Контроль органов налоговой службы за правильностью исчисления и уплаты налогов с юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 16:34, отчет по практике

Описание работы

Целью данной работы является изучение механизма применения действующих форм и методов налогового контроля, органов налоговой службы за правильностью исчисления и уплаты налогов с юридических лиц.
Задачи работы:
Изучить историко- теоретические аспекты налогового контроля в РФ;
Рассмотреть организацию контроля за исчислением и полнотой перечисления налогов с юридических лиц;
Выработать направления совершенствования процедуры налогового контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов с юридических лиц.

Работа содержит 1 файл

423 налоги.doc

— 487.50 Кб (Скачать)

 

1.3. Формы, методы и виды налогового  контроля

 

     Налоговый контроль использует разнообразные формы практической организации для наиболее эффективного выполнения стоящих перед ним задач. Форма налогового контроля выражает содержание контрольного процесса. Выбор конкретной формы зависит от уровня развития налоговой системы и организации налогового контроля, а также от решений субъекта контроля, принимаемых исходя из конкретной практической ситуации и конечных целей контрольной работы.

     Форма налогового контроля может быть предварительной, текущей и последующей6. Предварительный контроль связан с работой по разъяснению налогового законодательства, сбору, обработке и анализу широкой информации о налогоплательщиках на стадии планирования налоговых проверок для принятия оптимальных решений. Это определяет его значение для качественного проведения контрольных действий. Предварительный анализ позволяет разделить совокупность лиц, подлежащих проверке, на тех, которые имеют невысокую вероятность риска налоговых нарушений, и тех, которые могут совершать налоговые ошибки и нарушения с высокой степенью вероятности. Такое разграничение контроля на «группы риска» позволяет обеспечить максимальное количество выявленных нарушений и произведенных доначислений на один час рабочего времени инспекторского состава.

     Текущий контроль носит оперативный характер, является частью регулярной работы и представляет собой проверку, проводимую в отчетном периоде для оценки правильности отражения различных операций и достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности, представляемых в налоговые органы плательщиком. Последующий контроль реализуется путем проведения налоговых проверок по окончании определенного отчетного периода.

     На  практике необходимо добиваться сочетания  предварительного, текущего и последующего форм контроля, которые между собой  тесно взаимосвязаны. В России в настоящее время преобладает последующий контроль. Широкое применение этой формы контроля вызвано недостаточным уровнем информированности налоговых органов, правовым нигилизмом налогоплательщиков и одновременно недостаточной работой с ними. По мере развития налогового контроля будет возрастать роль предварительного и текущего контроля, связанного с работой по разъяснению налогового законодательства, сбору, обработке и анализу широкой информации о налогоплательщиках, на основании которой будут осуществляться выборочные проверки налогоплательщиков.

     Налоговый контроль может осуществляться с использованием различных методов, таких как наблюдение, проверка, обследование, анализ и ревизия7. Наблюдение предполагает общее ознакомление с состоянием избранного объекта налогового контроля. В качестве примера можно привести налоговые посты на предприятиях, производящих этиловый спирт, наличие специальных и акцизных марок на соответствующую продукцию, реализуемую торговыми предприятиями и т.д.

     Проверка  касается основных вопросов финансовой деятельности и проводится в налоговой инспекции (камеральная проверка) или на месте (выездная проверка) для выявления фактов нарушений налоговой дисциплины и устранения их последствий. Камеральные налоговые проверки могут проводиться в отношении всех налогоплательщиков. Выездные налоговые проверки могут проводиться в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей.8

     Камеральная проверка предполагает сопоставление  заявленных в налоговой отчетности и декларации сведений с материалами о деятельности налогоплательщика при представлении их в налоговый орган. Камеральная проверка налоговой отчетности юридических лиц связана в настоящее время с действующим порядком представления в налоговый орган квартального и годового бухгалтерских балансов.

