Косвенные налоги в Таможенном союзе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:53, доклад

Описание работы

Следствием создания Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана стала, в частности, беспошлинная торговля между странами, образовавшими союз. Однако, это не отменило обязанностей по уплате косвенных налогов в ходе такой торговли.
Взимание косвенных налогов в Таможенном союзе регулируется следующими нормативно-правовыми актами:
- Соглашение "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" от 25.08.2008 (далее - Соглашение);
- Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009 (далее - Протокол).

Работа содержит 1 файл

проблемы налогов.docx

— 60.46 Кб (Скачать)

АО «Рахат»

Утверждение перечней

С 2010 г. не решены вопросы по утверждению  перечней условий, производственных и  технологических операций, достаточных  для признания товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных  товаров, помещенных под таможенные процедуры свободной таможенной зоны и свободного склада, товаром Таможенного союза, что не позволяет максимально использовать предпринимателями возможности ТС для экспорта своей продукции в другие страны ТС, а также применения льгот по таможенным пошлинам и налогам с 1 января 2012 г.

Необходимо ускорить принятие соответствующих  решений КТС.

АО «НК «Казахстан Инжиниринг»

Реализация соглашений по производственной кооперации

В целях полноценной реализации договоренностей между РК и странами ТС в рамках соглашений об общих  условиях и механизме поддержки  развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств-участников СНГ, о товарообороте и производственной кооперации в области машиностроения на взаимоувязанной основе, между  правительством РК и правительством РБ о производственной и научно-технической  кооперации предлагаем создать рабочую  группу по формированию перечня организаций  и товаров, при ввозе, которых предусмотрено освобождение от НДС.

Это позволит стимулировать полноценную  кооперацию между нашими предприятиями, повысить конкурентоспособность.

АО «НК «Казахстан Инжиниринг» 

Недоработки при  применении  налогового законодательства в рамках ТС: 

Подтверждение экспорта

Протокол «О порядке взимания косвенных  налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в ТС» предполагает переложить часть обязанностей по администрированию экспорта товаров на самого экспортера. То есть казахстанский экспортер подтверждает перед казахстанскими налоговыми органами факт вывоза товаров за пределы РК, например в РФ, фактом уплаты покупателем-резидентом РФ косвенных налогов на территории РФ. Подтверждающим документом является заявление от импортера РФ о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства – члена ТС, на территорию которого импортированы товары. Таким образом, подтверждение экспорта товара налогоплательщиком РК зависит от действий другого хозяйствующего субъекта – резидента РФ, на которого у налогоплательщика РК нет необходимых рычагов воздействия.

Считаем необходимым устранение такой  зависимости при налогообложении  экспорта товаров в страны – члены  ТС. Необходимо ускорить отмену представления  контрагентами стран – членов ТС в налоговые органы отчетности на бумажном носителе.

АО «Рахат»

Отсутствие строго установленных  сроков возврата деклараций таможенным органам при экспорте в третьи страны через таможенную границу  ТС

Согласно Решению Комиссии ТС от 18 июня 2010 г. № 330 декларации на товар, разрешенный  на убытие, возвращаются таможенному  органу другого государства –  члена ТС, осуществившему выпуск товара в соответствии с заявленной таможенной процедурой. Но при этом срок возврата декларации на товар четко не регламентирован.

Отсутствие строго регламентированных сроков затрудняет ведение налогового учета экспортных операций налогоплательщика-экспортера и может повлиять на несвоевременное  отражение экспортных операций в  налоговом учете, в том числе  и в налоговой отчетности по НДС.  

В соответствии с п. 12 решения КТС  от 18 июня 2011 г. № 330 таможенным органом  места убытия не позднее 10 дней с  даты убытия товаров с таможенной территории Таможенного союза  экземпляр реестра вместе с таможенными декларациями  направляется в соответствующий таможенный орган государства – члена Таможенного союза, уполномоченный на сбор, обработку и передачу реестров и таможенных деклараций. Учитывая, что обмен оригиналами экспортных деклараций происходит между государствами – членами Таможенного союза почтовой связью, возможно превышение сроков предоставления экземпляров экспортных деклараций, предусмотренных вышеуказанным решением. В целях своевременного подтверждения фактического вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза на встрече руководителей таможенных служб Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (г.Минск) утверждена Технология обмена информацией между таможенными органами государств – членов Таможенного союза о подтверждении фактического вывоза товаров через внешнюю границу Таможенного союза с использованием информационных систем контроля. В настоящее время Сторонами принимаются усилия по реализации вышеуказанной технологии и автоматизации данной системы, что значительно сократит сроки поступления информации, подтверждающей фактический вывоз товаров с территории Таможенного союза.

