Эволюция системы подоходного налогообложения в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 20:47, курсовая работа

Описание работы

В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.

Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление: оборона, суд, охрана порядка.

.России, как и в большинстве стран мира, подоходный налог служит одним из главных источников доходной части бюджета. Следует отметить, что это - прямой налог на совокупный доход физического лица, включая доходы, полученные от использования капитала. Вряд ли ошибаются те, кто считает налог на доходы физических лиц одним из самых важных элементов налоговой системы любого государства. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. Это один из самых распространенных в мировой практике налог, уплачиваемый из личных доходов населения.

Содержание

Введение 2

Глава 1. Теоретические основы налогообложения доходов. 3

1.1. Определение и экономическая сущность подоходного налога. 3

1.2. Роль и место подоходного налогообложения в налоговой системе 6

1.3. Условия перехода к подоходному налогообложению 7

Глава 2 .История развития подоходного налогообложения в России. 13

2.1 Развитие подоходного налогообложения в России до начала XX века 13

2.2 Развитие подоходного налогообложения XX веке 14

Глава 3. Последствия реформы подоходного налога в России 2000 года. 21

Заключение 23

Список литературы 25

Работа содержит 1 файл

курсовая налог.docx

— 45.09 Кб (Скачать)

Важный фактор социального характера — это развитие морального чувства относительно уплаты налогов в пользу налога государству. Только в XIX в. развивается в гражданах сознание своих податных обязанностей перед государством. Очевидно, можно согласиться с мнением Н. Тургенева, который связывал рост правового сознания с ростом образованности населения: “Успехи образованности, по мере их благодетельного влияния на права и обычаи народов, действовали и на усовершенствование системы налогов. Граждане начали освобождаться от угнетавшего их рабства, пользоваться в смысле более пространном правом собственности; налоги начали быть распределяемы и собираемы с большей справедливостью и платили с большей готовностью”***. 5

С момента же введения налогов государственной власти приходилось искать такие источники получения средств, чтобы граждане по возможности меньше замечали, что они уплачивают налоги, чтобы в процессе этой уплаты их добрая воля играла небольшую роль, чтобы эта уплата совершалась автоматически принудительно. Недаром и самое название финансов происходит от слова, которое обозначает хитрость, следовательно, это — наука о разного рода хитростях, остроумных способах по выдумыванию новых приемов извлечения денег из карманов подданных. К концу XIX в. с ростом политической жизни, с приобщением к ней более широких слоев населения, картина меняется, уже нет необходимости постоянно прибегать к таким хитростям, и старый принцип, применявшийся в финансовой политике прежнего времени: “курицу надо так щипать, чтобы она не кричала”, постепенно выходил из употребления.

Увеличение социальных расходов государства, в частности на образование и здравоохранение сделали более осязательной деятельность государства для рядового налогоплательщика. Народ стал охотнее платить налоги. Эта психологическая предпосылка и была использована для развития прямого подоходного обложения, которое основано на добровольном объявлении гражданами размера своих доходов. И.X. Озеров отмечет: “В настоящее время государственная власть уже может обращаться к гражданам открыто с предложением уделить известную часть своего дохода на общие нужды. В некоторых странах списки декларированных доходов публикуются во всеобщее сведение, и государственная власть тем самым прибегает к общественному контролю, правильно ли декларировали свой доход плательщики. Это важное приобретение - развитие морального чувства относительно уплаты налога в пользу государства”***. 6

В России это условие к началу XX в. отсутствовало ввиду необразованности русского народа. И.X. Озеров так пишет в связи с этим: “Насколько эта темнота вредно влияет на экономическую жизнь, можно судить по следующему факту: как-то вышла лубочная книжка под широковещательным заглавием: “Светопреставление 13 ноября 1899 г. по проф. Фальбу”. Книжка дозволена была цензурой, разошлась в большом количестве по деревням и селам, темная масса бросилась покупать ее. Один крестьянин Костыревской волости специально приезжал в Рославль за книжонкой. Не добившись ничего, он предлагал книгопродавцу 1 руб. на расходы. Во время ярмарки в Ржеве целые толпы народа добивались у книгопродавцев книги о конце мира. Всюду в народе шли разговоры о близком конце мира, и народ, читавший книжку, нисколько не сомневался в этом и готовился к смерти: шли молиться к святым местам, говели, постились, собирались “помереть по-христиански”. И вот как это отразилось на экономическом положении. В Харьковской губернии крестьяне, торговавшие скотом, решили остановить промысел. Они перебили всю скотину, чтобы потребить ее до кончины мира. Другие же не хотели убирать хлеб с полей и принялись за дело лишь благодаря участию посторонних лиц. Наконец, книгопродавцы Харькова были обязаны подпиской не продавать на рынок книжку”***.7

