Имущественное налогообложения в РФ

Автор: Илона Атаева, 06 Декабря 2010 в 04:14, курсовая работа

Описание работы

Введение

Налоговая система Российской Федерации представляет собой совокупность налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушения налогового законодательства.

Задачи налоговой системы - обеспечение государства финансовыми ресурсами с помощью перераспределения национального дохода, создания благоприятных условий для развития предпринимательства, реализация социальных программ.

Налоги являются основным источником формирования доходной части бюджета РФ. И не последнюю роль в этом играют налоги с физических лиц. Физические лица в РФ облагаются несколькими видами налогов, в том числе транспортным налогом, рядом косвенных налогов, включаемых в стоимость покупаемой физическим лицом продукции (например, акцизы), но основными налогами, которые уплачивают практически все граждане, является подоходный налог с физических лиц и налог на имущество физических лиц. С экономической точки зрения налог с физического лица - отчуждение в пользу государства (муниципального образования) части принадлежащего ему на праве собственности имущества. Обязанности по уплате налогов возникают у физического лица при наличии у него объекта налогообложения.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 265.08 Кб (Скачать)

     Представительные  органы местного самоуправления  могут  определять дифференциацию ставок в  установленных пределах в зависимости  от:  суммарной инвентаризационной стоимости;  типа использования;  иных критериев.

     Ставки  могут устанавливаться в зависимости  от того жилое это помещение или  нежилое, используется для хозяйственных  нужд или коммерческих, кирпичное, блочное  или построено из  дерева и  т.п.

     Налоги  зачисляются в местный бюджет по местонахождению (регистрации) объекта  налогообложения.

     Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц» предусмотрены категории граждан, которые освобождаются от уплаты налога на имущество. Эти категории  приведены ниже:

     - герои Советского Союза и Герои  Российской Федерации, лица, награжденные  орденом Славы всех трех степеней; (в ред. Федерального закона  от 11.08.1994 N 25-ФЗ) инвалиды I и II групп,  инвалиды с детства;  (в ред.  Федерального закона от 11.08.1994 N 25-ФЗ) участники гражданской и Великой  Отечественной войн, других боевых  операций по защите СССР из  числа военнослужащих, проходивших  службу в воинских частях, штабах  и учреждениях, входивших в  состав действующей армии, и  бывших партизан.

     - лица вольнонаемного состава  Советской Армии, Военно-Морского  Флота, органов внутренних дел  и государственной безопасности, занимавшие штатные должности  в воинских частях, штабах и  учреждениях, входивших в состав  действующей армии в период  Великой Отечественной войны,  либо лица, находившиеся в этот  период в городах, участие в  обороне которых засчитывается  этим лицам в выслугу лет  для назначения пенсии на льготных  условиях, установленных для военнослужащих  частей действующей армии; 

     - граждане, подвергшиеся воздействию  радиации вследствие катастрофы  на Чернобыльской АЭС; и получающие  льготы в соответствии с Законом  РФ от 15 мая 1991г. № 1224-1 «О  социальной защите граждан, подвергшихся  воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльский АЭС» (с изм. и доп. От 26 апреля, 22 августа, 29 декабря 2004г.), в том числе пострадавшие от катастрофы, и участники ликвидации ее последствий, переселившееся с территории Украины, республики Беларусь и других государств на территорию РФ для постоянного проживания, независимо от того, являются ли они ее гражданами, в соответствии с международными договорами РФ.

     - граждане, подвергшиеся воздействию  радиации вследствие аварии в  1957 году на производственном объединении  "Маяк" и сбросов радиоактивных  отходов в реку Теча, имеющие  право на льготу в соответствии  с Федеральным Законом от 26 ноября 1998г. № 175-ФЗ «О социальной  защите граждан Российской Федерации,  подвергшихся воздействию радиации  вследствие аварии в 1957 году  на производственном объединении  «Маяк» и сбросов производственных  отходов в реку Теча» (с изм.  и доп. от 7 августа 2000г., 29 декабря  2001г., 22 августа, 29 ДЕКАБРЯ 2004г.)

     - лица, принимавшие непосредственное  участие в составе подразделений  особого риска в испытаниях  ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок  на средствах вооружения и  военных объектах;

     - военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы  по достижении предельного возраста  пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи  с организационно-штатными мероприятиями,  имеющие общую продолжительность  военной службы 20 лет и более;

     - члены семей военнослужащих, потерявших  кормильца; льгота предоставляется  на основании пенсионного удостоверения,  в котором проставлен штамп  "вдова (вдовец, мать, отец) погибшего  воина" или имеется соответствующая  запись, заверенная подписью руководителя  учреждения, выдавшего пенсионное  удостоверение, и печатью этого  учреждения. В случае, если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего.

