Косвенные налоги

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи работы. Исследование теоретических аспектов косвенного налогообложения в Республике Беларусь и определение направлений его совершенствования в условиях реформирования налоговой системы.
Для осуществления данной цели были поставлены следующие задачи:
• изучить экономическую сущность косвенных налогов и их роль в формировании финансовых ресурсов государства;
• раскрыть действующий механизм косвенного налогообложения в Республике Беларусь;

Работа содержит 1 файл

косвенные налоги.docx

— 105.35 Кб (Скачать)

Введение

 

Актуальность  темы. В рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. Рациональная налоговая система должна обеспечивать сбалансированность общегосударственных, региональных, местных и частных интересов, содействовать развитию производства, предпринимательства и активизации инвестиционной деятельности. Налоги и сборы, как обязательные эквиваленты платежей физических и юридических лиц, собираемых с целью обеспечения расширенного воспроизводства, призваны сглаживать остроту кризисных явлений в экономике государства и создавать стимулы повышения эффективности производства. Налоговая политика является важнейшим составным звеном экономической политики государства.

Центральное место в налоговой  системе занимают налоги, которые  являются не только источником бюджетных  поступлений, но и важнейшими структурными элементами экономики рыночного  типа. К таким налогам с полным основанием можно отнести косвенные  налоги.

Косвенные налоги в отличие  от прямых являются наиболее выгодными  как для государства, так как  не зависят от финансовых результатов  деятельности предприятий, так и  для покупателя – платятся незаметно, включаясь в цену товаров. Также  они наименее подвержены макроэкономическим изменениям в государстве, связанным  с мировым финансовым кризисом и  ухудшением финансового состояния  предприятия. Кроме того, косвенные  налоги наиболее удобны в расчете  и взыскании.

Однако система косвенного налогообложения Республики Беларусь полна проблем, которые требуют решения. В настоящее время проводится ее реформирование, однако это дело не одного дня, недели и даже месяца. На подобное реформирование порой уходят годы. Но проводить его необходимо, что сейчас в нашем государстве и осуществляется.

Цель и задачи работы. Исследование теоретических аспектов косвенного налогообложения в Республике Беларусь и определение направлений его совершенствования в условиях реформирования налоговой системы.

Для осуществления данной цели были поставлены следующие задачи:

·  изучить экономическую сущность косвенных налогов и их роль в формировании финансовых ресурсов государства;

·  раскрыть действующий механизм косвенного налогообложения в Республике Беларусь;

·  наметить пути совершенствования косвенного налогообложения в Республике Беларусь.

Основные и исходные данные для разработки темы. Теоретической и информационной основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных экономистов, а также нормативные документы Республики Беларусь.

Исследуемую проблему широко рассмотрели  в экономической литературе следующие  ученые: Т. И. Василевская, Н. Е. Заяц, Т. Е, Бондарь, С. И. Адаменко, В. А. Гюрджан, и И. Г. Русакова. В периодических изданиях достаточно глубокие исследования по данной теме проводили следующие авторы: А. В. Недоступ, А. А. Чумаков, Е. Ф. Киреева, и Н. А. Нехай .

Перечень примененных  методов исследования. В процессе исследования применялись общенаучные методы: вертикальный, горизонтальный, трендовый, экономико-статистический, методы сравнения.

Объем и структура результатов. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Курсовая работа включает 38 с., 1 рисунок, 4 таблицы, 20 источников, 2 приложения.

 

 

 

 

 

  1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ГОСУДАРСТВА

 

Во все времена правительства  различных стран активно прибегали к использованию косвенных налогов для покрытия государственных расходов. Истоки возникновения этих налогов прослеживаются еще в древних цивилизациях. Римляне применяли и универсальный налог с оборота в отношении товаров, продававшихся на рынках или аукционах империи. Эта система была введена ими в завоеванных Римом Египте, Франции, Испании и даже после падения Римской империи успешно продолжала применяться на указанных территориях.