АО «Рахат»

Признание даты совершения импорта

В случае ввоза импортируемых товаров  датой совершения облагаемого импорта  согласно действующему Налоговому кодексу  РК (статья 276-6) является дата принятия налогоплательщиком на учет импортированных  товаров, при этом на практике налоговые  органы РК требуют отметки прохождения  государственной границы. Пограничная  служба РК оформляет талон о прохождении  государственного контроля, единственный экземпляр которого остается в транспортной компании, т.е. не попадает ни покупателю, ни продавцу.

Считаем некорректным «привязываться»  к дате пересечения границы, поскольку: внутри стран-членов ТС при отмене всех видов пограничных досмотров/контроля отсутствует документ, подтверждающий такую дату; возможны различные условия  поставки.

Датой совершения облагаемого импорта  целесообразно признавать дату оприходования  товара на склад покупателя. У налоговых органов вызывает беспокойство, что у части налогоплательщиков отсутствуют собственные складские помещения и в этом случае они не будут показывать в учете приход на склад, но в данном случае, можно учитывать либо приход на арендованный склад, либо на железнодорожный тупик (отметка железной дороги), либо отметка транспортной компании о приходе груза в точку назначения, но в учет налогоплательщик все равно поставит.

АО «Рахат»

Разные ставки НДС

В странах-членах ТС сложились разные налоговые ставки по НДС: у нас, например, НДС – 12%, в России –18%, в Белоруссии – 20%. Действующая в настоящее  время система взимания НДС в  рамках ТС имеет определенные недостатки, связанные с большим документооборотом, сжатыми сроками предоставления подтверждающих документов и т.д.

Предлагаем к рассмотрению следующий  порядок: каждая страна, входящая в  ТС, начисляет и платит НДС при  взаимных торговых операциях, в соответствии со своим национальным законодательством, а при зачете НДС разница, возникающая  из-за разных ставок НДС, относится  на взаимоотношения с бюджетом. Далее  в рамках бюджета ТС эта разница  перераспределяется в пользу той  или иной страны. 

АО «Рахат»

Обложение НДС железнодорожных  услуг российских перевозчиков на территорию ТС 

В настоящее время услуги российских железнодорожных перевозчиков по перевозке  грузов из России на территорию государств-членов ТС облагаются НДС по ставке 18% плюс 12% казахстанского, в результате чего растут цены на российские товары. При  этом при оказании аналогичных услуг  российским перевозчиком третьим странам  такие услуги НДС не облагаются. К примеру, в Казахстане при осуществлении  международных перевозок из республики на территорию государств – членов ТС предусмотрена нулевая ставка НДС.

Необходимо внести поправки в российское налоговое законодательство по НДС  путем отмены ставки 18% и введения нулевой ставки за услуги по доставке товара по железной дороге до границы  Казахстана. Комиссией ТС вынесено решение, согласно которому российской стороне предложено внести соответствующие  изменения в законодательные  акты в части применения нулевой  ставки НДС при осуществлении  международных перевозок в рамках ТС. Руководство НК МФ РК сообщило, что  на уровне переговоров удалось внести поправки в российское налоговое  законодательство по НДС за услуги по доставке товара по железной дороге до границы Казахстана, но они еще  не вступили в силу.

Так, с 1 июля 2010 г. перевозки по территории РФ стали облагаться НДС 18% , что проводит к значительному повышению стоимости  казахстанской продукции и снижению ее конкурентоспособности. Сейчас предприниматели, включая наши заводы, заняты поиском альтернативных путей импорта для снижения накладных расходов. В конечном итоге, это приведет к снижению транзитного потенциала Таможенного союза.

В этой связи предлагаем внести изменения  в Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, услуг в Таможенном союзе, предусмотрев, чтобы на перевозки  товаров с территории одного государства  – члена Таможенного союза  на территорию другого государства  – участника Таможенного союза  распространялись принципы налогообложения  международных перевозок без  взимания НДС.

