Эволюция системы подоходного налогообложения в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 20:47, курсовая работа

Описание работы

В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.

Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление: оборона, суд, охрана порядка.

.России, как и в большинстве стран мира, подоходный налог служит одним из главных источников доходной части бюджета. Следует отметить, что это - прямой налог на совокупный доход физического лица, включая доходы, полученные от использования капитала. Вряд ли ошибаются те, кто считает налог на доходы физических лиц одним из самых важных элементов налоговой системы любого государства. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. Это один из самых распространенных в мировой практике налог, уплачиваемый из личных доходов населения.

Содержание

Введение 2

Глава 1. Теоретические основы налогообложения доходов. 3

1.1. Определение и экономическая сущность подоходного налога. 3

1.2. Роль и место подоходного налогообложения в налоговой системе 6

1.3. Условия перехода к подоходному налогообложению 7

Глава 2 .История развития подоходного налогообложения в России. 13

2.1 Развитие подоходного налогообложения в России до начала XX века 13

2.2 Развитие подоходного налогообложения XX веке 14

Глава 3. Последствия реформы подоходного налога в России 2000 года. 21

Заключение 23

Список литературы 25

Работа содержит 1 файл

курсовая налог.docx

— 45.09 Кб (Скачать)
 

 

 

Оглавление

      1

Введение 2

Глава 1. Теоретические основы налогообложения доходов. 3

1.1. Определение и  экономическая сущность подоходного налога. 3

1.2. Роль и место подоходного налогообложения в налоговой системе 6

1.3. Условия перехода к подоходному налогообложению  7

Глава 2 .История развития подоходного налогообложения в России.  13

2.1 Развитие подоходного налогообложения в России до начала XX века 13

2.2 Развитие подоходного налогообложения XX веке 14

Глава 3. Последствия реформы подоходного налога в России 2000 года. 21

Заключение 23

Список литературы 25

Введение 

В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.

Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление: оборона, суд, охрана порядка.

.России, как и в большинстве стран мира, подоходный налог служит одним из главных источников доходной части бюджета. Следует отметить, что это - прямой налог на совокупный доход физического лица, включая доходы, полученные от использования капитала. Вряд ли ошибаются те, кто считает налог на доходы физических лиц одним из самых важных элементов налоговой системы любого государства. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. Это один из самых распространенных в мировой практике налог, уплачиваемый из личных доходов населения.

Чтобы, с одной стороны, стимулировать рост производства и потребления, а с другой - упростить налоговую систему и тем самым снизить склонность налогоплательщиков к занижению налоговых обязательств, государство вынуждено снижать ставки налогов на доходы (имеются в виду доходы всех экономических агентов независимо от правовой формы).

В идеале налог на доходы должен быть, налогом на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извлекают определенный доход на территории страны.

НДФЛ связан с потреблением, и он может либо стимулировать потребление, либо сокращать его. Поэтому главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.

Согласно Конституции РФ и Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационного характера, т.е. применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Кроме того, не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, в том числе прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах ее территории товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Цель работы заключается в рассмотрении вопроса о развитии подоходного обложения в России.

Глава 1. Теоретические основы налогообложения доходов.

1.1. Определение и  экономическая сущность подоходного налога.

ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ — основной вид прямых налогов, обязательный платеж, взимаемый с доходов физических и юридических лиц (заработной платы, прибыли и т.д.). Налогом облагается сумма совокупного дохода граждан в денежном исчислении за истекший год. Частично взимается с месячных и текущих доходов в виде разовых выплат. П.Н. облагаются доходы, превосходящие необлагаемый минимум. Относится к числу прогрессивных налогов, ставка которого обычно увеличивается ступенчатым образом по мере нарастания величины годового дохода. В России, в частности, от него освобождены доходы по пенсиям. Облагаемый налогом доход определяется путем вычета из фактически полученного дохода установленных законом скидок и льгот. Плательщиками этого налога являются физические лица (граждане), имеющие и не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации, а также граждане, находящиеся в Российской Федерации в общей сложности не менее 13 дней в календарном году. Объектом налогообложения у граждан, имеющих постоянное местожительство и Российской Федерации, является совокупный доход, полученный в календарном году на территории Российской Федерации, континентальном шельфе, в экономической зоне Российской Федерации и за пределами Российской Федерации, как в денежной, так и в натуральной форме. Доходы в иностранной валюте для целей налогообложения пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, действовавшему на дату получения дохода..

