Экономическая сущность и необходимость налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Предметом курсовой работы является экономическая сущность и необходимость налогов.
Цель курсовой работы – проанализировать экономическую сущность налогов и обосновать их.
В соответствии с указанной целью задачи курсовой работы являются:
− Рассмотреть историю возникновения налогов;
− Проанализировать необходимость налогов;
− Рассмотреть принципы построения Российской налоговой системы
− Выявить виды налогообложения;
− Проанализировать функции, элементы налогов.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1
1. История налогов
2. Сущность налогов
3. Функции налогов
4. Элементы налога.
ГЛАВА 2
1. Принципы построения Российской налоговой системы.
2. Виды налогов.
3. Изменения налогового кодекса на 2009 год
Заключение
Список литературы:

Работа содержит 1 файл

налоги.doc

— 195.00 Кб (Скачать)
tyle="text-align:justify">1)Принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам.

2)Принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были точно заранее известны плательщику.

3)Принцип удобности предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика.

4)Принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.

Именно в конце XVIII в. закладывались основы современного государства, проводящего активную экономическую, в том числе финансовую и налоговую, политику. Это касается, как стран Зап. Европы, так и России. Еще при Петре I были образованы 12 коллегий, из которых четыре заведовали финансовыми вопросами. Екатерина II(1729-1796) преобразовала систему управления финансами. В 1802 г. манифестом Александра I «Об учреждении министерств» было создано Министерство Финансов и определена его роль.

На протяжении XIX в. главным источником доходов оставались гос. прямые (гл. - подушная подать и оброк) и косвенные (гл-акцизы) налоги. Отмена подушной подати началась с 1882 г. Кроме гос. прямых налогов существовали земские сборы, специальные гос. сборы, пошлины.

В 80-х гг. XIX в. начало внедряться подоходное налогообложение. Был установлен налог на доходы с ценных бумаг и т.д.

Ставки налога в России, вне всякого сомнения, стимулировали промышленников к получению максимальной прибыли (т.к. рост ставки налога на прибыль в зависимости от размеров прибыли был достаточно мал).

В России  конца XIX в. начался период урбанизации и развития капитализма, росли доходы бюджета, происходили не только количественные, но и качественные изменения.

Но развитие России было прервано: сначала I мировая война (увеличение бумажноденежной эмиссии, повышение сборов, налогов, акцизов, падение покупательной способности рубля, уменьшение золотого запаса, увеличение внутреннего и внешнего долгов и пр.), потом февральская революция (нарастание инфляции, развал хозяйства, эмиссия необеспеченных денег).

Очередной спад во всей фин. системе наступил после Октября 1917г.

Основным источником доходов власти опять стала эмиссия и контрибуция, что нисколько не способствовало налаживанию хозяйства.

Определенный этап налаживания фин. системы наступил после провозглашения НЭПа. Появились иностранные концессии, разработана система налогов, займов, кредитных операций. Период НЭПа показал, что нормальное налогообложение возможно только при правовой обособленности предприятий от госаппарата управления. Но НЭП быстро свернули.

В течение 1922-1926 г. доля прямых налогов возросла от 43% до 82%.

Важную роль в налоговой системе играл налог с оборота. В Европейских странах он эволюционировал в НДС, в России же он больше тяготел в сторону акцизов. На протяжении многих лет налог с оборота вызывал отклонение цен не товары от их стоимости, препятствовал установлению рыночных цен и развитию хозрасчетных отношений. Другим важным налогом был подоходно-поимущественный налог. Он представлял собой, прежде всего налог на капитал. Поимущественное обложение было прогрессирующим. В результате всякое слияние капиталов было практически невозможным. Плюс к этому дважды облагались налогом доходы участников АО: сначала как совокупный доход АО, а затем как выплаченные дивиденды. Подобный налоговый гнет толкал частных предпринимателей на путь спекуляции, препятствовал рациональной концентрации и накоплению капитала даже на самом примитивном уровне.

В дальнейшем фин. система России эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогов она перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения фин. ресурсов через бюджет страны, что привело страну, в конце концов, к кризису.[4]


2. Сущность налогов

Налогообложение – это совокупность законов, правил и практических приемов, относящихся к сбору налогов.

Налогообложение – процесс установления и взимания налогов в стране, определение видов, объектов величин налоговых ставок, носителей налогов, порядка их уплаты, круга юридических и физических лиц в соответствии с выработанной налоговой политикой.[9]

Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и есть сущность налога.

Существует несколько признаков налогов:

1.            С точки зрения экономической науки, налоги есть особая форма перераспределения, узаконенное нарушение отношений собственности. Снять это противоречие, призван такой институт, как парламент, первой функцией которого исторически являлось санкционирование, а позднее и установление налогов. С тех пор существует принцип, отраженный в конституциях большинства государств, гласящий, что только парламент правомочен, устанавливать налоги. Таким образом, законодательное оформление является первым признаком налога.

2.            Налоги взимаются государством без какого-либо встречного предоставления с его стороны лицу, уплачивающему налог. Поэтому можно говорить о другой черте налога – это индивидуально-безвозмездные платежи.

Слово «индивидуально» необходимо, так как в широком смысле средства, полученные с помощью налогов, все равно используются на нужды общества, и в этом смысле налог есть платеж возмездный. Данный признак позволяет отличить налог от других платежей; в частности от сборов и пошлин, которые уплачиваются за определенное встречное предоставление.

Наука финансового права понимает под сбором плату за предоставление какого-либо права, а под пошлиной – плату за совершение юридически значимых действий.

В Российском законодательстве не приводится различие между налогом, сбором, пошлиной, которые объединяются в одном слове «налоги».