     Выездная  налоговая проверка (проверка с выходом на объект контроля) проводится с использованием документов первичного бухгалтерского учета и других учетных материалов, подтверждающих получение доходов, обоснованность списания расходов, полноту уплаты налогов и др. Она характеризуется более высокой объективностью изучения полноты и правильности налоговых расчетов, сопоставлением их с данными первичных документов, аналитическим и синтетическим учетом, бухгалтерской отчетностью. Выездная проверка, таким образом, является основным методом налогового контроля 

 

ГДАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ИСЧИСЛЕНИЕМ И ПОЛНОТОЙ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ НАЛОГОВ  С ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

 
 

    2.1.Общие  положения налогового контроля  на территории г. Тюмени 

    Качественное налоговое администрирование является одним из условий эффективного функционирования налоговой системы и экономики государства.

    В соответствии с НК РФ налоговые органы проводят следующие виды налоговых  проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:

    1) камеральные налоговые проверки;

    2) выездные налоговые проверки.

    Целью камеральной и выездной налоговых  проверок является контроль за соблюдением  налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах9.

    Камеральная налоговая проверка в соответствии со ст 88. НК РФ проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых  деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а  также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

    При проведении камеральных налоговых  проверок налоговые органы вправе также  истребовать в установленном  порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы. При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.

    Следующим  методом осуществления налогового контроля является выездная налоговая  проверка (ст. 89 НК РФ)

    В отличи от камеральной налоговой проверки выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа. Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, если иное не предусмотрено НК РФ пунктом.

    Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала  или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного  подразделения10.

    Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

  • полное и сокращенное наименования либо фамилию, имя, отчество налогоплательщика;
  • предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
  • периоды, за которые проводится проверка;
  • должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки11.

    В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять  деятельность филиалов и представительств налогоплательщика. Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов12.

    Срок  проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

    1) истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ;

    2) получения информации от иностранных  государственных органов в рамках  международных договоров Российской  Федерации;

    3) проведения экспертиз;

    4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке13.

    Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика  может проводиться:

    1) вышестоящим налоговым органом  - в порядке контроля за деятельностью  налогового органа, проводившего  проверку;

    2) налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация14.

    Для анализа эффективности   проведения  выездных налоговых проверок в  рамках курсового проекта будут проанализированы  итоговые  значения  проведения налогового контроля за 2007-2009гг  ИФНС №2 г. Тюмени, ИФНС №3 г. Тюмени и ИФНС №4 г. Тюмени

    Инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по г. Тюмени является структурообразующей  единицей УФНС по г. Тюмени, по состоянию на 01 января 2010г на учете в Инспекции состоит 5902 налогоплательщика (из них 4131 налогоплательщика физические лица, а 1771 налогоплательщика юридические лица).

    Инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по г. Тюмени является структурообразующей единицей УФНС по г. Тюмени, по состоянию на 01 января 2010г на учете в Инспекции состоит 6923 налогоплательщика (из них 4846 налогоплательщика физические лица, а 2077 налогоплательщика юридические лица).

    Инспекция Федеральной налоговой службы №4 по г. Тюмени является структурообразующей единицей УФНС по г. Тюмени. Осуществляет деятельность налогового контроля на территории калининского административного округа.

    Сравнительная характеристика о количестве налогоплательщиков  представлена в таблице 2.1

    Таблица 2.1

    Данные  о  количестве налогоплательщиков стоящих 

    на  налоговом учете, 2007-2009гг

Наименование  показателя ИФНС  №2 ИФНС  № 3 ИФНС  № 4
2007г 2008г 2009г 2007г 2008г 2009г 2007г 2008г 2009г
Количество  налогоплатель-щиков  всего: 4562 5195 5902 5002 6342 6923 5901 6324 6685
из  них:                  
Юридических лиц 3193 3637 4131 3501 4439 4846 4131 4427 4680

Информация о работе Контроль органов налоговой службы за правильностью исчисления и уплаты налогов с юридических лиц