Лекции по "Налоговому администрированию"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:11, курс лекций

Описание работы

В любом государстве бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресурсов на общегосударственном и местном уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей. В соответствии с действующим налоговым законодательством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки. В Казахстане на налоговые поступления в структуре доходной части бюджета приходится, как правило, свыше 90%.

Содержание

Тема 1. Экономическое содержание, цели и задачи налоговой службы в РК
Экономическое содержание организаниции налоговой службы в РК.
Принципы, цели и задачи налоговой службы в РК.
Специфические черты налоговой службы.
Тема 2. Классификация налогового контроля. Формы и методы налогового контроля
1.Элементы налогового контроля.
2. Формы, виды и методы налогового контроля
3.Классификация налогового контроля.
4. Характеристика предварительного, текущего и последующего контроля
Тема 3. Регистрация налогоплательщика в налоговых органах
1.Государственная регистрация налогоплательщиков: содержание, цели, механизм
2. Регистрационный учет: сроки и порядок его осуществления.
3.Контроль налоговых органов за процессом открытия банковских счетов юридическими и физическими лицами
Тема 4. Налоговая отчетность и особенности ее приема
1. Правила предоставления налоговых форм
2. Необходимость и значимость проведения камерального контроля
Тема 5. Учет исполнения налогового обязательства, обязанности по перечислению обязательных пенсионных взносов и уплате социальных отчислений
1. Перечень информации, содержащейся на лицевых счетах налогоплательщиков
2. Учет начисленных сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет, обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений
3. Учет уплаченных, зачтенных, возвращенных налогов и других обязательных платежей в бюджет, обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений
4. Учет пеней, штрафов
Тема 6. Способы обеспечения исполнения, не выполненного в срок налогового обязательства
1. Обеспечения исполнения, не выполненного в срок налогового обязательства
2. Пеня на не уплаченную в срок сумму налогов и других обязательных платежей в бюджет
Тема 7. Меры принудительного взыскания налоговой задолженности
Принудительное взыскание налоговой задолженности
Взыскание налоговой задолженности за счет денег, находящихся на банковских счетах
Взыскание суммы налоговой задолженности налогоплательщика (налогового агента) со счетов его дебиторов
Взыскание за счет реализации ограниченного в распоряжении имущества налогоплательщика (налогового агента) в счет налоговой задолженности
Тема 8. Мониторинг как форма налогового контроля
1. Мониторинг крупных налогоплательщиков
2. Порядок и сроки представления отчетности по мониторингу
Тема 9. Система управления рисками
Необходимость и цель управления рисками
Действия органов налоговой службы по оценке и управлению рисками
Тема 10. Налоговые проверки
1. Налоговая проверка как основной способ налогового контроля
2. Регламентация налоговых проверок в Налоговом кодексе РК
3. Виды налоговых проверок и их характеристика
Тема 11. Правила применения ККМ с фискальной памятью
1. Требования к применению и контроль за соблюдением правил применения ККМ с фискальной памятью
2. Постановка контрольно-кассовой машины на учет в налоговом органе
3. Снятие контрольно-кассовой машины с учета в налоговом органе
Тема 12. Порядок оказания помощи органами налоговой службы налогоплательщикам
1. Пропаганда налогового законодательства органами налоговой службы
2. Услуги предоставляемые органами налоговой службы и их особенность
Тема 13. Обжалование результатов налоговой проверки и действий (бездействия) должностных лиц органов налоговой службы
1.Органы, рассматривающие жалобы налогоплательщиков (налоговых агентов) на уведомления о результатах налоговой проверки
2. Вынесение решения по результатам рассмотрения жалобы
Тема 14. Порядок пересмотра решения по результатам рассмотрения жалобы налогоплательщика (налогового агента)
1. Орган, осуществляющий пересмотр решения по результатам рассмотрения жалобы налогоплательщика (налогового агента)
2. Порядок рассмотрения жалобы, направленной в уполномоченный орган
3. Порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц органов налоговой службы
Тема 15. Проблемы и перспективы совершенствования налогового администрирования в РК
1. Проблемы налогового администрирования в РК
2. Результаты реформирования и перспективы совершенствования налогового администрирования в РК

Работа содержит 1 файл

organizacija_nalogovoj_sluzhby_v_rk.doc

— 1.82 Мб (Скачать)

3.Классификация налогового контроля.

4. Характеристика  предварительного, текущего и последующего  контроля

1. Налоговый контроль как деятельность уполномоченных органов может быть структурирован и представлен в виде неразрывно связанных между собой и составляющих единое целое элементов, урегулированных правовым образом.

Для характеристики налогового контроля из всей совокупности его элементов наиболее значимыми являются следующие:

1)  субъекты  налогового контроля;

2)  объект  и предмет налогового контроля;

3)  формы,  методы и мероприятия налогового контроля;

4)  документы  налогового контроля;

5)  этапы и  порядок проведения налогового  контроля.

2.В связи с тем, что налоговому контролю как составной части финансового контроля присущи основные свойства системы, критерии, лежащие в основе классификации налогового контроля, используются те же, что и при классификации финансового контроля.

