Имущественное налогообложения в РФ

Автор: Илона Атаева, 06 Декабря 2010 в 04:14, курсовая работа

Описание работы

Введение

Налоговая система Российской Федерации представляет собой совокупность налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушения налогового законодательства.

Задачи налоговой системы - обеспечение государства финансовыми ресурсами с помощью перераспределения национального дохода, создания благоприятных условий для развития предпринимательства, реализация социальных программ.

Налоги являются основным источником формирования доходной части бюджета РФ. И не последнюю роль в этом играют налоги с физических лиц. Физические лица в РФ облагаются несколькими видами налогов, в том числе транспортным налогом, рядом косвенных налогов, включаемых в стоимость покупаемой физическим лицом продукции (например, акцизы), но основными налогами, которые уплачивают практически все граждане, является подоходный налог с физических лиц и налог на имущество физических лиц. С экономической точки зрения налог с физического лица - отчуждение в пользу государства (муниципального образования) части принадлежащего ему на праве собственности имущества. Обязанности по уплате налогов возникают у физического лица при наличии у него объекта налогообложения.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 265.08 Кб (Скачать)

     То  есть в отличие от «имущества как  экономической категории», «имущество как объект обложения имущественным  налогом» может потенциально использоваться для получения дохода не только само по себе (т.е. от его продажи -обмена), но и в качестве источника получения  дохода непосредственно от его владения или использования. При этом имущество  также как и вещь может выступать  в качестве товара - то есть имущества (в экономическом смысле), реализуемого, либо предназначенного для реализации.

     Таким образом, в качестве объекта налогообложения  имущество разбивается на имущество (в узком понимании) - как средство потенциального получения дохода в  долговременном периоде времени  и имущество - как реализуемый  товар.

     Если  имущество используется как товар, то результаты от его продажи будут  объектом обложения налогом на доходы (прибыль) или иными налогами, связанными с обложением дохода. Если же имущество  является средством получения дохода или потенциально может служить  таковым тогда данное Имущество  будет объектом обложения налогом  на имущество.

     К имуществу в целях налогообложения  можно отнести и земельные  участки. До сих пор нет единого  мнения, относить ли налог на землю  к имущественным или нет. Двойственность земли как объекта налогообложения  происходит из самой сути земли как  фактора производства - поскольку, с одной стороны, земля является первичным ресурсом, необходимым для производства сельскохозяйственной продукции, главнейшим фактором развития лесного хозяйства, неотъемлемым элементом добычи природных ресурсов, т.е. земля выступает как объект обложения ресурсными платежами. С другой стороны, земля одновременно является неотъемлемой частью имущественного комплекса (недвижимого имущества), в связи с чем подлежит обложению имущественными налогами.

     Гражданский Кодекс, который должен регулировать основные экономические отношения, не дает четких критериев отнесения  земли к имущественным объектам или к природным ресурсам. В  соответствии со статьей 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся и земельные участки. Исходя из ст. 132 ГК земля также выступает  как объект имущества, поскольку  данная статья рассматривает предприятие  как имущественный комплекс, в  состав которого входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки.

     Однако  п.З статьи 129 ГК РФ говорит об отчуждении или переходе земли и других природных  ресурсах. То есть земля здесь выступает  не как имущественный объект, а  как природный ресурс и никаких  дополнительных разъяснений и ссылок не дается.

     Необходимость определения категории, к которой  следует относить налог на землю, объясняется экономическим различием  имущественных налогов и налогов  на природные ресурсы. По сути, ресурсные  налоги (платежи) являются платой за использование (потребление) природных ресурсов - то есть своего рода возмещением. Имущественные  же налоги являются как бы платежом за сам факт владения данной собственностью, изыманисм потенциального дохода, который  можно получить от владения имуществом. В нашей стране земельный налог  относится к ресурсным платежам рентного характера. Это объясняется  тем, что в российском законодательстве (имеется в виду советский период развития нашей страны) земля не являлась объектом свободной купли-продажи, до настоящего времени не проведена кадастровая оценка земельных площадей, не решены

правовые  проблемы владения, распоряжения и  пользования земельными участками. Однако, учитывая опыт зарубежных стран, земельный налог можно объединить с имущественными налогами. Тем более  что с 2002 года вступил в силу Земельный  Кодекс РФ.

     Земля как объект налогообложения имеет  ряд преимуществ, многие из которых  объединяют землю с имуществом, однако существуют и ряд специфических  черт, отличающих землю от всех других объектов налогообложения, что позволяет  говорить о ее высоком налоговом  потенциале. Преимущества поземельного налога исходят из тех качеств, которыми обладает земля, из ее значения в экономической  и политической жизни. С фискальной точки зрения, земля, так же как  и имущество указывает на платежеспособность ее собственника и что особенно важно  обладает свойством дорожать. Кроме  того, оценить доход от земельной  собственности намного легче, чем  от какого - либо другого объекта. Наконец  землю как объект обложения нельзя утратить.

     Все эти свойства земли как объекта  обложения использовались еще с  древнейших времен в виде десятины. Далее, уже в ранневизантийскую  эпоху до VII в. включительно, появился и развивался поземельный налог, выступавший в двух формах - десятины и в виде налога на доход. В России для определения размера прямых налогов служило "сошное" письмо. "Сошное" письмо предусматривало  измерение земельных площадей, в  том числе застроенных дворами  в городах, перевод полученных данных в условные податные единицы "сохи" и определение на этой основе налогов.

