Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:46, курсовая работа
Цель и задачи работы. Исследование теоретических аспектов косвенного налогообложения в Республике Беларусь и определение направлений его совершенствования в условиях реформирования налоговой системы.
Для осуществления данной цели были поставлены следующие задачи:
• изучить экономическую сущность косвенных налогов и их роль в формировании финансовых ресурсов государства;
• раскрыть действующий механизм косвенного налогообложения в Республике Беларусь;
Источник – [18].
Снижение уровня налоговой нагрузки связано с упразднением ряда налоговых платежей, сокращением объектов налогообложения и исключением отдельных субъектов из состава плательщиков налогов, что обусловило более низкий темп роста налоговых доходов бюджета (темп роста 107,2 %) по отношению к росту ВВП (темп роста – 110,9 %).
Объем поступлений в бюджет косвенных налогов и сборов, которые по своей экономической природе являются надбавкой к цене реализуемых товаров, работ, услуг, сократился на 7,2 %, а их доля в ВВП уменьшилась с 14 до 11,7 %.
Темп роста поступлений НДС составил 95,2 %, удельный вес в ВВП снизился с 10,1 до 8,7 %. Отрицательная динамика поступлений обусловлена опережающей динамикой налоговых вычетов (темп роста 129,4 %) по отношению к начисленному по реализации налогу (темп роста 126,1 %) в основном за счет роста почти в 4 раза налоговых вычетов по товарам, облагаемым НДС по ставке 10 процентов, что связано с законодательным снятием ограничений по принятию к вычету сумм НДС.
Более 19 процентов общего объема косвенных налогов формируют акцизы. Их поступления сократились на 15,5 %, а удельный вес в ВВП – с 2,9 до 2,2 %. Основной причиной такой динамики явилась отмена периодических платежей по акцизам и зачет положительного сальдо, образовавшегося на 1 января 2011 года, в счет уплаты текущих платежей.
По единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции платежи снизились на 17,2 %, а их удельный вес в ВВП – с 0,2 до 0,1 % по причине снижения в 2011 году ставки налога с 2 до 1.
Кроме того, с 2011 года отменен налог на услуги, удельный вес которого в первом квартале 2010 года составлял 0,1 % в ВВП.
В
то же время налога при упрощенной
системе налогообложения
По остальным косвенным
Таким образом косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавок к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. В налоговой системе Республики Беларусь с момента ее создания и до настоящего времени косвенные налоги играют значительную роль, к ним относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог при упрощенной системе налогообложения, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции и другие. Косвенные налоги играют определяющую роль как в составе доходов бюджета. В структуре налоговой нагрузки на экономику наибольший удельный вес в ВВП приходится на косвенные налоги и сборы.
2. ДЕЙСТВУЮЩИЙ МЕХАНИЗМ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1. Методика взимания и уплаты НДС
В соответствии с Налоговым кодексом плательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации, индивидуальные предприниматели, доверительные управляющие по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, возникающим в связи с доверительным управлением имуществом, полученным в доверительное управление, в интересах вверителей и (или) выгодоприобретателей, физические лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом, Таможенным кодексом Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь, формирующими договорно-правовую базу таможенного союза, возложена обязанность по уплате налога на добавленную стоимость, взимаемого при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь.
Объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются:
1. Обороты по реализации товаров
(работ, услуг), имущественных прав на территории
Республики Беларусь, включая обороты
по реализации, по обмену, по безвозмездной
передаче, по передаче товаров (работ,
услуг), имущественных прав по соглашению
о предоставлении взамен исполнения обязательства
отступного, а также предмета залога залогодателем
залогодержателю (кредитору) при неисполнении
обеспеченного залогом обязательства,
по передаче лизингодателем предмета
финансовой аренды (лизинга)
лизингополучателю, по передаче арендодателем
объекта аренды арендатору, по прочему
выбытию товаров, основных средств и нематериальных
активов, неустановленного оборудования
и объектов незавершенного капитального
строительства и т.д.
2. Ввоз товаров на территорию
Республики Беларусь и (или)
иные обстоятельства, с наличием
которых Налоговый Кодекс, Таможенный
кодекс Республики Беларусь и
(или) акты Президента
Объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость не признаются:
Ставки налога на добавленную стоимость устанавливаются в следующих размерах:
0%: на товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта, а также вывезенные в государства-члены таможенного союза; работы (услуги) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иные подобные работы (услуги), непосредственно связанные с реализацией экспортируемых товаров; экспортируемые транспортные услуги, включая транзитные перевозки, а также экспортируемые работы по производству товаров из давальческого сырья (материалов); работы (услуги) по ремонту, модернизации, переоборудованию воздушных судов и их двигателей, единиц железнодорожного подвижного состава, выполняемые для иностранных организаций или физических лиц.
0,5%: при ввозе на территорию Республики Беларусь из государств – членов таможенного союза для производственных нужд обработанных и необработанных алмазов во всех видах и других драгоценных камней (коды по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь 7102 и 7103).
10%: при реализации производимой на территории Республики Беларусь продукции растениеводства (за исключением цветоводства, выращивания декоративных растений), пчеловодства, животноводства (за исключением производства пушнины) и рыбоводства; при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализации продовольственных товаров и товаров для детей, включенных в перечень, утвержденный Президентом Республики Беларусь.
20 %: реализация и ввоз на таможенную территорию Республики Беларусь других товаров и услуг, по которым не применяются ставки налога в размере ноль (0) и десять (10).
Кроме того, обороты по реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым ценам (тарифам) с учетом налога, облагаются по ставкам 9,09 и 16,67%. Категории товаров по этим ставкам соответствуют тем, которые указаны в размере 10 и 20% соответственно.
Имеется ряд товаров (работ, услуг), обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь не облагаются НДС, в том числе: лекарственные средства, медицинская техника, приборы и оборудование медицинского назначения; ветеринарные и медицинские услуги по перечням, утвержденным Президентом Республики Беларусь; услуги по содержанию детей в детских дошкольных учреждениях, обучению детей и подростков в кружках, секциях и студиях, музыкальных школах и специализированных учебно-спортивных учреждениях; услуги в сфере образования, связанные с образовательным процессом; услуги в сфере культуры и искусства по перечню, утвержденному Президентом Республики Беларусь; банковские и страховые услуги; услуги учреждений связи, оказываемые физическим лицам.
В соответствии с действующим законодательством взимание НДС в отношении перемещаемых товаров осуществляется по принципу страны назначения.
При ввозе на территорию Беларуси освобождаются от НДС следующие товары: