Косвенное налогообложение, его роль в формировании доходов бюджетной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Главной целью курсовой работы является определение роли косвенного налогообложения в формировании доходов Федерального бюджета РФ.
Цель работы достигается посредством решения следующих задач:
- изучить теоретический материал по данной теме;
- рассмотреть понятие и сущность косвенного налогообложения;
- охарактеризовать основные косвенные налоги в РФ;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Косвенное налогообложение, его роль в формировании доходов бюджетной системы. 4
1.1. Понятие и сущность косвенного налогообложения 4
1.2. Налог на добавленную стоимость 8
1.3. Акцизы 15
1.4. Таможенные пошлины……………………………………………………...19
Глава 2. Место косвенных налогов в доходах федерального бюджета РФ…..26
2.1. Прогноз поступления косвенных налогов на 2012 г……………………...26
2.2. Основные направления совершенствования косвенного налогообложения в РФ. 29
Заключение 33
Список литературы 35

Работа содержит 1 файл

Курсовая Губанов_Final.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

Ставки акцизов являются едиными для всей территории Российской Федерации и подразделяются на виды (ст. 193 НК РФ):

  • в процентах к стоимости товаров по отпускным ценам без учета акцизов – адвалорный ставки (согласно ст. 193 НК адвалорные ставки применяются при обложении ювелирных изделий и природного газа);
  • твердые (специфические) ставки в рублях за единицу измерения;
  • ставки авансового платежа в форме приобретения марок акцизного сбора по отдельным видам подакцизных товаров.

При применении адвалорных налоговых ставок возможны два варианта:

  • как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен, указанных сторонами сделки;
  • как стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии – исходя из рыночных цен.

Налоговая база по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные налоговые ставки, определяется только в следующих ситуациях:

  • при их реализации на безвозмездной основе;
  • при совершении товарообменных (бартерных) операций;
  • при передаче подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации;
  • при передаче подакцизных товаров при натуральной оплате труда.

При применении того или  иного механизма определения  налоговой базы из нее исключаются  акцизы и НДС.

Законодательством предусмотрено освобождение от налогообложения акцизами некоторых операций:

  • передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации;
  • реализации денатурированного этилового спирта из всех видов сырья в пределах выделенных квот и по специальным разрешениям;
  • реализации подакцизных товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта за пределы территории РФ;
  • реализации спиртосодержащей продукции при наличии заключения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти о том, что для ее производства использован только денатурированный спирт.
  • и т.д. (в статье 183 НК РФ указан полный перечень операций, не подлежащих обложению акцизами).

При реализации подакцизной  продукции налогоплательщик обязан предъявить сумму налога покупателю. В расчетных документах, в том  числе в реестрах чеков и аккредитивов, первичных учетных документах, счетах-фактурах, сумма акциза выделяется отдельной  строкой за исключением случаев реализации подакцизной продукции за пределами территории Российской Федерации и при реализации нефтепродуктов лицам, не имеющим свидетельства.

При уплате акцизов налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога, подлежащую перечислению в бюджеты, на некоторые вычеты.

Вычетам подлежат суммы  налога (ст. 200 НК РФ):

  • уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров либо при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации, выпущенных в свободное обращение, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров;
  • уплаченных собственниками давальческого сырья (материалов), являющихся подакцизными, при его приобретении либо уплаченные им при ввозе этого сырья (материалов) на таможенную территории РФ, выпущенного в свободное обращение, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные собственником этого давальческого сырья (материалов) при его производстве;
  • уплаченные на территории РФ по этиловому спирту, произведенного из пищевого сырья, использованному для производства виноматериалов, в дальнейшем использованных для производства алкогольной продукции;
  • уплаченные налогоплательщиком в случае возврата покупателем подакцизных товаров (в том числе возврата в течение гарантийного срока) или отказа от них;
  • суммы авансового платежа, уплаченные при приобретении акцизных марок, по подакцизным товарам, подлежащим обязательной маркировке.1

Уплата акциза при  реализации подакцизных товаров  производится исходя из фактической  реализации за истекший налоговый период не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным месяцем. Сроки уплаты акцизов по бензину, алкогольной продукции, минеральному сырью несколько отличаются от общего правила.