В статьях Налогового кодекса, посвященных понятию налогового контроля, указываются формы, в которых  он может осуществляться:

- регистрация налогоплательщиков в налоговых органах;

- прием налоговых  форм;

- камеральный  контроль;

- учет исполнения  налогового обязательства, обязанности  по исчислению, удержанию и перечислению  обязательных пенсионных взносов,  исчислению и уплате социальных  отчислений;

- налоговое  обследование;

- мониторинг  крупных налогоплательщиков;

- налоговые  проверки;

- контроль за  соблюдением порядка применения  контрольно-кассовых машин; 

- контроль за  подакцизными товарами;

- контроль при  трансфертном ценообразовании; 

- контроль за соблюдением порядка учета, хранения, оценки, дальнейшего использования и реализации имущества, обращенного (подлежащего обращению) в собственность государства;

- контроль за  деятельностью уполномоченных государственных  и местных исполнительных органов в части исполнения задач по осуществлению функций, направленных на исполнение налогового законодательства Республики Казахстан.

В составе методов  государственного налогового контроля выделяет:

1)  общенаучные  методические приемы исследования  объектов контроля (анализ, синтез, моделирование, научное абстрагирование и др.);

2)  собственно  эмпирические методические приемы (инвентаризация, контрольные замеры работ, формальная и арифметическая проверки, письменный и устный опросы и т. д.);

3)  специфические приемы смежных экономических наук (приемы экономического анализа, экономико-математические методы, методы теории вероятностей и математической статистики).

Базируясь на предложенных авторами концепциях методов финансового  и налогового контроля, следует говорить о многоуровневой системе методов налогового контроля, которая включает в себя следующие виды методов:

—  общенаучные  методы, такие как анализ, синтез, моделирование, статистический метод и т. д.;

—  специальные  методы исследования, такие как проверка документов, экономический анализ, экспертиза, инвентаризация, осмотр предметов, помещений, территорий, применение которых характерно для определенных видов деятельности, в частности, для контрольной деятельности;

— методы воздействия  на проверяемых лиц в ходе осуществления налогового контроля, такие как убеждение, поощрение, принуждение и др..

В то же время  каждому виду налогового контроля присущи  свои методы. Поэтому применение конкретного  метода налогового контроля зависит от вида осуществляемого контрольного мероприятия, в этой связи выделять те или иные методы контроля целесообразно по ходу рассмотрения его видов.

3. Можно выделить следующую классификацию налогового контроля:

1.В зависимости  от субъектов,  осуществляющих  контрольную деятельность;

2.  В зависимости  от характеристики контролируемых  лиц;

3.  В зависимости  от объема контролируемой деятельности  проверяемого субъекта;

4.  В зависимости  от используемых методов и  приемов проверки документов налоговый контроль делится на два подвида;

5.   В зависимости  от времени совершения контрольных  действий;

6.  В зависимости  от места проведения мероприятий  налогового контроля;

7.  В зависимости  от плана проведения контрольных  мероприятий;

4. В основу классификации налогового контроля заложены принципы организации контрольных действий в зависимости от времени их совершения.

В условиях перехода на рыночные отношения все большую  роль играет предварительный контроль. Предшествуя совершению хозяйственных  и финансовых операций, он носит  предупреждающий характер. Для того, чтобы свести потери и убытки     к минимуму, необходима отлаженная система предварительного налогового контроля, цель которого предотвращать ошибки и нарушения. На стадии планирования и прогнозирования он служит предпосылкой для принятия оптимальных решений.

Текущий налоговый  контроль проводится на стадии исполнения финансовых документов и осуществления хозяйственно-финансовых операций, связанных с вопросами налогообложения. Цель его — исключить возможные нарушения налоговой дисциплины в момент совершения операции, обеспечить своевременность и правильность перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет. Данная форма контроля является частью процесса оперативного управления финансовой деятельностью субъектов хозяйствования и иных юридических лиц в части контроля за соблюдением установленных форм финансовых отношений, касающихся налогообложения. Она применяется во внутрихозяйственном контроле. Необходимо отметить, что текущий налоговый контроль непосредственно связан с бухгалтерским учетом и осуществляется бухгалтериями предприятий в момент перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет. При этом проверяется правильность определения суммы налогов, подлежащих к уплате, соблюдение установленных сроков уплаты. На практике текущий контроль реализуется также налоговой проверкой.

Заключительная  форма налогового контроля — последующий контроль, который осуществляется после совершения тех или иных хозяйственных операций и завершения отчетного периода. Данная форма налогового контроля имеет целью проверить законность совершенных налогоплательщиком финансово-хозяйственных операций, выполнение норм и требований налогового законодательства, полноту и своевременность перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет, а в случаях установления нарушений — принять соответствующие меры по их устранению, привлечь к ответственности виновных посредством применения финансовых санкций для возмещения ущерба.

Таким образом, формы, методы и виды налогового контроля тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они представляют собой важнейшие характеристики контрольной деятельности, осуществляемой налоговыми органами, рассмотрение которых является необходимым для понимания сущности налогового контроля.

