государственная и таможенная пошлины, на пользование недрами, на воспроизводство минерально-сырьевой базы, на дополнительный доход от добычи углеводородов, лесной, водный и экологический, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лицензионные и таможенные сборы.

В систему  региональных налогов и сборов отнесены налоги на имущество организаций, на недвижимость, с продаж, дорожный и  транспортный налоги, региональные лицензионные сборы.

     К местным налогам и сборам относятся: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на наследование или дарение, налог на рекламу, местные лицензионные сборы - всего 5 видов.

Действующая в настоящее время система  налогов и сборов установлена  ст. 18-21 ФЗ "Об основах налоговой  системы в Российской Федерации" и включает в себя 45 видов налогов. В основу распределения налогов  по уровню бюджетов положен конституционный  принцип федерализма, обеспечивающий относительно равномерное и справедливое распределение налоговых доходов  между федерацией, ее субъектами и  местным самоуправлением в зависимости  от объема, значимости и затратности  выполняемых ими государственно-публичных  функций.

     Укрепление  вертикали государственной власти, осуществляемые Президентом РФ и  федеральным правительством, вполне естественно вызывает необходимость  более глубокой централизации налоговых  поступлений.

     По  своим объектам и способам взимания налоги подразделяются на прямые и  косвенные.

     Прямые - это подоходно-имущественные налоги, взимаемые в процессе получения и накопления доходов, приобретение других материальных благ и выгоды (имущества, земли, экономия на процентах и т.д.) К их числу НК РФ относит:

     - налог на доходы и имущество физических лиц;

     - налог на прибыль и имущество организаций;

     - земельный налог;

     - транспортный налог.

     В свою очередь прямые налоги подразделяются на личные и реальные. Личные налоги в качестве объекта имеют действительно (фактически) полученный доход (прибыль) налогоплательщика и учитывают  его фактическую платежеспособность. К примеру, налог на доходы физических лиц (Глава 23 НК РФ), налог на прибыль  организаций (Глава 25 НК РФ) и др.

Объектом  реальных налогов является предполагаемый (расчетный, усредненный) доход. К их числу можно отнести единый налог  на вмененный доход, налог на игорный  бизнес, упрощенный режим налогообложения  для субъектов малого бизнеса  и др. Реальные налоги применяются  в тех случаях, когда фактический  доход установить сложно, и в то же время удешевляется и упрощается техническая сторона налогообложения.

     Практически очень сложно учесть фактический  доход водителя такси, продавца - собственника торговой палатки и от некоторых  других видов деятельности. В подобных случаях применяется вмененная  либо упрощенная система налогообложения.

     Косвенные налоги составляют значительную группу в системе налогов РФ и являются наиболее доходными в ее бюджетной  системе. Это налоги на расходы, на потребление  физических лиц и организаций. Они  взимаются в процессе расходования материальных благ. Их объектом выступают  реализации товаров, работ и услуг. Косвенные налоги можно подразделить на три подгруппы:

     - индивидуально-косвенные налоги: акцизы на отдельные виды товаров (услуг), минеральное сырье; ресурсные налоги на потребление отдельных видов объектов природной среды (недропользование, водопользование, лесопользование, пользование объектами животного мира);

     - универсально-косвенные налоги: налог на добавленную стоимость (НДС); налог с продаж; налог на рекламу;

     - таможенная пошлина, уплачиваемая предпринимателями - налогоплательщиками при осуществлении экспортно-импортных операций.

     По  признаку отнесения в качестве источника  дохода того или иного бюджета (фонда) все налоги подразделяются на закрепленные и регулирующие.

     К числу закрепленных налогов относятся  таможенные пошлины и таможенные сборы, поступления от которых полностью  поступают в федеральный бюджет. Земельные и другие налоги указанные  в ст. 15 НК РФ являются источниками  местных бюджетов.

     Регулирующие  налоги имеют целью административного  перераспределения налоговых доходов  между разноуровневыми бюджетами  для покрытия их дефицита.

     Доходы  от этих налогов, как правило, ежегодно распределяются между бюджетными в  различных пропорциях, указанных  в законе о бюджете соответствующего уровня или прямо в налоговом  законе.

     По  целевой направленности налоги группируются на общие и целевые.

Как правило, налоги не предназначены для покрытия конкретных государственных или  муниципальных расходов. Они устанавливаются  не под статьи расходной части  бюджета, поэтому имеют обезличенный характер. Однако в ряде случаев появляется целесообразность установления вполне определенных затрат. К примеру, на нужды строительства, ремонта и содержания дорог уплачивается транспортный и дорожный налоги; на восполнение затрат природно-восстановительного и экологического характера введены водный, лесной, экологический и другие налоги.

Информация о работе Имущественное налогообложения в РФ