Эволюция системы подоходного налогообложения в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 20:47, курсовая работа

Описание работы

В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.

Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление: оборона, суд, охрана порядка.

.России, как и в большинстве стран мира, подоходный налог служит одним из главных источников доходной части бюджета. Следует отметить, что это - прямой налог на совокупный доход физического лица, включая доходы, полученные от использования капитала. Вряд ли ошибаются те, кто считает налог на доходы физических лиц одним из самых важных элементов налоговой системы любого государства. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. Это один из самых распространенных в мировой практике налог, уплачиваемый из личных доходов населения.

Содержание

Введение 2

Глава 1. Теоретические основы налогообложения доходов. 3

1.1. Определение и экономическая сущность подоходного налога. 3

1.2. Роль и место подоходного налогообложения в налоговой системе 6

1.3. Условия перехода к подоходному налогообложению 7

Глава 2 .История развития подоходного налогообложения в России. 13

2.1 Развитие подоходного налогообложения в России до начала XX века 13

2.2 Развитие подоходного налогообложения XX веке 14

Глава 3. Последствия реформы подоходного налога в России 2000 года. 21

Заключение 23

Список литературы 25

Работа содержит 1 файл

курсовая налог.docx

— 45.09 Кб (Скачать)

Были и льготы по военному налогу, от его уплаты освобождались военнослужащие различных категорий, получающие пособия от государства члены семей военнослужащих, мужчины 60 лет и старше, женщины с 55 лет, не имеющие других источников доходов пенсионеры.  
   Военный налог сыграл свою роль в пополнении доходной части бюджета: он за годы войны дал более 72,1 миллиарда рублей.

В ноябре 41-го в стране появился новый налог: на холостяков, одиноких и бездетных граждан. Его плательщиками стали не имеющие детей мужчины в возрасте от 20 до 50 лет, и женщины от 25 до 40 лет. В июле 1944 года - еще один Указ: к плательщикам этого налога добавились граждане, имеющие одного или двух детей. Бездетные платили 6 процентов заработка, при наличии одного ребенка - один процент, а имеющие двоих детей - пол процента заработной платы. 

В 60-е годы вносятся существенные изменения в формы и методы аккумуляции централизованных и децентрализованных фондов денежных ресурсов. Основной доход государственного бюджета стали составлять денежные накопления, поступающие от государственных предприятий и общественных организаций. В 1960 году была предпринята попытка постепенного снижения, вплоть до отмены, налогов с заработной платы рабочих и служащих. 

Вводится подоходный налог с колхозов.. В 1971 - 1975 гг. проведено снижение налогов с населения. Отменены налоги с заработной платы рабочих и служащих, получающих до 70 рублей в месяц. В 80-е гг. действовали местные налоги: с владельцев строений, земельный налог, налог с владельцев транспортных средств.

Законодательства, регулировавшее индивидуальное подоходное налогообложение, также в этот период претерпело некоторые изменения. Наиболее существенными из них были выделение в относительно самостоятельный сегмент налогообложения доходов от индивидуальной предпринимательской деятельности, усиление социальной составляющей при предоставлении налоговых льгот: почти все льготы стали предоставляться исходя из социального статуса человека (инвалиды, пенсионеры, одинокие матери и т. д.). Были несколько изменены и базовые параметры налогообложения: повышен не облагаемый налогом минимум доходов, снижены ставки с низких размеров доходов и усилена прогрессия при высоких доходах. В этот период налогообложение доходов населения осуществлялось в рамках месячного налогового периода. Российское налоговое законодательство в отношении налогообложения доходов населения, также как и в случае с налогообложением доходов юридических лиц отличалось от общесоюзного, предлагая относительно пониженный уровень налогообложения и более широкий спектр налоговых льгот.

В отношении налогообложения доходов от индивидуальной трудовой деятельности первоначально был избран рестриктивный подход, в соответствии с которым уровень налогообложения этой категории доходов был существенно выше, чем уровень налогообложения тех же сумм, полученных от занятости по найму. Так, доля налога в доходах в размере средней заработной платы (530 руб. в 1991 г.), полученных от выполнения трудовых обязанностей, составляла 12,1%, а при индивидуальной трудовой деятельности - 23,8% (по союзному законодательству). Позже дискриминационный характер налоговой системы в отношении индивидуального предпринимательства был устранен.