Среди налогов, уплачиваемых населением наиболее распространенным является подоходный налог, существующий практически во всех странах мира.

В современных условиях почти во всех странах используется система индивидуального общеподоходного обложения с различной степенью прогрессии (в России ставка налога едина). Как и любой другой налог, подоходный налог является одним из инструментов регулирования экономики, с помощью которого государство пытается решить различные задачи.

Основная функция подоходного налога - фискальная, благодаря которой он используется как источник формирования доходов бюджета. Регулирующая функция подоходного налога с физических лиц заключается в том, что он обеспечивает перераспределение общественных доходов между различными категориями населения.

Через подоходное налогообложение достигается “поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними”. Иными словами, происходит передача средств в пользу более бедных и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более обеспеченные категории населения.

Сущность подоходного налога в России, как и отдельные его черты, во многом схожа с аналогичным налогом, применяемым во многих промышленно развитых странах. Его место в налоговой системе обусловлено общими принципами построения взимания.

Первым из основных принципов подоходного налогообложения является равенство перед ним всех плательщиков независимо от их социальной принадлежности - равное налоговое бремя всех граждан и прямое обложение доходов.

Вторым принципом является то, что подоходный налог - это личный налог физического лица - объектом обложения является не предполагаемый усредненный доход, а доход, полученный конкретным плательщиком.

Третий принцип заключается в том, что основной способ взимания подоходного налога - у источника выплаты дохода - является достаточно простым и эффективным механизмом контроля за своевременностью перечисления средств в бюджет.

Четвертый принцип - налогом облагается фактически полученный доход в любой форме: национальной и иностранной валюте, натуральной форме, в виде работ и услуг и материальной выгоды.

1.2. Роль и место подоходного налогообложения в налоговой системе 

В современных условиях налог на доходы физических лиц в РФ является одним из основных бюджетообразующих налогов (третий по фискальной значимости после  НДС и налога на прибыль организаций. По предположению налоговой службы подоходный налог с физических лиц в будущем по сумме поступлений займет второе место и будет основным из статей дохода бюджета страны.

Он является главным из налогов с населения. На его долю приходится около 90% всех налогов с граждан. Значимость налога на доходы физических лиц в экономической политике обуславливается тем, что он затрагивает интересы более 80 млн. человек - почти всего трудоспособного населения России.

Относительно небольшая роль налога на доходы физических лиц в формировании доходной базы бюджета отражает низкий уровень доходов большинства россиян. В то же время на сравнительно низкий уровень поступлений налога на доходы физических лиц влияют и другие факторы (в частности, высокий уровень “укрывательства” доходов из-за низкой налоговой культуры и несовершенства системы декларирования доходов граждан). По мере повышения жизненного уровня населения и развития налоговой культуры роль налога на доходы физических лиц в нашей стране возрастает

Долгое время считалось, что платежи населения формируют лишь 8-9% доходов государственного бюджета, а расходы бюджета только на социальные нужды составляли 30-40% . поэтому вопрос об общественном контроле расходования сумм собранных налогов как бы отпадал сам собой.

В настоящее время процессы экономических преобразований коренным образом изменили обстоятельства формирования финансовых фондов, обуславливающих роль подоходного налога и прямых налогов с населения вообще. Подоходный налог сейчас обеспечивает основную массу налоговых поступлений почти во всех государствах.