“У нас нет существенного условия для правильного существования подоходного обложения, это именно — сознания у плательщиков чувства долга выполнить свою податную обязанность”***.8

Третье условие введения подоходного обложения — развитие техники обложения, создание “института податных надсмотрщиков” (читай — налоговых инспекторов). Это сделало возможной довольно тщательную проверку налоговых деклараций и облегчило организацию прямого обложения.

Таким образом, взимание подоходного налога основано на декларациях плательщиков, которые получили всеобщее распространение в 20-е годы XX в. после проведения налоговых реформ в странах Европы и США. Вот как пишет М.Н. Соболев о декларации и ее функциональном назначении: “Плательщик получает от налоговых органов особый лист, в котором подробно ставятся вопросы, сколько дохода он получил за истекший год от каждого из источников дохода, затем он должен показать все расходы, связанные с ведением его хозяйства, и в конце подвести итог, сколько он получил за прошлый год чистого дохода. Заполненная декларация поступает к финансовому инспектору, который производит проверку показателей плательщика, обыкновенно в особой комиссии при участии представителей от плательщика. Эта комиссия рассматривает декларацию, проверяет различными способами ее сведения и либо утверждает, либо изменяет цифру дохода”***9 .

По мнению Ф.А. Менькова, декларация дает хорошие результаты только там, где существует суровый и действительный контроль, в странах же, в которых суровый и безжалостный контроль не мог быть организован, там декларации будут ложными, так как налогоплательщик всеми силами старается скрыть от фиска свою платежеспособность. В результате фиск лишится значительных сумм и будет нарушен принцип уравнительности в обложении. Ф.А. Меньков советует: “Чтобы избежать прискорбных результатов, необходимо дать финансовой администрации широкие полномочия для целей проверки и установить строгие наказания за ложные показания в налоговых декларациях”***10 . Эти рекомендации финансовой науки были положены в основу современной практики декларирования доходов.

 
Глава 2 .История развития подоходного налогообложения в России.

2.1 Развитие подоходного налогообложения в России до начала XX века

Первая своеобразная попытка ввести подоходное обложение в России относится к 1810 г. Когда война с Наполеоном истощила государственный бюджет и вызвала резкое падение курса бумажного рубля, обложены были помещики; обложение начиналось с 500 руб. дохода и прогрессивно повышалось до 10% чистого дохода. После окончания войны с Наполеоном, когда опасность миновала и военный энтузиазм помещичьего класса остыл, поступления стали быстро сокращаться и налог был отменен в 1820 г.

В течение всего XIX в. подоходное обложение отсутствовало. В конце столетия раздавались голоса в пользу его введения, и в министерстве финансов составлялись соответствующие проекты, но сопротивление имущих классов было настолько сильно, что эти проекты не были проведены в жизнь. Взамен подоходного налога в 1893 г. введен был некоторый суррогат его в виде квартирного налога. Города России и некоторые поселения, согласно особой росписи, были разделены на 5 классов, классы — на разряды по цене квартир.

В первом классе обложение начиналось с цены квартиры в 300 руб., во втором и далее с 225, 150, 120 и 60. Обложение прогрессировало от 1,67% до 10%. Некоторые признаки подоходности были и в этом налоге, но признать его подлинно подоходным, было нельзя. Внешний признак - цена занимаемой квартиры - далеко не всегда указывала на высоту дохода данного лица (семейный человек занимает более дорогую квартиру не потому, что его доход выше, а потому, что его семья больше). Помещик, занимающий в своем поместье огромный дом, вовсе не платит квартирного налога (он живет не в городе). Чиновник, занимающий казенную квартиру, облагается не по действительной ценности квартиры, а по окладу “квартирных денег”, присвоенных его должности (а эти оклады были несоразмерно малы). Православное духовенство было освобождено от уплаты налога независимо от цены занимаемой квартиры и т. д.

