Исследование налога на добавленную стоимость (НДС)

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 05:42, курсовая работа

Описание работы

Налог на добавленную стоимость - один из наиболее сложных в исчислении налогов. Он имеет огромное фискальное значение, являясь значительным источником пополнения доходов бюджета. В то же время налог на добавленную стоимость выполняет регулирующую функцию путем воздействия на механизм ценообразования. Значение НДС для отечественной экономики сложно переоценить

Содержание

Введение
1 Сущность и характеристика налога на добавленную стоимость
1.1 Понятие, экономическая сущность и роль налога на
добавленную стоимость
1.2 Налогоплательщики НДС
1.3 Налоговая ставка
1.4 Порядок исчисления налога
2 Формирование налоговой базы налога на добавленную стоимость
2.1 Особенности формирования налоговой базы НДС при реализации
2.2 Налоговая база для исчисления налога на добавленную
стоимость при ввозе товаров
2.3 Особенности определения налоговой базы по НДС налоговыми агентами
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

НДС1.doc

— 184.00 Кб (Скачать)

       При определении  налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных  прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

       При определении  налоговой базы выручка (расходы) налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации соответственно на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров (работ, услуг), имущественных прав.

       Поскольку сумма НДС определяется как произведение налоговой базы и ставки налога, операции, которые облагаются по разным ставкам, учитываются раздельно. Соответственно у плательщика налога может быть не одна, а несколько налоговых баз по НДС.

       Налоговая база = стоимости реализации.

       Сумма НДС, которая предъявляется покупателю, в налоговую базу не включается. Иными словами, суммы налога рассчитываются «сверху», путем умножения стоимости реализованных товаров (работ, услуг) на соответствующую ставку налога.

       Если  в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) получена предоплата, частичная оплата, налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом налога, то есть НДС рассчитывается «в том числе» и применяется расчетная ставка 10/110 или 18/118 [5, с. 27].

       Исключению  подлежат (не подлежат включению в  налоговую базу) средства, полученные налогоплательщиком в счет предстоящих  поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг):

       - длительность производственного  цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев, при наличии раздельного учета осуществляемых операций и сумм налога по приобретаемым товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для их производства;

       - которые облагаются по налоговой  ставке 0 процентов в соответствии с пунктом 1 статьи 164 Налогового кодекса;

       - которые не подлежат налогообложению.

       Общий порядок определения налоговой  базы (когда она соответствует  стоимости реализованных услуг  без учета НДС) применяется и в следующих случаях:

       - по товарообменным (бартерным) операциям;

       - при безвозмездной передаче товаров (работ, услуг);

       - при передаче права собственности на предмет залога залогодержателю в случае неисполнения обеспеченного залогом обязательства;

       - при передаче товаров (результатов выполненных работ, услуг) для оплаты труда в натуральной форме. Если товар подакцизный (сигареты, алкоголь, бензин), то в его стоимости учитывается сумма акциза.

       Так называемая «внутренняя» реализация, несмотря на отсутствие контрагента, тоже является налогооблагаемой базой для плательщиков НДС. В этом случае установлены особые правила определения налоговой базы. Так, при выполнении СМР для собственного потребления она определяется на последнее число каждого налогового периода. А передача товаров (работ, услуг) для собственных нужд - на день их передачи.

       Законодательство  выделяет еще несколько случаев  реализации, для которых установлен особый момент определения налоговой базы. Они предусмотрены статьей 167 Налогового кодекса. Например, при продаже товара, который не отгружается, не транспортируется (земельные участки, здания, квартиры и др.) и не был оплачен заранее, налоговая база определяется на день передачи права собственности на товар, а при реализации товаров, переданных на хранение, - на день реализации складского свидетельства.

       Есть  особые случаи реализации, когда налоговая  база не будет соответствовать стоимости отгруженного товара.

       Так, при реализации имущества, учтенного  по стоимости, включающей «входной» НДС, налоговая база определяется как разница между ценой реализации, исчисленной исходя из рыночных цен, с учетом НДС, акцизов (для подакцизных товаров), и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).  

       НБ = цена продажи с НДС - остаточная стоимость,       (2.1) 

       где: цена продажи - цена по договору с учетом НДС, акциза (для подакцизных товаров);

            остаточная стоимость - стоимость реализуемого имущества, отраженная в учете продавца.

       При перепродаже автомобилей, купленных у физических лиц, не являющихся плательщиками НДС, налоговая база будет рассчитываться как разница между рыночной ценой, по которой реализован автомобиль, и ценой его приобретения.

       Формула для определения налоговой базы будет выглядеть так: 

       НБ = цена продажи с НДС - цена приобретения у физ. лица,      (2.2) 

     где: цена продажи - цена, по которой продан автомобиль, с учетом НДС, соответствующая уровню рыночных цен (ст. 40 НК РФ);

          цена приобретения - цена, по которой автомобиль приобретен у физического лица.