Традиционно, подоходный налог –это налог государственный, взимаемый на всей территории страны по единым ставкам. Возможность местных органов власти и управления определять условия взимания государственного подоходного налога либо весьма ограниченна, либо вообще исключена. Подоходный налог имеет большое влияние на политическую и экономическую стабильность, на перераспределение доходов. Поэтому не желательно иметь большое количество субъектов, принимающих решения о подоходном налоге. Закон РСФСР от 7декабря 1991 года « О подоходном налоге с физических лиц» не наделял местные советы никакими полномочиями в отношении подоходного налога. Однако Законом   РФ от 16 июля 1992 года « О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России» местным советам было предоставлено право устанавливать льготы по подоходному налогу в пределах сумм налогов, зачисляемых в их бюджеты. 

1.3. Условия перехода к подоходному налогообложению

Для повсеместного введения подоходного налога в практику налогообложения нужны соответствующие условия экономического и социального характера. Во-первых, необходим достаточно высокий уровень экономического развития, который продуцирует соответствующие доходы, налоги с которых могли бы обеспечить фискальные потребности государства.

Прогрессивное обложение обусловлено именно тем, что крупный доход, крупное имущество обладают по сравнению с малым доходом, с малым имуществом прогрессивно возрастающей экономической силой, большей силой накопления. Большая экономическая сила обладает и большей платежеспособностью, а потому вынесет и большую тяжесть обложения, т. е. прогрессивный налог. Позднее введение в России (1916) подоходного налога связано “с ужасающей бедностью нашей страны, с ничтожным, относительно, развитием капитализма, с крайне ограниченным числом крупных капиталистов, с преобладанием во многих отраслях промышленности иностранного капитала и с нашей грандиозной заграничной задолженностью”***. 1

И.X. Озеров иллюстрирует эту бедность на примере крестьянства, которое в начале XX в. составляло основную массу населения России: “Картина полного довольства крестьян хлебородного центра России первой половины прошлого столетия в 40 лет, к началу XX в. совершенно изменилась. Новейшая сельская картина центральных губерний такова: всего чаще маленькая, убогая хата, в которой не живет, а прозябает постепенно вырождающаяся от скуднейшей растительной пищи крестьянская семья, одетая в ситцевое фабричное отребье; о прежних домашних войлоках и перинных подкладках нет уже помина, так же как и о тулупах. О мясе, сале, конопляном масле нет помина - эта роскошь доступна лишь 3—4 раза в году, в большие праздники. Вечером среди избы горит, коптит наполненная керосином лампа, всего чаще без стекла. Крестьяне ради уплаты налогов расторговывались своим имуществом и продавали, пока было что продавать”***2 . И продолжая эту мысль, надо сказать, что когда нечем было платить, крестьянину за неуплату налогов грозила тюрьма. И это не предположение, а факты общественного значения. Н. Тургенев в предисловии к своей книге распорядился: “Сочинитель, принимая на себя все издержки печатания сей книги, предоставляет деньги, которые будут выручаться за продажу оной, в пользу содержащихся в тюрьме крестьян за недоимки в платежах налогов”***. 3

“При подавляющей у нас массе малоимущего населения при крайней недостаточности совокупного количества доходов более имущих классов (можно считать, что совокупный доход всех без исключения лиц в России, имеющих более 1 тыс. руб. в год каждое, не превышает пяти или максимум шести миллиардов рублей в год; таким образом, даже почти полная конфискация доходов, в том числе всякого рода жалований и т.п., у всех граждан России, зарабатывающих в год более 1 тыс. руб., не может давать государству той суммы, какая ежегодно необходима ему в настоящее время) просто абсурдно думать, что технически возможно получение путем “справедливых” прямых налогов более одной четверти общего налогового бюджета России”***4 - сомневаются П. Ген-зель и А. Соколов.

Информация о работе Эволюция системы подоходного налогообложения в России