     - лица, пострадавшие от радиационных  воздействий: 

     - получившие или перенесшие лучевую  болезнь или ставшие инвалидами  вследствие радиационных аварий  и их последствий на других (кроме чернобыльской АЭС) атомных  объектах гражданского или военного  назначения в результате испытаний,  учений и иных работ, связанных  с любыми видами ядерных установок,  включая ядерное оружие и космическую  технику; лица из числа летно-подъемного, инженерно-технического состава  гражданской авиации и служебных  пассажиров, выполнявших в составе  экипажей воздушных судов и  их служебных пассажиров в  период с 1958 по 1990 гг. полеты с  целью радиационной разведки  с момента ядерного выброса  (взрыва) с последующим сечением  и сопровождением радиоактивного  облака, его исследованием, регистрации  мощности доз в эпицентре взрывов  и по ядерно-радиационному следу  при испытаниях ядерного оружия, ликвидации последствий ядерных  и радиационных аварий на объектах  гражданского и военного назначения.

     Если  имущество в течение года было продано или  иным образом отчуждено, налог на имущество исчисляется  и предъявляется к уплате первоначальному  владельцу с 1 января текущего года до начала того месяца, в котором  утратил право собственности  на указанное имущество,  а каждому  новому собственнику налог предъявляется  с момента   вступления в право  собственности на строение, помещение  и сооружение до момента его отчуждения. При наследовании, налог уплачивается наследником с момента объявления решения суда о смерти наследодателя.

     Уплата  налога по новым строениям, помещениям производится с начала года, следующего за их возведением и сдачей в эксплуатацию.

     При покупке недвижимого имущества  в рассрочку налог уплачивается с момента оформления документов, подтверждающих право собственности. 

3 Заключение

     Глубокое  и всестороннее рассмотрение сущности имущественного налогообложения и  налогов на имущество показало, что  данные налоги были одной из первых форм налогового изъятия средств  в пользу государства и не утратили своего фискального и регулирующего  значения в настоящее время, занимая  важное место в большинстве налоговых  систем развитых и развивающихся  стран.

     Имущественные налоги обеспечивают до 12 % доходов  консолидированного бюджета России, играя значительную фискальную и  регулирующую роль в региональных и  местных бюджетах.

     В данной работе были рассмотрены особенности  налогообложения имущества организаций  в соответствии с нормами действующего законодательства.

     Среди основных налогов Российской Федерации  налог на имущество предприятий  занимает далеко не последнее место, так как практически всем юридическим  лицам приходится иметь с ним  дело.

     Согласно  нормам законодательства, плательщиками  налога на имущество являются предприятия, учреждения (включая банки и другие кредитные организации) и организации, в том числе с иностранными инвестициями, считающиеся юридическими лицами по законодательству РФ, филиалы  и другие аналогичные подразделения  указанных предприятий, учреждений и организаций, имеющие отдельный  баланс и расчетный (текущий) счет.

     Максимальная  ставка налога 2,2% (конкретная ставка устанавливается  на региональном уровне).

     Объект  имущественного налогообложения –  основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе у плательщика, учитываемые  по остаточной стоимости.

     Федеральным законодательством предусматривается  значительное количество льгот по налогу на имущество предприятий, с помощью  которых имущество предприятия можно классифицировать следующим образом: необлагаемое налогом имущество и имущество, стоимость которого уменьшает налогооблагаемую базу.

     Необходимо  также учитывать особенности  законодательства субъектов Российской Федерации, которые имеют право  самостоятельно устанавливать льготы по налогу на имущество юридических  лиц.

     Сейчас  налоги на имущество физических лиц  необременительны и недоимки по ним  почти нет. многим категориям граждан (в 1996г. - 44%) предоставлены льготы по их уплате. На сегодня средняя оценочная  цена единицы объекта недвижимости на одного человека составляет 17 млн. руб., соответственно, средняя сумма налога - 17 тыс. руб. в год.

     Однако  ситуация с оценкой зданий, помещений  и сооружений во многих регионах остается проблемной. По своей сути такие оценки имеют затратный, а не рыночный характер. Применять же реальную рыночную оценку пока не позволяет законодательная база.

     В связи с этим необходимо принять  ряд мер. Налог на имущество физических лиц должен быть дифференцирован  в зависимости от вида имущества,  увеличен необлагаемый налогом минимум, а  ставки налога в целом должны быть увеличены. Верхнюю планку ставок предполагается поднять до 8 %. Однако это может отрицательно отразиться на бюджете владельцев имущества. Они  не смогут уплачивать налог в полном объеме, собираемость снизится, появится недоимка. Для того чтобы налог  был реально собираем, нужно разработать  и ввести систему оценки и учета  имущества, находящегося во владении частных  лиц.