 

1.4. Таможенные пошлины

Таможенная пошлина  – это одна из разновидностей косвенных налогов, которой облагается внешнеторговый оборот товаров в силу факта перемещения товаров через таможенную границу. Под таможенной пошлиной понимается "платеж, взимаемый таможенными органами Российской Федерации при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза".

Таможенной пошлиной облагается не весь внешнеторговый оборот. Отдельные товары, в зависимости  от их вида, происхождения, заявленного таможенного режима и т. д., освобождаются от уплаты таможенной пошлины. Однако если конкретный товар в соответствии с нормами таможенно-тарифного законодательства подлежит обложению таможенной пошлиной, он может быть перемещен через таможенную границу только после уплаты причитающихся таможенных платежей.

Таможенная пошлина  обладает всеми основными налоговыми характеристиками:

  1. Уплата таможенной пошлины носит обязательный характер и обеспечивается государственно-властным принуждением.
  2. Таможенная пошлина не представляет собой плату за оказанные услуги и взыскивается без встречного удовлетворения.
  3. Поступления от уплаты таможенных пошлин не предназначены для финансирования конкретных государственных расходов.

Правовое регулирование  таможенно-тарифных отношений носит односторонний характер и исключает возможность субъектов таможенно-тарифных правоотношений договариваться по вопросам размера, оснований, сроков и других аспектов налогообложения.

Принципу одностороннего установления таможенных пошлин не противоречит практика заключения между государством и предпринимателем так называемых налоговых договоров. Предметом подобных соглашений является предоставление налоговых (в нашем случае таможенных) льгот с целью стимулирования участия частных предпринимателей в осуществлении государственных социально-экономических планов и программ.

Таможенной пошлине  присущи все основные элементы налога. Субъектом обложения таможенной пошлиной (налогоплательщиком) является декларант - лицо, заявляющее таможне  от собственного имени перемещаемые через границу товары и транспортные средства. Декларантом может быть как лицо, непосредственно перемещающее товары, так и таможенный брокер (посредник). Объектом обложения таможенной пошлиной может быть таможенная стоимость, количественные показатели перемещаемых через таможенную границу товаров либо и то и другое одновременно.

Следующим элементом  налога является ставка. В соответствии с Законом о таможенном тарифе (ст. 3) ставки таможенных пошлин в пределах, установленных данным Законом, определяются Правительством Российской Федерации. Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о таможенном тарифе. Ставки ввозных таможенных пошлин применяются дифференцированно в зависимости от страны происхождения товара. Если товар происходит из страны, в торгово-политических отношениях России с которой действует режим наибольшего благоприятствования (РНБ), применяются ставки ввозных пошлин, установленные Правительством Российской Федерации. В отношении товаров, происходящих из государств, с которыми Россия не заключила договор о предоставлении РНБ, установленные Правительством РФ ставки удваиваются, за исключением случаев предоставления Российской Федерацией тарифных преференций. Ставки ввозных таможенных пошлин уменьшаются вдвое при обложении товаров, происходящих из развивающихся стран, которые являются пользователями национальной системой преференций Российской Федерации. Перечень таких стран утвержден постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 года № 1057. В отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран - пользователей национальной системой преференций Российской Федерации, ввозные таможенные пошлины вообще не применяются. Не облагаются ввозными таможенными пошлинами и товары, происходящие из государств - бывших республик СССР, с которыми Россия заключила двусторонние соглашения о свободной торговле. Сейчас такими государствами являются Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и Украина.

При перемещении через  таможенную границу Российской Федерации  и в других случаях, установленных  Таможенным Кодексом, уплачиваются следующие таможенные платежи:

1) таможенная пошлина;

2) налог на добавленную  стоимость;

3) акцизы;

4) сборы за выдачу  лицензий таможенными органами  Российской Федерации и возобновление  действия лицензий;

5) сборы за выдачу  квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;

6) таможенные сборы  за таможенное оформление;

7) таможенные сборы  за хранение товаров;

8) таможенные сборы  за таможенное сопровождение  товаров;

9) плата за информирование и консультирование;

10) плата за принятие  предварительного решения;

11) плата за участие  в таможенных аукционах.