2.2 Развитие подоходного налогообложения XX веке 

Настоящий подоходный налог установлен был лишь 6 апреля 1916 г. под влиянием тех требований, которые в связи с мировой войной предъявлялись к бюджету. Общеподоходный налог был построен по прусскому образцу. Законом были установлены многочисленные вычеты из дохода: издержки получения дохода, взносы хозяев по страхованию рабочих, отчисления на амортизацию, убытки от порчи имущества (пожар и т. п.), проценты по долгам, пожертвования, страховые премии по страхованию жизни и на дожитие (не свыше 300 руб. в год) и т. д. Давались льготы по семейному положению при доходах до 4 тыс. руб. и по болезни при доходах до 6 тыс. руб. Промысловый налог на личные промысловые занятия и квартирный налог насчитывались при уплате подоходного и могли быть случаи, когда эти налоги полностью покрывали подоходную ставку, которая тогда и не вносилась. Ставки налога - прогрессивные (от 0,82% до 10%).

Однако России в то время не суждено было увидеть подоходного обложения: закон 6 апреля 1916 г. вступил в силу с 1917 г. Первые декларации должны были быть поданы к 1 марта 1917 г. Постановлением Временного Правительства от 12 июня 1917 года "О повышении окладов государственного подоходного налога" было установлено, что доход, не превышающий одной тысячи рублей, освобождается от обложения указанным налогом. Была разработана очень подробная ведомость доходов и окладов налога из 89 разрядов, включавшая в себя доходы от одной тысячи рублей до 400 тысяч рублей. Низшая ставка зафиксированной в ведомости суммы налога составляла 1 процент, высшая - 33 процента. Доход, превышавший четыреста тысяч рублей, облагался в размере ста двадцати тысяч рублей с прибавлением к этой сумме по три тысячи пятьдесят рублей на каждые полные десять тысяч рублей сверх четырехсот тысяч рублей. В 1917 году плательщики обязаны были, не дожидаясь получения окладных листов, внести не позже 1-го августа в территориальные казначейства или специальные кассы половину суммы подоходного налога, причитавшегося с дохода, показанного в их заявлениях. По получении же окладного листа им предписывалось довнести недоплаченную сумму налога не позже 2-го октября. Плательщики, не подавшие заявлений, должны были внести исчисленные с них суммы подоходного налога единовременно и полностью не позже 2-го октября.

Принятием данного нормативного акта Временное Правительство пыталось адаптировать к финансовой конъюнктуре 1917 года закон о подоходном налоге, установленный еще царской администрацией в начале 1916 года и получивший одобрение как в Государственной Думе, так и в Государственном Совете. Введением подоходного налога царское правительство признало то, что отрицало многократно: война не препятствует финансовым (как, впрочем, и другим) реформам. Наоборот, в периоды национального подъема преодолевается рутина и ослабевает сопротивление консервативной части общества, препятствующей политическому прогрессу и оздоровлению страны. Подоходный налог призван был стать первым шагом и необходимым условием дальнейших податных реформ.

Как царское, так и Временное Правительство понимали, что реформа реальных налогов, замена их неимущественными немыслима без введения подоходного налога.