3.            Налог является обязательным платежом, что выражается в одностороннем его установлении и взимании при наличии объекта налогообложения вне желания налогоплательщика. Кроме того, его обязательность поддерживается государственным принуждением, наличие которого также необходимо для получения полного представления о природе налога. Ведь без угрозы применения государственного принуждения налог превращается в добровольное пожертвование.

4.            Налог не носит характер санкции за совершенное правонарушение, не носит характер наказания. Этот признак позволяет отличить его от конфискации имущества, штрафа. [2]

Из приведенных признаков налогов выводится определение:

Налог – это обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж юридических и физических лиц, установленный законодательным органом власти, обеспечиваемый государственным принуждением и не носящий характер наказания.


3. Функции налогов

Выделяют 4 основные функции:

1.           Фискальная - заключается в том, что налоги являются важнейшим поступлением денежных средств в государственный бюджет.

2.           Регулирующая – используется государством для регулирования экономики страны путем повышения или понижения ставки налога.

Все эти меры оказывают влияние на темп развития производства, а также определяют уровень жизни населения.

3.           Распределительная – с помощью налогов государство изымает часть доходов, концентрирует эти средства в бюджете и затем направляет их на реализацию экономических и социальных программ.

4.           Контрольная – позволяет государству учитывать доходы организаций и предпринимателей, разрабатывать рекомендации по совершенствованию системы налогообложения и выявлять случаи неполной или несвоевременной уплаты налогов.[2]

Основными функциями налогов считают фискальную и регулиру­ющую.

Изначально налоги во всех государствах вводились в целях вы­полнения фискальной функции, т.е. обеспечения государства источ­никами денежных средств для финансирования государственных рас­ходов. Затем государства в большей или меньшей степени начали использовать налоговые ставки и налоговые льготы в целях регули­рования социально - экономических процессов, и налоги стали выпол­нять регулирующую функцию, т.е. оказывать влияние на воспроиз­водство и способствовать решению различных социальных задач. Поскольку регулиру­ющая функция налогов направлена на экономические и социальные процессы, ее можно подразделить на экономическую, стимулирующую, социальную и т. д.[10]

Иногда наравне с перечисленными выделяют также распредели­тельную и контрольную функции налогов. Этим подчеркивается, что налоги, являясь составной частью финансов как экономической категории, кроме фискальной функции выполняют и общие функции финансов.

Вопрос о том, насколько эффективно государство может исполь­зовать регулирующую функцию налогов, является одним из централь­ных в теории налогообложения. История развития теорий налогов — это история борьбы двух основных направлений в экономической те­ории — монетаризма и кейнсианства.

На различных этапах экономического развития при проведении налоговых реформ приоритетными становились то монетарные, то кейнсианские подходы к совершенствованию налогообложения.

В настоящее время, пожалуй, никто не отрицает необходимости ис­пользования налогов в качестве финансовых регуляторов; идет поиск интеграции неоклассических и кейнсианских моде­лей, создания новой теории налогов, которая вобрала бы в себя поло­жительные элементы различных направлений финансовой науки, раз­работанных в прошлом.


4. Элементы налога.

Для того чтобы налоги можно было взыскать, закон должен содержать некоторый набор информации, который сделает налог определенным, такой информации, которая позволяет установить лицо, обязанное уплачивать налоги, условия возникновения этой обязанности, размер налогового обязательства, порядок его исполнения и т.д. Эта информация называется элементами закона о налоге. Конкретное содержание элементов определяет своеобразие каждого отдельно взятого налога. Элементы налога прописаны в НК РФ. [2]

Элементы налога отражают социально-экономическую сущность налога, его родовые признаки.

Элементы любого закона о налоге можно подразделить на существенные и факультативные. Существенными элементами считаются такие, без полного установления и определения которых налог не может считаться установленным. К факультативным относят такие элементы, которые хотя и не влияют на наличие обязанности уплачивать налог, однако повышают гарантии его уплаты, делают закон более гибким по отношению к различным категориям налогоплательщиков.

К существенным элементам закона о налоге относят:

1. Субъект налогообложения (налогоплательщик).

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

Организации – юридические лица, образованные в соответствии с законодательством России, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.

Физические лица – граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства. Физическое или юридическое лицо считается налоговым резидентом, если оно проживает на территории России не менее 183 дней в календарном году или живет на территории страны постоянно.

2. Носитель налога.

Физическое или юридическое лицо, уплачивающее сумму налога, подлежащую внесению в бюджетный фонд субъекту налога, а не государству, т.е. лицо, которое фактически уплачивает налог. Классическим примеров переложения налога является косвенный налог. Тогда субъектом налога становится производитель, продавец товара, а носителем налога – потребитель товара.

3. Объект налогообложения.

Объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ). Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй настоящего Кодекса и с учетом положений настоящей статьи.

4. Масштаб налога и единица налогообложения.

Бывают ситуации, когда к предмету налогообложения можно применить меру исчисления (доход, прибыль – выраженные в денежной форме). В других случаях такое исчисление затруднительно (предметом налогообложения является автомобиль) и в этом случае выбирают какой-либо параметр, который называется масштабом налога. Применительно к автомобилям это, может быть, объем рабочих цилиндров, вес автомобиля, мощность двигателя. Для количественного измерения предмета необходимо определить единицу масштаба налогообложения, получившую название единицы налогообложения.

5. Налоговая база.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую и иную характеристики объекта налогообложения, т.е. – это количественное измерение объекта налога. Налоговая база и порядок ее определения по федеральным, региональным и местным налогам устанавливаются НК РФ.

Налогоплательщики:

- Организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе регистров бухгалтерского учета и на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению.

- Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций.

-   Физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций, данных об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов, осуществляемого по произвольным формам.

Информация о работе Экономическая сущность и необходимость налогов