Введение  косвенных налогов часто было связано с войной или кризисными явлениями в экономике, и, как  следствие этого, они несли на себе печать беспорядков и горя, были, как их называли немцы, «детьми отчаяния», «кризисными, военными и послевоенными налогами». Например, они широко использовались в Германии в 1916 г., во Франции в 1920 г. и в Бельгии в 1921 г. Во всех случаях при их введении ставилась одна задача -покрыть возникающие или возрастающие государственные расходы, связанные с первой мировой войной и ее катастрофическими последствиями. В 1940 г. в Англии с такой же целью – «оплатить войну» - были введены налог на покупки и система универсальных акцизов.

В начале 40-х гг. 26 американских штатов ввели универсальный налог с оборота. Основная причина его введения заключалась в том, что депрессия резко уменьшила поступления от других налогов, а налог с оборота с его низкой ставкой, значительными поступлениями и относительно безболезненным сбором как средство пополнения бюджета был особенно надежен и привлекателен в этот период.

По мнению  В. А. Гюрджана  косвенный налог это налог «не взимаемый непосредственно с лица, на которое он в конечном 
итоге падает, но взимаемый каким-то иным образом, в частности, при производстве или импорте предметов пользования или потребления, цена которых, следовательно, увеличивается для потребителя, который таким образом выплачивает налог в форме увеличенной цены». [10, с. 72]

В современной теории существуют 2 системы взимания косвенных налогов:

  • одноступенчатый сбор;
  • многоступенчатый сбор.

Одноступенчатый сбор предполагает взимание налога один раз на стадии производства или распределения. При этом возможны три подсистемы:

  1. Налог с производителя. Особое преимущество этой системы сбора заключается в низких затратах на налоговое администрирование, т.к. количество плательщиков невелико, а объекты налогообложения внушительны. Но данное преимущество перевешивается рядом недостатков: каскадный эффект налогообложения, налог не обеспечивает нейтральности, т.е. налоговое бремя распределяется не равномерно.
  2. Оптовый налог взимается на стадии, предваряющей розничную продажу. В сравнении с налогом с производителя здесь не только сохраняются отмеченные ранее недостатки, но и увеличивается количество налогоплательщиков, что создает трудности при администрировании налога.
  3. Налог с розничного оборота. Налоговой базой по такой системе является розничная цена, что исключает дискриминацию между различными каналами распределения. Налоговое администрирование при такой системе максимально сложное из-за большого количества плательщиков.

Многоступенчатый сбор охватывает несколько стадий производства и  распределения:

    • кумулятивный многоступенчатый сбор;
    • некумулятивный многоступенчатый сбор.

При кумулятивном – взимание налога производится на всех стадиях товародвижения без учета сумм уплаченных предыдущим звеном.

Некумулятивный многоступенчатый сбор представляет НДС, который позволяет  избежать практически всех недостатков  кумулятивной системы.

В Республике Беларусь до 1992 г. к косвенным налогом относились налог с оборота и налог с продаж. В 1992 г. в налоговую систему Республики Беларусь были введены НДС, акцизы и налог на топливо. Применение этих налогов предусматривало отмену налога с оборота и налога с продаж. В таблице 1.1 представлена переходная ситуация изменения косвенных налогов при введении НДС, и состояние данной ситуации в настоящее время.

 

Таблица 1.1 Расчетные показатели по косвенным налогам государственного бюджета Республики Беларусь

Показатели

1991 г.

1992 г.

2010 г.

млн руб.

% в общей сумме

млн руб.

% в общей сумме

млрд руб.

% в общей сумме

Налог с оборота

7563,0

26,7

-

-

-

-

Акцизы

-

-

14148,6

15,5

4 348,90

15,6

НДС

-

-

35933,3

39,3

11 784,9

42,4

Налог с продаж

1122,9

4,0

-

-

-

-

Налог на топливо

-

-

1019,2

1,1

-

-


Источник – собственная разработка. Таблица составлен на основе изучения экономической литературы.