     Одним из главных элементов рыночной экономики  является налоговая система. Она  выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов  экономического и социального развития. Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную  роль.

     Устойчивость  налоговой системы во многом зависит  не столько от высоких ставок налогов, сколько от уровня доходов населения, от стабилизации его имущественного положения. Поэтому, при налогообложении  населения высокие ставки налогов, их многочисленность может отрицательно повлиять на уровень сбережений и  инвестиций, а, следовательно, отрицательно сказаться на эффективности экономической  системы в целом, так как сбережения и инвестиции - это функции прежде всего более высоких по доходам  групп населения.

     Поэтому налогообложение населения должно совершенствоваться и перестраиваться  в целях сокращения степени перераспределения  национального дохода через систему  налогообложения. Лучшим способом получения  дополнительных платежей в бюджет может  стать отмена части налоговых  льгот. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4 Список литературы

        Нормативно-законодательные  документы

  1. Налоговый Кодекс Российской Федерации (части первая и вторая): По состоянию на 1 февраля 2006 (включая изменения, вступающие в силу с 1 января 2007г. ). Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2006. - 645 с.
  2. Налоговый Кодекс Российской Федерации (части первая и вторая): – М.: ОМЕГА-Л, 2003. - 520 с.

Монографии, учебники и учебные  пособия

  1. Акулинин, Д.Ю. Основные средства организации как объект налогового планирования / Д.Ю. Акулинин Налоговый вестник, 2002, №3. - 54-56 с.
  2. Аминев, С.Х. Реформирование имущественного налогообложения / С.Х. Аминев Налоговая политика и практика, 2004, №3. - 13-15 с.
  3. Андрианов, С.А. Налог на имущество: последний аккорд / С.А. Андрианов Практическая бухгалтерия, № 3, 2005. - 93-98 с.
  4. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации / М.В. Баглай Учебник для вузов.- 4-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2005. - 816 с.
  5. Балеевский, О.Г. Бузякин, В.А.Буланцева и др. Налоги и сборы в Российской Федерации: сборник законов РФ о налогах и сборах, действующих в 2000 г.: Комментарий спец. Департамента налогов: в 2-х книгах / М.М. Балеевский, О.Г. Бузякин, В.А.Буланцева и др. – М.: МЦФЭР, 2000. - 277 c.
  6. Бондаренко, П.П. Налогообложение при создании (ликвидации, реорганизации) предприятия / П.П. Бондаренко Все о налогах. 2005 №11. - 64 с.
  7. Верещагин, С.А. Филиалы и налог на имущество / C.А. Верещагин Российский налоговый курьер, 2000, №5. - 34-39 с.
  8. Верещагин, С.А. Расчёт налога на имущество организации / C.А. Верещагин Налоговый вестник, 2004 №5. - 117-123 с.
  9. Грудцына, Л.Ю. Вопросы и ответы / Л.Ю. Грудцына  "Адвокат", 2002. -203 с.
  10. Гуев, А.Н. Постатейный комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации /А.Н. Гуев/ – М.: ИНФРА*М, 2001. - 784 с.
  11. Гуреев, В.И. Налоговое право / В.И. Гуреев Справочно-правовая система – Сетевая версия, 2009. - 325 с.
  12. Казмирчук, Ю.О. О налоге на имущество структурных подразделений / Ю.О. Казмирчук 2001, окт. - 37 с.
  13. Налогообложение организаций финансового сектора экономики: уч. Пособие для студ. / Л.И.Гончаренко – М.: Финансы и статистика, 2005.-305 c.
  14. Николаева, А. Р. О налогах на имущество / А.Р. Николаева  2006, - 57 с.
  15. Черник, Д.Г. Налоги: Учебник для вузов / Д.Г. Черник - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 260 с.
  16. Черник, Д.Г. Налоги: Словарь справочник / Д.Г. Черник и др. – М.: Инфра-М, 2000. - 240 с.
  17. Черник, Д.Г. Налоги и налогообложение: учеб. Для вузов / Д.Г. Черник и др. - 2-е изд., доп. И перераб. – М.: Инфра-М, 2004. - 240 с.
  18. Черник, Д.Г. Налоги и налогообложение: учеб. Для вузов / Д.Г. Черник, Л.П.Павлова, А.З.Дадашев и др. – М.: Инфра-М, 2001. - 416 с.

Информация о работе Имущественное налогообложения в РФ