Справка: Ранее такие  перевозки в Казахстан считались  международными и не облагались НДС. Однако при создании Таможенного  союза странами-членами Таможенного  союза вносились соответствующие  изменения только в таможенное законодательство, при этом порядок налогообложения  остался без внимания. С объединением Казахстана, Белоруссии и России в  ТС стоимость услуг за перевозку  товаров по территории РФ, в том  числе и транзитную, стала облагаться НДС, что повлекло за собой удорожание себестоимости казахстанских товаров, сырья, материалов и комплектующих  для производства легковых автомобилей.

Так, для решения вопроса налогообложения  перевозок ОАО «Российские железные дороги» издан документ, определяющий порядок обложения НДС перевозок  грузов (товаров) по территории Российской Федерации, согласно которому тарифы для  потребителей услуг членов Таможенного  союза будут увеличены на величину НДС со ставкой 18 %. Например, стоимость  доставки одного контейнера с комплектующими из Чехии увеличилась на 15%, с 6 250 до 7 200 USD, стоимость доставки одного вагона-сетки из России увеличилась на 12%, с 5 870 до 6 602 USD.

В целях повышения конкурентоспособности  казахстанских товаров предлагаем как можно в более короткие сроки решить с российской стороной вопрос возврата к схеме, когда услуги по транспортировке товаров в Казахстан через территорию РФ будут признаны международными и не будут облагаться НДС.

Для исключения подобных административных барьеров в рамках ТС предлагаем:

1) в Протоколе о Порядке взимания  косвенных налогов при выполнении  работ, услуг в Таможенном союзе:

статью 1 дополнить термином «международная перевозка товаров в режиме международного транзита» - перевозка товаров с  территории одного государства –  члена Таможенного союза на территорию другого государства – участника  Таможенного союза с использованием международных железнодорожных  накладных»; 

статью 2 изложить в следующей редакции:

«Взимание косвенных налогов при  выполнении работ, оказания услуг, осуществляется в государстве – члене Таможенного  союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг, за исключением  работ, указанных в статье 4 настоящего Протокола, а также оказания услуг, связанных с международной перевозкой товаров в режиме международного транзита (таможенной процедуры транзита) с территории одного государства  – члена Таможенного союза  на территорию другого государства  – участника Таможенного союза»;

статью 4 дополнить пунктом 4  следующего содержания:

«Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС при  оказании услуг международной перевозки  в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией предоставляются следующие документы: договор на оказание услуг международной перевозки; документы, подтверждающие факт оказания услуг; копии накладных международной железнодорожной перевозки с отметками станции назначения перевозки».

АО «Казахстан Инжиниринг», АО «Азия  Авто», АО «Рахат»

Обязательное подтверждение  соответствия продукции (перечень товаров, подлежащих государственной регистрации)

Любая ввозимая продукция (к примеру, сырье или упаковка) сопровождается сертификатами производителя, гарантирующими ее безопасность и качество. Но таможенные органы требуют предоставление сертификата  соответствия безопасности ввозимого  товара, выданного казахстанским  Центром  сертификации, т.е. имеет место двойная сертификация, которая по большому счету может быть исключена. После этого необходимо оформление протокола испытаний данного товара в санитарно-эпидемиологической службе. Согласно постановлению правительства РЕ № 367 от 20.04.2005 «Об обязательном подтверждении соответствия продукции в РК» определен перечень сырья и материалов, которые при ввозе на территорию Казахстана должны быть в обязательном подтверждении соответствия продукции в РК», определен перечень сырья и материалов, которые при ввозе на территорию Казахстана должны быть в обязательном порядке сертифицированы. При этом надо отметить, что производимая в результате этими предприятиями пищевая продукция, в которой использовались в том числе и импортируемые сырьевые компоненты, которые уже были сертифицированы на основании вышеуказанного постановления, также подлежит сертификации, но уже как готовый продукт. Существующая сегодня норма «двойной» сертификации не соответствует логике системы технического регулирования, предполагающей государственный контроль только за готовой продукцией.  Действующая разрешительная система ввоза товара на территорию Казахстана – бюрократический процесс сбора большого пакета документов и дублирующих друг друга сертификатов.

Информация о работе Косвенные налоги в Таможенном союзе