Поэтому сначала просто исходя из практики, а затем и в теоретическом  обосновании финансовая наука считала, что земля является одним из лучших объектов обложения.

     Выплата ежегодной рентной стоимости  земельного участка призвана стимулировать  более эффективное использование  земли. Система использования земельной ренты в качестве источника государственного дохода поощряет личную инициативу, предупреждает "уход" инвестиций в спекуляцию землей и изъятие земли из продуктивного использования. Как и по другим имущественным налогам По земельному налогу плательщикам не требуется вести сложный и длительный бухгалтерский учет, как при исчислении НДС или налога на прибыль. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Виды имущественного налогообложения

     2.1 Налог на имущество организаций, его сущность

       Налог на имущество организаций,  являясь важнейшим налогом в  системе имущественного налогообложения  в Российской  Федерации, до  настоящего  времени не играет заметной роли в формировании  доходной базы соответствующих бюджетов. Согласно действующему законодательству, налог на имущество  зачисляется равными долями в бюджеты  субъектов  РФ, а также местные  бюджеты. Однако  доля  данного налога в системе бюджетных доходов  относительно мала. Преимущество имущественных  налогов заключается  в высокой степени  стабильности налогооблагаемой  базы: такие налоги  менее всего  подвержены  колебаниям в течение налогооблагаемого периода и не зависят от результатов  финансово-хозяйственной деятельности организаций, что позволяет  рассматривать  их в качестве стабильных доходных источников бюджетов соответствующих  уровней. Наиболее перспективным является переход  от традиционного  имущественного налогообложения, во многом  базирующего на принципах  взимания платы за фонды, к налогообложению недвижимости, имеющему в качестве объекта обложения кроме запасов и затрат  также стоимость земельных участков.

        В соответствии с Налоговым кодексом этот налог, а также налог на имущество физических лиц и налог на землю, должны в перспективе быть заменены налогом на недвижимость, экспериментальная апробация которого осуществляется в настоящее время в отдельных муниципальных образованиях. Решения о такой замене будут приниматься законодательными (представительными) органами субъектов Федерации после принятия соответствующей главы Налогового кодекса.

     Налоговой базой в отношении объектов недвижимого  имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, в случае, если объект недвижимого имущества, подлежащий налогообложению, имеет фактическое местонахождение на территориях разных субъектов Российской Федерации, признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Налоговая база в отношении каждого объекта недвижимого имущества иностранных организации, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, принимается равной инвентаризационной стоимости данного объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. 

     Особенностью  налогообложения имущества, переданного в доверительное управление, а также имущества, приобретенного в рамках договора доверительного управления, является то, что оно подлежит налогообложению у учредителя доверительного управления. Налоговым периодом признается календарный год, т.е. в течение года производятся авансовые платежи (ст. 379 Налогового кодекса).

      Налоговым периодом по налогу на имущество организаций установлен календарный год.

     Отчетными периодами являются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.

     При этом законодательные (представительные) органы субъектов РФ при установлении налога могут не устанавливать отчетные периоды.

     Как уже отмечалось, налоговая ставка по налогу на имущество организаций устанавливается законами субъектов РФ. При этом она не может превышать 2,2%.

      Одновременно с этим федеральное законодательство допускает установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков или имущества, признанного объектом налогообложения.

     Поскольку налог на имущество является региональным, федеральное законодательство установило достаточно узкий перечень организаций, имущество которых не должно облагаться налогом, обязательный на всей территории страны перечень льгот по налогу, а также объектов, не подлежащих налогообложению.

     С 1 января 2006 года некоторые льготы по налогу на имущество организаций  отменяются. Так с 2006 г. от налога не освобождаются:

     1) основные средства, использующиеся для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения;

     2) объекты жилищного фонда и инженерной инфраструктуры, которые полностью или частично финансируются за счет регионального или местного бюджета;

     3) имущество, которое используется научными организациями для научной и научно-исследовательской деятельности.

     В частности, освобождаются от налогообложения  организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста России в части имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций.

     Не  подлежат налогообложению также  религиозные организации в части  имущества, используемого ими для  осуществления религиозной деятельности.

     Освобождены от налогообложения и общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%. Эта льгота распространяется исключительно на имущество, используемое для осуществления уставной деятельности данных организаций/10/.

     Освобождены от налогообложения организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, в части имущества, используемого для производства ветеринарных

иммунобиологических препаратов, предназначенных  для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями.

     Не  должен платиться налог в части  объектов, признанных в установленном порядке памятниками истории и культуры федерального значения.

     Льготный  порядок в виде полного освобождения от уплаты налога установлен в отношении  объектов мобилизационного назначения и мобилизационных мощностей, законсервированных или не используемых в производстве; испытательных полигонов, снаряжательных баз, аэродромов, объектов единой системы организации воздушного движения и других объектов, отнесенных в соответствии с законодательством РФ к объектам особого назначения.

     Указанная льгота распространяется также на ядерные установки, используемые для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов.

     Освобождены от уплаты налога ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атом-но-технологического обслуживания.

     Не  облагаются налогом также железнодорожные  пути общего пользования, федеральные автомобильные дороги общего пользования, магистральные трубопроводы, линии энергопередачи, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

     В полном размере освобождено от налогообложения имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий, коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций, а также имущество государственных научных центров.

     По  истечении каждого отчетного  и налогового периода налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего местонахождения, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.

Информация о работе Имущественное налогообложения в РФ