Экономическая сущность и необходимость налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Предметом курсовой работы является экономическая сущность и необходимость налогов.
Цель курсовой работы – проанализировать экономическую сущность налогов и обосновать их.
В соответствии с указанной целью задачи курсовой работы являются:
− Рассмотреть историю возникновения налогов;
− Проанализировать необходимость налогов;
− Рассмотреть принципы построения Российской налоговой системы
− Выявить виды налогообложения;
− Проанализировать функции, элементы налогов.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1
1. История налогов
2. Сущность налогов
3. Функции налогов
4. Элементы налога.
ГЛАВА 2
1. Принципы построения Российской налоговой системы.
2. Виды налогов.
3. Изменения налогового кодекса на 2009 год
Заключение
Список литературы:

Работа содержит 1 файл

налоги.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

6. Налоговая ставка.

Это величина налоговых исчислений на единицу налоговой базы.

Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (в рублях) либо в процентах к налоговой базе.

Различают:

1. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или газа).

2. Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины (например, действовавший в СССР до 1 июля 1990 г. налог на заработную плату в размере 13 %) .

3. Прогрессивные - средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.

4. Регрессивные - средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов.

Размер налоговых ставок оказывает влияние на увеличение или уменьшение национального объема производства.

7. Налоговый период и срок уплаты.

Налоговый период – это период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога.

Срок уплаты – это период времени, когда налог вносится в бюджет. Сроки налогов и сборов устанавливаются НК РФ применительно к каждому налогу и сбору и определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями.

8. Порядок уплаты налогов и сборов.

Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК и другими законодательными актами в наличной или безналичной форме.

9. Способы уплаты налога.

На сегодняшний день в Российской Федерации существует 3 основных способа уплаты налога:

1.Уплата налога по декларации. На налогоплательщика налагается обязанность представить в налоговую инспекцию в установленный срок официальное заявление о своих доходах.

2.Уплата налога у источника дохода.

В данном случае уплата налога предшествует выплате денежной суммы, т.е. налогоплательщик получает часть дохода за вычетом суммы налога, исчисленного и удержанного фискальным агентом. Таким образом, налогоплательщик как бы авансирует государство, уплачивая налог раньше, чем получил доход.

3.Кадастровый способ уплаты налога.

1)           Кадастр – перечень объектов налога с указанием их доходности. Применяют земельный, подомовой и др. кадастры; они служат для определения средней потенциальной доходности объекта налогов – земли, строений и т.д.

2)           Налоговые льготы.

10. Налоговые льготы.

Это снижение размера (бремени) налогообложения. Это сделано для стимулирования приоритетных отраслей народного хозяйства, поддержки малоимущих слоев населения.

Налоговые льготы классифицируются в зависимости от того, на изменение какого из элементов структуры налога направлена льгота.

1.           Изъятие – это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (предметов) или определенных элементов объекта. Так, в совокупный годовой доход физического лица, являющегося предметом обложения подоходным налогом, не включаются все виды пенсий.

2.           Скидки – это налоговые льготы, направленные на сокращение налоговой базы.

3.           Налоговые освобождения – это полное освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков.

4.           Налоговые кредиты – это льгота, направленная на уменьшение налоговой ставки или суммы налога. Существуют как платные и возвратные, так и бесплатные и безвозвратные налоговые кредиты.

 

Неполное установление и определение элементов закона о налоге может привести к тому что:

С одной стороны, это приводит к законной возможности уклонения от уплаты налогов, хотя об уклонении здесь можно говорить лишь с большой долей условности, ведь обязанность уплатить налог, не может считаться установленной. Так, в числе плательщиков налога на добавленную стоимость были указаны иностранные фирмы, осуществляющие деятельность на территории России, но не имеющие постоянного представительства. Однако в отношении них не был определен порядок уплаты налога, в результате чего эти юридические лица вполне законно налог на добавленную стоимость не уплачивали.

С другой стороны, неполное установление и определение элементов закона о налоге приводит к злоупотреблениям со стороны налоговых органов, которые пытаются самостоятельно установить налоги, расширительно толковать положения закона о налоге. [11]

Необходимость налога

Любому государству для осуществления его функций необходимы определенные финансовые средства, свой бюджет. Государство для формирования бюджета использует различные источники доходов, но на сегодняшний день человеческий опыт не знает более эффективного способа собирания денежных средств, чем налоги. В любом государстве налоги составляют по сравнению с другими источниками доходов большую доходную часть бюджета. В Российской Федерации их доля составляет 80%.

Налоги обеспечивают реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Они идут на содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, финансирование образования, здравоохранения, науки. Из собранных в виде налогов средств государство строит школы, высшие учебные заведения, больницы, детские дома, государственные предприятия; платит зарплату преподавателям, врачам, государственным служащим, стипендии и пенсии. Часть средств идет на социальные пособия пожилым и больным людям, защиту здоровья матери и ребенка, окружающей среды.

Хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение общества, без них ни одно государство существовать не сможет. Известный философ Ф.Бэкон говорил: « Священный долг каждого гражданина – платить налоги».[16]


ГЛАВА 2

1. Принципы построения Российской налоговой системы.

Налоговая система – это совокупность налогов и сборов, взимаемых государством, а также принципов, методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля.[3]

Принципы налогообложения определены в Налоговом Кодексе РФ.

1. Налоги устанавливаются законом.

