Косвенное налогообложение, его роль в формировании доходов бюджетной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Главной целью курсовой работы является определение роли косвенного налогообложения в формировании доходов Федерального бюджета РФ.
Цель работы достигается посредством решения следующих задач:
- изучить теоретический материал по данной теме;
- рассмотреть понятие и сущность косвенного налогообложения;
- охарактеризовать основные косвенные налоги в РФ;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Косвенное налогообложение, его роль в формировании доходов бюджетной системы. 4
1.1. Понятие и сущность косвенного налогообложения 4
1.2. Налог на добавленную стоимость 8
1.3. Акцизы 15
1.4. Таможенные пошлины……………………………………………………...19
Глава 2. Место косвенных налогов в доходах федерального бюджета РФ…..26
2.1. Прогноз поступления косвенных налогов на 2012 г……………………...26
2.2. Основные направления совершенствования косвенного налогообложения в РФ. 29
Заключение 33
Список литературы 35

Работа содержит 1 файл

Курсовая Губанов_Final.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

 

Глава 2. Место косвенных налогов в доходах федерального бюджета РФ.

  • 2.1. Прогноз поступления косвенных налогов на 2012 г.

                                                                                                                                               

Доходы федерального бюджета от уплаты налога на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, на 2012 год прогнозируются в сумме 1 870 088,3 млн. рублей. Расчет налога осуществлен на основе прогнозируемых макроэкономических показателей (ВВП, объемов импорта и экспорта, курса доллара США по отношению к рублю) и оценки налоговой базы за 2011 год.

Общая сумма поступления  акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, в федеральный  бюджет на 2012 год прогнозируется в размере 348 309,2 млн. рублей.

Поступление акцизов  на спирт этиловый из всех видов сырья и спирт коньячный в федеральный бюджет прогнозируется в сумме 352,4 млн. рублей.

Поступление акцизов  на табачную продукцию прогнозируется в сумме 189 339,5 млн. рублей которые в полном объеме подлежат зачислению в доход федерального бюджета.

Поступление акцизов  на автомобили легковые и мотоциклы  в федеральный бюджет прогнозируется в сумме 12 011,1 млн. рублей.

Поступление акцизов  на нефтепродукты в федеральный  бюджет прогнозируется в сумме 90 259,1 млн. рублей, в том числе на автомобильный бензин – 57 932,1 млн. рублей, дизельное топливо – 28 920,0 млн. рублей, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей – 977,6 млн. рублей, прямогонный бензин – 2 429,4 млн. рублей.

Поступление акцизов  на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов в федеральный бюджет прогнозируется в сумме 56 347,2 млн. рублей (0,10% к ВВП).

Поступление акцизов  по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет на 2012 год прогнозируется на 121 865,2 млн. рублей или на 53,8% больше суммы акцизов по уточненной оценке за 2011 год.

На увеличение прогнозируемых сумм поступления акцизов оказывают  влияние:

  • индексация ставок акцизов на табачную продукцию – на 42 953,6 млн. рублей, нефтепродукты – на 32 060,6 млн. рублей, автомобили легковые и мотоциклы – на 995,7 млн. рублей, спирт из всех видов сырья – на 53,8 млн. рублей;
  • зачисление в федеральный бюджет доходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов по нормативу 60 процентов с учетом индексации ставок акцизов – на 56 347,2 млн. рублей;
  • рост облагаемых объемов реализации: табачной продукции – на 9 591,0 млн. рублей, нефтепродуктов – на 4 307,6 млн. рублей, автомобилей легковых и мотоциклов – на 2 814,7 млн. рублей, спирта этилового из всех видов сырья – на 139,2 млн. рублей;
  • увеличение средней розничной цены на сигареты с фильтром – на 4 928,6 млн. рублей.

На уменьшение прогнозируемых сумм поступления акцизов оказывают влияние:

  • снижение норматива зачисления акцизов на нефтепродукты в федеральный бюджет с 30% в 2011 году до 23% в 2012 году – на 31 064,8 млн. рублей;
  • применение нулевой ставки акциза на спирт из пищевого сырья при отгрузке его производителям алкогольной, спиртосодержащей, парфюмерно-косметической продукции и лекарственных средств (в 2011 году нулевая ставка акциза применялась с 1 августа) – на 1 262,0 млн. рублей.

Поступление налога на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), ввозимые на территорию Российской Федерации, в федеральный бюджет на 2012 год прогнозируется в сумме 1 818 704,5 млн. рублей.

По сравнению с уточненной оценкой за 2011 год прогнозируется увеличение поступления налога на 302 931,9 млн. рублей или на 20,0% в результате роста объема импорта (на 270 194,2 млн. рублей), повышения прогнозируемого курса доллара США по отношению к рублю (на 5 737,7 млн. рублей) и улучшения администрирования (27 000,0 млн. рублей).