Декларации к 1 марта  были поданы, но произошла революция, и первые поступления подоходного налога имели место уже в советской России в соответствии с декретом 16 ноября 1922 г.  Первоначальная его структура оказалась неприемлемой по ряду причин,  так Положение 1922 года о подоходном налоге не предусматривало обложения данным налогом заработной платы рабочих и служащих, а также доходов государственных и кооперативных предприятий. На доходы этих видов распространялись особые правила обложения  поэтому правительство уже Советского Союза издало новый декрет от 12 ноября 1923 г. о подоходно-поимущественном налоге с некоторым упрощением строения этого налога. Эта система обложения представляла собой двухступенчатый налог. На первой ступени взимался основной подоходный налог (или так называемый классный налог), который зависел от вида доходов (от личного труда по найму, от личного труда не по найму, нетрудовые доходы) и от профессии налогоплательщика. Для уплаты налога устанавливались твердые ставки, которые дифференцировались в зависимости от источников доходов и их (источников) местонахождения. Не облагаемый минимум существовал по классному налогу только для рабочих и служащих с заработком до 75 руб. в месяц. Классный налог дополнился прогрессивным подоходным обложением (второй ступени), взимаемым с совокупного дохода от всех источников с зачетом уплаченных ранее сумм классного налога. Все группы налогоплательщиков (кроме рабочих и служащих) при наличии у них имущества, не являющегося предметом промысла и предметом личной домашней обстановки, должны были уплачивать дополнительный поимущественный налог. Подоходный налог в 1923 г. был распространен также и на доходы государственных и кооперативных предприятий. Фактически этот налог представлял собой налог на доходы граждан, а также частных юридических лиц. Его ставка варьировались от 0,83 до 15% в зависимости от объема доходов.

В конце 1924 г. был разработан новый проект подоходного налога с учетом тех затруднений и недостатков, которые обнаружились за истекший год его применения

Подоходный налог не представлял собой законченного типа западно-европейского образца. Советской власти приходилось считаться с отсталостью хозяйственных форм, с большим процентом неграмотных, с распространенностью хозяйств полунатурального типа и хозяйств, которые не имели никакого учета доходов и расходов и потому не могли даже для себя установить величину получаемого чистого дохода. Поэтому в СССР система подоходного налога сочетала классный налог для упрощенных типов хозяйств и подоходный - для экономически более развитых хозяйств.

Налоговая реформа 1930-1932 г.г. положила конец налоговой системе периода НЭПа. Среди налогов, взимаемых с граждан, наибольшее значение имел подоходный налог с населения. 

В 1941 - 1960 гг. происходит частичное восстановление налоговой системы, что было связано с необходимостью мобилизации ресурсов во время Великой Отечественной войны и в период восстановления народного хозяйства. За 1941-1945 годы расходы Государственного бюджета СССР составили один триллион 146,8 миллиардов рублей, из которых чуть более половины - 50,8 процента составили непосредственно военные расходы. Что бы тратить, надо иметь. В предвоенный период система доходов бюджета основывалась на отчислениях от доходов предприятий и организаций. Оккупация значительной части страны, широкомасштабная эвакуация предприятий существенно подорвали этот источник. Потребовались новые дополнительные источники средств. И они были найдены. В создавшейся ситуации сразу выявился один резерв - население, на которое значительно возросли налоговые нагрузки, появились способы как добровольного, так и в определенной степени принудительного изъятия денежных средств и материальных ценностей.

 Уже 3 июля 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР были введены временные надбавки к сельскохозяйственному и подоходному налогу с населения. Хозяйствам колхозников и единоличников, в составе которых имелся один военнослужащий, размер надбавки понижался на 50 процентов. Если в хозяйстве имелось два и более военнослужащих, оно освобождалось от надбавки к сельхозналогу полностью. Размер надбавки к подоходному налогу с населения дифференцировался в зависимости от месячного заработка рабочих и служащих, а также от категорий плательщиков. Различались такие категории, как рабочие, служащие и приравненные к ним лица или прочие плательщики налога. Впрочем, надбавки к этим налогам были через полгода отменены в связи с введением с 1 января 1942 года военного налога. К его уплате привлекались все граждане, достигшие 18 лет. Ставки военного налога были отличались по категориям налогоплательщиков. Рабочие и служащие и приравненные к ним по обложению подоходным налогом лица уплачивали военный налог в твердой сумме с учетом годового заработка. При заработке в 2400 рублей платилось 180 рублей в год, до 4800 - 360 рублей, колхозники и единоличники платили от 150 до 600 рублей с каждого члена хозяйства. Граждане, не имеющие самостоятельного дохода, уплачивали военный налог в размере 100 рублей. Что бы лучше представить размер налогов того времени, отметим, что среднемесячная зарплата рабочих по предприятиям промышленности составляла в 1944 году 573 рубля, инженерно-промышленного персонала - 1209 рублей. Но между отраслями с максимальной и минимальной оплатой труда разрыв в оплате труда увеличился в конце войны в три раза.

Информация о работе Эволюция системы подоходного налогообложения в России