Таможенные пошлины  могут классифицироваться по различным  критериям. По объекту взимания различают  ввозные (импортные) и вывозные (экспортные) пошлины.

Ввозные пошлины выполняют  протекционистскую функцию, защищая  внутренний рынок от иностранных  конкурентов. Действие ввозных пошлин не ограничивается только удорожанием  импортных товаров. Они дают возможность  повышать внутренние цены на отечественные товары до уровня мировых цен, увеличенных на размер таможенных платежей.

По способу взимания таможенные пошлины делятся на адвалорные, специфические и комбинированные.

Ставка адвалорных пошлин (ad valorem) устанавливается в процентах  к таможенной стоимости облагаемых товаров. В настоящее время значительное число стран перешло к взиманию адвалорных пошлин. Величина поступлений в бюджет от взимания адвалорных пошлин находится в зависимости от колебаний конъюнктуры товарного рынка.

Специфические пошлины взимают с веса, объема, штуки товара. Специфическими пошлинами являются таможенные пошлины, "начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров". Таким образом, размеры специфических пошлин не зависят от товарных цен.

Комбинированные, или смешанные, пошлины сочетают в себе адвалорный и специфический принципы обложения.

Другим критерием классификации  таможенных пошлин является способ их введения. Автономные пошлины устанавливаются  государством самостоятельно, безотносительно  к каким-либо торговым обязательствам перед другой страной. С активизацией в последние десятилетия многосторонней торговой дипломатии таможенные пошлины, как правило, являются результатом соответствующих международных соглашений. Такие пошлины называются договорными, или конвенционными.

В целях оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Правительство Российской Федерации устанавливает сезонные пошлины. Срок действия сезонных пошлин не может превышать шести месяцев  в году. При обложении товара сезонной пошлиной ставки, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются.

Отдельную группу образуют так называемые особые виды пошлин, временно применяемые к ввозимым товарам "в целях защиты экономических  интересов Российской Федерации".

Особыми видами являются специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины. Специальные пошлины применяются в двух основных случаях:

1) в качестве защитной  меры, если товары ввозятся на  таможенную территорию Российской  Федерации в количествах и  на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров;

2) в качестве ответной  меры на дискриминационные и  иные действия, ущемляющие интересы  России, со стороны других государств.

Специальная пошлина  во втором случае нередко называется реторсионной. Под реторсиями в международном праве понимаются не связанные с использованием вооруженных сил правомерные принудительные меры, применяемые государством в ответ на нанесший ему моральный или материальный ущерб недружественный, но не нарушающий норм международного права акт другого государства. Цель применения реторсионных пошлин - прекращение недружелюбных действий со стороны другого государства и предотвращение их в будущем.

Антидемпинговые пошлины  применяются в случаях ввоза на российскую таможенную территорию товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент осуществления импортной операции, если ввоз таких товаров наносит или угрожает нанести материальный ущерб российским производителям подобных товаров либо препятствует организации производства подобных товаров в России.

Определяя компенсационную  пошлину, российское таможенное законодательство учло опыт, накопленный международной  практикой тарифного регулирования, и четко определило сущностную характеристику компенсационной пошлины, позволяющую отличать ее от антидемпинговой пошлины: "Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, при производстве и вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Российской Федерации" (ст. 10 Закона о таможенном тарифе). Таким образом, компенсационная пошлина представляет собой инструмент борьбы с негативным влиянием на российскую экономику ввоза иностранных товаров, субсидируемых в стране-экспортере прямо (инвестиционные субсидии) или косвенно (применение системы дифференцированных налоговых ставок, ускоренная амортизация, кредитование экспортеров на льготных условиях и т. д.).

Информация о работе Косвенное налогообложение, его роль в формировании доходов бюджетной системы