Косвенные налоги в Таможенном союзе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:53, доклад

Описание работы

Следствием создания Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана стала, в частности, беспошлинная торговля между странами, образовавшими союз. Однако, это не отменило обязанностей по уплате косвенных налогов в ходе такой торговли.
Взимание косвенных налогов в Таможенном союзе регулируется следующими нормативно-правовыми актами:
- Соглашение "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" от 25.08.2008 (далее - Соглашение);
- Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009 (далее - Протокол).

Работа содержит 1 файл

проблемы налогов.docx

— 60.46 Кб (Скачать)

Принимая во внимание вышеизложенное, просим разъяснить, является ли достаточным  основанием для подтверждения экспорта товара копия грузовой таможенной декларации, заверенная таможенным органом в  пункте выпуска товара (таможенный орган РК), с отметкой таможенного  органа в пункте фактического убытия товара на экспорт (таможенный орган, расположенный  в пункте пропуска на таможенной границе  Таможенного союза)? 

Предлагаем на период становления  Таможенного союза и имеющихся  проблем администрирования, рассмотреть  вопрос о признании налоговыми органами достаточным основанием для подтверждения экспорта товара копии ГТД, заверенные таможенным органом в пункте выпуска товара (таможенный орган РК), с отметкой таможенного органа в пункте фактического убытия товара на экспорт (таможенный орган, расположенный в пункте пропуска на таможенной границе Таможенного союза). Наше предложение основано на том, что отметки на копиях ГТД будут оригинальными.

Для улучшения показателей товарооборота  между странами ТС необходимо упростить  процедуру подтверждения экспорта товаров в рамках Таможенного  союза. Так, с 1 июля 2010 г. экспортеры ТС, являющиеся ответственными налогоплательщиками,  становятся заложниками исполнения налоговых обязательств покупателями товара при подтверждении уплаты ими НДС на импорт.

Примеры. А. При экспорте товаров из одной страны ТС в другую экспортер несет убытки по уплате НДС, в случае если импортер-покупатель несвоевременно представил или не представил документы в свой налоговый орган или не уплатил НДС на импорт. Таким образом, создаются барьеры для межстрановой предпринимательской активности и создания новых связей.

Б. при экспорте металла из РФ в страны ТС товаропроизводители автоматически включают 18% надбавку в цену товара (из-за проблем администрирования) для казахстанских потребителей. В итоге складывается ситуация, что экспортерам легче налаживать связи и вести бизнес с партнерами из третьих стран. Возможно, необходима более активная позиция и поддержка налоговых органов стран ТС при получении соответствующих подтверждений  экспортерами от  контрпартнеров.   

АО Усть-Камепногорский титано-магниевый комбинат, АО «НК «Казахстан Инжиниринг»

В соответствии со статьей 244  Налогового кодекса транспортировка товаров, экспортируемых с территории РК и импортируемых на территорию РК, а также транспортировка по территории РК транзитных грузов облагаются по нулевой ставке

При этом перевозка считается международной, если оформление перевозки осуществляется в случае перевозки экспортируемых товаров по системе магистральных  трубопроводов документами, подтверждающими  передачу экспортируемых товаров покупателю либо другим лицам, осуществляющим дальнейшую доставку указанных товаров, с представлением грузовой таможенной декларации, оформленной  в таможенной процедуре экспорта. Едиными международными перевозочными  документами по системе магистральных  трубопроводов являются: грузовая таможенная декларация на транзитный объем товаров  по каждому магистральному трубопроводу за расчетный период, либо копия  заявления о ввозе товаров  и уплате косвенных налогов, полученного  экспортером от импортера товаров, акты выполненных работ, акты приема-сдачи  грузов, счета-фактуры. Транспортировку  товаров по системе магистральных  трубопроводов на территории Республики Казахстан осуществляют две компании «АО Интергаз Центральная Азия» (транспортировка природного газа) и АО «Казтрансойл» (транспортировка нефти). Указанные компании осуществляют транспортировку экспортируемого с территории Республики Казахстан на территории других государств природного газа и нефти по магистральным трубопроводам. Экспортером является резидент Республики Казахстан. В соответствии с действовавшими нормами таможенного законодательства РК экспортером оформлялась грузовая таможенная декларация в режиме «Экспорт-10» в 5 экземплярах, один экземпляр которого предоставлялся перевозчику. Перемещение через таможенную границу Республики Казахстан производилось на основании ГТД на экспортируемый товар, оформленный экспортером природного газа. Согласно Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 379, ГТД составляется в трех экземплярах. В соответствии с пунктом 13 инструкции первый экземпляр остается в таможенном органе, которому декларируются товары, второй и третий экземпляры возвращаются декларанту. При этом при помещении товаров под таможенную процедуру, предусматривающую вывоз товаров с таможенной территории, второй экземпляр предоставляется в таможенный орган, расположенный в месте убытия товаров с таможенной территории. Таким образом, компании, осуществляющие транспортировку товаров, экспортируемых за пределы территории Таможенного союза по системе магистральных газопроводов, лишены экземпляра ГТД. Как мы указывали выше, ГТД является документом, подтверждающим право применения нулевой ставки по услугам международной перевозки.