Поступление акцизов  по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации, в федеральный бюджет на 2012 год прогнозируется в сумме 55 554,5 млн. рублей.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Основные направления совершенствования косвенного налогообложения в РФ.

 

Налоговая система России в настоящее  время находится на завершающем этапе своего реформирования.

Важнейшим результатом  проводимой налоговой реформы является заметное снижение налоговой нагрузки на экономику, это стало одним  из главных факторов поддержания  экономического роста. В последние  годы принимались и вступали в силу решения, которые предусматривали существенное снижение налогового бремени: отменены «оборотные налоги», с 20 до 18% была снижена основная ставка НДС и отменен налог с продаж. Начиная с 2006г. в связи с вступлением в силу важных поправок в систему применения НДС, направленных на стимулирование инвестиционной активности, произошло дальнейшее заметное снижение налоговой нагрузки на экономику.

Можно отметить, что по размеру налоговых ставок основных налогов Российскую Федерацию можно  отнести к странам с наиболее низким уровнем налогообложения.

При этом, несмотря на снижение налоговой нагрузки за годы налоговой  реформы, удалось обеспечить стабильный рост налоговых и иных обязательных платежей, которые заметно выросли  в реальном выражении с 2453,0 млрд. руб. в 2000г. до 8 965,7 млрд. руб. в 2008г.

В соответствии с Федеральным  законом от 22 июля 2005г. № 119-ФЗ с 1 января 2007г. осуществляется переход от разрешительного к заявительному порядку возмещения НДС, уплаченного по материальным ресурсам экспортерами, что обеспечивает существенную дополнительную экономию их средств. Проблема с возвратом этого налога является одной из самых острых. На начало 2007г. накопленная задолженность налоговиков по возмещению НДС достигла 197 млрд. руб., с введением нового порядка планируется сократить ее до 140 млрд. руб., а в дальнейшем предполагается сократить до минимума.

При этом отменяется отдельная  декларация по нулевой ставке НДС  и вступает в силу новый порядок  вычета этого налога при осуществлении  экспортных операций, согласно которому налогоплательщики получают право предъявить к вычету налог, уплаченный при приобретении материальных ресурсов для производства экспортируемой продукции, на основании общей декларации (при наличии необходимых документов, подтверждающих факт экспорта). Это позволит решить существующую в настоящее время и вызывающую многочисленные упреки налогоплательщиков проблему систематической задержки в возмещении экспортерам сумм налога, уплаченным при производстве (приобретении) экспортируемой продукции.

В соответствии с Федеральным  законом от 22 июля 2005г. № 119-ФЗ с 2006г. вступили в действие такие важные нормы, касающиеся НДС, как переход  на обязательное определение даты возникновения  обязанности по уплате этого налога всеми налогоплательщиками по методу начисления, принятие к вычету налога по объектам капитального строительства по мере осуществления затрат до завершения строительства, освобождение от налогообложения при определенных условиях авансовых платежей и некоторые другие.

 В условиях, когда используются различные способы уклонения от уплаты НДС и его незаконного возмещения особое внимание должно быть уделено улучшению налогового администрирования и созданию системы управления рисками.

Один из возможных  способов решения этой проблемы – введение обязательности выделения в платежных поручениях отдельной строки «НДС – платеж» с передачей банками информации о суммах и контрагентов расчетов налоговыми органами. Решению этого вопроса должно также способствовать то, что в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005г. №119-ФЗ начиная с 2007г. введена норма об обязательном перечислении НДС денежными средствами с оформлением отдельных платежей поручений в случаях осуществления товарообменных операций, при зачетах взаимных требований, а также при использовании в расчетах за реализуемые товары (работы, услуги) ценных бумаг.

 Кроме того, решению  проблемы неправомерного возмещения  НДС путем применения «фирм-однодневок»  должны способствовать изменения  в законодательстве, регулирующие  регистрацию организаций, а также повышение требований к вновь создаваемым хозяйствующим субъектам.

В 2005г. были реализованы  важные решения, касающиеся механизма  функционирования акцизов. В частности, с 1 января 2006г. был отменен не оправдавший  себя налоговый режим акцизного склада в отношении алкогольной продукции и исключены из числа налогоплательщиков акцизов акцизные склады оптовой организации. При этом через бюджетные механизмы было обеспечено сохранение распределения сумм акцизов по алкогольной продукции по территории РФ, сложившееся в условиях действия акцизных складов. Было также отменено освобождение от акциза денатурированного спирта.