       При реализации сельскохозяйственной продукции  и продуктов ее переработки, закупленных у физических лиц, не являющихся плательщиками НДС, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, налоговая база определяется как разница между ценой реализации, исчисленной исходя из рыночных цен с учетом НДС, и ценой приобретения указанной продукции.

       Налоговая база тоже будет представлять собой межценовую  
разницу:
 

       НБ = цена продажи с НДС - цена приобретения,             (2.3) 

       где: цена продажи - цена, по которой продукция продается, в том числе НДС;

           цена приобретения - цена, по которой продукция была закуплена у физических лиц.

       К полученной налоговой базе применяется  расчетная ставка НДС 18/118 или 10/110.

       При производстве товаров из давальческого сырья (материалов) налоговая база определяется иначе. Она равна стоимости обработки сырья, его переработки или иной трансформации с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в нее НДС. Иными словами, в ней учитывается только стоимость оказанных переработчиком услуг, которая указана в договоре: 

       НБ = цена услуг без учета НДС,                   (2.4) 

       Особые  условия для определения налоговой  базы определены для срочных сделок, то есть сделок с отсрочкой исполнения. Срочные сделки предполагают поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) по истечении установленного договором срока по цене, указанной в этом договоре.

       Налоговая база в этом случае определяется как  стоимость этих товаров (работ, услуг), указанная непосредственно в  договоре (контракте), но не ниже их стоимости, исчисленной исходя из рыночных цен, действующих на дату отгрузки. То есть формула для расчета налоговой базы выглядит так: 

       НБ = цена продажи без учета НДС > (=) рыночная цена,        (2.5) 

       где: цена продажи - цена реализации, установленная договором, с учетом акциза (для подакцизных товаров) и без учета НДС;

           рыночная цена - рыночная цена товаров (работ, услуг), которая действует на дату определения налоговой базы (например, на дату отгрузки).

       В отдельную группу выделена реализация не по свободным (договорным) ценам, а по государственным регулируемым, которые установлены органами государственной власти или местного самоуправления, или же по ценам с учетом льгот, которые установлены этими органами. К таким предприятиям, к примеру, относятся предприятия ЖКХ, реализующие коммунальные услуги населению, предприятия общественного транспорта, оказывающие услуги по проезду отдельным категориям граждан по льготным (сниженным) ценам, и др. Они определяют налоговую базу как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленную исходя из фактических цен их реализации.

       Налоговая база, определяемая перечисленными выше способами, может увеличиваться.

       База  для исчисления НДС увеличивается  на:

       - суммы, полученные за реализованные  товары (работы, услуги, имущественные права) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов, иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг, имущественных прав);

       - полученные в виде процента (дисконта) по оплате за реализованные товары (работы, услуги) облигации и векселя, проценты по товарному кредиту в части, превышающей размер процента, рассчитанного в соответствии со ставками рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;

       - полученные страховые выплаты по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств контрагентом страхователя-кредитора, если страхуемые договорные обязательства предусматривают поставку страхователем товаров (работ, услуг), реализация которых признается объектом налогообложения [5, с. 27].

      2.2 Налоговая база  для исчисления  налога на добавленную   
      стоимость при ввозе товаров

 

     Налоговая база для исчисления налога на добавленную  стоимость при ввозе товаров (за исключением товаров, на таможенную территорию Российской Федерации определяется как сумма:

     - таможенной стоимости товаров;

     - подлежащей уплате таможенной  пошлины;

     - подлежащих уплате акцизов (по  подакцизным товарам и подакцизному минеральному сырью).

     При освобождении от уплаты таможенных пошлин или акцизов в налоговую базу для исчисления налога на добавленную стоимость условно начисленные суммы таможенных пошлин и акцизов не включаются.

     В случае освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость, для целей  учета в налоговую базу для  исчисления включаются условно начисленные суммы таможенных пошлин и акцизов.

     При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации продуктов переработки товаров, ранее вывезенных с нее для переработки вне таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории, налоговая база определяется как стоимость такой переработки.

     Налоговая база определяется отдельно по каждой группе товаров одного наименования, вида и марки, ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации.

     Если  в составе одной партии ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров присутствуют как подакцизные товары (подакцизное минеральное сырье), так и неподакцизные товары и минеральное сырье, налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы указанных товаров. Налоговая база определяется в аналогичном порядке в случае, если в составе партии ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров присутствуют продукты переработки товаров, ранее вывезенных с таможенной территории Российской Федерации для переработки вне таможенной территории Российской Федерации.

     Налог на добавленную стоимость в отношении  товаров, облагаемых ввозными таможенными  пошлинами и акцизами, исчисляется  по следующей формуле:

     Сндс = (Ст + Пс + Ac) x H,                                      (2.6) 

     где Сндс - сумма налога на добавленную  стоимость;

          Ст - таможенная стоимость  ввозимого товара;

          Пс - сумма ввозной  таможенной пошлины;

          Ac - сумма акциза;

          Н - ставка налога на добавленную стоимость в  
процентах.

Информация о работе Исследование налога на добавленную стоимость (НДС)