1990-1998 гг.  -Это этап – начало полномасштабного восстановления налоговой системы. Апрель 1990 год – принятие Закона О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства».

Однако основы существующей в настоящее время российской налоговой системы были заложены в конце 1991 года с принятием Закона «Об основах налоговой системы в российско Федерации» (закон установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определил плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов) и соответствующих законов по конкретным видам налогов, которые вступили в действие с  1 января 1992 года.  

Новая концепция налогообложения ориентирована на снижение налогового бремени за счет значительного расширения налоговых льгот для физических лиц, введение минимальной налоговой ставки 13% к доходам, получаемым от выполнения трудовых и приравненных к ним обязанностей, отказа от совокупного доходов с применением прогрессивных налоговых ставок. Однако по такой ставке облагаются не все доходы. Так, денежные призы, выигрыши в лотерею и на тотализаторе, необычно высокие выплаты по депозиту и страховым случаям должны облагаться по ставке 35%. Т.е. доходы, получение которых не связано с выполнением физическим лицом каких-либо трудовых обязанностей, работ, оказанием услуг.

Ставка в размере 30% устанавливается для доходов, полученных в виде дивидендов, и для доходов, получаемых физическими лицами, нее являющимися налоговыми резидентами России.

 Глава 3. Последствия реформы подоходного налога в России 2000 года. 

В 2000 году в  России была проведена реформа подоходного налога, или налога на доходы физических лиц, как он именуется в новой редакции соответствующей главы Налогового кодекса РФ, важнейшим элементом которой стало установление единой плоской ставки налога на уровне 13 %.

Основной целью реформы было снижение номинального налогового бремени (предельной ставки налогообложения доходов) с целью сокращения масштабов уклонения от уплаты налога.

Результат реформы — увеличение поступлений подоходного налога в 2001 году более чем на 45 % (23 % в реальном выражении) по сравнению с 2000 годом. В 2002 году поступления возросли ещё примерно на 40 % (около 20 % в реальном выражении).

Среди причин этого можно отметить:

    • рост номинальных доходов населения в связи с общим повышением цен;
    • увеличение реальных доходов в условиях экономического роста;
    • повышение ставки налогообложения доходов для налогоплательщиков с низкими доходами с 12 до 13 %;
    • возможный перенос части доходов 2000 года на 2001 год для уплаты подоходного налога по более низкой ставке;
    • переход к взиманию подоходного налога с доходов военнослужащих и др.
    • Однако значительная часть увеличения поступлений была вызвана ростом базы налогообложения вследствие сокращения масштабов уклонения от уплаты подоходного налога и увеличения объёма декларируемых доходов.

     
     
    Формальный переход от прогрессивной к плоской ставке налогообложения должен был привести к снижению прогрессивности подоходного налога. Но в условиях, когда налогоплательщики с высокими доходами имеют более широкие возможности для уклонения от уплаты подоходного налога, действовавшая до 2001 г. формально прогрессивная шкала подоходного налога могла быть фактически регрессивной. Если предположить, что рост поступлений в 2001 г. в немалой степени был вызван сокращением масштабов уклонения налогоплательщиков с высокими доходами от уплаты налога, то переход к плоской ставке должен сопровождаться увеличением фактической прогрессивности подоходного налога. Другими словами, «вертикаль ная справедливость» подоходного налога должна была повыситься.

     
     
    Цель налоговой реформы в настоящее время не в том, чтобы собирать больше налогов и решить проблему бюджетного кризиса, а в том, чтобы по мере снижения обязательств государства снизить уровень налоговых изъятий; сделать налоговую систему более справедливой для налогоплательщиков, находящихся в различных экономических условиях; повысить уровень ее нейтральности по отношению к экономическим решениям фирм и потребителей (налоги должны вносить минимум искажений в систему относительных цен, в процессы формирования сбережений и т. д.); снизить уровень издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков.  
     
