Исследование налога на добавленную стоимость (НДС)

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 05:42, курсовая работа

Описание работы

Налог на добавленную стоимость - один из наиболее сложных в исчислении налогов. Он имеет огромное фискальное значение, являясь значительным источником пополнения доходов бюджета. В то же время налог на добавленную стоимость выполняет регулирующую функцию путем воздействия на механизм ценообразования. Значение НДС для отечественной экономики сложно переоценить

Содержание

Введение
1 Сущность и характеристика налога на добавленную стоимость
1.1 Понятие, экономическая сущность и роль налога на
добавленную стоимость
1.2 Налогоплательщики НДС
1.3 Налоговая ставка
1.4 Порядок исчисления налога
2 Формирование налоговой базы налога на добавленную стоимость
2.1 Особенности формирования налоговой базы НДС при реализации
2.2 Налоговая база для исчисления налога на добавленную
стоимость при ввозе товаров
2.3 Особенности определения налоговой базы по НДС налоговыми агентами
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

НДС1.doc

— 184.00 Кб (Скачать)

     Содержание 
 
 
 
 
 
 

 

      Введение

 

       Налог на добавленную стоимость (НДС) используют более чем в 40 странах мира как  основной косвенный налог на потребление. Он взимается на каждом этапе производства и обращения товара с вновь созданной стоимости. В результате вся сумма НДС входит в цену товара, покупаемого конечным потребителем. В странах Западной Европы для отдельных видов деятельности предоставляется право выбора: платить НДС или подоходный налог. Это финансовое и банковское дело, сдача в аренду помещений, муниципальное хозяйство, артистическая и спортивная деятельность. Льготы по НДС имеют предприятия, направляющие инвестиции на развитие наукоемких отраслей промышленности, а также в менее развитые регионы страны.

       НДС облагаются не предприятия, а потребители. Предприятия выступают при этом своеобразными сборщиками налога, что для государства крайне эффективно. Взимание налога осуществляется методом частичных платежей. На каждом этапе производства и обращения товара предприятие компенсирует свои затраты и добавляет налог на вновь созданную на предприятии стоимость.

       На  современном этапе экономического развития, когда перед российским обществом стоят важнейшие по своей масштабности и значимости социально-экономические задачи, для успешного решения которых государство должно иметь значительные финансовые ресурсы в своем централизованном фонде - Государственном бюджете Российской Федерации.

       Однако  несмотря на столь успешное применение налога в мировой практике, зарубежный опыт использования НДС также содержит ряд нерешенных вопросов, связанных с негативными особенностями широкого использования НДС. Поэтому слепое копирование положений зарубежного законодательства об НДС в отечественную теорию и практику применения этого налога крайне нежелательно.

       Данная  тема актуальна, так как сегодня  НДС в России является не только основным косвенным налогом, но и главным в формировании доходной части бюджета. Основой его взимания, как следует из названия, является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров. Это налог традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг. 

       Целью данной работы является изучение особенностей формирования налоговой базы НДС. Исходя из данной цели, при проведении исследования ставились следующие задачи:

       - охарактеризовать экономическую сущность НДС;

       - исследовать особенности формирования  налоговой базы НДС;

       - исследовать элементы налогообложения НДС.

       Предметом исследования является налог на добавленную  
стоимость.

       Объект  исследования - налоговая система России. 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      1 Сущность и характеристика налога на добавленную стоимость

      1.1 Понятие, экономическая сущность и роль налога на  
      добавленную стоимость

 

       Налог на добавленную стоимость - один из наиболее сложных в исчислении налогов. Он имеет огромное фискальное значение, являясь значительным источником пополнения доходов бюджета. В то же время налог на добавленную стоимость выполняет регулирующую функцию путем воздействия на механизм ценообразования. Значение НДС для отечественной экономики сложно переоценить [5, с. 25].

       НДС относится к федеральным налогам  и действует на всей территории РФ. Налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

       По  своей экономической сущности НДС  представляет собой одну из форм изъятия  в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой в процессе производства и реализации продукции, товаров, строительстве, оказании услуг, выполнении работ. В каждом звене товародвижения в бюджет изымается часть прироста стоимости, созданной трудом работников. Эта часть определяется по твердо установленным ставкам, включается в цену и вносится в бюджет по мере реализации продукции, товаров, работ, оказании услуг.

       В соответствии с экономическим смыслом  объектом налогообложения является добавленная стоимость (ДС), которая  рассчитывается:  

       ДС = Ц - Материальные затраты на его производство,                         (1.1) 

       ДС = Выручка от реализации - Сумма материальных затрат,              (1.2) 

       Традиционно считается, что добавленная стоимость  состоит из затрат на оплату труда, отчислений на социальные нужды, амортизации основных средств и прибыли от продажи.

       Для того чтобы рассчитать НДС способом, соответствующим его экономическому содержанию, необходима соответствующая система учета затрат, в России она к этому не приспособлена, поэтому на практике принят упрощенный метод расчета НДС. В сфере производства, оптовой торговле, строительстве, при оказании услуг и выполнении работ НДС включается в цену отдельным расчетом.

       Акциз и НДС являются важными ценообразующими  элементами, влияющими на рост уровня цены. Во-первых, способствуя увеличению цены, они ограничивают потребительский спрос и способствуют изъятию доходов населения в бюджет при одновременном сдерживании потребления [6, с. 26].

       Во-вторых, в условиях инфляции они автоматически  индексируются темпами инфляции исходя из особенностей определения облагаемого оборота и тем самым еще больше усугубляют инфляционные процессы. Очевидно, что величина ставок косвенных налогов должна быть экономическим регулятором, что предполагает обоснование как их размера, так и методики исчисления.

       Психологические преимущества НДС состоят в том. что высокий доход от поступления  достигается почти незаметно, т.к. конечные потребители неосознанно уплачивают НДС в стоимости товаров, таким образом, избегается     конфронтация     с     фактическими     налогоплательщиками    и уменьшается сопротивление общества при изменении налога.

       Однако  НДС считается «антисоциальным  налогом». Недостатки налога заключаются  в его регрессивности, т.к. более  тяжелое бремя ложиться на низкие доходы малообеспеченных людей. Население приобретает одни и те же товары (работы, услуги) по одинаковым ценам, включающим одинаковую сумму НДС. независимо от величины своих доходов, поэтому в расходах малообеспеченных суммы НДС составляют большую часть, чем в расходах высокообеспеченных категорий населения.

     1.2 Налогоплательщики НДС

       Статус  российских организаций - плательщиков НДС определяется в настоящее время лишь одним признаком - наличием статуса юридического лица по законодательству РФ [9, с. 11].

       В соответствии со ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания (государственной регистрации) и прекращается в момент завершения его ликвидации (после внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц).

       В зависимости от целей их деятельности различают коммерческие и некоммерческие организации.

       Коммерческие  организации в качестве основной цели своей деятельности имеют извлечение прибыли. Они создаются в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

       Для некоммерческих организаций извлечение прибыли не является целью деятельности. Эти организации, как правило, создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

       Плательщиками НДС признаются любые организации, как коммерческие, так и некоммерческие. При этом некоммерческие организации признаются плательщиками НДС независимо от того, осуществляют они производственную или иную коммерческую деятельность или нет [2, с. 61].

       Кроме того, следует учитывать, что НК РФ не устанавливает никаких исключений в отношении органов, входящих в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Поэтому при осуществлении органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, операций по реализации товаров (работ, услуг), подлежащих обложению НДС, налог уплачивается ими в бюджет в общеустановленном порядке.

       Наряду  с российскими юридическими лицами плательщиками НДС являются иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ. Указанные организации признаются плательщиками НДС независимо от факта осуществления ими коммерческой деятельности на территории РФ.

       Уплата  НДС в бюджет иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых  органах на территории РФ, осуществляется посредством налоговых агентов.

       Платить НДС при перемещении товаров  через таможенную границу России должны лица, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ. Согласно статье 320 Таможенного кодекса РФ плательщиком налогов по общему правилу является декларант. Однако есть случаи, когда в качестве плательщика пошлин, налогов, включая «таможенный» НДС кроме декларанта могут выступать:

       - таможенный брокер (представитель) - когда он оформляет таможенную декларацию и уплачивает таможенные пошлины, налоги. Конечно, если таможенный режим, определенный для декларирования товаров, предусматривает их уплату;

       - владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, перевозчик, лица, на которые возложена обязанность по соблюдению таможенного режима. Данные лица являются ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов при наличии двух условий: во-первых, допущено несоблюдение требований о пользовании и распоряжении товарами или о выполнении иных положений для применения таможенных процедур и таможенных режимов, содержание которых предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, во-вторых, такая ответственность прямо предусмотрена Таможенным кодексом РФ;

       - лица, незаконно перемещающие товары и транспортные средства, либо лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения. Кроме того, при «незаконном» ввозе ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов несут также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза.

       Не  признаются налогоплательщиками организации, являющиеся иностранными организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» или иностранными маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета в соответствии со статьей 3.1 ФЗ, а также филиалы, представительства в Российской Федерации иностранных организаций, являющихся иностранными маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета в соответствии со статьей 3.1 ФЗ, в отношении операций, совершаемых в рамках организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи [3].

Информация о работе Исследование налога на добавленную стоимость (НДС)