В налоговой  системе Республики Беларусь с момента  ее создания и до настоящего времени  косвенные налоги играют  значительную роль, к ним относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог при упрощенной системе налогообложения, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции и другие. В общей сумме платежей этого вида 74 % приходится на НДС, и 19,1% −акцизы. Структура косвенных налогов и сборов приведена на рисунке 1.1.

 

Рисунок 1.1 − Структура косвенных  налогов и сборов

Источник –[18].

Косвенные налоги играют определяющую роль как в составе налоговых доходов бюджета, так и в составе общей суммы доходов бюджета.

Так в 2010 г. по сравнению с 2009  налоговые  доходы бюджета возросли на 1 352,1 млрд р. и составили 27 823,0. В том числе НДС и акцизы уве-личились на 3 586,6 и 873,6, и составили 11 784,9 млрд р. (42,4%) и 4 348,9 млрд р. (15,6%) соответственно.  По сравнению с 2009 г. их доля  возрасла на 11,4 п.п. по НДС,  и 2,5 п.п. по акцизам. Данные представлены в таблице 1.2.

Таблица 1.2 – Роль косвенных налогов в формировании налоговых доходов бюджета

Показатели

2009 г.

2010 г.

Отклонение

Сумма, млрд р.

Удельный вес.,%

Сумма, млрд р.

Удельный вес.,%

По сумме, млрд р.

По удельному весу, п.п.

1. НДС

8198,3

31,0

11 784,9

42,4

3 586,6

11,4

2. Акцизы

3475,3

13,1

4 348,9

15,6

873,6

2,5

3. Итого налоговых доходов

26 470,9

100

27 823,0

100

1 352,1

-


Источник − собственная разработка. Таблица составлен на основе изучения экономической литературы.

Данные таблицы 1.3 свидетельствуют  о том, что косвенные налоги играют большую роль в формировании доходов  бюджета. В 2009 году НДС занимал 17,5% от общего объема доходов бюджета, акцизы в свою очередь в 2009 г. составили 7,4%. Объем поступлений в бюджет НДС и акцизов в 2010 г. по сравнению  с 2009 г. увеличился на 21,4 и 6,9 п.п. соответственно.

Таблица 1.3 – Роль косвенных налогов в формировании доходов бюджета

Показатели

2009 г.

2010 г.

Отклонение

Сумма, млрд р.

Удельный вес,%

Сумма млрд р.

Удельный вес, %

По сумме, млрд р.

По удельно-му весу, п.п.

  1. НДС

8198,3

17,5

11 784,9

38,9

3 586,6

21,4

  1. Акцизы

3475,3

7,4

4 348,9

14,4

873,6

6,9

  1. Итого налоговых доходов

26 470,9

56,5

27 823,0

91,9

1 352,1

35,3

  1. Всего доходов

46 818,8

100

30 280,6

100

-16 538,2

-


Источник − собственная разработка. Таблица составлен на основе изучения экономической литературы.

В январе-марте 2011 года величина налоговой нагрузки на экономику  составила 30 % к ВВП и по сравнению с аналогичным периодом 2010 года сократилась на 1 п. п.

В структуре налоговой  нагрузки на экономику наибольший удельный вес в ВВП сохранился за косвенными налогами и сборами, однако по сравнению с первым кварталом 2010 года он снизился на 2,3 п. п. Величина и структура налоговой нагрузки на экономику в первом квартале 2010-2011 гг. представлены в таблице 1.4.

Таблица 1.4 − Величина и структура налоговой нагрузки на экономику

Республики Беларусь в  первом квартале 2010-2011 гг.

% к ВВП

 

Показатели 

1 квартал 2010 г.

1 квартал 2011 г.

Отклонение, п.п., (+/-)

Налоговая нагрузка

в том числе:

31,0

30,0

-1,0

косвенные налоги

14,0

11,7

-2,3

прямые налоги

7,5

10,2

2,7

смешанные налоги

2,9

2,6

-0,3

прочие налоговые доходы, сборы, пошлины

6,6

5,5

-1,1

Информация о работе Косвенные налоги