     

Заключение

Подоходный налог с физических лиц - неотъемлемая часть функционирования экономики любой страны. Во всех ведущих экономически развитых странах мира, подоходный налог с физических лиц, является основной частью дохода бюджета. В нашей же стране основное налоговое бремя пока ложится на юридические лица. Но и сам подоходный налог с физических лиц имеют большой ряд недостатков. Большая часть населения облагается по минимальной ставке. Следствием этого служит сокрытие налогов высокообеспеченной части населения. Наша система налогообложения населения слишком громоздка и требует упрощения, посредством отмены множества льгот и скидок. Сейчас в России образуется множество новых видов получения доходов населения, а налоговое законодательство не отражает все их виды. Вполне логично предположить, что дальнейшее совершенствование законодательной базы относительно подоходного налогообложения физических лиц позволит более эффективно развиваться рыночной экономике нашей страны, и задача каждого будущего экономиста состоит в настойчивом овладении теоретической базой налоговедения и четком понимании происходящих социально экономических процессов в России.

Поскольку государственный бюджет формируется за счет налоговых поступлений, то для государства важно, чтобы предприниматели осуществляли свою деятельность, получая при этом максимальную прибыль. Так же в интересах государства является проведение налоговой политики, которая была бы не в ущерб простых граждан.

Однако на данном этапе развития налоговых отношений между государством и предпринимателем основное положение занимает то, насколько предприниматель сможет уклониться от налогообложения любыми законными и не законными способами.

В случаях попытки скрыть свою деятельность и свои доходы от налоговых властей, не останавливаясь перед искажением налоговой отчетности и представлением ложных данных о своих доходах, предприниматель заранее ставит себя в ситуацию, которая может привести не только к выплате больших штрафов, но и к уголовной ответственности.

Исходя из рассмотренного в этой работе материала, можно сделать вывод, что налоговая система налогообложения подоходным налогом с физических лиц в Российской Федерации нуждается в преобразовании. Поскольку на данном этапе развития она не может убедить людей в том, что выплаченные ими налоги, в том числе подоходный налог, смогут поддержать такую политическую систему, которая была бы в состоянии более точно отражать их приоритеты и предпочтения.

Основными направлениями реформирования системы налогообложения подоходным налогом являются следующие: построение единой налоговой системы в интересах сохранения целостности Российского государства, исключение условий для формирования несовместимых региональных налоговых схем; создание оптимальной налоговой системы, обеспечивающей удовлетворение общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию отечественного предпринимательства и наращиванию национального богатства России; упрощение системы налогов; создание совершенной законодательной налоговой базы; совершенствование системы сбора подоходного налога, увеличение на этой основе налоговых поступлений в государственную казну при одновременном поддержании справедливости налогообложения; создание рациональной системы ответственности за налоговые правонарушения; повышение эффективности деятельности органов налогового контроля.

В то же время кардинальная ломка или замена налогового законодательства была бы губительна для экономики. Необходима определенная последовательность предпринимаемых шагов по совершенствованию налоговой системы налогообложения подоходным налогом с физических лиц, которая могла бы привести к намеченным целям без значительных потерь накопленного опыта и уровня развития экономики.

Успешность применения налоговых норм больше зависит от особенностей экономической структуры конкретной страны, от организации и эффективности ее государственного аппарата. Зарубежные налоговые системы продолжают изменяться в соответствии с потребностями и возможностями стран в той мере, в какой их экономика готова эти изменения воспринять, а государство способно обеспечить собираемость нового налога. 
 
 
 

Список литературы

    1. Налоговый кодекс РФ. Части 1 и 2.

Воронков В.А., Дадашев А.З., Черник Д.Г. Налоги. Практика налогообложения. Учебнометодическое пособие. М.: Финансы и статистика ИНФРА –М, 2008 г.

Грисимова, Е. (200). «Налогообложение». СПб: Издательство Санкт-Петербургского Университета.

Мамруков, О. (2000). «Налоги и налогообложение». москва: Издательство «Финансы и статистика».

Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: учебник – 7-изд., перераб. и доп., «Высшее образование», М., ИНФРА-М, 2008 г.

Пушкарева, В. М. (2005). История финансовой мысли и политики налогов: Учеб. пособие. Москва: Финансы и Статистика.

Информация о работе Эволюция системы подоходного налогообложения в России