Считаем необходимым внести изменения  в инструкцию в части составления 4-го экземпляра ГТД, предоставляемого экспортером перевозчику товара по системе магистральных трубопроводов.

АО «Интергаз Центральная Азия»

В случае заключения с предприятиями  РФ контрактов, где принимаются условия  гарантийной (бесплатной) поставки, в случае дефекта частей при монтаже оборудования, дефекта частей при предварительном запуске оборудования, гарантийный срок на определенные запчасти данная ситуация не попадает под толкование регламентирующих документов (соглашений, протоколов, НК РК). На практике, когда осуществляется данная поставка (без счетов-фактур от поставщика), таможенные и налоговые органы рассматривают ситуацию как импорт товара, возникает обязанность по заполнению и сдаче Заявления и повторная уплата косвенных налогов. Имеется ли возможность внесения дополнений в регламентирующие документы ТС по вопросу гарантийной поставки и освобождения данного импорта от НДС?

ТОО «ENRC Kazakhstan»

Исходя из требований налогового законодательства РК перевозка считается международной, если оформление перевозки осуществляется едиными международными перевозочными документами, такими как товарно-транспортная накладная, железнодорожная накладная единого образца и т.д. В случае осуществления реализации и поставки товаров налогоплательщиком РФ в автомобильном сообщении обязан ли данный налогоплательщик предоставить покупателю именно товарно-транспортную накладную (на практике РФ предоставляет товарную накладную или другой документ),  если условия по предоставлению первичных документов от поставщика не оговорены контрактом, заключенным до 1 июля 2010 года?  

Имеется ли возможность внесения дополнений в регламентирующие документы, где  четко оговорить конкретный перечень международных перевозочных документов для стран ТС?

ТОО «ENRC Kazakhstan»

Исходя из требований Правил заполнения и представления Заявления  о ввозе товаров и уплате косвенных  налогов(Приложение 2 к приказу Министра финансов РК от 02.06.2010 №318) следует, что первый и третий разделы Заявления и приложение к нему заполняет налогоплательщик, второй раздел – налоговый орган. Заполнение раздела 3 Заявления предусмотрено в следующих случаях: 2) при реализации товара покупателю (указанного в строке 02 Заявления) через комиссионера, поверенного либо агента. При этом в строке 12 отражаются реквизиты договора (контракта) комиссии, поручения либо агентского договора (контракта), а в соответствующих строках данного раздела – стороны данного договора (контракта). Данная информация у покупателя отсутствует, так как обязанность в предоставлении информационного сообщения продавцом согласно Протокола «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе» предусматривает другие ситуации при импорте товара. Правильно ли требовать сведения и отражать их в данном разделе от поставщика – налогоплательщика РФ (принципал), заключившего агентский договор с налогоплательщиком РФ (агент), который в свою очередь осуществляет поставку товаров  покупателю РК, заключившего контракт с налогоплательщиком РФ (принципал). Возможно ли при возникновении подобных ситуаций для четкого определения необходимости отражения сведений в Заявлении пересмотреть требования Правил заполнения Заявления?  

ТОО «ENRC Kazakhstan»

Ст. 49 закона Республики Казахстан  «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый  кодекс)» от 10.12.2008 №100-IV касательно ст.  250, действующей до 1 января 2012.

Положения пункта 1 настоящей статьи применяются в отношении товаров, ввозимых плательщиком налога на добавленную  стоимость, за исключением предназначенных  для дальнейшей реализации, кроме:

1) передачи имущества в финансовый  лизинг;

2) вывоза ранее импортированных  товаров в режиме реэкспорта.

В целях осуществления лизинговой деятельности Обществом производится закуп техники и оборудования,  производимого в странах ближнего и дальнего зарубежья. При поставке из дальнего зарубежья, учитывая сроки нахождения техники и оборудования в пути следования в РК, некоторые поставщики предпринимают меры заблаговременной поставки в РК путем помещения и оформления иностранных товаров под таможенные процедуры временного ввоза (допуска) либо таможенного склада, порядок завершения, которых регламентирован таможенным законодательством Таможенного союза и РК. Так, Обществом рассматриваются варианты заключения сделок по приобретению у поставщиков техники и оборудования, помещенного последними под таможенные процедуры временного ввоза (допуска) либо таможенного склада путем проведения (Обществом) соответствующих мероприятий по переоформлению техники или оборудования с таможенных процедур временный ввоз (допуск)/таможенный склад в таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления, с последующей передачей в финансовый лизинг. При этом в соответствии с постановлением правительства Республики Казахстан от 19 марта 2003 г. № 269 «Об утверждении перечня импортируемых товаров, по которым налог на добавленную стоимость уплачивается методом зачета в порядке, установленном Кодексом Республики Казахстан от 12 июня 2001 г. «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), и правил его формирования», НДС по импорту уплачивался бы методом зачета. На сегодняшний день, по информации от поставщиков, у которых имеется в наличии техника и оборудование на территории РК в таможенных процедурах временный ввоз (допуск)/таможенный склад, таможенные органы запрещают переоформление с данных таможенных процедур в адрес других  участников ВЭД, приобретающих товары у поставщиков, в процедуру выпуска для внутреннего потребления с применением освобождения от уплаты в бюджет НДС по импорту методом зачета.