В целях пресечения факторов производства фальсифицированного  автомобильного бензина была установлена  налоговая ставка по прямогонному бензину на уровне действующей для низкооктанового бензина.

В 2008 году введен в действие технический регламент "О требованиях  к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту". В связи с этим в Налоговый кодекс планируется внести изменения, предусматривающие дифференциацию ставок акцизов на моторное топливо с целью установления более низких ставок акцизов на более качественное и экологически безопасное моторное топливо. Это должно стать дополнительным стимулом для расширения объемов производства на территории страны высококачественного топлива, отвечающего европейским стандартам, объем производства, которого в настоящее время незначителен. Дифференциация ставок акцизов будет производиться при соблюдении условия об отсутствии потерь бюджетов бюджетной системы в результате такой дифференциации по сравнению с вариантом индексации акцизов без дифференциации.

В отношении акцизов на алкогольную продукцию возможно лишь внесение некоторых уточнений, связанных с отладкой введенного с 2006г. нового механизма контроля за оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Что касается акцизов на табачную продукцию, то следует сохранить существующую систему комбинированных ставок по сигаретам. Отчетные данные о суммах поступлений акцизов по сигаретам свидетельствуют о том, что введение таких ставок в целом не привело к снижению поступлений акцизов в доход бюджета. В целях сокращения потерь доходов бюджета от непоступления акцизов из-за занижения отпускных цен на сигареты и папиросы с 1 января 2007 г. адвалорная составляющая ставки акциза на сигареты и папиросы установлена в процентах от максимальной розничной цены, декларируемой налогоплательщиками. 
       Индексацию прочих специфических ставок акцизов (за исключением акцизов на моторное топливо) предполагается осуществлять пропорционально прогнозируемым темпам роста потребительских цен.

Что касается индексации акцизных ставок на нефтепродукты, то для нее разработана схема: повышение будет происходить на один рубль в расчете на один литр к действующим ставкам 2011 года, на 6% и на один рубль на один литр с 2012 года, на 5,4% и на один рубль на один литр с 2013 года.

 

Заключение

 

В данной курсовой работе рассмотрена тема «Косвенное налогообложение и формирование доходов в бюджетной системе РФ», в частности был рассмотрен Федеральный бюджет РФ.

Был рассмотрен вопрос о  роли косвенного налогообложения в  формировании доходов Федерального бюджета РФ. Из изложенного можно  сделать вывод, что роль косвенных налогов очень велика. Косвенные налоги включаются в цену товара в виде надбавки, что позволяет добавить часть доходов в бюджетную систему РФ, ушедших от прямого налогообложения. Косвенное налогообложение обеспечивает устойчивость доходной базы государства, особенно в условиях высоких темпов инфляции, т.к. поступления в бюджет напрямую не связано с хозяйственной деятельностью организации.

Большую часть налогов, поступающих в бюджет РФ составили косвенные налоги, в основном это НДС и налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции, т.к. в России большую роль играет реализация импортных товаров.

Нестабильность налоговой  системы на сегодняшний день –  главная проблема реформы налогообложения, она играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.

Анализ реформаторских преобразований в области налогов  в основном показывает, что выдвигаемые  предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие). Однако в сегодняшнее время необходима принципиально иная налоговая система, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода. И это не случайно, т.к. оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе.

На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

 

Список литературы

 

  1. Гуревич С.В. Косвенное налогообложение в реформируемой налоговой системе // Финансы. -  2008. - №3.
  2. Игудин А.Г. Межбюджетные отношения и реформа местного самоуправления // Финансы. – 2008. - №7.
  3. Караваева И.В. О тенденциях изменений в налоговой сфере// Финансы. – 2008. - №5.
  4. Сидорова Н.И. Специфика и функции НДС //Финансы. – 2008. - №2.
  5. Основные направления налоговой политики на  2009-2011 г. // /www.akdi.ru/nalog/pr_news07/644.htm
  6. Проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»
  7. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд.  2011. 
  8. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Г. Грязновой, проф. Е.В. Маркиной. – М.: Финансы и статистика, 2008.
  9. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
  10. Финансы: Учебник / Под ред. В.В. Ковалева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ООО «ТК Велби», 2011.
  11. Финансы: Учебник / Под ред. проф. С.И. Лушина, проф. В.А. Слепова. – М.: Издательство Российская экономическая академия, 2010.
  12. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2 – М.: Эксмо, 2012
  13. Российский статистический ежегодник. 2007// www.gks.ru
  14. Справочно-правовая система «Гарант».
  15. Официальный сайт Министерства финансов // www.minfin.ru

Информация о работе Косвенное налогообложение, его роль в формировании доходов бюджетной системы