 

Тема 3.  Регистрация налогоплательщика в налоговых органах

1.Государственная  регистрация налогоплательщиков: содержание, цели, механизм

2. Регистрационный  учет: сроки и порядок его осуществления.

3.Контроль  налоговых органов за процессом  открытия банковских счетов юридическими и физическими лицами

  1. Государственная регистрация и регистрационный учет налогоплательщика производятся на основании заявления о регистрации (о государственной регистрации, о постановке на регистрационный учет, об изменении регистрационных данных), заявления о снятии с учета, которые:

1) составляются  по форме, установленной уполномоченным  органом; 

2) подписываются,  заверяются и представляются  в налоговый орган для налоговой  отчетности.

Государственная регистрация налогоплательщиков - юридических лиц, их филиалов и представительств осуществляется уполномоченным органом с присвоением регистрационного номера налогоплательщика на основании извещений, представляемых уполномоченным органом по статистике, в течение двух рабочих дней со дня получения указанного извещения.

Уполномоченный  орган ведет учет налогоплательщиков путем формирования государственной  базы данных налогоплательщиков.

Государственная база данных налогоплательщиков - информационная система, предназначенная для осуществления учета налогоплательщиков.

Формирование  государственной базы данных налогоплательщиков заключается:

- в регистрации  физического лица, юридического  лица, структурного подразделения  юридического лица в органах  налоговой службы в качестве  налогоплательщика;

- в регистрационном  учете налогоплательщика:

- в качестве  индивидуального предпринимателя,  частного нотариуса, адвоката;

- по налогу  на добавленную стоимость;

- в качестве  электронного налогоплательщика;

- в качестве  налогоплательщика, осуществляющего  отдельные виды деятельности;

- по месту  нахождения объекта налогообложения  и (или) объекта, связанного  с налогообложением.

2. Регистрация физического лица, юридического лица, структурных подразделений юридического лица в качестве налогоплательщика включает в себя:

- внесение сведений  о данных лицах в государственную  базу данных налогоплательщиков;

- изменение  и (или) дополнение регистрационных  данных в государственной базе  данных налогоплательщиков;

- исключение  сведений о налогоплательщике  из государственной базы данных налогоплательщиков.

Регистрационный учет налогоплательщика включает в  себя постановку налогоплательщика  на регистрационный учет, внесение изменений и (или) дополнений в регистрационные  данные налогоплательщика, снятие налогоплательщика  с соответствующего регистрационного учета.

Регистрационными  данными налогоплательщика являются  сведения о налогоплательщике, представленные или заявленные в органы налоговой  службы:

уполномоченными государственными органами; 

банками или  организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций;

налогоплательщиком.

Внесение сведений в государственную базу данных налогоплательщиков осуществляется налоговым органом  после присвоения физическому, юридическому лицу, структурному подразделению юридического лица идентификационного номера на основании сведений национальных реестров идентификационных номеров.

Налоговые органы осуществляют внесение сведений в государственную  базу данных налогоплательщиков о:

- физическом  лице, в том числе иностранце  или лице без гражданства, - по месту жительства или пребывания;

- юридическом  лице-резиденте и его структурном  подразделении, структурном подразделении  юридического лица-нерезидента - по месту нахождения;

- юридическом  лице-нерезиденте, осуществляющем  деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение без открытия филиала, представительства, - по месту нахождения постоянного учреждения;

- нерезиденте,  являющемся налоговым агентом.

Внесение сведений в государственную базу данных налогоплательщиков осуществляется органами налоговой службы в течение трех рабочих дней со дня получения сведений национальных реестров идентификационных номеров.

Сведения о  физических лицах, содержащиеся в Национальном реестре индивидуальных идентификационных  номеров, передаются уполномоченным государственным органом в органы налоговой службы по достижении физическим лицом шестнадцати лет. В случае возникновения налогового обязательства у лиц, не достигших шестнадцати лет, сведения по таким лицам в органы налоговой службы передаются по запросу налогового органа.

3. Банки или организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, обязаны: при открытии банковских счетов налогоплательщику - юридическому лицу, включая нерезидента, его структурным подразделениям, физическому лицу, осуществляющему предпринимательскую, частную нотариальную, адвокатскую деятельность, иностранцу и лицу без гражданства, кроме банковских счетов, предназначенных для хранения пенсионных активов накопительных пенсионных фондов, активов, являющихся обеспечением выпуска облигаций специальной финансовой компании, и активов инвестиционного фонда, сберегательных счетов нерезидентов и (или) корреспондентских счетов иностранных банков-корреспондентов, уведомить уполномоченный орган об открытии указанных счетов посредством электронных каналов связи, обеспечивающих гарантированную доставку сообщений, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем их открытия, с указанием идентификационного номера. Счета государственных учреждений, открытые в уполномоченном государственном органе по исполнению бюджета, приравниваются к банковским счетам, а уполномоченный государственный орган по исполнению бюджета приравнивается к организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций.

Информация о работе Лекции по "Налоговому администрированию"