Данный принцип означает, что налог должен быть напечатан (ст. 13-15 НК РФ).

Кроме того, в НК определены все элементы налога.

2. Принцип всеобщности налогообложения.

Согласно этому принципу каждая организация и физическое лицо должны участвовать в финансировании общегосударственных расходов с помощью уплаты налогов, т.е. каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

3. Принцип равного налогообложения.

Он предполагает равенство всех плательщиков перед налоговыми законами.

4. Принцип справедливости.

Согласно этому принципу каждый плательщик обязан принимать участие в финансировании расходов государства, соразмерно своим расходам и доходам.

5.           Налоги должны быть экономически эффективны.

Т.е. суммы платежей по каждому налогу должны многократно превышать затраты по их сбору.

6. Однократность налогообложения.

Один и тот же объект не может облагаться налогами одного вида два раза за один период налогообложения.

7.      Налоги не должны препятствовать реализации гражданами своих конституционных прав.

Как бы велики ни были потребности государства в финансовых средствах, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

Этот принцип предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода, т.е. физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают и большие налоги и наоборот.[4]

Рациональность данного принципа заключается в том, что существует, естественно, разница между налогом, который взимается из расходов на потребление предметов роскоши, и налогом, который хотя бы даже в небольшой степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости. Брать ежемесячно по 10000 руб. у лица получающего 100 тыс. руб. дохода вовсе не значит лишать его источника средств к существованию и определенных удобств жизни. И разве можно сравнить этот эффект с тем, когда берут 100 руб. у человека с доходом в 1000 руб. Жертва последнего не только больше, но и вообще несоизмерима с жертвой первого. Дело в том, что мы, потребители действуем всегда рационально, т.е. в первую очередь мы тратим свои доходы на товары и услуги первой необходимости, затем на не столь необходимые товары и т.д.

Данный принцип представляется справедливым и рациональным, однако, проблема заключается в том, что пока нет строгого научного подхода в измерении чьей-либо возможности платить налоги.

Налоговая политика правительства строится в соответствии с социально-экономической сущностью государства, в зависимости от взглядов правящей политической партии, требований момента и потребности правительства в доходах.

8. Принцип удобного налогообложения.

Каждый должен точно знать, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить. Порядок налогообложения устанавливается заранее, размеры налога и сроки его уплаты известны заблаговременно.

9. Принцип определения в законе перечня прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов.

Общепризнанные принципы: однократный, обязательный характер уплаты налога, простота и гибкость.

Законность и четкие принципиальные основы системы налогообложения способствуют стабилизации бюджетно–налоговых отношений, придают действию налогообложения долговременный характер.


2. Виды налогов.

Классификация налогов имеет не только научно-познавательный характер, но и практические цели, такие как более обоснованное применение налогов, проведение необходимых аналитических расчетов, составление отчетности и т.д. Налоги весьма разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную совокупность. Попытки унифицировать налоги, уменьшить количество их видов пока не имели успеха.

Многие выдающиеся ученые-экономисты, занимающиеся в своих налоговых исследованиях классификацией, так и не пришли к единой точке зрения по обоснованию классификационных признаков и особых свойств системы налогов.

Система налогов – совокупность и структура налогов страны в соответствии с их классификацией, установленной в законодательном порядке.

НК РФ трактует только 3 вида налогов:

федеральные;

региональные (субъектов РФ);

местные.

Однако невозможно выделить какой-либо один критерий, по которому можно рассматривать налоги, так как это зависит от целей анализа, проводимого исследователями.

 

Федеральные – это налоги, установленные законами РФ, и взимаются на всей территории страны. В порядке регулирования часть федеральных налогов может зачисляться в бюджеты нижестоящего уровня.

1. Налог на добавленную стоимость

Этот налог является федеральным и взимается на всей территории РФ.

НДС представляет собой налог на стоимость производимых и реализованных товаров (работ, услуг) и взимается на всех стадиях производства и реализации товаров и определяется как разница между стоимостью реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

НДС является одним из самых существенных косвенных налогов, применяемых на территории РФ, так как он формирует основную часть доходов бюджета.

Плательщиками налога являются все организации (государственные и муниципальные предприятия, хозяйственные товарищества и общества) и индивидуальные предприниматели, кроме организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения и предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход.

Налог на добавленную стоимость является важнейшим налоговым источником доходов федерального бюджета и составляет более 30% всех налоговых доходов. Его величина тесно коррелирует с темпами инфляции и даже в условиях “инфляционной экономики” он является стабильным и сравнительно легко планируемым источником доходов), ждая организация ведет учет НДС отдельной строкой и на определенном счете).

Однако высокие ставки НДС снижают платежеспособный спрос на товары неэластичной группы, способствуют усилению инфляции и отрицательно влияют на экономический рост.

2. Акцизы

Акцизы используются в налоговых системах практически всех стран и играют заметную роль в формировании финансовых ресурсов государства, так как объектами налогообложения ими являются, прежде всего, товары массового спроса.

Налогоплательщиками акцизов являются организации и предприниматели, лица признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Акцизы – разновидность косвенных налогов, но они наделены рядом специфических черт. Во-первых, акциз – индивидуальный налог на отдельные виды и группы товаров; во-вторых, объектом налогообложения у акцизов является оборот по реализации только товаров (по перечню); в-третьих, акцизы возникают преимущественно в производственной сфере.

Информация о работе Экономическая сущность и необходимость налогов