Основным поводом для вышеуказанного отказа является  редакция статьи 49 закона Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» от 10.12.2008 №100-IV о применении данной нормы в отношении товаров, ввозимых плательщиком налога на добавленную стоимость. Т.е. таможенные органы считают, что уплата НДС методом зачета на импортируемые товары будет распространяться только на товары, помещаемые под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления для их передачи в финансовый лизинг, участником внешнеэкономической деятельности, ранее ввезшем такие товары в РК в таможенных процедурах временного ввоза (допуска) или таможенного склада.

Существует ряд причин полагать вышеуказанные доводы необоснованными.

1. Таможенным кодексом РК установлено,  что ввоз товаров на таможенную  территорию Таможенного союза  – это совершение действий, связанных  с пересечением таможенной границы  Таможенного союза, в результате  которых товары прибыли на  таможенную территорию ТС любым  способом, включая пересылку в  международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного  транспорта и линий электропередачи,  до их выпуска таможенными  органами. Считаем, что вышеуказанное определение может быть напрямую применено к Обществу, так как: товар, заявляемый Обществом под процедуру выпуска для внутреннего потребления, является товаром, пересекшим таможенную границу Таможенного союза; товар прибывает на таможенную территорию Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами.

2. Согласно ст. 313 Таможенного кодекса  РК выпуском для внутреннего  потребления является таможенная  процедура, при помещении под  которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено настоящим Кодексом. Подпункт 54) пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса РК гласит: «иностранные товары – товары, не являющиеся товарами Таможенного союза, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров в соответствии с настоящим Кодексом». Кроме того, согласно подпункту 42) пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса РК: «товар – любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу Таможенного союза, в том числе носители информации, валюта государств – членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу». Следует особо отметить, что подпункт 44) пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса РК гласит: «перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза – ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза».

Исходя из вышеизложенного следует, что под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления помещаются иностранные товары. Общество считает, что иностранный товар является разновидностью понятия товар, который в свою очередь является любым движимым имуществом, перемещаемым через таможенную границу Таможенного союза. А перемещение товаров есть ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза. В связи с чем, возвращаясь к формулировке статьи 49 закона Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» от 10.12.2008 №100-IV о применении нормы в отношении товаров, ввозимых плательщиком налога на добавленную стоимость, считаем, что в целях избежания двоякого понимания и толкования термина «ввозимый» предлагаем заменить его на термин «декларируемый».

Так, Таможенный кодекс РК дает определение таможенному декларированию как заявлению декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.

2. Положения пункта 1 настоящей  статьи применяются в отношении  товаров, декларируемых плательщиком налога на добавленную стоимость, за исключением предназначенных для дальнейшей реализации, кроме:

1) передачи имущества в финансовый  лизинг;

2) вывоза ранее импортированных  товаров в режиме реэкспорта.

АО «Лизингвая компания «Астана-финанс»

В СКО за 10 месяцев 2012 года от импорта товаров из стран ТС поступило налогов на сумму более 11 млрд тенге

Пнд, 2012-11-26 17:36

В СКО за десять месяцев 2012 года поступило косвенных налогов  от импорта товаров из стран Таможенного  союза на сумму более 11 млрд тенге, передает корреспондент BNews.kz.

«За десять месяцев текущего года поступило косвенных налогов (НДС и акцизов) от импорта товаров  из стран Таможенного союза в  Республику Казахстан на сумму 11296,2 млн тенге, что на 2498,4 млн тенге больше, чем за аналогичный период прошлого года. Темп роста к 2011 году составил 130,9%. Доля поступлений налога на добавленную стоимость (НДС) в общем количестве косвенных налогов в текущем году составляет 10004,2 млн тенге, доля налога на акцизы 1291,0 млн тенге», - сообщил начальник управления административных косвенных налогов в рамках Таможенного союза Налогового департамента Арман Журсиналин.

Количество налогоплательщиков состоящих на регистрационном учете  в Налоговом департаменте по СКО, осуществляющих импорт товаров из стран  Таможенного союза, из года в год  растет. Так, в сравнении с аналогичным  периодом прошлого года, количество плательщиков увеличилось в среднем в 2,0 раза. За отчетный период текущего года в  налоговые органы предоставили налоговую  отчетность по товарам, импортированным  из Российской Федерации 1111 налогоплательщик, из Республики Беларусь 887 налогоплательщиков.

Основное увеличение налогоплательщиков в торговле со странами Таможенного  союза связано с увеличением  импортеров автотранспортных средств  из Республики Беларусь.

Преимущества Таможенного  союза на практике жители трех стран  уже успели оценить. Но наряду с добросовестными  налогоплательщиками, есть и те, кто  не торопится оплачивать надбавку. Во взаимодействии с госорганами  выявлены налогоплательщики, уклоняющиеся от исполнения налоговых обязательств, по результатам начислена сумма 5,2 млн тенге.

Информация о работе Косвенные налоги в Таможенном союзе